Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1986 г. N 384-ДСП
"О мерах по устранению серьезных недостатков и усилению борьбы
с наркоманиями"
30 января 1987 г.
Приказом Минздрава СССР от 5 октября 1988 г. N 750 настоящий приказ признан утратившим силу
Проверкой состояния борьбы с наркоманиями во многих республиках, краях и областях вскрыты серьезные недостатки и грубые дефекты в работе органов и учреждений здравоохранения по этой острой медико-социальной проблеме.
Вследствие отсутствия должной ответственности со стороны многих руководителей органов здравоохранения, принятые ранее решения директивных организаций по борьбе с наркоманиями выполняются неудовлетворительно. Руководители органов здравоохранения не приняли действенных мер по предупреждению и предотвращению наркоманий, устранению причин, способствующих их распространению.
Неудовлетворительно проводится разъяснительная работа среди населения, прежде всего молодежи, о вредных последствиях употребления наркотиков, в связи с чем население пользуется сведениями о свойствах наркотических веществ из сомнительных источников.
Органы здравоохранения по-прежнему слабо занимаются своевременным выявлением, активным наблюдением и лечением больных наркоманиями, в проведении этой работы не опираются и не поддерживают необходимую связь с органами внутренних дел, трудовыми коллективами, учебными заведениями, профсоюзными и комсомольскими организациями.
При проведении работы по раннему выявлению подростков, употребляющих наркотические вещества, отсутствует должная взаимосвязь органов и учреждений здравоохранения, работников наркологических учреждений с общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, высшими и средними специальными учебными заведениями, комсомольскими организациями. Как правило, отсутствует система активного выявления и вся работа ограничивается пассивными действиями, взятием на учет лиц, употребляющих наркотические вещества, по данным, получаемым в основном от органов милиции.
В результате неудовлетворительной работы органов здравоохранения и других ведомств и организаций по борьбе с наркоманиями, за последнее время в ряде республик, краев, областей увеличивается распространение наркомании среди населения, особенно молодежи. Распространение наркомании имеет место в Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской АССР, Краснодарском и Приморском краях, в Куйбышевской, Ростовской, Николаевской, Джамбульской областях, в республиках Закавказья, Средней Азии и других регионах.
Диспансерное наблюдение за больными наркоманиями и лицами, употребляющими наркотики и взятыми на учет, осуществляется органами здравоохранения в ряде республик и областей неудовлетворительно. Во многих наркологических учреждениях больные наркоманиями в течение 1-2 лет не проходят обследования и не получают надлежащего наблюдения и лечения. Из числа выявленных больных наркоманиями только 25% проходят лечение в стационарах. Такое положение является совершенно недопустимым и свидетельствует об отсутствии руководства этой работой со стороны многих руководителей здравоохранения. Нередко руководители органов здравоохранения и наркологических учреждений объясняют это, якобы, трудностью и почти невозможностью привлечь больных наркоманиями к лечению в амбулаторных условиях и в особенности в стационаре.
Однако, как установлено проверкой, органы здравоохранения в целях привлечения к лечению больных наркоманиями в амбулаторных и стационарных условиях не используют, или крайне редко используют, такой важный законодательный акт, как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманиями", в соответствии с которым больные наркоманиями, уклоняющиеся от лечения (амбулаторного или стационарного), подлежат принудительному лечению в системе лечебно-трудовых профилакториев МВД СССР по постановлению народного суда.
Неудовлетворительно организован учет лиц, употребляющих наркотики. Не выполняется совместный приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства внутренних дел СССР от 31 декабря 1982 г. N 1315/340 "О профилактическом учете и наблюдении за лицами, в отношении которых установлено немедицинское потребление наркотических средств". Этим приказом предусмотрено осуществление систематической взаимной сверки картотек централизованного учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, а также лиц после выписки их из лечебно-трудовых профилакториев, после окончания срока лечения. Особенно неудовлетворительно эта работа организована в Казахской, Узбекской, Таджикской, Туркменской, Азербайджанской и Эстонской ССР, Краснодарском и Приморском краях, Чечено-Ингушской АССР и ряде других областей РСФСР.
В некоторых республиках и областях органы здравоохранения отнеслись формально к этой работе. В результате продолжают иметь место существенные расхождения в учете лиц, употребляющих наркотические вещества, в системе МВД СССР и Министерства здравоохранения СССР.
Серьезные недостатки продолжают иметь место в учете, хранении и применении наркотических средств в аптечных, лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, краевые и областные отделы здравоохранения не навели должного порядка в учете, хранении и контроле за расходованием наркотиков в учреждениях здравоохранения.
Продолжает оставаться значительным удельный вес источников получения наркотических веществ из учреждений здравоохранения, в том числе - 2,63% по назначению врача, 2.69% - получено по поддельному рецепту, 4.67% похищено в аптечных, лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения.
"Медицинский" канал поступления наркотиков до настоящего времени по-настоящему на перекрыт.
В результате отсутствия должного порядка, контроля и требовательности со стороны органов здравоохранения и аптечных управлений продолжается хищение наркотических веществ в крупных размерах. Так, в 1985 г. в гг. Краснодаре, Орджоникидзе, Оренбурге на аптечных складах совершено ряд краж наркотических веществ грузчиками в значительных размерах. Это явилось следствием бесконтрольности и безответственности при передаче наркотических средств из приемных отделов в отделы хранения.
Крупные хищения наркотических веществ совершены в Азербайджанской и Туркменской ССР, Кемеровской, Московской, Пермской, Семипалатинской и Чимкентской областях. Значительные недостатки в хранении наркотических веществ вскрыты в Казахской ССР, Приморском крае, в г. Ленинграде.
Имеют место факты сокрытия органами здравоохранения краж и хищений, совершенных в учреждениях здравоохранения. Так, органы здравоохранения Псковской, Кировской, Брянской, Пермской и некоторых других областей РСФСР скрыли факты краж и хищений значительного количества лекарственных наркотических средств. Информация об этом поступила в Минздрав СССР из Прокуратуры СССР. Таким образом, грубо нарушается приказ Министерства здравоохранения СССР N 1311 от 30 декабря 1982 г., в соответствии с которым органы здравоохранения должны докладывать о кражах и хищениях наркотиков в 3-х дневный срок.
Неудовлетворительно организован учет и контроль за расходованием наркотических средств в лечебно-профилактических учреждениях. Явно слабо проводится воспитательная работа с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений по сохранению и сокращению расхода наркотических средств.
До настоящего времени врачи общелечебной сети редко используют средства и методы, позволяющие во многих случаях обеспечить достаточный обезболивающий эффект, без назначения наркотических веществ, замену их другими лекарственными средствами, а также применение специальной аппаратуры для устранения болевого синдрома.
Продолжает оставаться низким качество обследования и в особенности лечения больных наркоманиями в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях, что является следствием недостаточной профессиональной подготовки врачебных кадров по вопросам наркоманий, отсутствия эффективных профилактических и лечебных средств и методов. Отсутствие во многих республиках, краях и областях, специализированных отделений и палат для лечения больных наркоманией.
Такое положение, сложившееся в борьбе с наркоманиями в большинстве союзных и автономных республик, краях и областях является следствием недооценки органами здравоохранения социальной опасности распространения наркоманий. Именно это является основной причиной, что многие руководители органов здравоохранения лично не занимаются этой проблемой, целиком передоверив ее работникам наркологической службы. В свою очередь, руководители наркологической службы мало внимания уделяют этой проблеме. В наркологических диспансерах, как правило, не выделены специально врачи-наркологи и фельдшера, которые бы непосредственно занимались профилактикой и ранним выявлением больных наркоманиями, их активным наблюдением и лечением.
Недостаточно широко осуществляются научные исследования по проблеме наркоманий. Медленно и в незначительном числе научно-исследовательских учреждений организован поиск новых эффективных способов, средств и методов ранней диагностики и лечения наркоманий. До настоящего времени отечественная промышленность не освоила выпуск приборов и экспресс-тестов для обнаружения наркотиков, в том числе в организме человека. К этой работе кроме научно-исследовательских учреждений системы здравоохранения не привлечены научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств, республиканских академий наук.
В целях решительного усиления мер борьбы с наркоманиями, приказываю:
1. Возложить персональную ответственность за выполнение постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по борьбе с наркоманиями на министров здравоохранения союзных и автономных республик, заведующих краевыми (областными) отделами здравоохранения, начальников Главных управлений здравоохранения гг. Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Московской области.
2. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми и областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения гг. Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Московской области:
2.1. Устранить отмеченные недостатки, в месячный срок разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решительной перестройке всей работы по борьбе с наркоманиями, повысить ее эффективность и результативность.
2.2. Обратить особое внимание на решение следующих задач:
2.2.1. Всесторонне проанализировать состояние борьбы с наркоманиями, разобраться с положением дел в каждой республике, крае, области, городе и районе, добиться коренного улучшения деятельности органов и учреждений здравоохранения по осуществлению мер борьбы с наркоманиями.
2.2.2. Обеспечить проведение в каждом трудовом коллективе, во всех учебных заведениях и среди населения по месту жительства индивидуально-воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение и искоренение наркоманий, особенно среди молодежи. Усилить разъяснительную работу среди населения о тяжелых последствиях употребления наркотических веществ, активно пропагандировать здоровый образ жизни. Повысить действенность антинаркотической пропаганды.
2.2.3. Организовать активное выявление больных наркоманиями в ранних стадиях заболевания и лиц, применяющих наркотические вещества. Осуществлять эту работу совместно с администрацией общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями, органами милиции, прокуратуры. Главным мероприятием в этом направлении считать решительное усиление указанной работы в трудовых коллективах, учебных заведениях и семьях (особенно неблагополучных в социальном отношении).
2.2.4. Навести полный порядок в учете и наблюдении за лицами, в отношении которых установлено немедицинское потребление наркотических средств. До 1 июля 1986 г. выверить контингенты указанных лиц с органами внутренних дел по каждой административной территории, имея ввиду единые цифры о числе лиц, потребляющих наркотики и состоящих на учете. В последующем сверять контингенты по состоянию на первое июля и первое января каждого года. Порядок выявления лиц, употребляющих наркотические вещества, их учет и активное наблюдение за ними осуществлять в соответствии о инструкцией "О порядке профилактического учета и наблюдения за лицами, в отношении которых установлено немедицинское потребление наркотиков", утвержденной совместным приказом Минздрава СССР и МВД СССР N 1315/340 от 31 декабря 1982 года.
2.2.5. Организовать систематическое диспансерное наблюдение за больными наркоманиями и лицами, употребляющими наркотики, взятыми на учет. С этой целью выделить в каждом республиканском, краевом, областном, городском, а где необходимо, и в межрайонном наркологическом диспансере, одного-двух врачей-наркологов и двух-трех фельдшеров-наркологов, в зависимости от численности контингента больных наркоманиями, специальным назначением для выявления, учета, наблюдения за больными наркоманиями и их лечения. С этой целью выделить в штатах указанных выше наркологических диспансеров одну-две должности врача нарколога и 2-3 должности фельдшеров (медицинских сестер) за счет численности соответствующих должностей, полагающихся учреждению по действующим штатным нормативам, для организации выявления и лечения лиц, страдающих наркоманиями, и профилактике наркоманий среди населения. В случае полного использования действующих штатных нормативов наркологических диспансеров, по усмотрению министров здравоохранения союзных и автономных республик, руководителей областных (краевых, городских) органов здравоохранения указанные должности могут быть введены в пределах численности соответствующих должностей, полагающимся всем амбулаторно-поликлинических учреждениях города, области, края, республики.
2.2.6. Для профилактики наркоманий среди населения и раннего выявления больных наркоманиями наряду с наркологической службой широко и конкретно привлечь работников общей лечебной сети и прежде всего участковых врачей педиатров и терапевтов, подростковых врачей, цеховых врачей, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, врачей психиатров-невропатологов и др. Всю работу по профилактике и выявлению лиц, употребляющих наркотические средства, проводить в тесном контакте с органами милиции, органами просвещения, профтехобразования и другими организациями.
2.2.7. Обратить особое внимание на активное привлечение к лечению больных наркоманиями, с этой целью:
- всех вновь выявленных больных наркоманиями в обязательном порядке госпитализировать с проведением полного курса лечения, для чего широко использовать разъяснительную работу с больными и их родственниками о необходимости стационарного лечения, а в необходимых случаях, привлекать органы внутренних дел;
- до 1 июля 1986 года завершить организацию в зависимости от местных условий, в составе психиатрических и наркологических больниц специализированных отделений на 30-40 коек для лечения больных наркоманией, а также изолированных палат для подростков, страдающих наркоманиями. Штаты указаниях специализированных отделений (палат) устанавливать в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 760 от 15 августа 1974 года.
Укомплектовать организуемые отделения для лечения больных наркоманиями опытными кадрами и обеспечить современными средствами диагностики и лечения наркоманий.
2.2.8. В течение I полугодия 1986 г. организовать подготовку врачей наркологов по вопросам профилактики наркоманий, раннего выявления, активного наблюдения и лечения больных наркоманиями.
Привлечь к этой работе руководителей соответствующих кафедр медицинских вузов.
2.2.9. Обязать главных врачей наркологических диспансеров:
- обеспечить всем больным наркоманиями, состоящим на учете, ежегодное обследование, систематическое наблюдение и курсовое лечение в амбулаторных и стационарных условиях по показаниям, а также поддерживающее лечение больных наркоманиями, выписанных из лечебно-трудовых профилакториев системы МВД, после завершения курса принудительного лечения.
- осуществлять лечение больных наркоманиями с обязательным проведением курсов лечения в соответствии с инструкцией, утвержденной настоящим приказом (приложение 1).
- в случае категорического отказа больных наркоманией от лечения принимать решительные меры к направлению их в установленном порядке на принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории системы МВД СССР.
3. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными и краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения гг. Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Московской области в двухмесячный срок, разработать и осуществить мероприятия по наведению порядка в учете, хранении, отпуске, расходовании и сохранности наркотических средств в аптечных учреждениях (аптеках, складах, базах), лечебно-профилактических учреждениях (поликлиники, диспансеры, больницы), научно-исследовательских учреждениях (научно-исследовательские институты, проблемные лаборатории, центральные научно-исследовательские лаборатории медицинских вузов и др.).
С этой целью:
3.1. При определении годовой потребности учреждений здравоохранения в наркотических средствах строго руководствоваться временными нормативами потребления наркотических лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, утвержденных настоящим приказом (приложение 2) и расчетной потребностью в них для научно-исследовательской работы, не допуская превышения действующих предельно допустимых норм расхода наркотических средств, утвержденных настоящим приказом (приложение 3).
3.2. Обеспечить в течение 1986 г. все места хранения наркотических средств в аптечных учреждениях системы здравоохранения охранной сигнализацией и сейфами. До 1 мая 1986 года провести проверку состояния средств охраны наркотических средств в аптечных учреждениях. При отсутствии надлежащих средств защиты принять необходимые меры к их усилению путем выделения сейфов и установления охранной сигнализации и других средств защиты. При отсутствии возможности проведения указанных мероприятий временно изъять наркотические средства из этих учреждений, возложив обеспечение наркотическими лекарственными средствами через другие учреждения, имеющие соответствующие условия хранения наркотиков. Лиц, виновных в нарушении установленных правил хранения и отпуска наркотических средств, строго наказать. О принятых мерах доложить Министерству здравоохранения СССР к I июля 1986 г.
3.3. До 1 мая 1986 г. провести инвентаризацию всех имеющихся рецептурных бланков для выписывания наркотических лекарственных средств, хранящихся в аптечных складах и находящихся в лечебно-профилактических учреждениях. Списки с перечнем номеров и серии бланков рецептов, обобщенные в разрезе республик, краев и областей, представить в Министерство здравоохранения СССР к 1 июля 1986 г. Потребовать от руководителей аптечных и лечебно-профилактических учреждений осуществить мероприятия, исключительно утерю или кражу рецептурных бланков для выписывания лекарственных наркотических средств.
3.4. Установить следующий порядок учета, отпуска, назначения, расходования и хранения наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических веществ в учреждениях здравоохранения;
3.4.1. Возложить персональную ответственность за учет, сохранность, отпуск, назначение и использование наркотических лекарственных средств и рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях непосредственно на руководителей учреждений здравоохранения, в научно-исследовательских учреждениях - на директоров НИИ, в аптечных учреждениях - на начальников аптечных управлений, заведующих аптечными складами и управляющих аптеками.
3.4.2. Производить снабжение лечебно-профилактических учреждений специальными рецептурными бланками на наркотические средства через местные органы здравоохранении (краевые, областные, городские и районные отделы здравоохранения), которые обеспечиваются этими бланками с аптечных складов. Запас специальных рецептурных бланков на наркотические средства в местных органах здравоохранения и учреждениях здравоохранения не должен превышать месячной потребности.
3.4.3. Обеспечить хранение специальных рецептурных бланков на наркотические средства только в сейфе, ключ и печать от которого должны находиться у руководителя органа здравоохранения, а в лечебно-профилактическом учреждении - у главного врача или его заместителя.
3.4.4. Осуществлять систематический контроль за выписыванием рецептов на наркотические лекарственные средства лечащими врачами только на специальных рецептурных бланках установленного образца, строго руководствуясь правилами выписывания рецептов на эти лекарства; категорически запретить врачам выписывать рецепты на наркотические средства наркоманам.
3.4.5. Обязать лечащих врачей назначение и использование наркотических лекарственных средств оформлять записями в истории болезни с указанием наименования наркотического средства и его количества.
3.4.6. Применение наркотических средств по назначению врача производить процедурной или палатной сестрой в присутствии врача с отметкой о проведенной инъекции в истории болезни и листке назначения.
3.4.7 Использованные ампулы из-под наркотических средств лечащим или дежурным врачом сдаются в этот же день, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю главного врача по лечебной части, в учреждениях, где он отсутствует - главному врачу. Главный врач создает комиссию под своим председательством, которая один раз в десять дней уничтожает использованные ампулы с составлением соответствующего акта по установленной форме.
3.4.8. Главным врачам онкологических диспансеров и территориальных поликлиник обеспечивать возврат в диспансеры и поликлиники наркотических лекарственных средств и рецептов на наркотические лекарственные средства, неиспользованных онкобольными, которые лечатся на дому, в соответствии с действующей инструкцией.
3.4.9. Потребовать от врачей лечебно-профилактических учреждений с целью уменьшения назначения наркотических средств больным шире использовать для снятия болевых синдромов электроакупунктуру, снятие боли путем поясной электростимуляции (аппараты ЧЭНС), а также, где это показано, применять лекарственные средства, не вызывающие патологического привыкания. Усилить контроли за обоснованностью выписывания врачами рецептов на наркотические средства и их назначение больным в стационарах.
3.4.10. До 1 мая 1986 г. провести проверку правильности назначения и оформления, допущенных (в том числе и временно) к работе по хранению, отпуску и учету наркотических лекарственных средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях. В случае выявления фактов нарушения порядка назначения и допуска лиц к хранению и отпуску наркотических средств виновных привлекать к строгой ответственности.
4. Установить персональную ответственность министров здравоохранения союзных и автономных республик, заведующих областными и краевыми отделами здравоохранения, начальников Главных управлений здравоохранения гг. Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента и Московской области за экстренные извещения о кражах и хищениях наркотических средств в учреждениях здравоохранения и обязать их обеспечить;
4.1. В 3-дневный срок сообщать о всех случаях края и хищений наркотических лекарственных средств из лечебно-профилактических и аптечных учреждений в Министерство здравоохранения ССОР по установленной форме. Одновременно в указанный срок обеспечить передачу материалов о кражах и хищениях наркотических лекарственных средств в судебно-следственные органы для выявления виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Извещение о кражах и хищениях в учреждениях здравоохранения направлять в Главное аптечное управление Минздрава СССР и Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР.
5. Министрам здравоохранения союзных республик в двухмесячный срок пересмотреть планы научных исследований по проблеме наркологии и принять меры по усилению этих исследований. Шире использовать для этой цели возможности научно-исследовательских учреждений системы республиканских Академий наук.
6. Заместителю министра здравоохранения СССР тов. Сафонову А.Г., начальнику Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР тов. Москвичеву А.М.:
6.1. Обеспечить личное руководство и контроль за выполнением директивных документов по усилению борьбы с наркоманиями.
6.2. Установить действенный контроль за деятельностью органов здравоохранения и наркологических учреждений по осуществлению ими мероприятий по решительному усилению борьбы с наркоманией. С этой целью ежеквартально проверять работу органов здравоохранения и наркологической службы по борьбе с наркоманией в 1-2 союзных республиках, с последующим обсуждением результатов на коллегии Министерства здравоохранения СССР.
6.3. Обеспечить своевременное и широкое внедрение в практику наркологических учреждений новых методов и средств ранней диагностики и лечения наркомании путем проведения декадников, семинаров и издания методических указаний по этим вопросам.
6.4. Совместно с Главным аптечным управлением Минздрава СССР установить действенный контроль за правильностью представления заявок органами здравоохранения на наркотические средства для лечебных и научно-исследовательских целей.
7. Начальнику Главного аптечного управления Минздрава СССР тов. Клюеву М.А.:
7.1. Усилить контроль за хранением наркотических веществ в аптечных учреждениях, особенно в аптечных складах и принять дополнительные меры к предупреждению краж наркотических средств в аптечных учреждениях.
7.2. Особое внимание обратить на сохранность в аптечных окладах специальных рецептурных бланков для выписывания наркотических средств. Принять меры к улучшению их учета и сохранности.
8. Возложить функции головного учреждения по проблеме "Наркология" (научные, организационные и методические аспекты) на Всесоюзный научно-исследовательский институт общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава СССР (тов. Морозов Г.В.).
Приказом Минздрава СССР от 25 июля 1991 г. N 196 функции головного учреждения по проблеме "Наркология" возложены Всесоюзный центр наркологии Минздрава СССР
8.1. Директору Всесоюзного научно-исследовательского института общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Минздрава СССР тов. Морозову Г.В.:
- укрепить структурные подразделения института, занимающиеся проблемой "Наркология", опытными кадрами, обеспечить необходимой аппаратурой для проведения научных исследований и установить личный контроль за их деятельностью;
- обеспечить систематическое организационно-методическое руководство наркологической службой и другими учреждениями здравоохранения по вопросам профилактики наркоманий, раннего выявления, учета, активного наблюдения и лечения больных наркоманией.
9. Директору Всесоюзного научно-исследовательского института общей и судебной психиатрии им. проф. В.П.Сербского тов. Морозову Г.В. в месячный срок разработать и представить для утверждения проекты приказа, инструкции и других методических материалов по организации на базе института (научно-статистический отдел по психиатрии) Всесоюзного регистра больных наркоманиями, зарегистрированных в лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения СССР тов. Сафонова А. Г.
Министр |
С.П. Буренков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1986 г. N 384-ДСП "О мерах по устранению серьезных недостатков и усилению борьбы с наркоманиями"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава СССР от 5 октября 1988 г. N 750 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава СССР от 30 января 1987 г.