Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 сентября 2024 г. N 03-07-11/84452
Вопрос: Настоящим письмом, просим дать разъяснения о порядке реализации управляющей организацией, перешедшей на общую систему налогообложения, услуг населению по содержание и ремонту общего имущества многоквартирного дома, для случая, когда размер платы за такую услугу установлен без учета налога на добавочную стоимость.
В связи с принятием Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" согласно положениям которого, организации использующие упрощенную систему налогообложения при обороте свыше 60 млн руб. в год придётся платить налог на добавочную стоимость (5% без возможности получения вычетов по НДС или 20%). При этом, в случае превышения оборота свыше 60 млн руб. Федеральным законом N 176-ФЗ предусмотрен "автоматический" перевод организаций на общую систему налогообложения.
Пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее соответственно - ТСЖ, ЖК), определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме и устанавливается на срок не менее чем один год, - утвержденный на собрании размер платы может быть изменен не ранее чем через год использования такого тарифа.
Должна ли управляющая организации включать (увеличить) в тариф, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, утвержденный без учета налога на добавочную стоимость величину такого налога?
В настоящее время разъяснения есть только для обратной ситуации (для случая перехода с общей системы налогообложения на упрощенную) - письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2013 N 03-07-15/40685 (письмо ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19226@ "О направлении письма Минфина России").
Ответ: В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) с 1 января 2025 года управляющей организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
В связи с этим, если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном вышеуказанным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В то же время необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 149 налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В связи с этим в случае, если управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поименованных в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) этой управляющей организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость с применением налоговой ставки в размере 20 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Также обращаем внимание, что на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ вышеуказанные управляющие организации вправе при реализации товаров (работ, услуг) производить налогообложение налогом на добавленную стоимость соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики налога на добавленную стоимость дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом согласно пункту 6 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены (тарифы).
Поэтому при работ# (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и отказавшимися от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких работ (услуг), соответствующая сумма данного налога включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
Одновременно сообщаем, что вопросы, касающиеся порядка формирования размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, в том числе с применением предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации дополнительных процедур (проведение общих собраний собственников, внесение изменений в договоры управления), нормами Кодекса не регулируются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
УК, применяющая с 1 января 2025 г. УСН и не имеющая оснований для освобождения от НДС, вправе при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от НДС на основании специальной нормы НК.
Если УК, применяющая с 1 января 2025 г. УСН, отказалась от освобождения от НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то они будут облагаться НДС по ставке 20%.
При этом УК вправе при реализации товаров (работ, услуг) применять ставку НДС 5% (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 млн руб.) либо 7% (для доходов до 450 млн руб.).
В отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых УК, отказавшимися от освобождения от НДС, сумма налога включается в цены (тарифы).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 сентября 2024 г. N 03-07-11/84452
Опубликование:
-