Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 11.09.2024 N 441-П
"Приложение 1
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 29.12.2023 N 718-П
Государственная программа
Камчатского края "Развитие лесного хозяйства Камчатского края"
(далее - Программа)
Раздел 1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития в Камчатском крае
1. Реализация Программы направлена на сохранение благоприятной экологической обстановки, исключение негативного воздействия факторов окружающей среды на жизнь и здоровье человека и охватывает следующие сферы социально-экономического развития в Камчатском крае:
1) лесное хозяйство;
2) охотничье хозяйство, охрану и воспроизводство объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
2. Современное состояние лесного хозяйства является результатом реализации региональной политики в сфере лесных отношений в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 15.06.2022 N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 382), от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента N 309), государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 (далее - Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"), а также Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р, Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р (далее - Стратегия развития лесного комплекса).
3. Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, использование лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
4. Обеспечение охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда Камчатского края.
Во исполнение Указа Президента N 382 целевой показатель по снижению площади лесных пожаров, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2022 N 1409 "Об утверждении методики расчета целевых показателей ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации на период до 2030 года", не превышен и составил 22,1 процентов от установленного для Камчатского края в 2023 году.
В 2023 году на землях лесного фонда зарегистрировано 34 лесных пожара на общей площади 16 128,46 га, из них 11 лесных пожаров в зоне обслуживания на общей площади 10 837,96 га, 23 лесных пожара в зоне контроля на общей площади 5 290,50 га.
Средняя площадь одного пожара в 2023 году составила 474,36 га, в 2022 году 251,67 га, увеличилась в 1,8 раза, однако по сравнению с 2021 годом (3 440 га) средняя площадь уменьшилась в 7,3 раза.
Средняя площадь одного пожара в зоне обслуживания составила 985,3 га, в 2022 году 7,1 га, увеличилась в 138,7 раза.
Средняя площадь одного пожара в зоне контроля составила 230 га, в 2022 году 807,5 га, снижена в 3,5 раза.
В 2023 году обеспечено 100 процентов выполнения плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в рамках государственного задания.
Государственное учреждение, выполняющее мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, оснащено необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров на 96 процентов.
Осуществлен федеральный государственный лесной контроль (надзор) (лесная охрана) государственными лесными инспекторами численностью 65 человек.
На территории Елизовского муниципального района и Петропавловск-Камчатского городского округа образовано 8 школьных и 4 дошкольных лесничеств, на территории Мильковского муниципального округа Камчатского края образовано 1 школьное лесничество. Общее количество воспитанников-участников школьных лесничеств 320 человек.
5. Обеспечение защиты лесов на землях лесного фонда Камчатского края.
В 2023 году обеспечено проведение лесопатологических обследований на площади 2 472 га (план - 2 472 га).
Пе в полном объеме обеспечено проведение санитарно-оздоровительных мероприятий ввиду отсутствия финансирования.
6. Обеспечение воспроизводства лесов на землях лесного фонда Камчатского края.
Осуществляются мероприятия по увеличению площади лесовосстановления, обеспечивающие сохранение экологического потенциала лесов, путем: естественного заращивания вследствие природных процессов, содействия естественному лесовосстановлению, искусственного лесовосстановления за счет "компенсационного" путем посадки сеянцев с открытой и закрытой корневой системой.
В Камчатском крае в 2023 году выполнены работы по лесовосстановлению на площади 4 543 га, что превышает общие плановые объемы на 353,3 га.
Плановый показатель по лесовосстановлению перевыполнен на 9.5 процентов, чему способствовало увеличение на 45 процентов объема переводов молодняков, естественно возобновившихся вследствие природных процессов.
Заготовка семян лесных растений обеспечивается ежегодно в количестве 200 кг. В 2023 году собрано 140 кг семян березы каменной, 60 кг семян кедрового стланика и 5 кг семян ели. Запас лесных семян необходим для проведения лесовосстановления на участках, вырубленных и погибших лесных насаждений. Из семян будут выращены сеянцы, которые в дальнейшем будут использоваться для создания лесных культур.
Оснащение лесохозяйственной техникой и оборудованием обеспечено на 100 процентов на конец 2023 года.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений достигло 558 процентов (план - 82,8 процентов).
Запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов к 31 декабря 2024 года.
7. Организация интенсивного использования лесов на землях лесного фонда Камчатского края.
Сохранен объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на уровне 3,7 рублей с 1 га земель лесного фонда.
В активное пользование переданы 2 981,49 тыс. га или 6,7 процентов от площади земель лесного фонда на основании 657 договоров аренды лесных участков, на основании 131 решений о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и на основании 244 решения о предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование.
Общий объем заготовки древесины на территории Камчатского края за 2023 год составил 137,1 тыс. м 3. Расчетная лесосека (допустимый ежегодный объем изъятия древесины по всем видам древесных пород) использована на 6.5 процентов.
8. Камчатский край относится к числу регионов с традиционно развитой охотничьей деятельностью.
Охота и охотничье хозяйство это особые формы хозяйственной и рекреационной деятельности, компоненты системы комплексного природопользования, эффективные инструменты охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Площадь охотничьих угодий в регионе составляет 43 723,603 тыс. га, из них 33 882,339 тыс. га передано в долгосрочное пользование на основании охотхозяйственных соглашений или долгосрочных лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для ведения охотничьего хозяйства, что составляет 77,49 процентов от общей площади охотничьих угодий.
На территории Камчатского края по состоянию на 1 июля 2024 года свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляют 126 охотпользователей, в том числе 20 некоммерческих общественных организаций (общества охотников и рыболовов, родовые общины, ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатского края), 104 коммерческих организации и 2 индивидуальных предпринимателя. Площадь общедоступных охотничьих угодий - 9 841,264 тыс. га, что составляет 22,51 процентов от общей площади угодий.
Практика показала, что коммерческие организации более эффективно осуществляют ведение охотничьего хозяйства, используют современные методы, вкладывают значительные средства в охотхозяйственные, биотехнические и воспроизводственные мероприятия, активно борются с браконьерством. Охотпользователи - общественные организации недостаточно эффективно используют охотничьи ресурсы, а биотехнические и воспроизводственные мероприятия проводят на недостаточном уровне.
В связи с этим в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство, повышения его эффективности, снижения браконьерства и, как следствие, увеличения численности охотничьих ресурсов была проведена работа по заключению охотхозяйственных соглашений. Данная мера позволяет повысить ответственность охотпользователей более эффективно осуществлять ведение охотничьего хозяйства, а также увеличить численность охотничьих ресурсов в целом по Камчатскому краю.
К объектам промысловой и спортивной охоты отнесено 20 видов наземных млекопитающих, в том числе 6 лимитируемых видов: бурый медведь, снежный баран, лось, соболь, выдра, рысь, а также 60 видов птиц. Из общего числа видов (групп видов), обитающих в регионе, в отношении 52,9 процентов обеспечивается учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Учет количества диких животных в охотничьих хозяйствах и на общедоступных охотничьих угодьях необходим для планирования их устойчивого, рационального использования и воспроизводства, поэтому необходимо иметь достоверные сведения о численности охотничьих животных. Занижение численности приведет к недоиспользованию запасов животных и бесцельной их гибели от голода и болезней, а чрезмерное завышение обусловит уничтожение маточного поголовья, что также приведет к резкому снижению численности животных в последующие годы.
В связи с этим для устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия необходимо наладить систему регулярных наблюдений за численностью, распространением и размещением в среде обитания всех видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Камчатского края, а также за состоянием среды их обитания.
По данным учетных работ, проведенных в 2024 году, (а также полномасштабных авиаучетов, проведенных в разные годы в отношении диких копытных зверей и бурого медведя) количество особей основных видов охотничьих ресурсов, составляет: медведь - 24 515, лось - 17 142, снежный баран - 12 281, заяц-беляк - 114 339, соболь - 42 518, лисица - 8 909.
Па основании учетных работ в соответствии с нормативами изъятия ежегодно производится утверждение лимитов добычи охотничьих ресурсов. Неполное освоение лимитов (в частности, медведей), либо ослабление пресса охоты (на примере охоты на волков и лисиц), приводит к увеличению их численности, которая наносит ущерб сельскому хозяйству, создает угрозу для жизни и здоровья людей (имеют место случаи нападения медведей на людей и сельскохозяйственных животных, а высокая численность лисицы создает условия для возникновения бешенства и чумы плотоядных).
В настоящее время большинство популяций охотничьих ресурсов находится в стабильном состоянии. За счет предпринимаемых мер охраны отмечено увеличение численности лосей, ряда пушных зверей. Современное поголовье лося насчитывает 17 142 особей, в то время как во второй половине 90-х годов насчитывалось менее 1 500 особей. Вместе с тем, численность дикого северного оленя продолжает оставаться на минимальном уровне, вид с 2006 года включен в Красную книгу Камчатского края, а с 2018 года - в Красную книгу Российской Федерации. Тенденция постоянного снижения поголовья этого вида сохраняется по настоящее время и остановить ее пока не удается.
Для сохранения и увеличения численности популяций животных необходимо принятие срочных неотложных мер государственного реагирования - борьба с браконьерством (проведение регулярных рейдов с привлечением необходимой техники и оборудования), а также выработка эффективной региональной государственной политики в области охоты.
Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания обеспечивается путем проведения контрольно-надзорных мероприятий. В 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились в связи с мораторием.
Вместе с тем, государственными охотничьими инспекторами (включая инспекторов подведомственного учреждения) численностью 30 человек проведено более 1 500 выездных обследований в охотничьих угодьях в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, по результатам которых привлечено к ответственности более 160 физических лиц, взыскано штрафов на сумму более 270,0 тыс. рублей, взыскано ущерба на сумму более 2 млн рублей.
Содержание штатной численности инспекторов, оснащение соответствующей материально-технической базой является гарантией эффективной регулярной рейдовой работы в целях пресечения браконьерской деятельности.
В связи с продолжительной суровой зимой, длительным периодом с устойчивым снеговым покровом и отрицательной среднесуточной температурой воздуха дикие копытные животные нуждаются ежегодно в зимней подкормке. Кроме того, круглогодично необходимо проводить минеральную подкормку животных. Эту функцию осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение "Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края". В рамках проведения биотехнических мероприятий в 2023 году на территории государственных природных заказников было установлено 12 солонцов для подкормки диких копытных животных.
Для расчетов объемов и определения составов и видов биотехнических и охотхозяйственных мероприятий необходимы данные территориального охотустройства. В этих целях, а также в связи с изменением границ закрепленных охотничьих угодий, заключением охотхозяйственных соглашений и образованием новых особо охраняемых природных территорий, начиная с 2023 года проводится работа по актуализации Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Камчатского края, которую планируется завершить до 31 декабря 2024 года.
9. Министерство лесного и охотничьего хозяйства Камчатского края в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" осуществляет полномочия Российской Федерации в области охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
При осуществлении полномочий в части охраны водных биологических ресурсов также возникает ряд проблем. Основными из них являются браконьерство и загрязнение береговой полосы водных объектов мусором.
Сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания обеспечивается как путем проведения мероприятий по охране (патрулирование), так и мероприятий по очистке береговой полосы водных объектов от мусора объектов рыбохозяйственного значения, а также очистке водных объектов от брошенных орудий добычи (вылова).
В 2023 году государственными охотничьими инспекторами и инспекторами-охотоведами краевого государственного бюджетного учреждения "Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края" обеспечено патрулирование береговой линии внутренних водоемов протяженностью 143 км, в ходе которого проведены рыбохозяйственные мероприятия с целью их очистки от мусора брошенных орудий добычи (вылова).
В целях недопущения истощения запасов рыбных ресурсов необходимо проведение разъяснительной работы посредством дальнейшего развития волонтерского движения, института общественных экологических инспекторов.
10. Наиболее значимыми факторами недостижения показателей Программы являются:
1) расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
2) низкая товарность и деконцентрация древесных лесных ресурсов, удаленность рынков сбыта и высокие транспортные затраты; реальная экономически доступная расчетная лесосека значительно ниже официальной из-за несоответствия материалов лесоустройства количественным и качественным характеристикам древостоя;
3) лесные пожары на труднодоступных территориях Камчатского края, что значительно осложняет проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности, сильная ветровая нагрузка);
4) ограниченные возможности по сбору семян лесных растений (отсутствие урожая несколько лет подряд, зараженность лесосеменного сырья вредными организмами);
5) снижение доли хвойных и твердолиственных пород деревьев на фоне увеличения доли мягколиственных;
6) давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов;
7) низкая предпринимательская активность;
8) незаконная добыча охотничьих ресурсов;
9) дефицит кадров в сфере охотничьего хозяйства, имеющих профильное образование;
10) низкий, по сравнению с другими отраслями экономики, уровень оплаты труда специалистов охотничьего хозяйства.
11. Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков через принятие продуманных управленческих решений, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.
12. Реализация Программы позволит обеспечить:
1) воспроизводство лесов на уровне не менее 100 процентов к объему вырубленных и погибших лесов;
2) повышение эффективности и рентабельности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Камчатского края;
3) сохранение и воспроизводство объектов животного мира, организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов в целях сохранения биологического разнообразия в Камчатском крае.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Программы
13. Приоритеты региональной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, охраны и воспроизводства объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов направлены на достижение целей государственной политики, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента N 309, Стратегии развития лесного комплекса, Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 N 1216-р (далее - Стратегия развития охотничьего хозяйства), а также Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П.
В основополагающем документе развития лесного комплекса Российской Федерации, которым является Стратегия развития лесного комплекса, определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии со Стратегией развития лесного комплекса к числу приоритетных направлений развития сферы лесного хозяйства в Камчатском крае относятся: удовлетворение общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах, а также в иных полезных функциях лесов; ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социально-экономической роли лесов; совершенствование охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов.
Основными приоритетами ведения охотничьего хозяйства в Камчатском крае в соответствии со Стратегией развития охотничьего хозяйства, являются: сохранение биологического разнообразия охотничьих ресурсов и увеличение численности их ценных видов; обеспечение конституционных прав граждан на отдых и благоприятную окружающую среду; устойчивое использование охотничьих ресурсов, повышение вклада охотничьего хозяйства в экономический потенциал региона; сохранение и развитие традиционных видов охоты, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Камчатского края.
14. Программа направлена на достижение цели развития Российской Федерации "Экологическое благополучие", определенной Указом Президента N 309, которой предусматривается показатель и задача, характеризующие ее достижение - сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках.
15. Целями настоящей Программы являются:
1) обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов;
2) повышение эффективности и рентабельности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Камчатского края;
3) обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного мира, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов в целях сохранения биологического разнообразия в Камчатском крае.
3. Задачи регионального управления в сфере лесного и охотничьего хозяйства, охраны и воспроизводства объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, способы их эффективного решения
16. Для достижения целей Программы по обеспечению воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов к объему вырубленных и погибших лесов Программой предусмотрена задача государственного управления по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства, на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.
Решение указанной задачи обеспечивается посредством реализации комплекса мероприятий, предусмотренных региональным проектом "Сохранение лесов" и комплексами процессных мероприятий.
17. Достижение цели Программы по повышению эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Камчатского края обеспечивается посредством реализации комплекса мероприятий, предусмотренных региональными проектами "Сохранение лесов", "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" и комплексами процессных мероприятий.
18. Достижение цели Программы по обеспечению сохранения и воспроизводства объектов животного мира, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов в целях сохранения биологического разнообразия в Камчатском крае обеспечивается посредством реализации комплексов процессных мероприятий.
19. Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных Программой результатов и показателей развития лесного и охотничьего хозяйства на территории Камчатского края.
20. По итогам реализации Программы к 2030 году планируется достижение следующих показателей:
1) отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений 100 процентов;
2) площадь лесных пожаров на землях лесного фонда 56802,51 га;
3) объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда 5,9 рублей;
4) лесистость территории Камчатского края 42,7 процентов;
5) отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины 4,1 процентов;
6) доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда 4,7 процентов;
7) доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров 41,66 процентов;
8) соотношение количества видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, к общему количеству видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Камчатского края 54,2 процента;
9) доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Камчатского края 80 процентов;
10) увеличение площади водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых проведены рыбохозяйственные мероприятия, до 100 процентов к общей площади водных объектов рыбохозяйственного значения, нуждающихся в выполнении рыбохозяйственных мероприятий.
Раздел 2. Иные документы и материалы, необходимые для обеспечения реализации Программы
4. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
21. Программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства". Программа оказывает влияние на достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации, направленной на обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов к объему вырубленных и погибших лесов и повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.
22. В Программе отражена взаимосвязь с приоритетами и целями государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326. Программа предусматривает систему мер с соответствующим финансовым обеспечением, направленных на обеспечение сохранения биологического разнообразия.".
<< Часть 2 Часть 2 |
||
Содержание Постановление Правительства Камчатского края от 11 сентября 2024 г. N 441-П "О внесении изменения в приложение 1 к государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.