В целях обеспечения единого порядка регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Основы регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. N 381 "О методических рекомендациях по порядку формирования цен и тарифов";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2006 г. N 41 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 381 "О методических рекомендациях по порядку формирования цен и тарифов".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
К. Бычков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 сентября 2024 г. N 437
Основы
регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Основы регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Основы) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и определяет основные принципы и методы регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в Республике Саха (Якутия) по перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на продукцию, товары и услуги, если иное не установлено федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
1.2. Настоящие Основы применяются при установлении регулируемых государством цен и тарифов и используются при государственном регулировании цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).
1.3. Используемые в настоящих Основах понятия означают следующее:
1) цены и тарифы - цены, тарифы, в том числе ставки, сборы, надбавки, наценки, плата на продукцию, товары и услуги;
2) регулируемый субъект - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) продукции, товаров (выполнением работ, оказанием услуг), цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию;
3) регулируемая деятельность - деятельность регулируемого субъекта, в рамках которой расчеты за производство (реализацию) продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляются по ценам и тарифам, которые подлежат государственному регулированию;
4) регулирующий орган - исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на государственное регулирование цен (тарифов), а в случае передачи соответствующих полномочий - орган местного самоуправления;
5) расчетный период регулирования - период продолжительностью не менее одного года, на который устанавливаются цены и тарифы, если иное не предусмотрено другими нормативными актами;
6) предыдущий период регулирования - период, предшествующий периоду регулирования;
7) необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых регулируемому субъекту для осуществления регулируемой деятельности в течение периода регулирования;
8) долгосрочный период регулирования - период продолжительностью не менее пяти календарных лет (трех календарных лет - для впервые регулируемых субъектов), на который устанавливаются регулируемые цены и тарифы;
9) раздельный учет затрат - сбор и обобщение информации о затратах регулируемого субъекта на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по каждому из регулируемых и нерегулируемых видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
1.4. К регулируемым ценам и тарифам на продукцию, товары и услуги в Республике Саха (Якутия) относятся цены и тарифы, предусмотренные:
перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
2. Основные принципы и методы регулирования цен и тарифов
2.1. Государственное регулирование цен и тарифов основывается на следующих принципах:
соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей;
установление цен и тарифов исходя из их экономической обоснованности;
обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах регулируемой деятельности;
стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении регулируемой деятельности;
согласованное формирование цен и тарифов;
гласность и доступность информации по вопросам регулирования цен и тарифов;
сбалансированность прогноза социально-экономического развития республики, параметров республиканского и местного бюджетов, уровня цен и тарифов;
соотношение потребительских цен и доходов населения;
формирование инвестиционного потенциала предприятий преимущественно за счет заемных и привлеченных средств;
стимулирование снижения издержек производства, проведение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий;
создание условий для развития конкурентного рынка.
2.2. Регулируемый субъект в обязательном порядке осуществляет раздельный учет доходов, расходов, финансовых результатов в отношении регулируемой и нерегулируемой деятельности, по каждому виду регулируемой деятельности и объемов продукции, товаров и услуг в отношении каждого вида регулируемой деятельности.
2.3. Основными исходными параметрами расчета цен и тарифов на расчетный период регулирования являются:
необходимая валовая выручка для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемого вида деятельности;
объемы производства, реализации и переработки продукции и товаров, объемы оказания услуг.
2.4. Цены и тарифы, установленные регулирующим органом, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования регулируемыми субъектами необходимой валовой выручки.
2.5. В сферах деятельности, по которым предусматривается из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации финансирование убытков, возникающих в связи с государственным регулированием цен (тарифов), обеспечение получения необходимой валовой выручки производится с учетом цен (тарифов) и указанных объемов финансирования.
2.6. В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы регулируемых субъектов или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим регулируемого субъекта причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующие периоды регулирования, если иное не установлено настоящими Основами.
При установлении регулируемых цен и тарифов регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов регулируемых субъектов. К экономически необоснованным расходам регулируемых субъектов относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы регулируемых субъектов в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности регулируемых субъектов и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен и тарифов расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены и тарифы.
2.7. При установлении регулируемых цен и тарифов не допускаются:
1) повторный учет одних и тех же расходов регулируемого субъекта, в том числе в отношении различных видов деятельности регулируемого субъекта;
2) учет расходов регулируемого субъекта, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозвратной основе;
3) учет расходов регулируемого субъекта на уплату штрафов, предусмотренных законодательством Российской Федерации за совершение преступления либо административного правонарушения, расходов, связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности, наступившей в результате противоправного поведения регулируемого субъекта;
4) включение в состав необходимой валовой выручки расходов регулируемых субъектов, не связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
2.8. При определении фактических и плановых значений расходов, учитываемых при установлении цен и тарифов, регулирующий орган использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ, услуг, цены и тарифы на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
1) цены и тарифы на потребляемые регулируемым субъектом товары, работы, услуги, установленные регулирующим органом на расчетный период, - в случае, если цены и тарифы на такие товары, работы, услуги подлежат государственному регулированию;
2) цены и тарифы, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
3) сведения о расходах, в том числе на приобретаемые товары, работы, услуги, производимые другими регулируемыми субъектами в сопоставимых условиях;
4) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста цен на капитальное строительство;
темпы роста заработной платы;
5) цены на потребляемые регулируемым субъектом товары, работы, услуги, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
6) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемого субъекта при наличии за три предыдущих периода регулирования, но не менее одного года.
2.9. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых регулируемым субъектом.
2.10. По видам товаров, продукции и услуг, освобожденным от налога на добавленную стоимость, необходимая валовая выручка регулируемого субъекта определяется с учетом расходов на уплату налога на добавленную стоимость по покупным видам продукции, товаров, работ и услуг, включаемым в расчет статей расходов.
2.11. В случае, если в составе расходов используется продукция или результаты работ и услуг собственного производства регулируемого субъекта, оценка стоимости указанных продукции, работ и услуг производится исходя из прямых затрат. В расчете необходимой валовой выручки продукция, работы и услуги собственного производства регулируемого субъекта (например, капитальный ремонт хозяйственным способом, стоимость машино-часа собственного транспорта) показываются по каждой соответствующей статье расходов по отдельной графе с приложением расшифровки статей прямых затрат.
2.12. При расчете цен и тарифов для регулируемых субъектов, ранее не осуществлявших деятельность в данной сфере и не имеющих фактических данных по расходам, расчет осуществляется на основании планируемых показателей их деятельности. Планируемые показатели деятельности для таких регулируемых субъектов принимаются с учетом сравнительного анализа с расходами других регулируемых субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность.
2.13. Цены и тарифы устанавливаются на период продолжительностью не менее одного года, а также на долгосрочный период регулирования.
2.14. Цены и тарифы не подлежат пересмотру в течение периода регулирования, долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
1) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра цен и тарифов;
2) решение регулирующего органа о необходимости пересмотра тарифов, установленных органом местного самоуправления (в случае передачи отдельных государственных полномочий по государственному регулированию цен и тарифов);
3) освобождение регулируемого субъекта от уплаты налога на добавленную стоимость или возложение на него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также изменение ставки налога на добавленную стоимость;
4) изменение состава имущества, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализация (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения, прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления), создание основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств регулируемого субъекта;
5) отклонение более чем на 30 процентов объема товаров (работ, услуг), реализуемых регулируемым субъектом в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении цен и тарифов.
2.15. Порядок установления цен и тарифов, указанных в пункте 1.4 настоящих Основ, и методические указания по их расчету утверждаются исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на государственное регулирование цен (тарифов), в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации.
2.16. При регулировании цен и тарифов могут использоваться следующие методы:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации (долгосрочной индексации);
3) метод сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат));
4) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
5) метод обеспечения доходности инвестированного капитала.
Выбор метода регулирования производится регулирующим органом с учетом положений настоящих Основ.
2.17. Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемого субъекта (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование цен и тарифов, а также при расчете необходимой валовой выручки первого года долгосрочного периода регулирования.
2.18. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемого субъекта должна возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
2.19. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на государственное регулирование цен (тарифов).
2.20. В состав расходов регулируемого субъекта, связанных с производством и (или) реализацией товаров (выполнении работ, оказании услуг) по регулируемому виду деятельности, включаются:
1) материальные расходы, в том числе:
на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим регулируемым субъектом для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий;
на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;
связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества;
2) расходы на оплату труда, в том числе:
оплата труда персонала регулируемого субъекта, занятого в регулируемом виде деятельности;
отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
2.21. Распределение расходов производится согласно учетной политике, принятой у регулируемого субъекта в доле, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности или пропорционально доли выручки, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности.
2.22. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации.
Экономически обоснованный размер амортизации определяется на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемого субъекта к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
2.23. Регулирование цен и тарифов с применением метода индексации осуществляется путем индексации ранее установленных цен и тарифов, либо отдельных статей затрат на индексы изменения цен (прогнозные показатели, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период) и с учетом пункта 2.8 настоящих Основ.
2.24. В случае расчета цен и тарифов методом индексации цены и тарифы могут устанавливаться на долгосрочный период регулирования. Изменение цен и тарифов ограничивается среднегодовым индексом потребительских цен, в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2.25. Изменение отдельных статей затрат методом индексации ограничивается средней арифметической величиной следующих предельных индексов:
индекс цен производителей в промышленности для внутреннего рынка: для затрат на топливо;
индекс потребительских цен: для всех остальных затрат, за исключением налогов, амортизации, лизинговых платежей, процентов за пользование кредитов, резерва сомнительных долгов.
2.26. Метод сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат) основывается на установлении цен и тарифов для регулируемых субъектов на основе анализа зависимости величины расходов прочих регулируемых субъектов, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых технических, технологических, экономических, природно-климатических и иных объективных условиях, достижения показателей надежности, качества и (или) энергетической эффективности регулируемых субъектов.
2.27. Применение метода сравнения аналогов (эталонных расходов (затрат) при установлении цен и тарифов регулируемых субъектов осуществляется при наличии утвержденных исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), эталонных расходов (затрат), в том числе в виде прейскурантов цен и тарифов на товары, работы, услуги.
2.28. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется в целях установления цен и тарифов (отдельных статей затрат) и заключается в определении указанного уровня цен и тарифов (отдельных статей затрат) на основании данных исследования рынка товаров, работ, услуг и иных рынков, путем изучения общедоступных источников информации.
Сопоставление рыночных цен (анализ рынка) может также применяться при определении фактических и плановых значений расходов, учитываемых при установлении цен и тарифов.
2.29. В целях получения ценовой информации, которая сформировалась в условиях конкуренции на рынке товаров, работ, услуг регулирующий орган осуществляет следующие процедуры:
1) направляет запросы о предоставлении ценовой информации участникам рынка товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет);
2) осуществляет поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
3) осуществляет сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
2.30. Для определения цен и тарифов методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) необходимо использовать не менее трех цен товаров, работ, услуг, предлагаемых различными исполнителями.
2.31. Цены и тарифы, рассчитанные методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), определяются как среднее арифметическое значение из сопоставимых рыночных цен, данные о которых получены регулирующим органом в соответствии с пунктом 2.29 настоящих Основ.
2.32. При применении метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов, средств, обеспечивающих возврат инвестированного капитала, и средств, обеспечивающих получение дохода на инвестированный капитал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2024 г. N 437 "Об утверждении Основ регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия)"
Вступает в силу с 26 сентября 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 сентября 2024 г. N 1400202409260015
газета "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 27 сентября 2024 г. N 38