Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Регламент установления цен (тарифов) в электроэнергетике и (или) их предельных уровней

Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 22 июля 2024 г. N 489/24

 

Регламент
установления цен (тарифов) в электроэнергетике и (или) их предельных уровней

 

I. Общие положения

 

1. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее также - регулируемые тарифы) в электроэнергетике производится Федеральной антимонопольной службой и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее также - регулирующие органы) путем рассмотрения дел об установлении регулируемых тарифов, если иное не предусмотрено Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила регулирования) 1.

2. Дело об установлении регулируемых тарифов не открывается в следующих случаях:

1) применения регулирующими органами метода индексации в соответствии с абзацем первым пункта 9 Правил регулирования, а также для установления регулируемых уровней:

цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности), в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Правил регулирования;

цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 Правил регулирования;

цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций, в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Правил регулирования;

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или на ином законном основании тепловыми и гидравлическими электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 Правил регулирования;

цен на мощность, производимую и поставляемую покупателям на оптовом рынке с использованием объектов по производству электрической энергии, отнесенных к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в связи с требованием уполномоченного органа о приостановлении их вывода из эксплуатации, в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Правил регулирования;

2) установления (пересмотра) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), в соответствии с абзацем вторым пункта 3 и пунктом 8(1) Правил регулирования;

3) установления (пересмотра) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, в соответствии с абзацем третьим пункта 3 и пунктом 8(1) Правил регулирования;

4) установления (пересмотра) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с абзацем пятым пункта 3 и пунктом 8(1) Правил регулирования;

5) установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, в соответствии с абзацем шестым пункта 3 и пунктом 8(1) Правил регулирования;

6) установления (пересмотра) индикативных цен на электрическую энергию и мощность, предусмотренных пунктами 43 и 48 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), в соответствии с пунктом 8(1) Правил регулирования;

7) установления платы за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 8(1) Правил регулирования;

8) установления платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 8(1) Правил регулирования;

9) пересмотра регулируемых тарифов в течение финансового года в соответствии с абзацем вторым пункта 8 Правил регулирования.

3. Тарифы для поставщика (индикативные цены для покупателя), который получил в текущем периоде регулирования статус субъекта оптового рынка и (или) право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующей группе точек поставки и приобрел объекты (энергопринимающие устройства, генерирующее оборудование), ранее принадлежавшие субъекту оптового рынка, и (или) право распоряжения электрической энергией (мощностью), производимой на указанных объектах (генерирующем оборудовании), могут устанавливаться в размере, равном тарифам (индикативным ценам), установленным для субъекта оптового рынка, правопреемником которого он является, без открытия дела об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 14 Правил регулирования.

4. Рассмотрение дела об установлении регулируемых тарифов осуществляется на основании заявления организации, осуществляющей регулируемую деятельность (далее - заявитель), об установлении регулируемых тарифов (далее - заявление) с прилагаемыми обосновывающими материалами, указанными в пункте 7 настоящего Регламента (подлинники или заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации копии).

5. Заявление подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверяется печатью заявителя (при наличии).

6. В заявлении указываются:

1) сведения о заявителе (полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, адрес электронной почты юридического лица (при наличии), сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица);

2) требование об установлении регулируемых тарифов, с которым заявитель обратился в регулирующий орган;

3) перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению.

7. К заявлению прилагаются следующие обосновывающие материалы 2:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность заявителя за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой 3;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) программы энергосбережения, разработанные в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;

12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от заявителя причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности заявителя, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;

13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (в соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2024 г. N 1195 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" указанные документы не требуются от системообразующей территориальной сетевой организации при установлении регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 г.);

14) справка о наличии официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя (при наличии);

15) утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям);

16) один из документов, предусмотренных подпунктом 14 пункта 17 Правил регулирования;

17) документы, предусмотренные подпунктами 17 и 18 пункта 17 Правил регулирования.

8. В случае если в ходе анализа представленных заявителем обосновывающих материалов возникнет необходимость их уточнения либо обоснования, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы у заявителя, указав форму их представления и требования к ним, а заявители представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления указанного запроса 4. В случае пересмотра регулируемых тарифов в течение финансового года дополнительные материалы запрашиваются регулирующим органом в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 8 Правил регулирования.

9. В случае непредставления заявителем обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Регламента, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении регулируемых тарифов в отношении заявителя на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих регулируемых тарифов 5.

10. Производители (поставщики), осуществляющие поставку электрической энергии населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, получившие статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), ранее осуществлявшие поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке, представляют материалы для установления тарифов в Федеральную антимонопольную службу в срок, указанный в абзаце седьмом пункта 18 Правил регулирования.

11. В соответствии с абзацем восьмым пункта 18 Правил регулирования территориальная сетевая организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, в течение 30 календарных дней со дня присвоения статуса гарантирующего поставщика обращается в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для установления регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, необходимых для осуществления функций гарантирующего поставщика, и до вступления в силу решения такого органа об установлении таких цен (тарифов) осуществляет функции гарантирующего поставщика с применением цен (тарифов), ранее установленных для заменяемого гарантирующего поставщика.

12. В случае пропуска заявителем предусмотренного абзацем первым пункта 12 Правил регулирования срока направления заявления регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цены (тарифа) в отношении данного заявителя в соответствии с пунктом 9 настоящего Регламента.

13. Заявление и обосновывающие материалы регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и направляются руководителю регулирующего органа.

14. Для рассмотрения представленных заявления и обосновывающих материалов руководитель регулирующего органа назначает уполномоченное должностное лицо из числа сотрудников регулирующего органа.

15. Регулирующий орган уведомляет об отказе в рассмотрении заявления в случае, если заявление не подписано руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя, письмом, оформленным на бумажном носителе или в электронном виде, которое направляется в адрес заявителя в течение 7 рабочих дней со дня получения заявления регулирующим органом.

16. Регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении регулируемых тарифов при возникновении хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 9(1) Правил регулирования.

17. В случаях и в порядке, предусмотренных пунктом 10(1) Основ ценообразования, регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках и на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), за исключением регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках и на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), поставляемые и оказываемые в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, могут устанавливаться соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и Федеральной антимонопольной службой равными на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.

 

II. Рассмотрение вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов Федеральной антимонопольной службой

 

18. Заявление представляется в Федеральную антимонопольную службу исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами (далее также - представленные документы) в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования.

19. Для установления цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности собственники или иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для этих собственников или иных законных владельцев пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") установлена обязанность оказывать услуги по обеспечению системной надежности, представляют заявление в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования.

20. Производители электрической энергии - поставщики, функционирующие в неценовых зонах оптового рынка, в отношении которых в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пунктами 48 и 49 Основ ценообразования применяется государственное регулирование цен (тарифов), представляют заявление в Федеральную антимонопольную службу в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования.

21. Организации коммерческой и технологической инфраструктуры представляют заявление в Федеральную антимонопольную службу в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования.

22. При рассмотрении заявлений, указанных в пунктах 18 - 21 настоящего Регламента, Федеральной антимонопольной службой применяются положения главы I настоящего Регламента.

23. По результатам рассмотрения заявлений Федеральной антимонопольной службой принимается решение об открытии дела об установлении регулируемых тарифов либо об отказе в открытии дела об установлении регулируемых тарифов в случаях, предусмотренных пунктом 9(1) Правил регулирования.

24. Федеральная антимонопольная служба в течение 14 рабочих дней со дня регистрации представленных документов уведомляет заявителя об открытии дела об установлении регулируемых тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) должностного лица Федеральной антимонопольной службы, назначенного уполномоченным по такому делу, либо об отказе в открытии дела об установлении регулируемых тарифов с указанием причин отказа.

 

III. Рассмотрение вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов

 

25. Заявители представляют в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.

26. При рассмотрении дел об установлении регулируемых тарифов исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются положения главы I настоящего Регламента.

27. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 14 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами уведомляет заявителя об открытии дела об установлении регулируемых тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) должностного лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, назначенного уполномоченным по такому делу, или об отказе в открытии дела об установлении регулируемых тарифов с указанием причин отказа.

28. В случае выявления несоответствия заявителя, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет заявителю уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым заявитель не соответствует).

29. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, 1 сентября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименований и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению 6.

 

IV. Решение регулирующего органа об установлении регулируемых тарифов

 

30. Согласно абзацу третьему пункта 20 Правил регулирования рассмотрение дела об установлении регулируемых тарифов прекращается со дня принятия решения об их установлении, в случае прекращения (неосуществления) регулируемой деятельности заявителем, отзыва заявителем своего заявления, а в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, - со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 30(1) Правил регулирования.

31. Решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

32. Решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов доводится до заявителей регулирующими органами в соответствии с пунктами 29 и 30 Правил регулирования.