Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального казенного
учреждения "Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России"
от 11 июня 2024 г. N 576
Положение
об инвентаризационной комиссии Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об инвентаризационной комиссии Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - Положение) разработано в целях контроля над сохранностью имущества и бюджетных средств, подтверждения достоверности данных бюджетного учета и бюджетной отчетности, а также в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Приказ Минфина России N 256н), от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
1.2. Инвентаризационная комиссия Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - Комиссия) создается для проведения инвентаризации активов и обязательств.
1.3. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.
1.4. При проведении инвентаризации активов и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии, которые руководствуются в своей деятельности настоящим Положением.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются с оформлением Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) (далее - Решение (ф. 0510439).
1.5. Документальное оформление результатов проведения инвентаризации осуществляется в соответствии с требованиями приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ Минфина России N 52н), от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Приказ Минфина России N 61н).
1.6. Решение (ф. 0510439) применяется в целях оформления решения Учреждения о проведении инвентаризации с указанием: причины проведения инвентаризации, объектов инвентаризации, сроков проведения инвентаризации, даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация, состава инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий), ответственных лиц, в отношении которых проводится инвентаризация, мест проведения инвентаризации.
Решение (ф. 0510439) формируется ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в ГИИС "Электронный бюджет" по поручению председателя Комиссии и утверждается директором Учреждения (уполномоченным им лицом).
Оформленное Решение (ф. 0510439) направляется для ознакомления членам Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), ответственным лицам, а также в Отдел бюджетного учета и отчетности Учреждения.
Включение работников Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в состав рабочих инвентаризационных комиссий осуществляется при необходимости.
1.7. Изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447) (далее - Изменение Решения (ф. 0510447) применяется Учреждением в целях внесения изменений в Решение (ф. 0510439) или его аннулирования. Внесение изменений в Решение (ф. 0510439) допускается до начала проведения Учреждением инвентаризации.
Изменение Решения (ф. 0510447) формируется ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в ГИИС "Электронный бюджет" по поручению председателя Комиссии и утверждается директором (уполномоченным им лицом) Учреждения.
Оформленное Изменение Решения (ф. 0510447) направляется для ознакомления членам Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), ответственным лицам, а также в Отдел бюджетного учета и отчетности Учреждения.
1.8. Ответственные лица Учреждения, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности, обязаны инициировать проведение инвентаризации имущества в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное ее проведение, путем направления служебной записки посредством использования программного обеспечения Автоматизированной системы документооборота "LanDocs" (далее - АСД "LanDocs") в адрес председателя Комиссии.
1.9. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовой бюджетной отчетности. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бюджетного учета отражаются в установленном порядке.
1.10. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации устанавливаются графиком проведения инвентаризаций на текущий финансовый год.
График проведения инвентаризаций Учреждения в рамках составления годовой бюджетной отчетности составляется главным бухгалтером Учреждения не позднее 1 мая текущего финансового года.
Проведение инвентаризации имущества возможно с применением (видео-) фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов Комиссии или членов рабочей инвентаризационной комиссии по местонахождению имущества.
1.11. Проведение инвентаризаций обязательно в случаях, уставленных пунктом 81 Приказа Минфина России N 256н, а также с учетом положений Приказа Минфина России N 61н.
1.12. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).
2. Основные полномочия Комиссии
2.1. Основными задачами Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) при инвентаризации является:
выявление фактического наличия имущества, неучтенных объектов, недостач, порчи имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета;
выявление признаков обесценения активов;
определение целевой функции актива и статуса объекта учета;
проверка нефинансовых активов и финансовых активов на соответствие критериям актива;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
В ходе проведения инвентаризации активов и обязательств Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) дополнительно определяет признаки и устанавливает:
безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, в том числе несоответствия задолженности критериям признания ее активом;
суммы невостребованной в срок (просроченной и (или) неподтвержденной по результатам инвентаризации) кредиторской задолженности по выплатам расходов (источников финансирования дефицита бюджета, источников финансирования дефицита средств Учреждения (далее при совместном упоминании - источники финансирования дефицита);
суммы переплат доходов (источников финансирования дефицита);
задолженность Учреждения, невостребованную кредиторами;
суммы дебиторской и кредиторской задолженности, подлежащие восстановлению на балансовом (забалансовом) учете в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
суммы средств во временном распоряжении, которые подлежат перечислению в доход федерального бюджета, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации;
правовые основания (включая даты исполнения) возникновения расчетов).
2.2. Плановая инвентаризация кассы производится Комиссией (рабочей инвентаризационной комиссией) перед представлением бюджетной отчетности. Внеплановые инвентаризации кассы (в случаях передачи наличных денежных средств другому работнику, временно замещающему кассира) и внезапные ревизии кассы проводятся на основании Решения (ф. 0510439).
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденным указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
При проведении инвентаризации кассы проводится полный полистный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными бюджетного учета по Кассовой книге (ф. 0504514).
При проведении внеплановой ревизии кассы проводится проверка осуществления кассовых и банковских операций, условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов, полноты и своевременности отражения в бюджетном учете поступления наличных денежных средств в кассу, использования полученных средств по целевому назначению, соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков.
3. Порядок работы комиссии
3.1. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее - инвентаризационная опись) применяется для отражения результатов проведенной в Учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов.
Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) обеспечивают полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества.
Инвентаризационные описи формируются ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения с использованием ГИИС "Электронный бюджет" в порядке, установленном Приказом Минфина России N 52н.
3.2. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и ответственным лицам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
При инвентаризации имущества обязательно присутствие ответственного лица, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.
3.3. Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) при проведении инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.
3.4. При инвентаризации объектов имущества Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проводит сверку инвентарных номеров, указанных в инвентаризационных описях с данными инвентарного номера, указанного на объекте имущества.
На каждую группу и вид имущества, в том числе учитываемого на забалансовых счетах бюджетного учета, формируются отдельные инвентаризационные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) инвентаризационные описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении.
В исключительных случаях, когда возникает необходимость в выдаче имущества со склада в процессе инвентаризации, ответственным лицом, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, может быть произведен отпуск материальных ценностей только с разрешения директора (уполномоченным им лицом) Учреждения и главного бухгалтера Учреждения в присутствии членов Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).
Статус объекта учета и целевая функция актива оформляются в инвентаризационной описи с указанием их наименования в соответствии с Приказом Минфина России N 52н.
При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков необходимо проверить наличие документов о закреплении права оперативного управления этими объектами, иного права владения.
При инвентаризации прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности проверяется наличие лицензионных договоров (лицензий), либо иных документов, подтверждающих существование права на результаты интеллектуальной деятельности.
По результатам инвентаризации прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в целях составления годовой бюджетной отчетности срок их полезного использования, в том числе прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования, уточняется в случае изменения факторов и (или) условий их использования, указанных в пункте 27 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы".
3.5. Результаты инвентаризация денежных средств в кассе Учреждения оформляются Актом о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) (далее - Акт инвентаризации (ф. 0510836).
Акт инвентаризации (ф. 0510836) формируется на основании данных Инвентаризационной описи наличных денежных средств (ф. 0504088) ответственным исполнителем из состава Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) в ГИИС "Электронный бюджет".
3.6. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504086) применяется для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в Учреждении. В Инвентаризационной описи (ф. 0504086) путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бюджетного учета выявляются расхождения.
Инвентаризационная опись (ф. 0504086) составляется ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в ГИИС "Электронный бюджет" по видам документов и ответственным лицам с указанием места и даты проведения инвентаризации, распиской ответственного лица.
3.7. Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504091) применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) в Учреждении.
Инвентаризационная опись (ф. 0504091) составляется ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в ГИИС "Электронный бюджет".
3.7.1. Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504089) применяется для отражения результатов проведенной в Учреждении инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (за исключением расчетов по доходам), резервов предстоящих расходов, расходов и доходов будущих периодов на отчетную дату.
Инвентаризационная опись (ф. 0504089) составляется ответственным работником Отдела бюджетного учета и отчетности Учреждения в ГИИС "Электронный бюджет".
3.7.2. В целях подготовки к проведению инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности ответственными работниками Учреждения проводится следующая работа по:
направлению 2 (двух) экземпляров актов сверки взаимных расчетов в адрес поставщиков, подрядчиков, исполнителей с указанием срока возврата 1 (одного) экземпляра в адрес Учреждения;
уточнению невыясненных платежей в территориальных органах Федерального казначейства в течение текущего финансового года;
запросу и получению документов от территориальных органов Федеральной налоговой службы России, в целях сверки расчетов по налогам, сборам, штрафным санкциям и прочим обязательным платежам;
направлению запроса в адрес Федерального казначейства для получения выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты сотрудникам Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения";
формированию перечня банковских гарантий, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
получение информации из открытых источников (государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие", официальный сайт Федеральной службы судебных приставов, иные официальные источники) по предъявленным искам, требованиям.
Указанные документы (информация) направляются в работу Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).
Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) путем документальной проверки должна установить (провести работу):
правильность, полноту и обоснованность числящихся в учете сумм задолженности;
суммы задолженности, подтвержденные и не подтвержденные дебиторами (кредиторами), и суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности (информация отражается в графах 4 - 6 Инвентаризационной описи (ф. 0504089), Инвентаризационной описи (ф. 0504091);
суммы дебиторской задолженности по расторгнутым государственным контрактам (договорам);
суммы текущей, просроченной, долгосрочной задолженности;
причины образования просроченной задолженности;
признаки сомнительной и безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, выпадающих доходов, задолженности, невостребованной кредиторами;
объемы задолженности подотчетных лиц, правильность их расчетов с учетом целевого использования, суммы не возращенных в срок денежных средств подотчетными лицами;
суммы невыплаченной заработной платы и иных выплат работникам, подлежащих переносу на счет депонентов, а также суммы не перечисленной заработной платы и иных выплат работникам;
обоснованность числящейся задолженности по налогам и сборам, формирования резервов предстоящих расходов, расходов и доходов будущих периодов;
суммы переплат доходов (источников финансирования дефицита);
суммы дебиторской и кредиторской задолженности, подлежащие восстановлению на балансовом (забалансовом) учете;
суммы просроченной задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение, которые подлежат возврату поставщику, подрядчику, исполнителю в соответствии с действующим законодательством;
суммы средств во временном распоряжении, которые подлежат перечислению в доход федерального бюджета, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации;
по сверке контрагентов по отражаемым расчетам с Единым государственным реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
правильность, полноту и обоснованность числящихся в учете сумм, отраженных на забалансовых счетах;
правовые основания (включая даты исполнения) возникновения расчетов).
Информация по результатам вышеуказанной документальной проверки отражается в Инвентаризационной описи (ф. 0504089), Инвентаризационной описи (ф. 0504091) в разделе "Заключение комиссии". Результаты инвентаризации по установлению правовых оснований (даты исполнения) возникновения расчетов) отражаются в электроном формуляре Инвентаризационной описи (ф. 0504089), Инвентаризационной описи (ф. 0504091) в ГИИС "Электронный бюджет".
В целях отнесения суммы задолженности в разряд подтвержденной и не подтвержденной дебиторами (кредиторами) необходимо руководствоваться следующим:
в части счетов аналитического учета счета 1.206.ХХ.ХХХ "Расчеты по выданным авансам", 1.302.ХХ.ХХХ "Расчеты по принятым обязательствам" - задолженность является не подтвержденной при отсутствии подписанного акта сверки, при наличии расхождений по результатам сверки взаимных расчетов, суммы расхождений относятся в подтвержденную или не подтвержденную задолженность по решению Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии);
в части счетов аналитического учета счета 1.205.ХХ.ХХХ "Расчеты по доходам", 1.209.ХХ.ХХХ "Расчеты по ущербу и иным доходам" - задолженность является не подтвержденной при отсутствии исполнительного листа, судебного приказа, отсутствия письменного согласия поставщика, подрядчика, исполнителя по государственному контракту (договору) об уплате суммы штрафных санкций, пени, письменного согласия работника о признании причиненного ущерба имуществу Учреждения и т.п.
По всем остальным фактам задолженность по указанным счетам бюджетного учета признается подтвержденной или не подтвержденной по решению Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), а также при условии наличия первичных учетных документов, подтверждающих задолженность;
в части счетов аналитического учета счета 1.208.ХХ.ХХХ "Расчеты с подотчетными лицами" - дебиторская и кредиторская задолженность по денежным средствам (денежным документам) подтверждается наличием первичных учетных документов, на основании которых приняты соответствующие решения о выдаче или возврате денежных средств (денежных документов) работникам (подотчетным лицам);
в части счетов аналитического учета счета 1.303.ХХ.ХХХ "Расчеты по платежам в бюджеты" - задолженность подтверждается актами сверки, выписками по расчетам с бюджетом, полученных с использованием прикладного программного обеспечения по взаимодействию с территориальными органами Федеральной налоговой службы России, справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням штрафам, и возмещению страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, полученной от Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Справками - расчетами, иными первичными учетны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.