Диалектика в действии, или Чем отличается
плохая налоговая инспекция от хорошей
Встречают по одежке
Чем могут отличаться очереди?
Самый важный отдел
Канцелярский вопрос
Какие они, ИМНС N 4 и 10, - самые лучшие или самые проблемные в городе? Это решила выяснить наш корреспондент Елена Александрова.
Опрос, проведенный в конце прошлого года, показал: многие бухгалтеры сочли эти две налоговые инспекции самыми лучшими и, как это ни странно, самыми худшими в городе одновременно. Диалектика (единство противоположностей), знаете ли, вещь не такая уж и сложная. И по сути именно она имела место при выдвижении инспекций на эти две "топ-позиции".
Встречают по одежке
На первый взгляд даже по внешнему виду ИМНС N 4 и 10 различаются, как небо и земля. Руководство "четверки", судя по внутреннему антуражу зала для приема основной массы налогоплательщиков, явно стремится сделать ее такой, какой ее мечтают видеть в центральном аппарате налогового ведомства все налоговые инспекции страны. Зал выполнен в стиле "модерн": пластиковые перегородки, окошки, столы для заполнения документов с расположенными прямо над ними информационными стендами. Кстати, пополняются свежими данными они довольно оперативно.
Впрочем, если бухгалтеру в ИМНС N 4 удастся по делам службы побывать дальше операционного зала, в котором, кстати, принимают отчетность, письма в канцелярию и документы на внесение изменений в регистрационные документы фирм, то он разочаруется. Прогресс дальше первого этажа пока не пошел: обычные кабинеты, коридоры и надписи на бумажках со списками налогоплательщиков. Справедливости ради надо заметить, что руководство этой налоговой сейчас прилагает все силы, дабы закончить ремонт во всем здании.
Что касается ИМНС N 10, то о том, что в этой инспекции с помещениями и оснащенностью туго, с первого взгляда догадается любой. Инспекция располагается в одном здании, но в нескольких подъездах. Места мало, коридоры узкие и извилистые. Новичку, попавшему в эту налоговую инспекцию в первый раз, нетрудно заблудиться в ее недрах. Специальных мест для заполнения документов нет. Стенды есть, но расположены они почему-то в самых темных и труднодоступных для глаза бухгалтера местах.
Чем могут отличаться очереди?
Пожалуй, отделы приема и ввода данных, в которых принимают и обрабатывают балансы и налоговые декларации налогоплательщиков, сейчас есть в любой инспекции. Ни ИМНС N 4, ни ИМНС N 10 не стали исключением. Вот только условия приема отчетности в этих инспекциях разительно отличаются. Правда, хмурые лица инспекторов и очереди терпеливо переминающихся с ноги на ногу бухгалтеров имеют место быть в них обеих. Но в "десятке" эти очереди в несколько раз длиннее, а посетители во столько же раз злее и раздраженнее. А все потому, что отчеты здесь принимают только в двух кабинетах: 32-м и 34-м. Там же предоставляют распечатки лицевых счетов и еще умудряются принимать плательщиков по другим вопросам. Места в ИМНС мало, очереди длинные, результат: бухгалтерам приходится мерзнуть на улице (охрана запускает в заветные кабинеты по двое).
В ИМНС N 4 условия комфортнее. Стоять с годовыми отчетами под мышкой приходится в помещении и не очень долго. Вместо 1,5-2 часов, как в ИМНС N 10, всего минут 20-40. В горячую пору прием документов идет сразу в 11 окнах.
Однако прежде, чем становиться в хвост очереди, лучше все же уточнить, верное ли окошко вы выбрали. Лучше спрашивать даже не у коллег, а у налоговиков в окне N 17. Там постоянно (кроме обеденного перерыва, разумеется) должен присутствовать сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками. Он подскажет, какое окно нужно именно вам.
Самый важный отдел
Это, как считают в МНС, отдел по работе с налогоплательщиками. По идее бухгалтер именно там решает все возникающие у него вопросы: получает консультации и разъяснения по уплате налогов, сверяет данные лицевого счета, берет справки об отсутствии задолженности, регистрирует кассовые аппараты и т. д.
Однако функции этих отделов в столичных ИМНС до сих не унифицированы. Консультируют налогоплательщиков как в ИМНС N 10, так и в ИМНС N 4. А сверкой в 10-й налоговой инспекции сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками в полном объеме не занимаются. В кабинетах 31-36 выдают распечатки лицевых счетов. Если же бухгалтер, изучив их, придет к мысли, что данные о начисленных и перечисленных его организацией налогах не совпадают с теми, которые имеются в базе налоговиков, то свою правоту он будет доказывать уже в отделе учета и отчетности.
В ИМНС N 4 бухгалтерам не нужно бегать по вопросам сверки из отдела в отдел. Но прежде, чем начать заветную процедуру в комнатах 25-28, им приходится писать заявление о проведении сверки и нести эту бумагу в канцелярию (окно N 33). А через два дня звонить по телефону 245-68-16 и уточнять имя инспектора, который будет этим заниматься, и номер его кабинета. "Сейчас у нас в инспекции очень много работы, так что тем, кто хочет срочно провести сверку, есть смысл почаще напоминать своему налоговому инспектору о себе" - такой загадочный совет дали сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками.
Что касается продолжительности этой кропотливой и утомительной для многих бухгалтеров процедуры, то сверка занимает много времени в обеих инспекциях. "Я догадывалась, что выверка может проходить долго, но полгода - это уже слишком", - в сердцах воскликнула выходящая из кабинета 26 ИМНС N 4 девушка. А в ИМНС N 10 пожилой бухгалтер поведал нам, что занимается сверкой и бегает из кабинета в кабинет по схеме "отдел учета - отдел приема и ввода данных - отдел учета" с конца лета прошлого года.
Канцелярский вопрос
Канцелярия - тоже немаловажный для налогоплательщиков отдел. От расторопности и исполнительности его сотрудников зависит, как быстро бухгалтер получит нужную его фирме справку, выписку или разъяснение. Суть работы канцелярских служащих в налоговых инспекциях практически идентична. Документы приходят сотруднику налоговой инспекции, тот присваивает им входящий номер и отправляет в дальний путь по многочисленным отделам ИМНС. Бухгалтеру и здесь надо быть как можно настойчивее, регулярно звонить и узнавать судьбу своих писем и прошений. Такой совет дали и в той и другой ИМНС.
Еще одна общая черта обеих инспекций - документы без полностью указанных реквизитов (название организации, ее адрес, телефон и ИНН) налоговики изучать не любят. В ИМНС N 4 их, по признанию сотрудницы канцелярии, регистрируют в самую последнюю очередь. "Если представитель организации или предпринимателя приносит нам ненадлежащим образом оформленное письмо или заявление, то мы тут же просим его дописать нужные сведения. А вот с отправителей писем по почте уже никакой информации не спросишь. Вот и лежат многие из них у нас в отдельных стопочках", - объяснила она.
В ИМНС N 10 "стопочек писем" уже, по-видимому, накопилось порядочно. Поэтому сотрудники канцелярии не советуют бухгалтерами переписываться с ними по почте. "Приносите лично" - таков вердикт налоговиков.
От редакции
Мы затронули лишь небольшую часть отличий и сходств (мнимых и явных) ИМНС N 4 и 10. Если вы, уважаемые читатели, можете что-то к этому добавить, мы с удовольствием вас выслушаем. Звоните по телефону 363-95-42 или пишите по электронной почте mosbuh@berator.ru.
ИМНС (кон- такты) |
Руководи- тель |
Статистика | Реквизиты | Фонды |
ИМНС N 10 адрес: 125047, ул. Чаянова, д.8 тел.: секретарь: 251-47-71 для справок: 251-10-29 факс: 251-41-57 "Горячая ли- ния": 957-62-07 |
Чугунова Алла Нико- лаевна - советник налоговой службы РФ I ранга |
Муниципалитеты: "Тверской", "Пресненский". Зарегистрирова- но: 39 191 юридических лиц, 25 913 физических лиц, из них - ПБОЮЛ - 823 |
ИНН: 7710047253, КПП: 771001001 ОКАТО: "Тверской": 45286585000 "Пресненс- кий": 45286575000 БИК: 044583001 |
Пенсионный фонд: "Тверской" - Твер- ской б-р, д.18, стр.2, тел.: 229-11-58 "Пресненский" - М. Златоустинский пер., д. 3, стр.1, тел.: 923-46-98 ФСС: Филиал N 31 - ул. Бахрушина, д. 36/14, стр. 1, тел.: 953-63-83 Управление стати- стики по ЦАО г. Москвы: Покров- ский б-р, д.12, тел.: 917-27-89 ФОМС: проспект Буденного, д. 31, тел.: 366-31-23 |
ИМНС N 4 адрес: 119048, ул. Доватора, д. 12, корп. 2, стр. 5 проезд: ст. м. "Спортив- ная"(выход на ул. 10-летия Октября), далее пешком тел.: секретарь - 245-67-96 для справок -247-10-57, 245-67-90 факс: 245-68-20 e-mail: admin4@mos- nalog.ru |
Ермаков Владимир Владими- рович - советник налоговой службы III ранга |
Муниципалитеты: "Арбат", "Хамовники". Зарегистрирова- но: 23 459 юридических лиц, 77 511 физических лиц, из них 2375 - ПБОЮЛ |
ИНН: 7704058987 КПП: 770401001 ОКАТО: "Арбат": 45286552000 "Хамовники": 45286530000 БИК: 044583001 |
Пенсионный фонд: "Хамовники" - Тверской б-р, д. 18, стр. 2, тел.: 229-34-72 "Арбат" - М. Златоустинский пер., д. 3, стр.1 ФСС: Филиал N 32 - ул. 26-ти Бакинс- ких Комиссаров, д. 11, тел.: 434-52-89; 434-51-18 Филиал N 24 - Се- меновская площадь, д.7, тел.: 366-83-85. Управление статис- тики по ЦАО г. Мо- сквы: Покровский б-р, д.12, тел.: 917-27-89 ФОМС: проспект Бу- денного, д.31, тел.: 366-31-23 |
Структура ИМНС N 10
/-------------------------------------------------\
/---| Руководитель |---\
| |Чугунова Алла Николаевна (каб. 7, тел.:251-47-71)| |
| \-------------------------------------------------/ |
/--------------\ /--------------\ /--------------\ /--------------\
| Заместитель | | Заместитель | | Заместитель | | Заместитель |
|Галдина Галина| |Романова Люд-| |Иванова Людми-| |Филимонов Ни-|
| Владимировна | |мила Александ-| |ла Николаевна| |колай Борисо-|
|(каб.59, тел.:| |ровна (каб.50,| |(каб.10, тел.:| |вич (каб.43,|
|250-97-63) | |тел.: | |251-62-22) | |тел.: |
| | |250-93-71) | | | |250-00-38) |
\--------------/ \--------------/ \--------------/ \--------------/
/--------------\ /--------------\ /--------------\ /--------------\
| Отделы | | Отделы | | Отделы | | Отделы |
|учета, отчетн-| |камеральных | |регистрации и| |выездных про-|
|ости и анализа| |проверок N 1; | |учета налогоп-| |верок N 1; |
|урегулирования| |камеральных | |лательщиков; | |выездных про-|
|задолженности;| |проверок N 2; | |выездных нало-| |верок N 2; |
|приема отчетн-| |камеральных | |говых проверок| |выездных про-|
|ости, ввода и| |проверок N 3; | |N 2; по рабо-| |верок N 3 |
|обработки дан-| |камеральных | |те с налогоп-| | |
|ных | |проверок N 4 | |лательщиками; | | |
\--------------/ \--------------/ |прочих контро-| \--------------/
|льных меропри-|
|ятий; отдел|
|оперативного |
|контроля в т.|
|ч. за денежны-|
|ми расчетами,|
|применением |
|ККМ, оборотов|
|алкогольной и|
|табачной про-|
|дукции |
\--------------/
Структура ИМНС N 4
/-------------------------------------------------------\
/-| Руководитель |-\
| |Ермаков Владимир Владимирович (каб.53, тел.: 245-67-96)| |
| \-------------------------------------------------------/ |
/--------------\ /--------------\ /--------------\ /--------------\
| Заместитель | | Заместитель | | Заместитель | | Заместитель |
|Ионкина Ольга| |Михалева Елена| |Титович Ната-| |Минеева Ольга|
| Николаевна | | Анатольевна | |лья Алексеевна| |Александровна |
|(каб.62, тел.:| |(каб.63, тел.:| |(каб.61, тел.:| |вич (каб.55,|
|246-92-93) | |245-42-22) | |245-67-98) | |тел.: |
| | | | | | |245-50-51) |
\--------------/ \--------------/ \--------------/ \--------------/
/--------------\ /--------------\ /--------------\ /--------------\
| Отделы | | Отделы | | Отделы | | Отделы |
|камеральных | |по работе с| |выездных про-| |камеральных |
|проверок N 2;| |налогоплатель-| |верок N 1; | |проверок N 1; |
|камеральных | |щиками; учета,| |выездных про-| |камеральных |
|проверок N 3;| |отчетности и| |верок N 2; | |проверок N 4; |
|регистрации и| |анализа; прие-| |выездных про-| |камеральных |
|учета налогоп-| |ма отчетности,| |верок N 3 | |проверок N 5 |
|лательщиков | |ввода и обра-| | | | |
\--------------/ |ботки данных; | \--------------/ \--------------/
|урегулирования|
|задолженности |
\--------------/
Е. Александрова,
корреспондент
"Московский бухгалтер", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007