Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы г. Пыть-Яха
от 23 августа 2022 г. N 44-пг
Типовое положение о спасательных службах
1. Общие положения
1.1. Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2. Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств служб, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.3. Спасательные службы в городе Пыть-Ях создаются на двух уровнях:
- на местном (городской округ);
- объектовом (организации).
1.4. Спасательные службы в своих действиях руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления города Пыть-Яха, настоящим Положением, а также Положениями о спасательных службах, разработанных в целях выполнения поставленных задач.
1.5. Спасательные службы создаются в зависимости от потребности в выполнении мероприятий по гражданской обороне и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также наличия соответствующей материально-технической базы для создания служб.
Рекомендуемые спасательные службы:
- противопожарная;
- медицинская;
- инженерная;
- оповещения и связи;
- коммунально-техническая;
- транспортная;
- торговли и питания;
- энергоснабжения.
1.6. Спасательные службы решают задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время.
2. Порядок создания спасательных служб.
2.1. Спасательные службы города Пыть-Яха создаются на основании решения главы города и утверждаются постановлением главы города.
Положения о спасательных службах города Пыть-Яха разрабатываются руководителями спасательных служб города Пыть-Яха, согласовываются с руководителями соответствующих спасательных служб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города и утверждаются главой города.
2.2. Спасательные службы организаций создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживаются в состоянии готовности к применению.
Спасательные службы организаций создаются решением руководителя организации и утверждаются приказами по организации.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы города Пыть-Яха и утверждается руководителем организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с официальным текстом документа
2.4. Руководители спасательных служб организаций назначаются приказом руководителей соответствующих организаций.
2.5. Для обеспечения функционирования спасательных служб создаются штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп.
Начальники штабов спасательных служб назначаются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.6. В состав спасательной службы объединяются органы управления, силы и средства гражданской обороны организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий по гражданской обороне.
2.7. Состав штабов спасательных служб, перечень и состав нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (формирований служб) определяются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.8. Руководящий состав спасательной службы разрабатывает необходимые организационно-плановые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств других организаций, включаемых в соответствующую спасательную службу.
2.9. Для выполнения возложенных задач начальниками спасательных служб создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
2.10. Организационно-штатная структура спасательных служб и включаемых в их состав органов управления и формирований, порядок разработки штатов и табелей, комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются согласно методическим рекомендациям МЧС России.
3. Руководство спасательными службами
3.1. Руководство спасательными службами на территории города Пыть-Яха осуществляется централизованно, при этом начальнику спасательной службы города Пыть-Яха по вопросам выполнения специальных задач подчинены соответствующие начальники спасательных служб организаций.
3.2. Общее руководство городскими и спасательными службами организаций осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны через отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города.
3.3. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют начальники этих служб.
3.4. Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города, специалисты гражданской обороны организаций осуществляют координацию и контроль деятельности соответствующих спасательных служб, а также методическое руководство по вопросам, относящимся к их компетенции.
4. Задачи спасательных служб
4.1. Основные задачи спасательных служб вытекают из задач, возложенных на гражданскую оборону и направленных на всестороннее обеспечение:
- эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставления населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений со специальной обработкой техники и территорий;
- восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочного захоронения трупов в военное время;
- устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
4.2. Задачи спасательных служб определяются Положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательных служб, планами ГО и защиты населения министерств и ведомств Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, города Пыть-Яха, планами ГО организаций.
4.3. Общими задачами для всех спасательных служб являются:
- подготовка органов управления и формирований спасательной службы к выполнению специальных и других мероприятий по гражданской обороне;
- выполнение специальных мероприятий по гражданской обороне в соответствии с профилем спасательной службы;
- организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, с соответствующими органами управления гражданской обороны, с соединениями и частями гражданской обороны, с органами военного командования;
- обеспечение действий формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение защиты личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов радиоактивных веществ, аварийных химически, биологически опасных веществ, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- учет формирований, входящих в состав спасательных служб, организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности и обеспеченности.
4.4. Специальными задачами спасательных служб, исходя из их профиля, являются:
4.4.1. Противопожарной - осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости организаций и города в целом, локализация и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
4.4.2. Медицинской - осуществление медицинских мероприятий по гражданской обороне, организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на медицинскую защиту населения, личного состава воинских частей и формирований гражданской обороны, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным; предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; дезинфекция зараженных транспортных средств.
4.4.3. Инженерной - разработка и осуществление планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время; организация инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах работ; участие в проведении работ и инженерном обеспечении мероприятий по борьбе с лесными пожарами.
4.4.4. Оповещения и связи - осуществление оповещения и обеспечение непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны; организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в ведении органов управления гражданской обороны, а также поддержание их в постоянной готовности; организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения по указаниям соответствующих органов управления гражданской обороны.
4.4.5. Коммунально-технической - осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них, проведение дегазации и дезактивации транспортных средств, зараженных зданий и территорий, контроль за проведением мероприятий по защите хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечение водой, захоронение погибших.
4.4.6. Транспортной - обеспечение совместно с органами автомобильного, железнодорожного транспорта перевозки материальных средств, рассредоточения и эвакуации населения, подвоза (вывоза) рабочих смен объектов экономики, продолжающих работу в военное время, вывоза в загородную зону материальных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоза сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также эвакуации из них пострадавших людей.
4.4.7. Торговли и питания - разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости; организация закладки запасов продовольствия в убежища и защищенные пункты управления; обеспечение питанием личного состава формирований, работающего в очагах поражения, пострадавших, находящихся в отрядах первой медицинской помощи; обеспечение бельем, одеждой и обувью, а также обеспечение остального населения продовольственными и промышленными товарами.
4.4.8. Энергоснабжения - обеспечение устойчивости работы энергосетей в военное время, ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях, организация работы автономных источников электроэнергии и обеспечения ею действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики города.
5. Управление спасательными службами и организация
их деятельности
5.1. Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника службы и его штаба деятельностью формирований спасательной службы, в обеспечении их готовности, в организации взаимодействия между сходными по профилю деятельности организациями, входящими в соответствующую службу, в направлении их усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.
5.2. Основой управления службами являются решения начальников служб, а также планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне служб.
5.3. Контроль за деятельностью и готовностью спасательных служб:
- на местном уровне осуществляет глава города через отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города;
- на объектовом уровне осуществляют руководители организаций через структурные подразделения (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
5.4. Планирование обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательными службами осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения соответствующих министерств, ведомств Российской Федерации, плана гражданской обороны и защиты населения города Пыть-Ях и планов гражданской обороны организаций.
5.5. Планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательных служб, определяющие организацию и порядок выполнения ими специальных мероприятий по гражданской обороне при приведении их в готовность, разрабатываются начальниками спасательных служб в соответствии с требованиями методических указаний и рекомендаций МЧС России.
5.6. Планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательных служб города Пыть-Яха подписываются начальником службы, согласовываются с отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города и утверждаются главой города.
5.7. Планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательных служб организаций подписываются начальником службы, согласовываются со структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждаются руководителем организации.
5.8. Планы спасательных служб города Пыть-Яха разрабатываются в двух экземплярах и находятся:
- 1-й экземпляр - в штабе службы;
- 2-й экземпляр - в отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города.
5.9. Планы спасательных служб организаций разрабатываются в одном экземпляре и находятся в штабе службы.
5.10. Корректировка планов проводится ежегодно по состоянию на 1 января очередного года в срок до 1 февраля.
5.11. Планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне спасательных служб вводятся в действие соответствующими руководителями гражданской обороны в установленном порядке.
5.12. Организация работы штабов спасательных служб, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими спасательными службами определяются соответствующими наставлениями и специальными указаниями министерств, ведомств и органов управления гражданской обороны.
5.13. Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами оборудуются пункты управления.
6. Ответственность за готовность спасательных служб к решению
поставленных задач
6.1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти службы.
6.2. При переходе права собственности организаций и дальнейшем сохранении профиля их деятельности обязанности по созданию спасательных служб закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей организации на основе соответствующего договора.
6.3. Должностные и юридические лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении устанавливаемых настоящим Положением и иными нормативными правовыми документами требований к созданию и обеспечению деятельности спасательных служб, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового
обеспечения спасательных служб
7.1. Комплектование спасательных служб личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами формирований ГО осуществляются соответствующими руководителями гражданской обороны и начальниками спасательных служб за счет организаций, на базе которых создаются эти формирования.
7.2. Обеспечение спасательных служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время.
7.3. Финансирование специальных мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку и оснащение спасательных служб, осуществляется соответственно:
- на местном уровне - за счет средств местного бюджета в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны;
- на объектовом уровне - за счет средств организаций.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с официальным текстом документа
7.5. К централизованному снабжению относится обеспечение специальной техникой и имуществом по номенклатуре, устанавливаемой МЧС России. Обеспечение спасательных служб остальными видами техники, транспортом и всеми видами материально-технических средств осуществляется органами местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны, а также министерствами, ведомствами и организациями соответственно.
7.6. Основанием для финансирования спасательных служб являются планы текущего и перспективного развития спасательных служб и прилагаемые к ним сметы расходов, согласованные с отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям управления по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и дорогам администрации города и Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому округу - Югре в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.