Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОДОБРЕНЫ
постановлением Правительства Республики Коми
от 24 сентября 2024 г. N 391
(приложение)
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом оценки налоговых расходов Республики Коми и итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2023 году и в первом полугодии 2024 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309) и Плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного Главой Республики Коми 16 апреля 2024 года.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми (далее - республиканский бюджет) на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2023 год и первое полугодие 2024 года
2023 год стал очередным тестом на прочность финансовой системы Республики Коми, который Правительству Республики Коми успешно удалось пройти, выполнив основные задачи бюджетной и налоговой политики, обеспечив сбалансированность бюджетной системы и финансирование всех социальных расходов своевременно и в полном объеме.
Объем государственного долга Республики Коми за 2023 год уменьшился на 2,3 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2024 года составил 30,4 млрд рублей, или 30,5% от налоговых и неналоговых доходов. Проведенная оптимизация структуры государственного долга республики, в результате которой более дорогие рыночные заимствования были заменены бюджетными кредитами из федерального бюджета, позволила снизить расходы на обслуживание государственного долга, которые в 2023 году составили 0,8 млрд рублей при первоначально утвержденном объеме в 1,8 млрд рублей. По результатам проведения в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином России оценки долговой устойчивости республика отнесена к группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости. Объем государственного долга Республики Коми на 1 июля 2024 года составил 26.2 млрд рублей. Доходы от размещения временно свободных средств на едином счете республиканского бюджета по итогам 2023 года составили 1 915,7 млн рублей, а за 1 полугодие 2024 года - 1 054,6 млн рублей. Кроме того, от размещения таких средств на едином казначейском счете за 2023 год в бюджет поступило 459,5 млн. рублей, а за 1 полугодие 2024 года - 283.2 млн рублей. Таким образом, в результате проведенной работы по управлению ликвидностью в доход республиканского бюджета дополнительно зачислены 3 713 млн рублей.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2023 году составил 108% от планового значения, а установленные на текущий год значения выполнены по состоянию на 1 июля на 27,4% (0,4 млрд рублей).
Исполнение республиканского бюджета в 2023 году по доходам составило 115,3 млрд рублей. В сравнении с 2022 годом доходы уменьшились на 15,0 млрд рублей, или на 11,5%. Расходы республиканского бюджета составили 118,6 млрд рублей, что на 2,2 млрд рублей (на 1,9%) выше уровня 2022 года.
По итогам 2023 года республиканский бюджет исполнен с дефицитом в сумме 3,3 млрд рублей при его плановом значении 12,2 млрд рублей.
Исполнение бюджетов муниципальных образований в Республике Коми в 2023 году (консолидированные данные): по доходам составило 53,1 млрд рублей (рост к 2022 году - на 3,3 млрд рублей, или на 6,6%); по расходам составило 53,8 млрд рублей (рост к 2022 году - на 4,9 млрд рублей, или на 10%); дефицит сложился в размере 0,7 млрд рублей при его плановом значении 2,7 млрд рублей.
Учитывая предусмотренную с 2023 года финансовую ответственность за невыполнение органами местного самоуправления обязательств муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, заключающих соглашения с Министерством финансов Республики Коми в рамках постановления Правительства Республики Коми от 17 декабря 2019 года N 605 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми", в первом полугодии 2024 года к двум муниципальным образованиям, которые в 2023 году не выполнили обязательства заключенных соглашений, были применены санкции в виде сокращения указанных дотаций на общую сумму 1,8 млн рублей.
Республиканский бюджет Республики Коми был утвержден на основании прогноза поступлений налоговых доходов, сформированных исходя из консервативного сценария УФНС по Республике Коми, с близким к предельному уровню дефицитом в размере 16,4 млрд рублей, 11,9 млрд рублей и 11,2 млрд рублей соответственно на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Республика Коми, как и в предыдущие годы, обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. Всего в 2023 году на территории Республики Коми было зачислено налоговых доходов в объеме 511,9 млрд рублей, что ниже уровня 2022 года на 7,6 млрд рублей, или на 1,5%.
Из них 108,3 млрд рублей, или 21,1%, поступило в консолидированный бюджет Республики Коми, что на 6,5 млрд рублей, или на 5,7%, меньше 2022 года.
Доля налоговых доходов, поступивших с территории республики в федеральный бюджет, возросла с 77,9% в 2022 году до 78,9% - в 2023 году.
Следует отметить, что с 1 января 2023 года бюджеты бюджетной системы Российской Федерации впервые исполнялись в условиях введения в стране механизма единого налогового счета (далее - ЕНС) и единого налогового платежа (далее - ЕНП). Новая система внесла значительные изменения в график и процедуру уплаты и зачисления налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В начале года отмечались отдельные проблемы по поступлению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми, связанные с введением нового механизма перечисления в бюджеты налогов в рамках ЕНП и формированием налоговыми органами сальдо ЕНС, но начиная со второго полугодия 2023 года ситуация в целом стабилизировалась.
Кроме того, с 2023 года в Российской Федерации отменен институт консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). В 2023 - 2025 годах действует временный переходный период в связи с отменой института КГН, в рамках которого помимо поступлений напрямую в бюджет, налог на прибыль организаций от налогоплательщиков, которые до 01.01.2023 являлись участниками КГН, зачисляется в республиканский бюджет Республики Коми с учетом вторичного перераспределения в виде доходов от налога на прибыль организаций. При этом в 2023 году перераспределялось 80% налога на прибыль бывших участников КГН, в 2024 году эта доля сократилась до 60%, в 2025 году - до 40%. В 2026 году поступление доходов от налога на прибыль от бывших участников КГН в бюджеты субъектов Российской Федерации не предполагается.
За 2023 год в консолидированный бюджет Республики Коми поступило 115,4 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 6,5 млрд рублей, или на 5,4%, меньше, чем за 2022 год. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 93,8%.
Основными источниками формирования налоговых доходов, по-прежнему, остаются налог на прибыль организаций - 34,1%, налог на доходы физических лиц - 30,6%, налоги на имущество - 26,2%.
Снижение налоговых доходов обусловлено уменьшением поступления по налогу на прибыль организаций - на 11,9 млрд рублей, или на 24,4%. Основной причиной уменьшения поступлений налога является сокращение налоговой базы организаций, которые до 1 января 2023 года являлись участниками КГН (в том числе осуществляющих добычу нефти и газа), в связи со снижением среднего уровня цен на нефть, введением ограничения (потолка) цен на нефть, экспортируемую из России, сокращением экспорта газа, ростом затрат на логистику, а также подъемом переплаты на начало прошлого года на ЕНС.
Вместе с тем увеличилось поступление в консолидированный бюджет Республики Коми налога на доходы физических лиц. Объем поступления налога на доходы физических лиц составил 33,1 млрд рублей, что на 2,9 млрд рублей, или на 9,6%, превышает уровень 2022 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по республике.
Также увеличилось относительно уровня 2022 года поступление налогов на имущество, которые поступили в 2023 году в объеме 28,3 млрд рублей, что на 2,2 млрд рублей, или на 8,5%, выше прошлогоднего уровня. Основное увеличение произошло по налогу на имущество организаций - на 2,2 млрд рублей, или на 9,3%, в связи с переоценкой стоимости основных средств по основному плательщику.
Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой и лесной отраслей.
Неналоговые доходы поступили в сумме 7,1 млрд рублей, что на 38,1 млн рублей, или на 0,5%, меньше, чем за прошлый год.
В местные бюджеты по состоянию на 1 июля 2024 года поступило 7,7 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 0,6 млрд рублей, или на 9,0%, больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Поступление налоговых доходов составило 6,9 млрд рублей, что на 0,6 млрд рублей, или на 8,8%, больше, чем за аналогичный период 2023 года. Основной рост отмечается по налогу на доходы физических лиц на 0,4 млрд рублей, или на 9,6%.
Неналоговые доходы по состоянию на 1 июля 2024 года поступили в сумме 0,8 млрд рублей, что на 78,4 млн рублей, или на 10,7%, больше, чем за аналогичный период 2023 года. Основное увеличение отмечается по штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 65,8 млн рублей, или в 2,1 раза.
За первое полугодие 2024 года поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми возросло на 0,9 млрд рублей, или на 1,9%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.
Положительная динамика поступлений наблюдается по НДФЛ, поступление которого в республиканский бюджет Республики Коми за 6 месяцев текущего года возросло на 1,3 млрд рублей, или на 13,6%.
Также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились поступления по доходам от размещения временно свободных средств бюджета на 0,5 млрд рублей, или в 2,0 раза.
Вместе с тем отмечается снижение поступлений по налогу на прибыль организаций на 0,5 млрд рублей, или на 2,1%. Уменьшение поступлений обусловлено неблагоприятными макроэкономическими показателями организаций нефтегазового сектора (снижение объемов добычи газа, экспорта, средних цен на нефть и газ), а также за счет налогоплательщиков, которые до 01.01.2023 являлись участниками КГН.
Кроме того, отмечается снижение поступлений по налогу на имущество организаций - на 0,5 млрд рублей, или на 4,4%, по налогу на добычу полезных ископаемых - на 0,2 млрд рублей, или на 56,7%.
На территории Республики Коми продолжает действовать специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий "самозанятым" гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме. На 31 декабря 2023 года число самозанятых граждан составило 27,9 тыс. человек, по состоянию на 31 мая 2024 года - 32,0 тыс. человек что в 1,7 раза превысило итоги 2022 года. Тенденция к увеличению числа самозанятых граждан продолжает сохраняться.
В целях стимулирования муниципальных образований городских (муниципальных) округов и муниципальных районов, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета, по итогам 2023 года проведена очередная оценка их деятельности, по результатам которой в 2024 году гранты в общем объеме 40 млн рублей перечислены муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: ГО "Сыктывкар", МР "Удорский", МО "Койгородский", МР "Троицко-Печорский", МР "Сосногорск".
Крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета в 2023 и 2024 годах являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение задач в указанных сферах, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов. В консолидированном бюджете Республики Коми доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда остается высокой - порядка 35 - 40%. Также значительную долю занимают выплаты на социальное обеспечение (включающие финансовое обеспечение мероприятий в сфере обязательного медицинского страхования - далее ОМС) - 20,7% и компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в связи с применением регулируемых (льготных) тарифов (что также является по сути социальными расходами) - 3%. Указанные соотношения свидетельствуют, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительные доли первоочередных, обязательных расходов, о его недостаточной гибкости.
В 2023 году продолжена работа по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми в соответствии поручениями Президента Российской Федерации.
Среднегодовые темпы роста фондов оплаты труда работников бюджетной сферы составили 107,3%, фактический темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми в 2023 году - 113,0%.
В целях достижения целевых показателей заработной платы в 2023 году из республиканского бюджета были выделены дополнительные средства в размере 2,4 млрд рублей. Достижение показателей заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы по итогам 2023 года планировалось в пределах допустимого пятипроцентного отклонения (к прогнозному показателю среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми). Вместе с тем показатели по педагогам общего образования, врачам, среднему медицинскому персоналу, работникам учреждений культуры, педагогам учреждений для детей-сирот, преподавателям в высшем профессиональном образовании сложились ниже установленных.
Обеспечен рост минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, на федеральном уровне принято решение об увеличении с 1 января 2023 года МРОТ на 6,3% и с 1 января 2024 года на 18,5%. Кроме того, величина прожиточного минимума была увеличена с 1 января 2023 года на 3,3% (по сравнению с 1 июня 2022 года) и с 1 января 2024 года на 5,3%. Рост размера прожиточного минимума в Республике Коми повлек за собой увеличение части пособий и выплат.
В связи со сложной геополитической обстановкой в 2023 году были выделены дополнительные бюджетные ассигнования республиканского бюджета (в том числе в рамках софинансирования федеральных средств) на меры поддержки экономики в условиях санкций и на увеличение ассигнований на меры поддержки участникам специальной военной операции, а также членов их семей.
Также в 2023 году значительные дополнительные средства республиканского бюджета были направлены на софинансирование расходов по предоставлению универсального ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также на погашение просроченной кредиторской задолженности учреждений, функционирующих в системе ОМС, в связи с недостаточностью субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, направляемой в бюджеты территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в данной сфере полномочий.
Реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе новых, семьям с детьми, а также участникам специальной военной операции продолжена в 2024 году.
С 1 января 2024 года в целях повышения рождаемости и снижения количества абортов в Республике Коми приняты следующие меры социальной поддержки:
1. Увеличен размер ежемесячного пособия для беременных женщин на приобретение продуктов питания с 1 тысячи до 10 тысяч рублей.
2. Увеличено ежемесячное пособие кормящим женщинам из малоимущих семей с 1 тысячи до 10 тысяч рублей.
3. Увеличен размер регионального семейного капитала со 150 000 рублей до 300 000 рублей - при рождении (усыновлении) первого, третьего ребенка или последующих детей после 1 января 2024 года, а в случае рождения (усыновления) первого ребенка женщиной (мужчиной) в возрасте до 24 лет включительно - до 500 000 рублей.
4. Установлены дополнительные стимулирующие выплаты медицинским работникам.
Для обеспечения более оперативного реагирования на изменения социально-экономической ситуации было значительно расширено использование механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми. Фактический объем расходов, профинансированных в 2023 году за счет средств резервного фонда Правительства Республики Коми, составил 5,7 млрд рублей. Плановый объем резервного фонда Правительства Республики Коми на 2024 год с учетом принятых в первом полугодии 2024 года решений о его увеличении составил 2,9 млрд рублей.
В целях повышения эффективности инвестиционной и промышленной политики в Республики Коми реализуются следующие мероприятия:
возмещение затрат на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры, подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 и приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2023 года N 349, на которое могут претендовать 12 новых инвестиционных проектов Республики Коми. В 2023 году на возмещение таких затрат из республиканского бюджета было направлено 145,4 млн рублей;
в 2023 году возобновлен механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) на региональном уровне без участия Российской Федерации (СПИК 1.0) в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 года N 627 (в редакции от 23 марта 2023 года);
Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрено к реализации четыре проекта создания объектов инфраструктуры Республики Коми - строительство транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры до 2026 года на общую сумму 3,4 млрд рублей;
продлен механизм применения на территории Республики Коми инвестиционного налогового вычета до 31 декабря 2025 года, а также установлено право его применения для организаций, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций;
внесены изменения в патентную систему налогообложения на территории Республики Коми (скорректирована величина потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по 19 видам предпринимательской деятельности);
продлено действие по 2023 год налоговых льгот по транспортному налогу для отдельных социальных категорий граждан, в том числе для участников специальной военной операции и многодетных семей;
продолжает действовать порядок соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗГЖ) в целях создания благоприятных условий реализации инвестиционных проектов;
внедрены все 5 обязательных элементов Регионального инвестиционного стандарта взаимодействия с инвесторами (инвестиционная декларация, агентство развития, инвестиционный комитет, свод инвестиционных правил, инвестиционная карта региона);
для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми действуют следующие налоговые льготы: снижение налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет (в размере 5% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, и 10% в течение следующих пяти налоговых периодов); освобождение от уплаты налога на имущество организаций; установление пониженных налоговых ставок при применении УСН (1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов); нормативными правовыми актами ГО "Воркута", МО "Инта", МО "Усинск" и МР "Усть-Цилемский" предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога;
государственная поддержка резидентов территории опережающего развития "Емва", в виде предоставления налоговых льгот (налог на имущество организаций 0% (обычная ставка 2,2%); налог на прибыль (0% - первые 5 лет, 10% - с 6 по 10 год (обычная ставка 20%); налог на землю 0% (обычная ставка 1,5%), продлено до 2029 года, пониженные тарифы страховых взносов применяются при получении статуса резидента до 31 декабря 2024 года включительно.
Правительством Республики Коми в течение 2023 года, а также в первом полугодии 2024 года введен ряд дополнительных мер, направленных на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в том числе с целью снижения налоговой нагрузки:
сохранены пониженные налоговые ставки УСН до конца 2025 года (если объектом налогообложения являются доходы: 3% на 2020 - 2024 годы, 4% на 2025 год; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов: 7,5% на 2020 - 2024 годы, 10% на 2025 год);
величина годовой арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Республики Коми, для социальных предпринимателей не изменилась и составила 554 рубля за 1 кв.м в год;
установлены с 2023 по 2027 годы включительно пониженные налоговые ставки УСН (1% с объектом налогообложения "доходы" и 5% с объектом налогообложения "доходы минус расходы") для социальных предприятий, сведения о признании которых социальными предприятиями содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по состоянию на 31 декабря года, являющегося соответствующим налоговым периодом.
Во втором полугодии 2024 года планируется работа по актуализации нормативно-правовой базы в части продления действия налоговых преференций и льгот, а также совершенствованию методологии оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми и порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081 "О внесении изменений в общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 9 декабря 2022 года N 2272 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Для повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета в 2023 году и первом полугодии 2024 года также осуществлена следующая работа.
Внедрены новые подходы к реализации региональных государственных программ. Принята новая нормативная правовая и методическая база: положение о системе управления государственными программами Республики Коми, утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 25 сентября 2023 года N 454, и методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Коми (совместный приказ Министерства экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми N 454, Министерства финансов Республики Коми N 227 от 25 октября 2023 года). При этом система управления синхронизирована с федеральной системой управления государственными программами Российской Федерации:
сроки реализации государственных программ были продлены до 2030 года;
перечень государственных программ, утвержденный распоряжением Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 года N 252-р, дополнен двумя новыми государственными программами, реализуемыми с 2024 года в статусе комплексных программ;
структура государственных программ Республики Коми, включая показатели, сформирована с учетом федеральных и республиканских стратегических документов, Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
с 2024 года государственные программы Республики Коми переведены в электронный формат, реализация и мониторинг государственных программ республики осуществляются с использованием подсистемы "Управление государственными программами субъектов Российской Федерации" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
в структуре государственных программ Республики Коми выделены проектная (44 региональных проекта в рамках национальных проектов, 11 приоритетных региональных проектов, 66 ведомственных проектов) и процессная (116 комплексов процессных мероприятий) части.
Общий объем средств, направленных на реализацию национальных проектов в 2023 году, составил 13,0 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 5,1 млрд рублей. В 2024 году на их реализацию предусмотрено 10,7 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,8 млрд рублей. При этом исполнение за первое полугодие 2023 года составило 32,9%, а за аналогичный период 2024 года - 37,5%, или 4,0 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1,7 млрд рублей.
В целях предупреждения нецелевого использования бюджетных средств применяется механизм казначейского сопровождения государственных контрактов. В соответствии со статьей 242.26 БК РФ в законах Республики Коми о республиканском бюджете, начиная с 2023 года устанавливается норма о казначейском сопровождении и определяется перечень средств, предоставляемых из республиканского бюджета, подлежащих такому сопровождению.
В 2022 - 2023 годах продолжена планомерная работа по повышению степени централизации закупок в регионе, которая позволяет сократить количество нарушений по сравнению с закупками, проводимыми заказчиками самостоятельно. Кроме того, неоспоримым преимуществом централизованных закупок является повышение юридического качества проводимых процедур, оптимизация работы квалифицированных специалистов в сфере закупок и экономия бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов. В 2023 году Республика Коми вошла в число 12-ти лучших регионов страны по уровню конкуренции в госзакупках при подведении итогов за 2022 год. Продолжается работа по расширению применения практики совместных закупок, при проведении которых в 2023 году экономия на региональном уровне составила 13,9% и 15,7% на муниципальном, что в 2,7 и 1,3 раза больше экономии 2022 года. По результатам 1 квартала 2024 года экономия по итогам проведенных совместных закупок составила 0,9 млн рублей, или 19,0%, на региональном уровне и 4,5 млн рублей, или 10,2%, на муниципальном уровне.
В рамках реализации Программы цифровой трансформации Республики Коми внедрена региональная информационная система в сфере закупок, которая обеспечивает прозрачность закупочного процесса, открывает возможности контроля за ним и автоматизирует решения по использованию полученной экономии на приоритетные направления. Также позволяет увеличивать централизацию закупок, что приводит к экономии средств республиканского бюджета за счет укрупнения лотов, уменьшению асимметрии цен по продовольственным торгам, уменьшению количества совершаемых ошибок со стороны заказчиков в закупочном процессе, единству толкования законодательства в сфере закупок, соответственно, уменьшению жалоб. В 2023 году Республика Коми была отмечена грамотой Ассоциации организаций и специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных торгов "РОСТ" за лидирующие позиции в рейтинге цифровизации региональных информационных систем в сфере закупок.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг ГАУ РК "МФЦ" продолжает участвовать в реализация Концепции трансформации услуг в формат 24/7 на территории Республики Коми. При этом количество предоставляемых услуг выросло за год на 9,7% и на начало 2024 года составило 406 услуг.
Республика Коми в целях реализации закрепленных в БК РФ принципов "прозрачности (открытости)" и "участия граждан в бюджетном процессе" продолжает достигать значительных результатов. Так, по итогам 2022 и 2023 годов Республика Коми была отмечена как регион с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных. А в Докладе о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях был отмечен передовой опыт Республики Коми: республика пятая среди регионов по количеству муниципальных практик разного уровня, в четверке по доле благополучателей, использующих проекты, также отмечен первый опыт реализации инициативных проектов. В 2023 году с участием граждан удалось исполнить 631 проект (мероприятие) инициативного бюджетирования, с общим финансовым обеспечением 561,2 млн рублей. Финансовое участие граждан и МСП в данных проектах составило 29,8 млн рублей, а со финансирование из республиканского бюджета - 483,8 млн рублей. При этом впервые было реализовано 20 инициативных проектов в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 декабря 2022 года N 628 "Об инициативных проектах в Республике Коми, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми". В 2024 году в республиканском бюджете финансовая помощь муниципалитетам на реализацию гражданских инициатив предусмотрена в сумме 516 млн рублей, что на 6% больше, чем в 2023 году, в том числе за счет финансирования нового приоритетного направления Народного бюджета - в сфере торговли.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Обеспечение сбалансированности и устойчивости при необходимости достижения показателей новых национальных целей развития Российской Федерации, определенных на ближайшую перспективу, станет главной задачей и вызовом перед бюджетной системой Республики Коми. В этой связи основные направления бюджетной и налоговой политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов будут сфокусированы и обеспечены за счет:
сохранения условий роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и местных бюджетов;
сдерживания роста расходов республиканского бюджета, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;
совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне и обеспечения ликвидности республиканского бюджета.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2025 2027 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
продления с 1 января 2025 года налоговой преференции в виде уменьшения налоговой базы, определяемой как среднегодовая стоимость имущества, на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных и портовых гидротехнических сооружений, учтенных в балансовой стоимости данных объектов, установленной в соответствии с пунктом 6 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации сроком действия до 31 декабря 2024 года;
пролонгации действия пониженных налоговых ставок по УСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий на 2025 - 2027 годы (в размере 1%, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);
обеспечения стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в рамках регионального налогового законодательства;
продолжения предоставления налоговых льгот и преференций в рамках заключенного СПИК и предоставления права на применение инвестиционного налогового вычета;
продолжения поддержки субъектов МСП, в том числе посредством предоставления налоговых льгот и совершенствования применения специальных налоговых режимов;
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
повышения доступности финансовых ресурсов кредитно-гарантийной и лизинговой поддержки;
поддержки социальных предприятий, в том числе предоставления финансовой поддержки в виде грантов на реализацию социальных проектов;
поддержки молодежного предпринимательства;
продолжения работы над созданием доступа для субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в рамках индустриального парка;
развития Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми с учетом установленных налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, по налогу на имущество организаций, а также пониженных налоговых ставок УСН;
развития территорий опережающего развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Республики Коми с учетом установленных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, и по налогу на имущество организаций;
продолжения предоставления налоговых льгот по транспортному налогу для отдельных социальных категорий граждан, в том числе для участников специальной военной операции;
продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Коми в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
продолжения работы с кураторами налоговых расходов Республики Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок;
повышение эффективности налоговых расходов Республики Коми с учетом результатов мониторинга и ежегодной оценки эффективности налоговых расходов и рассмотрения предложений кураторов налоговых расходов об уточнении (отмене) налоговых льгот, обуславливающих неэффективные налоговые расходы, и введении альтернативных мер поддержки;
оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций. Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем:
1) приоритизации расходов с целью безусловного обеспечения:
реализации Указа N 309;
реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми;
обеспечения заработной платы не ниже МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежегодной индексации оплаты труда;
сохранения установленных мер социальной поддержки и их дальнейшего совершенствования;
2) оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований посредством:
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Коми, установленного Правительством Российской Федерации;
установления Правительством Республики Коми нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальных образованиях муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми, городских (сельских) поселений в Республике Коми;
3) оптимизации расходов, связанных с: закупками; ремонтами; командировочными расходами; сокращение до 10% субсидий на иные цели автономных, бюджетных учреждений и других расходов, не относящиеся к первоочередным; продолжить работу по сокращению вакансий, не занятых более полугода;
4) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:
планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
повышения уровня прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок малого объема путем расширения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;
расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизации информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;
5) совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем его стандартизации на ведомственном уровне;
6) решение задач целевого использования бюджетных средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей государственных контрактов, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов путем применения норм статьи 242.26 БК РФ, предусматривающей казначейское сопровождение средств, предоставляемых из республиканского бюджета;
7) продолжения проведения работы по сокращению объемов затрат незавершенного строительства путем списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, а также обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
8) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
9) продолжения применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств республиканского бюджета, в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
10) применения в целях повышения эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2019 года N 422;
11) обеспечения требования бюджетного законодательства об утверждении законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации), соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам целевых межбюджетных трансфертов;
12) увеличения суммы предоставляемых дотаций в проекте закона о республиканском бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в целях нивелирования снижения налоговых доходов бюджетов муниципальных районов в случае преобразования всех поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения во вновь образуемое муниципальное образование муниципального округа (в связи с меньшим размером нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, установленных для муниципальных округов);
13) дальнейшего развития системы стратегического и бюджетного планирования за счет:
актуализации и совершенствования нормативной правовой и методической базы в сфере программно-целевого планирования, в том числе с учетом норм, регулирующих управление государственными программами Российской Федерации;
корректировка государственных программ Республики Коми, в том числе их структуры с учетом национальных проектов, реализация которых начнется с 2025 года для достижения национальных целей, целевых показателей и выполнения задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
налаживание взаимодействия всех участников программного процесса в системе "Электронный бюджет", а также процессов мониторинга структурных элементов государственных программ с учетом необходимости синхронизации с мониторингом программ на федеральном уровне;
14) повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг через оптимизацию:
сети государственных и муниципальных учреждений;
процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг путем участия ГАУ РК "МФЦ" в реализации Концепции трансформации услуг в формате 24/7 на территории Республики Коми;
15) обеспечения реализации принципа "участия граждан в бюджетном процессе", путем вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
а) развития практик инициативного бюджетирования, в том числе путем:
поддержки инициативных проектов, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
реализации проекта "Народный бюджет";
поощрения в виде грантов муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам за участие в проекте "Народный бюджет" и реализацию народных проектов в рамках проекта "Народный бюджет", направляемых на развитие народных инициатив;
реализации наказов избирателей депутатами;
б) проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем информирования населения через Портал финансовой грамотности в Республике Коми;
в) формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан";
г) проведения оценки муниципальных образований в Республике Коми в части открытости бюджетных данных;
д) продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти;
ж) размещения и своевременной актуализации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет") данных о формировании и исполнении республиканского бюджета и другой информации, связанной с реализацией бюджетного процесса информации;
16) достижения значений показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Коми к группе заемщиков с долговой устойчивостью не ниже среднего уровня, обеспечения соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям за счет:
проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет;
отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета условиями по срочности и стоимости.
Эффективным ответом на внешние финансовые давления, станет решение задач бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2025 - 2027 годы, которые обеспечат достижение новых национальных целей развития страны при условии сохранения устойчивости бюджетной системы Республики Коми.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 24 сентября 2024 г. N 391 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.