В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2024 N 372-рп "О корректировке Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп" правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Внести в Стратегию социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года", следующие изменения и дополнения:
1.1. Абзац пятый раздела 1 "Общие положения" изложить в следующей редакции:
"Стратегия развития ЕАО учитывает Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), долгосрочный план комплексного социально-экономического развития городского округа "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на период до 2030 года, приведенный в приложении N 14 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.07.2023 N 2058-р, приоритеты и задачи, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, национальных и федеральных проектах, а также в других федеральных документах стратегического планирования.".
1.2. В подразделе 2.2 "Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Еврейской автономной области" раздела 2 "Краткая характеристика и потенциал региона. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Еврейской автономной области":
- дополнить абзацами сорок седьмым и сорок восьмым следующего содержания:
"Продолжая разведку и разработку высокомагнезиальных месторождений, ООО "Дальневосточная бруситовая компания" (далее - ООО "ДВБК"), входящее в группу компаний ООО "Русское горно-химическое общество", в 2022 году завершило геологическое изучение участка недр Савкинского месторождения брусита и осуществило постановку на государственный баланс брусита (по категориям C1 + C2) - 19 571,5 тыс. тонн.
В 2024 году в соответствии с проектным решением ООО "ДВБК" приступает к опытно-промышленной разработке месторождения с объемом добычи 500,0 тыс. тонн в период с IV квартала 2024 года по I квартал 2029 года. Одновременно с этим для реализации проекта предусматривается строительство автомобильной дороги от Савкинского месторождения брусита до перегрузочного комплекса с причальным сооружением на р. Амур в районе с. Помпеевка Октябрьского муниципального района ЕАО.".
1.3. В разделе 3 "Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Еврейской автономной области":
- в подразделе 3.4 "Здоровье населения":
- абзац первый изложить в следующей редакции:
"Цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения сформулированы в Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 (далее - Стратегия развития здравоохранения), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640.";
- в абзаце втором слова "постановлением правительства ЕАО от 23.10.2015 N 482-пп утверждена государственная программа ЕАО "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2016 - 2022 годы" заменить словами "постановлением правительства ЕАО от 28.03.2024 N 142-пп утверждена государственная программа ЕАО "Здравоохранение в Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы";
- дополнить подразделом 3.11 "Развитие физической культуры и спорта" следующего содержания:
"3.11. Развитие физической культуры и спорта
Современное состояние физической культуры и спорта в ЕАО обусловлено реализацией государственной политики в сфере физической культуры и спорта, в том числе в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р. Уровень развития физической культуры и спорта в регионе характеризуется следующими показателями:
- в 2023 году численность жителей ЕАО, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигла 60 689 человек, из них 15 741 человек проживает в сельской местности;
- ежегодно проводятся более 140 официальных физкультурных и спортивных мероприятий регионального уровня, в том числе Спартакиада организаций среднего профессионального образования ЕАО, чемпионаты и первенства по различным видам спорта, региональные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия;
- в 2023 году на территории ЕАО функционировало 465 спортивных сооружений, в том числе 192 объекта в сельской местности (суммарная единовременная пропускная способность спортивных сооружений составила 12 725 человек);
- в муниципальных образованиях ЕАО действуют центры тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
- за период с 2019 года по 2023 год доля населения ЕАО, занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 25,1 процента до 45,4 процента (рост составил 80,9 процента);
- за период с 2019 года по 2023 год значительно выросло количество региональных спортивных федераций по различным видам спорта, получивших государственную аккредитацию (в 2024 году на территории Еврейской автономной области действуют более 30 региональных спортивных федераций по различным видам спорта).
Основными задачами развития физической культуры и спорта в ЕАО на период до 2030 года являются:
- обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий;
- обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов;
- формирование системы мотивации различных категорий населения, включая лиц старшего возраста, социально незащищенных слоев населения, к физическому развитию и спортивному образу жизни;
- создание возможностей для самореализации и развития способностей граждан в сфере физической культуры и спорта;
- повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
- совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи, а также формирование условий для развития школьного и студенческого спорта;
- формирование условий нулевой толерантности к нарушению антидопинговых правил;
- создание необходимых условий для проведения эффективной цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта;
- совершенствование системы мотивации кадров в сфере физической культуры и спорта;
- совершенствование нормативно-правовой базы для развития сферы физической культуры и спорта, прежде всего в сфере детско-юношеского спорта;
- обеспечение безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.
Исходя из указанных выше задач, приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в ЕАО на период до 2030 года являются:
- укрепление здоровья и рост благополучия населения;
- развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
- развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины;
- развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины;
- цифровая трансформация системы управления сферой физической культуры и спорта.".
1.4. В подразделе 5.1 "Транспортная инфраструктура" раздела 5 "Развитие инфраструктурных и обслуживающих отраслей":
- дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания:
"- строительство автомобильной дороги от Савкинского месторождения брусита до перегрузочного комплекса в районе с. Помпеевка Октябрьского муниципального района ЕАО;
- строительство перегрузочного комплекса мощностью 500 тыс. тонн в год с причальным сооружением на р. Амур в районе с. Помпеевка Октябрьского муниципального района ЕАО;".
1.5. Раздел 7 "Развитие экспорта, межрегиональных и внешнеэкономических связей" изложить в следующей редакции:
"Раздел 7. Обеспечение благоприятных условий для развития экспортной деятельности в области
Внешние связи имеют определяющее значение для перспективного социально-экономического развития области, учитывая ограниченный масштаб внутриобластного рынка, а также ограниченность финансовых, трудовых и технологических ресурсов. Решение о модернизации экономической структуры, создании новых структурных звеньев в экономике, повышении конкурентоспособности в национальном и международном масштабах предполагает привлечение ресурсов с внешнего и межрегионального рынков и ресурсов. Стратегическим направлением использования внешнего фактора для решения задач достижения генеральной цели развития области в период до 2030 года является углубление интеграционных взаимодействий, что возможно только в случае следования ряду принципиальных направлений.
Интеграция хозяйственного комплекса области в макрорегиональную и международную торгово-экономическую систему опирается на интенсификацию вовлечения в хозяйственный оборот наиболее конкурентоспособных экономических ресурсов, что предполагает:
- усиление экономической роли трансграничного статуса региона, увеличение внешнеторгового оборота и постепенное изменение его товарной структуры в сторону повышения технологичности поставляемой отечественной продукции и товаров;
- диверсификацию экспорта за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, технологических переделов и замещения экспорта сырья продукцией его переработки;
- целевую поддержку и развитие экспортно ориентированных предприятий и предпринимательских структур, в том числе в сфере производства, переработки и экспорта растениеводческой (зерно, мука, масличные культуры, растительное масло, овощи и т.д.) и животноводческой продукции с привлечением для этого неиспользуемых и малоиспользуемых залежных земель, а также вновь образуемых агропромышленных парков;
- стимулирование импорта современной техники и технологий, управленческого опыта крупнейших зарубежных компаний;
- привлечение иностранных компаний к созданию на территории области совместных производств современной высокотехнологичной продукции и технологическому перевооружению предприятий области;
- развитие трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры для включения области в глобальные и региональные транспортные коридоры и ее интеграции в международное транспортное пространство, развитие и обустройство погранично-таможенной инфраструктуры, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
7.1. Основные направления развития экспорта области
Целью обеспечения благоприятных условий для развития экспортной деятельности в ЕАО до 2030 года является определение приоритетных направлений, барьеров и инструментов для развития экспортной деятельности, увеличение объемов экспорта, в том числе экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг, с помощью решения следующих задач:
- увеличение объемов экспорта, в том числе экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг, диверсификация регионального экспорта, рост числа экспортеров, вовлечение предприятий малого и среднего бизнеса области в экспортную деятельность;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта;
- обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.
Система развития экспортной деятельности, концентрируясь на факторах, определяющих привлекательность производимой на территории региона продукции, направлена на реализацию следующих ключевых направлений экспортной деятельности ЕАО:
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области с предпринимательским сообществом;
- развитие гибкой системы государственной поддержки предприятий, занимающихся экспортной деятельностью;
- позиционирование области в качестве привлекательного для экспортной деятельности региона на территории Российской Федерации и формирование положительного экспортного имиджа региона.
Реализация планомерного развития экспортной деятельности позволит обеспечить рост объемов отгруженных товаров, работ и услуг, повысить конкурентоспособность продукции региональных производителей на внешних рынках.
7.2. Анализ текущего состояния экспорта в области
По данным Дальневосточного таможенного управления, внешнеторговый оборот ЕАО за 2023 год составил 316,9 млн. долларов США.
Объем внешнеторгового оборота области пришелся на следующие группы стран:
- страны - участники форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - 311,2 млн. долларов США, или 98,2 процента от стоимости внешнеторгового оборота;
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 5,1 млн. долларов США, или 1,6 процента;
- Европейский союз (ЕС) - 3,4 млн. долларов США, или 1,1 процента;
- Содружество Независимых Государств (СНГ) - 1,03 млн. долларов США, или 0,3 процента;
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - 0,9 млн. долларов США, или 0,3 процента.
Внешнеторговый оборот между странами-контрагентами распределился следующим образом:
- Китайская Народная Республика - 309,6 млн. долларов США, или 97,7 процентов стоимости товарооборота ЕАО;
- Королевство Испания - 3,314 млн. долларов США, или 1 процент;
- Республика Корея - 1,4 млн. долларов США, или 0,4 процента;
- Республика Индия - 1,162 млн. долларов США, или 0,4 процента;
- Республика Казахстан - 0,5 млн. долларов США, или 0,2 процента;
- Республика Беларусь - 0,4 млн. долларов США, или 0,1 процента.
Экспорт ЕАО в 2023 году составил 301,1 млн. долларов США.
Основные торговые партнеры области при экспорте:
- Китайская Народная Республика - 296,1 млн. долларов США, или 98,3 процента экспорта (главные статьи экспорта: руды и концентраты железные - 89,7 процента; соевые бобы - 24,1 процента; лесоматериалы необработанные - 1,8 процента от стоимости экспорта);
- Королевство Испания - 3,314 млн. долларов США, или 1,1 процента экспорта (главные статьи экспорта: соль, сера - 1,3 процента);
- Республика Корея - 1,4 млн. долларов США, или 0,5 процента экспорта (главная статья экспорта: вещества минеральные - 0,6 процента);
- Государство Япония - 0,2 млн. долларов США, или 0,1 процента экспорта (единственная статья экспорта: вещества минеральные - 0,1 процента).
Товарная структура экспорта области по основным группам товаров:
млн. долларов США
Наименование товара |
2022 год |
2023 год |
В % к 2022 году |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
21,81 |
51,27 |
в 2,4 раз |
Минеральные продукты |
61,82 |
16,30 |
26,4 |
Продукция химической промышленности, каучук |
1,93 |
1,79 |
92,8 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4,91 |
3,47 |
70,7 |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них |
2,55 |
227,01 |
в 89 раз |
Общее количество организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в ЕАО, в 2023 году составляло 82. Основными экспортерами в период 2022 - 2023 годов были ООО "КС ГОК", ООО "МВ-Строй-ДВ", ООО "Дальсоюзпром", ООО "Алые паруса ДВ", ООО "Трансальянс", ООО "Агросервис-ДВ", ООО "Юань Шунь".
Количество компаний-экспортеров несырьевой неэнергетической продукции в 2023 году составило 29, из них 95 процентов относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства ЕАО (далее - субъекты МСП).
Общий объем экспорта несырьевой неэнергетической продукции в 2023 году составил 64 890,10 тыс. долларов США, 116,5 тыс. тонн (в 2022 году - 50 846,54 тыс. долларов США, 136,8 тыс. тонн).
Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта в 2023 году составил 27,6 процента по отношению к соответствующему периоду 2022 года.
Увеличение объемов экспорта свидетельствует в пользу эффективности действующих мер государственной поддержки и популяризации экспортной деятельности среди субъектов МСП в ЕАО, а также необходимости дальнейшей работы в этом направлении.
7.3. Анализ потенциально перспективных зарубежных экспортных рынков и отраслевых перспектив развития экспорта области
Исходя из географического расположения и транспортной инфраструктуры области, наиболее перспективными потенциальными зарубежными экспортными рынками для области остаются страны Восточной Азии (Китайская Народная Республика, Государство Япония, Республика Корея), которые включены в число приоритетных стран и территорий мира для развития российского экспорта товаров.
Отраслевые перспективы развития экспорта области будут связаны:
- с использованием естественных конкурентных преимуществ, вытекающих из обладания богатыми природными ресурсами, прежде всего минерально-сырьевыми;
- с развитием сельскохозяйственного производства, потенциал которого заключается не только в производстве сои, но и в ее переработке, производстве других видов сельскохозяйственных продуктов, в том числе в растениеводстве и животноводстве, развитии перерабатывающих мощностей;
- с развитием туризма, опирающегося на культурно-исторические особенности региона, курортно-санаторные преимущества, специфику особо охраняемых природных территорий.
7.4. Анализ основных внутренних и внешних барьеров развития экспорта области
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала области продиктована значимостью экспорта как фактора развития экономики регионов, поэтому устранение внутренних и внешних барьеров развития экспорта на региональном уровне - одна из задач органов государственной власти всех уровней.
К основным внешним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта области, относятся:
- заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта;
- экономические санкции по отношению к Российской Федерации.
К основным внутренним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта, относятся:
- отсутствие компетенций у хозяйствующих субъектов для работы на зарубежном рынке, а также необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции по большинству номенклатурных позиций, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
- высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно ориентированной продукции;
- высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований);
- высокие удельные затраты на мероприятия по улучшению потребительских характеристик продукции с целью достижения их соответствия каким-либо стандартам или требованиям страны-потребителя товара, на сертификацию продукции;
- высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя;
- отсутствие региональных мер по оказанию системной финансовой поддержки несырьевого экспорта.
Помимо перечисленных выше обобщенных данных о внутренних барьерах для развития экспорта на региональном уровне, дополнительными барьерами для экспортеров области являются:
- территориальная удаленность региона от центра страны, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов топлива, продовольствия и товаров;
- очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории региона и низкая плотность населения;
- ограниченная транспортная доступность некоторой части территории региона.
7.5. Основные направления экспортно ориентированной инвестиционной деятельности, проекты развития экспорта области
Основные направления инвестиционной политики области напрямую связаны с развитием производственного сектора экономики и ростом производства продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В ближайшей перспективе инвестиционная составляющая производства экспортной продукции будет ориентирована на традиционные отрасли, определяющие наибольшую долю экспорта в предыдущие годы.
К наиболее важным экспортно ориентированным инвестиционным проектам следует отнести:
- разработку Сутарского месторождения железной руды и наращивание объемов производства концентрата железной руды ООО "КС ГОК";
- разработку оловянных месторождений Мало-Хинганского рудного узла (разработку Центрального и Березовского месторождений) ООО "Ресурсы Малого Хингана";
- разработку Савкинского месторождения брусита ООО "Русское горно-химическое общество";
- создание производства по добыче и переработке торфа в торфяные брикеты ООО "Кварц";
- строительство перерабатывающего комплекса мощностью 60 тыс. тонн соевых бобов в год с целью получения соевого пищевого шрота "белый лепесток" и соевого масла методом экстракции низкотемпературным способом ООО "СК "Свой Дом";
- создание технопарка "Лесозаготовительный и деревоперерабатывающий безотходный комплекс ООО "НПО Союз".
7.6. Меры государственной поддержки развития экспорта области
Одним из направлений деятельности по увеличению объемов экспорта области является активизация экспортной деятельности организаций, расположенных на территории региона.
Организации, расположенные на территории области, имеют предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции и выхода как на внутренние, так и зарубежные рынки посредством развития производства высокотехнологичных товаров и услуг.
С целью более широкого вовлечения организаций, расположенных на территории области, в экспортную деятельность осуществляется работа по проведению тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых АО "Российский экспортный центр".
Одной из основных задач правительства области является содействие выходу новых организаций, расположенных на территории области, на внешний рынок и расширение географии рынков сбыта продукции, произведенной на территории области.
Политика региона в части диверсификации экспортной структуры направлена на оказание содействия организациям, расположенным на территории области, в расширении ассортимента производимой продукции и дальнейшем выводе ее на зарубежные рынки.
Экспортно ориентированным субъектам МСП оказывается организационная поддержка участия их в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходящих на территориях зарубежных стран, и другие услуги.
Также осуществляется информирование и консультирование организаций по вопросам получения государственной поддержки федерального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
7.7. Инфраструктура для обеспечения развития экспорта в области, мероприятия по развитию экспортной инфраструктуры в области
В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта, включающая организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку предприятиям, ориентированным на экспорт.
При содействии отдела "Центр поддержки экспорта" некоммерческой организации - Фонда "Инвестиционное агентство Еврейской автономной области" (далее - ЦПЭ НКО - Фонд) организациям, ориентированным на экспорт, оказывается организационная поддержка участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходящих на территориях зарубежных стран.
7.8. Механизмы снижения препятствий при выходе на внешние рынки
ЦПЭ НКО - Фонд оказывает содействие предприятиям, в том числе субъектам МСП, в продвижении продукции на внешние рынки посредством следующих механизмов снижения препятствий:
- участие субъектов МСП в международных выставках в составе коллективного стенда области, а также с индивидуальным стендом;
- размещение и продвижение продукции региональных экспортно ориентированных компаний на зарубежных рынках с помощью средств электронной торговли;
- участие в международных, межрегиональных и реверсных бизнес-миссиях;
- проведение обучающих мероприятий в формате семинаров, круглых столов и тренингов по тематике внешнеэкономической деятельности для повышения компетенций как действующих экспортеров, так и организаций и индивидуальных предпринимателей, планирующих выход на зарубежные рынки;
- консультирование по вопросам экспортной деятельности, включающим: таможенное оформление, организацию логистики, налогообложение экспортных сделок, получение сертификатов, правовые вопросы экспортной деятельности, подготовку пошаговой инструкции по выходу на внешний рынок, меры поддержки экспортной деятельности;
- подготовка и перевод на иностранные языки экспортных контрактов, презентационных и других материалов в электронном виде, в том числе адаптация и перевод упаковки товара;
- создание и/или модернизация сайта на иностранном языке;
- проведение маркетинговых или патентных исследований, включающих: комплексный анализ с целью оценки ситуации на целевом рынке, определение основных тенденций и перспектив развития рынка, построение прогноза развития рынка как по отдельной товарной категории, так и для отрасли в целом;
- проведение правовой экспертизы и осуществление дальнейшего сопровождения экспортного контракта;
- поиск и подбор потенциальных иностранных покупателей, проверку деловой репутации потенциального партнера, содействие в проведении деловых переговоров, налаживание связи с потенциальными иностранными партнерами, ведение коммерческой корреспонденции, первичные телефонные переговоры и (или) переговоры с использованием видео-конференц-связи.
Используя указанные инструменты и механизмы, ЦПЭ НКО - Фонд станет основой региональной системы поддержки экспорта, интегрированной в общенациональную и региональную инфраструктуру.
Одним из важных факторов развития экспортной деятельности организаций, расположенных на территории области, станет развитие взаимодействия с организациями других субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом в совместном продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Углубление межрегионального сотрудничества экспортеров области будет способствовать расширению экспортного потенциала региона и укреплению его конкурентоспособности на международных рынках.
7.9. Приоритетные направления развития и точки роста экспорта области
С учетом современного развития хозяйственного комплекса области наиболее предпочтительной является деятельность организаций, направленная на расширение количества типов выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта, вовлекающая в экспортный оборот товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию регионального экспорта.
Экспортный потенциал области основан на эксплуатации природно-ресурсного фактора, который в силу своих масштабов и уникальности содержит еще не реализованные экспортные возможности.
Увеличение экспорта несырьевой продукции связано прежде всего с таким уровнем диверсификации, как углубление переработки первичных ресурсов, в том числе минерально-сырьевых ресурсов, продукции сельскохозяйственного производства и деревообрабатывающей промышленности.
Для экспорта товаров открываются рыночные возможности, в первую очередь связанные с увеличением поставок в страны Северо-Восточной Азии сои и продуктов ее переработки, меда, а также экологически чистой природной продукции (папоротника, дикорастущих ягодных культур, лекарственных трав, ядер и масел лесных орехов и других). Могут быть также увеличены поставки обработанной древесины.
Интенсификации экспорта должно способствовать использование такого инструмента стимулирования экономической политики, как территория опережающего социально-экономического развития.
Территория опережающего социально-экономического развития "Амуро-Хинганская" должна привлечь внимание бизнеса к инвестиционным проектам, связанным с развитием производства продукции на основе местных сырьевых ресурсов, а также создать условия для развития экспорта транспортно-логистических услуг.
Природно-климатические условия и особенности исторического развития региона создают предпосылки для экспорта туристических услуг за счет развития в первую очередь лечебно-оздоровительного, национально-культурного, а также экологического, сельского, спортивного, экстремального и других направлений туризма.
В сфере оказания экспортных услуг перспективным является использование транспортно-логистических возможностей, связанных с вводом в эксплуатацию железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян, а также расширением и обустройством (реконструкцией) смешанных пограничных пунктов пропуска Нижнеленинское, Амурзет и Пашково.
Расширение экспорта услуг по всем направлениям должно способствовать его среднегодовому росту в 6,2 процента.
Важнейшим направлением увеличения экспорта является вовлечение субъектов МСП в экспортную деятельность.
Определенные резервы совершенствования экспортной деятельности кроются в активизации экспортной деятельности малого бизнеса, современные масштабы участия которого в экспортной деятельности крайне незначительны.
Специфика малых предприятий состоит в том, что, даже производя продукцию, потенциально ориентированную на экспорт, они не могут реально приступить к экспортной деятельности из-за нехватки оборотного капитала, отсутствия у работников соответствующих знаний и навыков, а также специально подготовленных кадров.
Вовлечение в экспортную деятельность более широкого круга потенциальных экспортеров из числа субъектов МСП возможно путем проведения скоординированной на основе общенациональной региональной информационно-консультационной кампании по вопросам организации экспорта и существующих в этой области перспектив.
Решение задачи мобилизации экспортных возможностей субъектов МСП в обязательном порядке предполагает наличие действенной системы государственной поддержки экспорта, включающей субсидирование субъектов МСП в рамках государственной программы области "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2024 - 2030 годы, льготное кредитование кредитными организациями и другие направления.
7.10. Расширение межрегиональных связей
Развитие межрегионального сотрудничества будет строиться на основе:
- внедрения инновационных технологий при освоении ориентированного на внешнеторговый обмен развитого металлургического комплекса на базе переработки руд Кимканского, Сутарского месторождений;
- создания и поддержания механизмов вертикальной интеграции с потенциальными рынками сбыта в регионах южной зоны Дальневосточного федерального округа, что приведет к существенному укреплению экономических кооперационных связей с Амурской областью и Хабаровским краем;
- увеличения количества перерабатывающих производств на территории области для глубокой переработки российских сырьевых товаров, в том числе полученных по кооперации из других российских регионов, при одновременном создании сети сбыта базовых экспортных товаров, производимых в области.
До 2030 года в регионе планируется создать высокотехнологичные производства по переработке добываемых в области ресурсов, в связи с чем целесообразным является обеспечение сотрудничества местных предпринимателей с инновационно-технологическими центрами города Хабаровска, Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики в сфере технологий ресурсопользования и переработки полезных ископаемых. В частности, необходимо организовать тесное сотрудничество с Харбинским индустриальным парком в сфере разработки технологий глубокой переработки графита для развития на территории области высокотехнологического производства, в том числе производства графитовых компонентов для аккумуляторов.
7.11. Показатели развития экспорта в области
Показатель |
2021 год (факт) |
2022 год (факт) |
2023 год (факт) |
2024 год |
2030 год |
Основной показатель: реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта, в % к 2020 году |
159,6 |
закрытые данные |
137,3 |
139,4 |
170,0 |
Дополнительные показатели: объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров в разрезе приоритетных отраслей ЕАО (в сопоставимых ценах, в млн. долл. США), в том числе: |
|
закрытые данные |
6,192 |
6,287 |
8,667 |
объем экспорта товаров отраслей промышленности (в сопоставимых ценах, в млн. долл. США) |
0,76 |
закрытые данные |
5,492 |
5,576 |
6,8 |
объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах, в млн. долл. США) |
6,5 |
закрытые данные |
0,687 |
0,711 |
0,867 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, единиц |
25 |
закрытые данные |
27 |
29 |
35 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млн. долл. США |
0,0009 |
закрытые данные |
0,0024714 |
0,0025092 |
0,00306 |
Количество стран, в которые экспортируют свою продукцию предприятия и организации ЕАО, единиц |
12 |
закрытые данные |
13 |
14 |
16 |
Дополнительный (если применимо для региона) объем экспорта медицинских услуг, млн. долл. США |
|
закрытые данные |
0,0 |
0,0001 |
0,001". |
1.6. В разделе 10 "Механизмы реализации Стратегии":
- подраздел 10.2 "Программно-целевое планирование стратегических приоритетов" изложить в следующей редакции:
"10.2. Программно-целевое планирование стратегических приоритетов
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Следовательно, приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации указанной стратегии, ожидаемые результаты ее реализации, оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, должны быть развернуты в систему программных документов, предусматривающих достижение определенных показателей при оцененных в рамках стратегии ресурсах.
Перечень государственных программ ЕАО приведен ниже:
- государственная программа области "Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Повышение безопасности дорожного движения";
- государственная программа области "Профилактика и ликвидация особо опасных болезней животных на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года";
- государственная программа области "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Жилище";
- государственная программа области "Пожарная безопасность и защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие образования Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Доступная среда в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Здравоохранение в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Культура Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие физической культуры и спорта в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом";
- государственная программа области "Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие водохозяйственного комплекса Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда";
- государственная программа области "Развитие информационного общества";
- государственная программа области "Развитие земельно-имущественного комплекса Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Управление государственными финансами Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Охрана объектов животного мира Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие государственной гражданской службы Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Формирование современной городской среды в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Построение на территории Еврейской автономной области аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город";
- государственная программа области "Экология Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие сельскохозяйственной кооперации в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Повышение качества водоснабжения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие промышленности в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Поддержка и развитие средств массовой информации на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Создание информационной системы управления общественными финансами "Региональный электронный бюджет Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры";
- государственная программа области "Развитие молодежной политики в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Профилактика безнадзорности, правонарушений, преступлений и асоциальных проявлений среди несовершеннолетних и молодежи Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Патриотическое воспитание граждан в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Комплексное развитие сельских территорий Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Повышение финансовой грамотности населения Еврейской автономной области".
Помимо государственных программ области необходимо разработать планы комплексного развития отдельных приоритетных отраслей. Это позволит применить программно-целевой подход для реализации стратегических приоритетов, обеспечить межотраслевую координацию работы органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и заинтересованных организаций.";
- в подразделе 10.3 "Оценка финансовых ресурсов реализации Стратегии":
- абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" одним из документов стратегического планирования на региональном уровне является бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации. Исходя из утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 18.04.2024 N 181-пп бюджетного прогноза Еврейской автономной области на долгосрочный период до 2035 года, определен общий размер доходов и расходов бюджета Еврейской автономной области на период до 2030 года.";
- таблицу 10 изложить в следующей редакции:
"Таблица 10
Оценка финансового обеспечения Стратегии
млн. рублей
Наименование показателя |
Год периода прогнозирования |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Доходы, всего |
10 624,0 |
11 488,0 |
11 072,3 |
10 467,7 |
10 983,6 |
11 488,1 |
12 634,8 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего, |
7 214,4 |
7 711,4 |
7 929,2 |
8 503,7 |
9 307,4 |
9 811,9 |
10 958,6 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы от реализации инвестиционных проектов |
|
207,9 |
228,4 |
104,7 |
410,5 |
270,0 |
784,0 |
Расходы, всего |
11 386,2 |
11 790,5 |
11 300,7 |
10 646,1 |
11 194,8 |
11 469,9 |
11 938,4 |
Расходы на реализацию государственных программ ЕАО |
8 811,2 |
8 754,1 |
8 456,9 |
7 764,4 |
8 035,1 |
7 609,3 |
8 669,5 |
Дефицит/профицит |
-762,2 |
-302,5 |
-228,4 |
-178,4 |
-211,2 |
18,2 |
696,4 |
Государственный долг на 01 января очередного года |
5 210,9 |
5 257,2 |
5 310,7 |
5 292,2 |
5 144,0 |
4 781,1 |
4 706,7 |
Наименование показателя |
Год периода прогнозирования |
||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
Доходы, всего |
22 991,8 |
21 599,5 |
21 038,5 |
21 354,1 |
21 781,2 |
22 434,6 |
23 130,1 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего, |
12 622,6 |
12 025,8 |
12 346,3 |
12 633,8 |
13 067,0 |
13 669,3 |
14 318,6 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы от реализации инвестиционных проектов |
1 674,3 |
2 007,7 |
2 309,0 |
2 482,0 |
2 486,6 |
2 526,2 |
2 563,7 |
Расходы, всего |
23 738,3 |
21 649,0 |
20 952,5 |
21 371,6 |
21 863,1 |
22 540,9 |
23 239,7 |
Расходы на реализацию государственных программ ЕАО |
19 264,5 |
17 823,0 |
16 654,6 |
16 921,1 |
17 327,2 |
17 777,7 |
18 293,2 |
Дефицит/профицит |
-746,5 |
-49,5 |
86,0 |
-17,5 |
-81,9 |
-106,3 |
-109,6 |
Государственный долг на 01 января очередного года |
8 376,4 |
8 145,7 |
7 772,8 |
7 015,9 |
6 125,0 |
5 528,1 |
5 396,7". |
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель председателя |
А.В. Садаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 19 сентября 2024 г. N 388-пп "О внесении изменений и дополнений в Стратегию социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп"
Вступает в силу с 19 сентября 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://npa79.eao.ru) 23 сентября 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2024 г. N 7900202409240003