Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 сентября 2024 г. N 03-07-08/83409 О применении НДС при переуступке иностранным продавцом права требования долга к российскому покупателю морского судна, местом реализации которого в целях применения НДС признается территория РФ, другой российской организации, а также в случае если договором купли-продажи судна предусмотрена рассрочка платежа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 сентября 2024 г. N 03-07-08/83409

 

Вопрос: ООО (далее - Общество) обращается за разъяснениями применения норм налогового законодательства, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 161, пунктом 3 статьи 153 и пунктом 3 статьи 171 НК РФ, в связи со следующей ситуацией.

Между Обществом (покупатель) и турецкой компанией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ (продавец), заключается договор купли-продажи морского судна (далее по тексту - Договор купли-продажи судна). Местом реализации судна в целях применения НДС признается территория РФ. На основании пункта 1 статьи 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется Обществом - налоговым агентом. Согласно пункту 2 статьи 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

При этом Договор купли-продажи судна предусматривает рассрочку платежей по оплате стоимости судна, с учетом суммы НДС (20%), на длительный период (несколько лет).

Одновременно с заключением Договора купли-продажи судна турецкая компания (продавец) заключает Договор уступки права требования исполнения денежных обязательств Общества (покупателя) по Договору купли-продажи судна третьему лицу - российскому юридическому лицу (Новый кредитор) - по правилам Договора цессии (ст. 388 ГК РФ). Таким образом, обязательства Общества по оплате судна перед турецкой компанией прекращаются, новым кредитором Общества становится российское юридическое лицо.

В этой связи Общество просит предоставить разъяснения по следующим вопросам:

1. Учитывая уступку турецкой компанией (продавцом) прав требования по Договору купли-продажи судна российскому юридическому лицу, налоговая база по НДС должна определяться Обществом (покупателем) - налоговым агентом в полном объёме (без учета рассрочки платежей) на последний день налогового периода, в котором произошла уступка?

При этом датой определения налоговой базы на основании пункта 3 статьи 153 НК РФ будет считаться дата подписания Договора уступки права требования и Раздел 2 декларации по НДС Общество должно будет заполнить с указанием информации о турецкой компании (продавец), а также исчисленной суммой НДС на дату уступки в полной сумме, указанной в Договоре купли-продажи морского судна?

Либо, с учетом условия о рассрочке платежей, Общество должно будет исчислять НДС частями, согласно графику рассрочки платежей, установленному в Договоре купли-продажи судна? И, соответственно, право Общества на применение вычетов по НДС также реализуется частями - с учетом условия о рассрочке платежей?

2. Несмотря на уступку прав российскому юридическому лицу, обязанность Общества по исчислению и уплате НДС по Договору купли-продажи судна и право применения Обществом вычета этой суммы НДС, согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ, исполняются Обществом как налоговым агентом? Такое исполнение не повлечет в дальнейшем требований и доначислений со стороны налогового органа?

 

Ответ: В связи с запросом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при переуступке иностранным продавцом права требования долга к российскому покупателю морского судна, местом реализации которого в целях применения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, другой российской организации, а также в случае если договором купли-продажи судна предусмотрена рассрочка платежа Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 161 Кодекса в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Учитывая изложенное, российская организация, которая приобрела у иностранного лица морское судно, местом реализации которого признается территория Российской Федерации, оплата за которое производится в адрес другой российской организации в связи с тем, что право требования долга к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этой другой российской организации, исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента при каждом перечислении части уступленной суммы долга. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса такие суммы налога подлежат принятию к вычету.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

Согласно рассмотренной ситуации российская организация приобрела у иностранного лица морское судно, местом реализации которого признается территория РФ, оплата за которое производится в адрес другой российской организации в связи с тем, что право требования долга к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этой другой российской организации.

Минфин разъяснил, что в данном случае российская организация - покупатель судна исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента при каждом перечислении части уступленной суммы долга. При этом такие суммы налога подлежат принятию к вычету.

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 сентября 2024 г. N 03-07-08/83409

 

Опубликование:

-