Правомерно ли представление уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, если в течение 2002 года он исчислял единый социальный налог по стоимости патента?
В 2002 году согласно абзацу второму пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения при исчислении единого социального налога являлась валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений пункта 3 статьи 237 Кодекса.
Согласно положениям абзаца второго пункта 3 статьи 237 Кодекса налоговая база для данных налогоплательщиков определялась как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Применение иного подхода при исчислении валовой выручки для определения объекта налогообложения и налоговой базы индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства неправомерно, поскольку указанные налогоплательщики осуществляли деятельность, регламентированную Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2003 года.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.11.2002 N 321-О установлено, что изменение налоговых обязанностей индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения, по уплате единого социального налога, касающееся объекта налогообложения и налоговой базы, само по себе не означает ухудшение их положения, а потому не может быть истолковано как увеличение налогового бремени.
Следовательно, в 2002 году для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей правовых оснований для не уплаты единого социального налога с учетом внесенных изменений названным Законом не имеется.
Вместе с тем, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-0 положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми были изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 года.
В соответствии с положениями статьи 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Статьей 240 Кодекса установлено, что налоговым периодом при исчислении единого социального налога признается календарный год.
Учитывая Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-0 о том, что положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению не ранее чем с 1 февраля 2002 года, такие налогоплательщики вправе исчислить сумму единого социального налога за налоговый период 2002 года исходя из объекта налогообложения и налоговой базы:
с 1 по 31 января 2002 года - 1/12 от дохода, определяемого из стоимости патента на 2002 год;
с 1 февраля 2002 года - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 года, и коэффициента 0,1.
Н.Н. Шелемех,
советник налоговой службы РФ 1 ранга
3 февраля 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.