Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) по отдельным вопросам оплаты медицинской помощи по компетенции сообщает.
По вопросу оплаты случаев оказания скорой медицинской помощи.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами) включена в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок оказания скорой помощи), скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, а также в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Согласно Порядку оказания скорой помощи скорая медицинская помощь включает процедуру установления смерти человека при ее оказании в неотложной форме и во время медицинской эвакуации пациента.
Таким образом, вызов бригады скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе с результатом вызова "смерть до прибытия бригады скорой помощи", подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вызов бригады скорой помощи для констатации уже наступившего летального исхода не подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Данная позиция соответствует изложенной в письме Федерального фонда от 25.07.2019 N 9052/30-1/и и подтверждается судами первой, апелляционной и кассационной инстанции (Решение от 12.08.2022 N А73-9649/2022, Постановление от 24.10.2022 N 06АП-5404/2022, Постановление от 03.02.2023 N Ф03-6594/2022 соответственно).
По вопросу финансового обеспечения проведения патолого-анатомических исследований.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), при проведении патологоанатомического вскрытия гистологический, биохимический, микробиологический и другие необходимые методы исследований отдельных органов, тканей умершего или их частей являются неотъемлемой частью диагностического процесса в целях выявления причин смерти человека, осложнений основного заболевания и сопутствующего заболевания, его состояния.
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ установлены основные понятия медицинской помощи, в том числе диагностики, вследствие чего патологоанатомические исследования, выполняемые при вскрытии тел умерших, являются составной частью диагностики заболевания, которая входит в понятие медицинской помощи.
Аналогичные нормы установлены Правилами проведения патолого-анатомических исследований, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н, и Порядком проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н.
Направление тел умерших на патологоанатомическое вскрытие требует их перемещения (транспортировки) и хранения, которые должны осуществляться при соблюдении права человека на достойное отношение к его телу после смерти.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортировка трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.
Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 2353 (далее - Программа) определено, что проведение патологоанатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и соответствующих бюджетов с учетом подведомственности медицинских организаций федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответственно:
в случае смерти пациента при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных в том числе с употреблением психоактивных веществ, а также умерших в хосписах и больницах сестринского ухода;
в случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патолого-анатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Программой проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) осуществляется в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в указанных медицинских организациях.
Таким образом, в соответствии с Программой, проведение патологоанатомических вскрытий за счет средств обязательного медицинского страхования возможно в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также в случае вызова скорой медицинской помощи (далее - СМП) для оказания медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе с результатом смерти застрахованного лица до приезда или в присутствии СМП.
В случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патологоанатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации, в соответствии с Программой проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и соответствующих бюджетов с учетом подведомственности медицинских организаций федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответственно и не может быть оплачено за счет средств обязательного медицинского страхования.
По вопросу финансового обеспечения проведения патолого-анатомических вскрытий умерших, проходивших паллиативную терапию в отделениях паллиативной медицинской помощи.
Частью 4 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, или иных источников в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ (за исключением средств обязательного медицинского страхования).
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, в том числе детям, оказываемой амбулаторно, в том числе на дому, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными патронажными бригадами, в дневном стационаре и стационарно, включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода.
Таким образом, проведение патолого-анатомических вскрытий умерших, проходивших паллиативную терапию в отделениях (или на койках) паллиативной медицинской помощи, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оплата патолого-анатомических вскрытий не застрахованных и не идентифицированных в системе обязательного медицинского страхования лиц не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
По вопросу транспортировки тел умерших с места обнаружения к месту вскрытия следует отметить следующее.
Согласно статье 3 Федерального закона N 326-ФЗ за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья лица, профилактическое мероприятие).
В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи прекращаются.
Исходя из вышеизложенного, финансовое обеспечение транспортировки тел умерших с места обнаружения к месту вскрытия не может оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Председатель |
И.В. Баланин |
ФФОМС выпустил разъяснения по вопросам оплаты за счет средств ОМС отдельных видов услуг. В частности, указано следующее.
Вызов скорой медпомощи, в т. ч. в случае смерти застрахованного лица до приезда бригады, оплачивается за счет этих средств, а вызов для констатации уже наступившего летального исхода - нет.
Проведение патологоанатомических вскрытий за счет средств ОМС возможно в случае смерти застрахованного лица при получении медпомощи в стационаре по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу ОМС, а также в случае вызова скорой для оказания медпомощи застрахованному лицу, в т. ч. с результатом смерти до приезда или в присутствии бригады.
Патолого-анатомические вскрытия умерших, проходивших паллиативную терапию в отделениях (или на койках) паллиативной медпомощи, проводятся за счет ассигнований бюджетов регионов.
Патолого-анатомические вскрытия не застрахованных и не идентифицированных в системе ОМС лиц не проводятся за счет средств ОМС.
Транспортировка тел умерших с места обнаружения к месту вскрытия не может оплачиваться за счет средств ОМС.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 сентября 2024 г. N 00-10-30-3-06/14799 "О направлении информации по вопросам оплаты медицинской помощи"
Опубликование:
-