Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 сентября 2024 г. N 03-07-08/83352
Вопрос: Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации.
Мы как российская Компания оказываем следующие виды транспортно-экспедиционных услуг ж/д транспортом компаниям - нерезидентам РФ, при этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации:
- перевозка железнодорожным транспортом до сухопутных погранпереходов РФ (далее вывоз товара с территории РФ осуществляется железнодорожным транспортом);
- перевозка железнодорожным транспортом до морских портов, расположенных на территории РФ (далее вывоз товара с территории РФ осуществляется морским транспортом).
К дальнейшему следованию груза морем или железными дорогами иностранных государств Компания отношения не имеет.
С 1 июля 2024 года Законом от 22.04.2024 N 92-ФЗ в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ внесены изменения, согласно которым на российском этапе перевозки не применяется ставка 0 процентов по НДС. В результате услуги международной перевозки товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги, которые оказываются при организации такой перевозки, облагаются НДС по ставке 20 процентов, если одновременно выполнены следующие условия:
- перевозка происходит только между пунктами, находящимися на территории РФ;
- налогоплательщик (перевозчик или экспедитор) не указан в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков или экспедиторов.
Вместе с тем введенные в 01.07.2024 г. ограничения на применение льготы по НДС не распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, связанные с экспортом (реэкспортом) товара по организации транспортировки исключительно железнодорожным транспортом, и исключительно российскими организациями даже если они оказаны на "российском участке перевозки".
Данный вывод не опровергается последними разъяснениями Минфина РФ от 26.06.2024 N 03-07-08/59665 "О применении с 1 июля 2024 года налога на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, с привлечением для доставки товаров в международном сообщении нескольких видов транспорта (морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный)": "... на основании абзаца десятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от порта или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации, применяется ставка НДС в размере 0 процентов. Указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса".
Правильно ли мы понимаем, что применение ставки 0 процентов по НДС ко всем вышеперечисленным услугам регламентировано п. 2.7 ст. 164 НК РФ с указанием в декларации по НДС кода 1010436 - транспортно-экспедиционные услуги в рамках железнодорожных перевозок по России товаров на экспорт (реэкспорт) (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 41.1 Порядка заполнения декларации по НДС, разд. III Приложения N 1 к данному Порядку)?
При сдаче налоговой отчетности, одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в силу п. 15 ст. 165 НК РФ предоставляется Реестр транспортных, товаросопроводительных и иных документов по форме КНД 1155112 (утв. Приложением N 6 к приказу ФНС России от 14.03.2024 N ЕД-7-15/202@).
Согласно порядку заполнения реестра КНД 1155112, утвержденному Приложением N 14 к приказу ФНС России от 14.03.2024 N ЕД-7-15/202@, "в графе 9 виды документов (коносамент, морская накладная или любой иной документ, подтверждающий факт приема к перевозке товара, а также поручение на отгрузку) в соответствии с пп. 3 п. 3.5 ст. 165 НК РФ, принимают значение в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. Графа 9 заполняется в случае представления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в соответствии с пп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных пп. 3 п. 3.5 cт. 165 НК РФ."
Правильно ли мы понимаем, что из системного анализа положений п. 3.5, 3.7 ст. 165 НК РФ, а также порядка заполнения реестра КНД 1155112 можно сделать вывод, что формат реестра КНД 1155112 предназначен для заполнения только в случае, если перевозка товаров железнодорожным транспортом предусматривает, что дальнейшая доставка грузов за пределами РФ происходит исключительно морским транспортом и, как следствие, в качестве подтверждения факта вывоза товара необходим коносамент и поручение на отгрузку?
Фактически при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом до сухопутных погранпереходов РФ (далее вывоз товара с территории РФ осуществляется железнодорожным транспортом) и подтверждения применения ставки 0 процентов по НДС за 2 кв. 2024 г. с учетом положений п. 2.7 ст. 164 НК РФ и п. 3.7 ст. 165 НК РФ Компанией в качестве транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ предоставляются ж/д накладные с отметкой таможенных органов РФ.
В таких ситуациях в графе 9 реестра КНД 1155112 налогоплательщиков был указан код 03 - "Железнодорожная накладная", в графах 10 и 11 - реквизиты ж/д накладной, в графах 12-13 - "Не применимо", поскольку дальнейший вывоз с территории РФ осуществляется железнодорожным транспортом. Указанный реестр не был принят налоговым органом с указанием следующих причин: "Структура файла обмена не соответствует требованиям формата (код ошибки 0300300000)
The 'ВидТрДокМ' attribute is invalid - The value '03' is invalid according to its datatype 'String'- The Enumeration constraint failed. (код ошибки 0300300001)
Порядок заполнения реестра КНД 1155112 не содержит положений о том, как заполнять реестр в случае, если дальнейшая доставка грузов за пределами РФ происходит железнодорожным транспортом. Просим дать разъяснения о порядке заполнения граф 9-13 реестра КНД 1155112 для подтверждения применения ставки 0% по НДС в рамках п. 2.7 ст. 164 НК РФ в ситуации, когда перевозка осуществляется железнодорожным транспортом от пунктов отправления в РФ до сухопутных погранпереходов РФ и далее вывоз товара с территории РФ осуществляется железнодорожным транспортом.
Ответ: В связи с указанным запросом Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Для подтверждения обоснованности применения указанной ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные пунктом 3.7 статьи 165 Кодекса.
Таким образом, при оказании услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для осуществления перевозки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации или до пунктов, являющихся приграничными зонами на территории Российской Федерации, на основании подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.7 статьи 165 Кодекса.
В связи с принятием Федерального закона от 22.04.2024 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", о котором упоминается в письме, порядок применения ставки налога на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 2.7 пункта 1 стати 164 Кодекса, не изменился.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
При оказании услуг по предоставлению ж/д вагонов для перевозки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров до пунктов, являющихся приграничными зонами, или если пункты отправления и назначения находятся в России, применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных НК.
В связи с принятием изменений в НК порядок применения ставки НДС не изменился.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 сентября 2024 г. N 03-07-08/83352
Опубликование:
-