Решение Алтайского краевого суда от 7 мая 2024 г. N 3а-232/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Красногорскому районному Совету депутатов Алтайского края о признании не действующим в части решения от 20 декабря 2022 N 47 "Об утверждении коэффициентов К и К1, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории арендатора, применяемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Красногорский район Алтайского края и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" в части установленных им коэффициентов "К" установил:
административный истец первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Красногорскому районному Совету депутатов Алтайского края, в котором просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1-27 таблицы решения Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 20 декабря 2022 N 47 "Об утверждении коэффициентов К и К1, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории арендатора, применяемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Красногорский район Алтайского края и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" в части установленных коэффициентов "К".
Требования мотивированы тем, что установленные значения указанных коэффициентов не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства РФ N 582), а размер исчисленной арендной платы, в нарушение пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, превышает размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В судебном заседании прокурор Алтайского края Г.А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске, уточнив, что оспаривается Решение Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 20 декабря 2022 N 47 в редакции решения Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 19 декабря 2023 N 50.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До судебного заседания представлено заявление о признании административных исковых требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в силу следующего.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
А=SKC
K
K1, где:
А - сумма годовой арендной платы, руб.;
S - площадь земельного участка, кв. м;
КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости земельных участков расчет арендной платы до момента установления кадастровой стоимости производится на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края в разрезе кадастровых кварталов, а в случае их отсутствия - на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края;
К - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
К1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, муниципального, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 20 декабря 2020 года N 47 (в редакции решения от 19 декабря 2023 года N 50) утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, а также государственная собственность на которые не разграничена.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории муниципального образования Красногорский район Алтайского края земельных участков, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение от 20 декабря 2022 года N 47, а также решение от 19 декабря 2023 года N 50, которым внесены изменения в решение N 47 принято представительным органом местного самоуправления муниципального образования Красногорский район Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также статьей 6 Устава муниципального образования Красногорский район Алтайского края, утвержденного решением Красногорского районного Совета депутатов от 23 июня 2020 года N 10 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения).
Требования Устава муниципального образования, Регламента Красногорского районного Совета депутатов, утвержденного решением Красногорского районного Совета депутатов от 20 декабря 2022 года N 44 к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены.
Решение от 20 декабря 2022 года N 47 принято по результатам открытого голосования (из 16 избранных, установленной численности депутатов - 16 согласно ст. 54 Устава муниципального образования), из присутствующих 15 депутатов проголосовали "за" утверждение результатов опроса 13 депутатов, воздержались - 2 депутата.
Сообщение о принятом решении от 20 декабря 2022 года N 47 опубликовано в официальном издании Красногорского района газете "Восход", полный текст решения размещен на официальном сайте Администрации Красногорского района, Алтайского края.
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В силу пункта 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (утв. приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года N 710), соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом коэффициенты "К" установлены на основании экономического обоснования, которое выполнено ООО "И.".
Вместе с тем, оценка местоположения и градостроительной ценности участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков данной категории, проведены не были.
Отсутствие экономического обоснования в данном случае имеет место по всем коэффициентам К, установленным в оспариваемом решении.
Таким образом, установленные оспариваемым нормативным правовым актом коэффициенты К, не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Более того, часть коэффициентов установлены в размерах, которые представленное в материалы дела экономическое обоснование вообще не содержит.
В частности, пунктами 19 и 20 таблицы Решения установлен коэффициент "К" в размере 0,018 для земельных участков с видом разрешенного использования - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством чая, лекарственных и цветочных культур; осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц. В то время как Экономическим обоснованием (стр. 109-114) диапазон значения коэффициента "К" для таких земельных участков определен в пределах от 0,06 до 8,074.
Кроме того, пунктом 4 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 N 346 установлена ставка арендной платы в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18.05.2012 N 291 установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный (занятый) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, не может превышать: 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах; 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 14.01.2011 N 9 для Алтайского края утверждена фиксированная ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в размере 0,19 руб. за кв. м.
Приказом Минэкономразвития РФ от 31.01.2013 N 33 утверждена ставка арендной платы в размере 1% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций; других электростанций, использующих возобновляемые источники энергии; сооружений и объектов, в том числе относящихся к гидротехническим сооружениям, обслуживающих указанные в настоящем приказе электростанции.
Вместе с тем, в п. 9 таблицы Решения в строке "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений" установлен коэффициент "К" в размере 0,1, что в процентном соотношении составляет 10%.
В п. 12 таблицы Решения в строке "Земельные участки, предназначенные для размещения нефтепроводов, газопроводов" определен коэффициент "К" в размере 0,06, что в процентном соотношении составляет 6%.
В п. 12 таблицы Решения в строке "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов связи, кабельных и воздушных линий связи, линий и объектов радиофикации, линий и объектов инфраструктуры телекоммуникационной и спутниковой связи" установлен коэффициент "К" в размере 0,232, что в процентном соотношении составляет 23,2%.
В п. 15 таблицы Решения в строке "Земельные участки, занятые кабельными и воздушными линиями связи, линиями и объектами радиофикации, линиями и объектами инфраструктуры телекоммуникационной и спутниковой связи" определен коэффициент "К" в размере 39,12.
Использование данных коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные под размещение указанных объектов, ведет к превышению размера арендной платы, рассчитанного для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 58 Устава муниципального образования, является газета "Восход" Красногорского района Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования заместителя прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1-27 таблицы решения Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 20 декабря 2022 N 47 "Об утверждении коэффициентов К и К1, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории арендатора, применяемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Красногорский район Алтайского края и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" в редакции в редакции решения Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 19 декабря 2023 N 50, в части установленных ими коэффициентов "К".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Восход" Красногорского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 7 мая 2024 г. N 3а-232/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании