Вопрос о подведомственности поновому АПК РФ
Новый Арбитражный процессуальный кодекс позволяет оперативно решать многие вопросы. Тем не менее на практике нередко приходиться сталкиваться с вопросами, требующими знания не только арбитражного процесса.
Так, в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" с заявлением о признании недействительным предостережения прокуратуры города Бердска N 1 от 19 марта 2003 г.
Предостережение было вынесено начальнику Искитимского отделения филиала названного общества гр-ну С. о недопустимости нарушений закона при отключении жилых домов N 8-10 городка "Изумрудный" г.Бердска от энергоснабжения.
На первый взгляд, житейская история.
Энергетики хотят отключить три дома от энергоснабжения за то, что жильцы этих домов не состоят в договорных отношениях с энергоснабжающей организацией. Это влечет неоплачиваемый отпуск электроэнергии. Кроме того, по мнению акционерного общества, оно не может отпускать электрическую энергию в сети, не допущенные в эксплуатацию в установленном порядке.
В предостережении же говорится о том, что руководитель Искитимского отделения Энергосбыт ОАО "Новосибирскэнерго" уведомил прокуратуру г.Бердска письмом от 12 марта 2003 г. N 604 о предстоящем отключении названных домов от электроснабжения, т.к. эти дома незаконно присоединены к сетям ОАО "Новосибирскэнерго", а администрация г.Бердска не принимает меры к заключению договоров на электроснабжение указанных домов.
В ходе проведенной проверки было установлено, что все жильцы данных домов являются собственниками жилых помещений и общедомовых электрических сетей, к которым в установленном законом порядке было произведено подключение электроснабжения. Это подтверждено актами приема в эксплуатацию оконченных строительством объектов, которые были подписаны государственным инспектором "Новосибирскэнергонадзора". Кроме того, установлено, что никто из жильцов каких-либо действий по подключению электроснабжения домов не осуществлял, поскольку электрическая энергия подается в дома через присоединенную ранее электрическую сеть.
По мнению прокурора, принятые в эксплуатацию жилые дома были подключены к электроснабжению надлежащим образом, собственники квартир в этих домах также подключены к присоединенной электрической сети. Это в соответствии со ст.540 ГК РФ свидетельствует о наличии у граждан заключенных надлежащим образом договоров энергоснабжения.
Прокуратура г.Бердска с целью предотвращения возможного нарушения гражданского законодательства со стороны ОАО "Новосибирскэнерго", пытающегося решить свои интересы путем отключения граждан от источника жизнеобеспечения города (электроэнергии), в предостережении указала на необходимость соблюдения гражданского законодательства при прекращении подачи электроэнергии гражданам, а также на то, что уголовным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи электрической энергии потребителям.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый обществом акт не относится к ненормативным актам государственных органов и органов местного самоуправления, т.к. он не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей у юридического лица; не нарушает непосредственно интересов этого юридического лица, поскольку обращен не к юридическому лицу; не содержит властных предписаний, обязательных к исполнению юридическим лицом и не устанавливает ответственность юридического лица за их неисполнение.
По изложенным основаниям арбитражный суд пришел к выводу, что это предостережение прокурора ненормативным актом не является и не подлежит оспариванию в арбитражном суде. Суд прекратил дело производством на основании п.1 ст.150 АПК РФ.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по делу.
Заявитель (ОАО "Новосибирскэнерго") в кассационной жалобе указал на то, что предметом оспаривания в соответствии со ст.198 АПК РФ могут быть правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц или определенной группы лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Помимо правовых актов, решений, действий органов государственной власти и местного самоуправления в определенных случаях могут оспариваться акты и действия иных органов, наделенных теми или иными властными полномочиями, государственных или муниципальных органов, если они приняты в сфере административных или иных публичных правоотношений и затрагивают права и интересы субъектов экономической деятельности.
Предметом заявленных требований по рассматриваемому делу являлся спор публично-правового характера, возникший из публичных правоотношений сторон.
Деятельность прокурора или его заместителя, вытекающая из его полномочий, перечисленных в ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе и принятие актов прокурорского реагирования, к которым отнесено предостережение, носит публичноправовой характер, основанный на властных полномочиях.
Оспариваемый акт прокурора, по мнению ОАО "Новосибирскэнерго", содержит властные предписания, обязательные к исполнению. Обжалуемое предостережение прокуратуры г.Бердска N 1 от 19 марта 2003 г. нарушает законные интересы общества путем незаконного возложения обязанностей на ОАО "Новосибирскэнерго" по отпуску электрической энергии без договора с гражданами, а также нарушает законное право общества на безопасную эксплуатацию электрических сетей, поскольку к сетям заявителя присоединены энергоустановки, пущенные в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, и без соответствующего допуска эксплуатация таких энергоустановок небезопасна для сетей энергоснабжающей организации.
Поскольку оспариваемое предостережение адресовано конкретному лицу и устанавливает обязанность отпускать электрическую энергию для жилых домов N 8-10 городка "Изумрудный" г.Бердска, общество просило признать данный документ ненормативным правовым актом.
Эти доводы показались очень убедительными.
Для решения вопроса о том, правильно ли суды первой и апелляционной инстанций применили нормы материального и процессуального права, следовало изучить не только процессуальное законодательство и арбитражную практику. Надлежало проанализировать и законодательство о прокуратуре.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 г. (с изм. 1999 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" предостережение о недопустимости нарушения закона является актом прокурорского реагирования.
Статьей 29 АПК РФ определена подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Оспариваемое предостережение прокурора, исходя из смысла ст.29 АПК РФ, не относится к ненормативным правовым актам государственных органов, которые могут быть признаны недействительными в арбитражном суде. Названным Федеральным законом также не предусмотрена возможность обжалования предостережения прокурора в арбитражном суде.
С учетом названных обстоятельств кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о неподведомственности данного спора арбитражному суду и прекращении производства по делу.
Можно предположить, что жалоба разрешена и точка в споре поставлена. Однако это далеко не так, ибо из имеющегося в материалах дела представления прокурора на имя главы администрации муниципального образования г.Бердска следует, что руководителя органа местного самоуправления обязали принять меры по исправлению ситуации с энергоснабжением населения города путем определения балансовой принадлежности жилых домов и содействия установлению предусмотренных гражданским законодательством отношений энергоснабжения, не устраняясь от данной проблемы.
С принятием мер руководителем органа местного самоуправления данный конфликт найдет свое достойное разрешение.
Т. Отческая
"Право и экономика", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос о подведомственности по новому АПК РФ
Автор
Т. Отческая
"Право и экономика", 2004, N 3