Приказ Минздрава СССР от 22 июля 1982 г. N 715
"О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении"
См. также приказ Минздрава СССР от 16 августа 1985 г. N 1096
Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л.И.Брежнев на XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза определил современное требование к хозяйствованию: "Экономика должна быть экономной". Решения съезда нацеливают на усиление режима экономии не только в производственной, но и в непроизводственной сфере, что имеет непосредственное отношение к советскому здравоохранению, которое обладает большими трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Поэтому одной из важных задач дальнейшего совершенствования здравоохранения является рациональное использование всех ресурсов. Улучшение медицинской помощи населению требует не только наращивания материальной и кадровой базы здравоохранения, но и дальнейшего совершенствования стиля и методов работы, организаторской деятельности на всех уровнях с учетом экономической эффективности проводимых мероприятий.
Одним из важнейших инструментов для решения этих сложных вопросов является нормирование труда. В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года", утвержденных XXVI съездом КПСС, указано: "Улучшить нормирование труда, ускорить внедрение технически обоснованных норм выработки и нормативов обслуживания...". Совет Министров СССР в апреле 1982 года обратил внимание на это министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, Госкомтруда СССР и поручил им разработать и осуществить, дополнительные меры но улучшению нормирования труда во всех сферах народного хозяйства и, особенно, в сфере нематериального производства.
29 - 30 июня с.г. состоялось Всесоюзное совещание, на котором были подведены итоги работы по нормированию труда в отрасли здравоохранения и обсуждены необходимые меры по совершенствованию нормирования труда медицинских и других работников учреждений здравоохранения.
В системе Министерства здравоохранения СССР проделана определенная работа по нормированию труда работников учреждений здравоохранения. Успешно действует система разработки нормативных документов, созданная на основании приказов Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1978 г. N 918 и от 20.04.1979 г. N 435. К работе по нормированию привлечено 50 специализированных научно-исследовательских институтов. Утверждено "Положение о порядке разработки документов и материалов по нормированию труда работников учреждений здравоохранения", которое предусматривает комплекс научных исследований и их основные этапы. Исходным материалом для разработки штатных нормативов являются данные потребности населения в различных видах медицинской помощи в разных типах учреждений здравоохранения, научно обоснованные положения об учреждениях, их структурных подразделениях, а также должностные инструкции медицинского персонала, результаты исследований о рациональной форме организации работы учреждения, труда его персонала и некоторые другие.
Для обеспечения большей репрезентативности и научной обоснованности разрабатываемых документов, для сбора материалов, необходимых при разработке нормативов по труду, а также для апробации документов по штатным нормативам Министерство здравоохранения СССР приказом от 25.06.1981 г. N 690 утвердило административные территории в 19 экономических районах страны.
Все это позволило расширить сферу нормирования, ускорить пересмотр действующих нормативов и повысить уровень их научной обоснованности.
Вся работа по нормированию труда работников учреждений здравоохранения проводится в соответствии со сводными годовыми и пятилетними планами нормативно-исследовательских работ, которые успешно выполняются. В основу этих планов положены рекомендации Госкомтруда СССР, являющегося координатором работ по нормированию труда всех министерств и ведомств.
Рекомендации предусматривают необходимость:
- обеспечения единства норм и нормативов на идентичные работы, имеющие широкое распространение в учреждениях здравоохранения и выполняемые в одинаковых условиях, применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду;
- замены действующих нормативов и норм труда в случаях, когда они перестали соответствовать достигнутому уровню организации медицинской помощи и труда;
- разработки новых норм и нормативов в связи с организацией новых учреждений, подразделений и внедрением достижений научно-технического прогресса в практику работы учреждений здравоохранения.
За прошедшие годы разработаны, пересмотрены и вновь утверждены штатные нормативы и типовые штаты персонала подавляющего большинства ранее существовавших и организованных в последнее время учреждений здравоохранения и их подразделений (республиканских, краевых, областных, городских, центральных районных, районных, окружных, участковых и отдельных специализированных больниц, поликлиник и больниц для восстановительного лечения, больниц для долечивания, центров для больных с острыми отравлениями, патолого-анатомических отделений (прозектур), аллергологическнх кабинетов поликлиник и др.).
Утверждены и внедрены в практику работы учреждений здравоохранения формы документов, необходимые для правильного использования штатных нормативов (справки о плановых показателях, которые являются не только документом для расчета максимального числа должностей, полагающихся учреждению по штатным нормативам и типовым штатам, но и единственным документом, при помощи которого решаются многие организационные вопросы, такие как централизация оказания отдельных видов медицинской помощи, установление режима работы отдельных служб и категорий медицинских работников, осуществление прикрепления отдельных контингентов на обслуживание к тому или иному учреждению, установление показателей для планирования штатов в зависимости от объема работы и т.д.; типовые формы штатных расписаний; ведомости замены должностей; расчетов), установлен порядок их составления, даны методические указания по определению расчетного числа должностей, положенных учреждению и др.
В целях более широкого применения межотраслевых и отраслевых норм разработаны и доведены до мест перечни нормативных материалов по труду, которые являются обязательными к применению в учреждениях здравоохранения.
Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, органы здравоохранения, руководители учреждений стали больше уделять внимания вопросам нормирования труда работников, рациональной расстановки и использования кадров, внедрению в практику работы элементов НОТа. Имеется положительный опыт работы во многих республиках и областях. Министерства здравоохранения Украинской, Казахской и Молдавской ССР издали справочники действующих штатных нормативов; во всех республиках проводится большая разъяснительная работа, регулярно занимаются повышением квалификации работников. Более системной стала работа по выдаче справок о плановых показателях, составлению штатных расписаний, проведению расчетов максимального числа должностей, полагающихся учреждению по действующим штатным нормативам, многие органы здравоохранения установили определенный порядок и сроки рассмотрения ходатайств учреждений по вопросам штатов (Министерство здравоохранения УССР, Крымский, Куйбышевский и другие отделы здравоохранения).
Вся работа по нормированию труда в учреждениях здравоохранения, которая выполнялась совместно с ЦК профсоюза медицинских работников, привела к тому, что до 98% работающих отрасли охвачены нормированием труда.
Вместе с тем, в области нормирования труда работников отрасли еще предстоит сделать многое, имеются упущения и недостатки в этой работе:
- недостаточно разработаны теоретические аспекты нормирования труда работников учреждении здравоохранения, в том числе по определению понятий "Штатные нормативы и типовые штаты", прав руководителей органов и учреждений здравоохранения по их применению; не получили развития психофизиологические методы исследований; не ведутся исследования по обоснованию продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха, по оптимизации специализации медицинской помощи; недостаточно изучены объем работы отдельных категорий работников здравоохранения, нормы нагрузки, расчетные нормы времени;
- некоторые научно-исследовательские институты неудовлетворительно выполняют функции, возложенные на них приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.04.79 N 435. Так, недостаточно изучены вопросы потребности населения в определенных видах медицинской помощи и предложения по ее удовлетворению на разных уровнях, не разработаны научно обоснованные положения о ряде учреждений здравоохранения, их структурных подразделениях и должностях медицинского персонала, а также рекомендации о рациональных формах организации труда. Почти полностью отсутствуют работы о потребности в вспомогательных лечебно-диагностических исследованиях и процедурах по различным специализированным видам медицинской помощи;
- вопросы нормирования труда работников учреждений здравоохранения, положительный опыт по применению штатных нормативов недостаточно освещаются в специальных журналах и в "Медицинской газете";
- вопросы экономики труда, в том числе нормирования, не включены в программы усовершенствования и повышения квалификации руководителей органов и учреждений здравоохранения и других организаторов здравоохранения. Не решаются в необходимых объемах вопросы повышения квалификации работников планово-экономической службы и бухгалтерского аппарата органов и учреждений здравоохранения;
- имеются нарушения установленного порядка формирования документов по труду и часто не производится определение, в необходимых случаях трудовых затрат. Не всегда наименования учреждений приведены в соответствие с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения и типовыми категориями. В ряде случаев штатные расписания составляются не по утвержденной форме, не соблюдается номенклатура врачебных и других должностей, применяются произвольные наименования подразделений, не все органы здравоохранения выдают правильно оформленные справки о плановых показателях; во многих случаях не устанавливаются дифференцированные нормы нагрузки персонала;
- несмотря на готовность полной загрузки ЭВМ задачами по нормированию труда Нормативно-исследовательский центр труда работников учреждений здравоохранения не в полной мере обеспечен электронно-вычислительной техникой;
- во многих случаях предложения об увеличении действующих штатных нормативов или отдельных учреждений вносятся без соответствующих обоснований, расчетов трудовых затрат, отработанных положений об учреждениях, структурных подразделениях и должностях и других необходимых документов. Так, вносятся предложения об увеличении штатных нормативов районных санэпидстанций и городских поликлиник. Между тем, проверка использования штатных нормативов в Московской области показала, что в штаты СЭС недовведено около 1 тысячи должностей всех категорий персонала, что составляет 21,1% к положенной штатной численности. Штатные нормативы городских поликлиник, по данным проверки 140 поликлиник республиканских и областных центров в 19 экономических районах страны, оказались в среднем недоиспользованы на 12,4%.
В целях дальнейшего улучшения нормирования труда работников учреждений здравоохранения и устранения имеющихся недостатков
1. Приказываю:
1.1. Министрам здравоохранения союзных республик, начальникам главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Министерства, Президенту Академии медицинских наук СССР, Начальнику В/О "Союзмедтехника", руководителям органов и учреждений здравоохранения:
1.1.1. Разработать и осуществить дополнительные меры по дальнейшему совершенствованию организации и нормирования труда как важного фактора рациональной расстановки и использования кадров, повышения эффективности и качества работы, обеспечивающей улучшение оказания медицинской помощи населению.
1.1.2. Принять неотложные меры к устранению имеющихся недостатков, отмеченных настоящим приказом, в частности, обеспечить:
- приведение наименований учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения;
- выдачу всем учреждениям здравоохранения справок о плановых показателях по формам и в порядке, утвержденном Минздравом СССР.
В справках предусматривать не только величину показателей для расчета положенного числа должностей, но и показатели для централизации отдельных видов медицинской помощи (офтальмологической, стоматологической, травматологической, лабораторной, физиотерапевтической и т.п.), прикрепления некоторых контингентов для обслуживания к учреждению, установления режима работы различных подразделений н категорий медицинских работников и т.д.;
- проведение расчетов максимального расчетного числа должностей, положенных учреждению в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами;
- утверждение штатных расписаний учреждений здравоохранения по форме и в порядке, утвержденном Минздравом СССР и Минфином СССР;
- установление наименований должностей и профессий рабочих согласно Квалификационным справочникам должностей служащих, Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Квалификационному справочнику профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС, Номенклатуре врачебных и фармацевтических должностей, штатным нормативам медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения (по среднему и младшему медицинскому персоналу);
- составление и утверждение, в необходимых случаях, ведомости замены должностей по форме и в порядке, утвержденном Минздравом СССР;
- установление норм нагрузки персонала, исходя из конкретных местных условий.
1.2. Министрам здравоохранения союзных республик, начальникам главных управлений, управлений и самостоятельных отделов МЗ СССР, Президенту Академии медицинских наук СССР, Начальнику В/О "Союзмедтехника":
1.2.1. Запретить вносить предложения об утверждении новых или увеличении действующих штатных нормативов и типовых штатов и введении дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов и типовых штатов без предварительного рассмотрения вопросов в министерствах здравоохранения союзных республик.
1.2.2. Предложения, предусмотренные пунктом 1.2.1., вносить при наличии обоснований, отработанных положений об учреждениях, структурных подразделениях и должностях, р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 22 июля 1982 г. N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 24 августа 2020 г.