Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 сентября 2024 г. N 03-07-08/88297
Вопрос: ООО (далее - Общество) просит дать разъяснения по следующей ситуации.
Организация - резидент РФ, состоящая на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (далее - Заказчик), заключила контракт с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (далее - Исполнитель), на оказание услуг на территории РФ с учетом п. 4 ст. 148 НК РФ.
По условиям контракта Заказчик осуществляет оплату услуг в валюте - фунты стерлинги. При оплате используется мультивалютный перевод, пара EUR/GPB, таким образом оплата осуществляется путем списания суммы в евро и перевода контрагенту суммы в фунтах стерлингах. Для конвертации EUR/GPB используется внутренний курс банка плательщика.
В мультивалютном платеже используется две валюты (EUR/GPB) и соответственно два разных курса, по отношению к рублевому эквиваленту на дату платежа.
НК РФ содержит специальные нормы, которые регулируют порядок определения налоговой базы и исчисления НДС российскими организациями - налоговыми агентами, приобретающими услуги у иностранных лиц и производящими оплату в иностранной валюте.
Так, п. 3 ст. 153 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов.
Исходя из вышесказанного, просим пояснить, какой порядок исчисления НДС из приведенных ниже следует применять российской организации в качестве налогового агента по уплате НДС, если согласно условиям контракта его стоимость и сумма НДС определены в фунтах стерлингах:
Вариант 1 - сумма агентского НДС для перечисления в бюджет РФ исчисляется исходя из стоимости в фунтах стерлингах, которая подлежит оплате согласно инвойсу и валютному контракту, пересчитанную в рублевый эквивалент по курсу Центрального Банка на дату мультивалютного платежа;
Вариант 2 - сумма агентского НДС для перечисления в бюджет РФ исчисляется исходя из суммы фактического списания со счета плательщика в евро, пересчитанную в рублевый эквивалент по курсу Центрального Банка на дату мультивалютного платежа.
Ответ: В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Пунктом 3 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы расходы налогоплательщика в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая за иностранную валюту у иностранного лица услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по таким операциям исходя из суммы, перечисляемой иностранному лицу иностранной валюты, по курсу, действующему на дату перечисления.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация приобретает у зарубежной компании услуги за инвалюту. Местом реализации услуг признается территория России.
Минфин указал, что в данном случае база по НДС определяется исходя из суммы перечисляемой инвалюты по курсу, действующему на дату перечисления.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 сентября 2024 г. N 03-07-08/88297
Опубликование:
-