Решение Алтайского краевого суда от 19 августа 2024 г. N 3а-321/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании недействующими в части нормативных правовых актов, установил:
административный истец товарищество собственников жилья "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило (с учетом уточнения от 10 июля 2024 года - л.д.104-108 т.2) признать недействующими Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, а также Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части распространения функциональной и территориальной зон застройки индивидуальными жилыми домами на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в следующих координатах:
Обозначенные точки
Х
У
н1
594 410, 93
2 386 169, 39
н2
594 401, 50
2 386 185, 69
н3
594 390, 60
2 386 198, 93
н4
594 363, 89
2 386 212, 89
н5
594 329, 93
2 386 174, 22
н6
594 326, 64
2 386 171, 17
н7
594 275, 57
2 386 124, 39
н8
594 307, 46
2 386 050, 19
н9
594 317, 10
2 386 054, 47
н10
594 338, 69
2 386 057, 95
н11
594 309, 59
2 386 137, 26
н12
594 352, 31
2 386 159, 06
н13
594 379, 21
2 386 172, 80
н14
594 410, 84
2 386 169, 38
н1
594 410, 93
2 386 169, 39
(далее участок Н1-Н14)
а также в части распространения функциональной зоны специализированной общественной застройки и территориальной зоны специализированной общественной застройки в области социального и культурно-бытового обслуживания на территорию земельного участка расположенного по адресу: "адрес" в следующих координатах:
Обозначенные точки
Х
У
н15
594 380, 57
2 385 962, 08
н16
594 377, 54
2 385 995, 36
н17
594 347, 71
2 385 985, 94
н18
594 336, 90
2 385 981, 69
н19
594 340, 52
2 385 973, 26
н20
594 365, 28
2 385 985, 24
н21
594 376, 52
2 385 960, 14
н15
594 380, 57
2 385 962, 08
(далее участок Н15-Н-21).
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что "данные изъяты" является собственником единого жилого комплекса многоквартирных домов, расположенного на земельном участке в "адрес" Для надлежащей эксплуатации жилого комплекса необходим земельный участок, предоставленный для строительства в границах, определенных актами выбора от 9 февраля 2004 года и от 2 февраля 2005 года. С момента ввода жилого комплекса в эксплуатацию земельный участок по данным границам был огорожен забором, используется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах как придомовая территория, на нем расположены детские, спортивные площадки, зоны отдыха, объекты инженерной инфраструктуры. В настоящее время выяснилось, что часть этого земельного участка (участок Н1-Н14) отнесена оспариваемыми нормативными правовыми актами к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а еще одна часть (участок Н15-Н-21) - к зоне специализированной общественной застройки в области социального и культурно-бытового обслуживания, что лишает административного истца возможности оформить свое право собственности на этот участок. Установление данных функциональных и территориальных зон Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края соответственно противоречит требованиям статей 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым территориальные зоны должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Представитель административного истца К.А.А. в процессе рассмотрения административного дела просила об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснила, что границы и размер земельного участка, который необходим для надлежащей и безопасной эксплуатации жилого комплекса, установлен заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр кадастра, Оценки и Экспертизы" от ДД.ММ.ГГ ***, полученным в процессе рассмотрения гражданского дела Центрального районного суда г. Барнаула *** по иску "данные изъяты" к администрации г. Барнаула, управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Б. об устранении реестровой ошибки, прекращении права собственности, признании права общей долевой собственности. В этих границах осуществлено строительство шести многоквартирных домов, а также произведено обустройство всей территории земельного участка, на участке Н1-Н14 расположены детская площадка и зона отдыха, а на участке Н15-Н-21 - трансформаторная будка. При этом ограждение территории и ее обустройство было запланировано при строительстве, что подтверждается договорами о совместной деятельности на долевое инвестирование строительства жилого комплекса с объектами общественного назначения, наземными автостоянками (л.д.158-167 т.3).
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.201-202 т.3), в котором указано о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, на соответствие Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила землепользования г. Барнаула) Генеральному плану городского округа - город Барнаул Алтайского края (далее - Генеральный план г. Барнаула). Отметила, что при определении оспариваемыми нормативными правовыми актами оспариваемых зон учитывались данные Единого государственного реестра недвижимости, где были отражены только четыре земельных участка под жилой комплекс, сведения о фактических границах и площади участка, установленных в рамках гражданского дела Центрального районного суда г. Барнаула ***, разработчикам Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула не были предоставлены.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Д. о наличии оснований для признания недействующими в оспариваемых частях Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ решением Барнаульской городской Думы *** в Генеральный план г. Барнаула внесены изменения, не затрагивающие предмета спора.
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон, а также информации комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, земельный участок по адресу "адрес", "адрес" находится в трех функциональных зонах: зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от пяти до восьми этажей, включая мансардный), зона застройки индивидуальными жилыми домами (участок Н1-Н14) и зона специализированной общественной застройки (участок Н15-Н-21 (л.д.131-132, 133 т.2).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В настоящее время Правила землепользования г. Барнаула действуют в редакции решений Барнаульской городской Думы от 4 декабря 2020 года N 611, от 28 мая 2021 года N 685, от 28 апреля 2022 года N 876, от 30 августа 2022 года N 958 и от 7 июня 2024 года N 342, которые не относились к изменению оспариваемых административным истцом зон.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий, спорный земельный участок по адресу: "адрес", "адрес" находится в трех территориальных зонах: зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-2), зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) (участок Н1-Н14) и зона специализированной общественной застройки в области социального и культурно-бытового обслуживания (ОД-2) (участок Н15-Н-21 (л.д.131-132, 134 т.2).
Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ на основании актов государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта введен в эксплуатацию жилой комплекс, состоящий из шести корпусов с объектами общественного назначения, наземной крытой автостоянкой, трансформаторной подстанцией и газовой котельной ("адрес") по адресу: "адрес"
Жилые здания с обслуживающими их нежилыми строениями составляют единый жилой комплекс, территориально отделенный от других объектов ограждением (территория жилого комплекса огорожена единым металлическим и бетонным забором).
На земельном участке, используемом для эксплуатации жилого комплекса, находятся детская, спортивная площадки, прогулочные зоны, скамейки, элементы озеленения и благоустройства. Территория поддерживается в надлежащем состоянии, используется для нужд собственников помещений жилого комплекса.
Для обслуживания жилого комплекса создано "данные изъяты" которое до настоящего времени является действующим (Устав "данные изъяты" - л.д.898-106 т.3).
Поскольку предусмотренные статьями 61 и 65 Правил землепользования г. Барнаула регламенты территориальных зон застройки индивидуальными жилыми домами и специализированной общественной застройки в области социального и культурно-бытового обслуживания не предусматривают размещение среднеэтажных жилых домов, как и установленные Генеральным планом г. Барнаула соответствующие функциональные зоны, постольку "данные изъяты" является с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов в области градостроительства.
Так как Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Так, вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску К.Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ ***), от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску К.В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов (л.д.203-234 т.2).
По данным основаниям нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования и содержит, в том числе, карту функциональных зон городского округа, отображающую границы и описание функциональных зон (пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункты 4 и 5 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу единства положений статьи 23 и части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г. Барнаула от 19 апреля 2004 года N 1180 произведено согласование ООО "данные изъяты" места размещения жилого комплекса с объектами общественного назначения, наземной крытой автостоянки, трансформаторной подстанции, газовой котельной на земельном участке примерной площадью 3, 3 га территории общего пользования, не являющейся рекреационной зоной, "адрес" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 9 февраля 2004 года N 136; определено Главному управлению архитектуры и градостроительства по заявлению заказчика выдать архитектурно-планировочное задание, заказчику - разработать рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости на строительство в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, архитектурно-планировочным заданием и согласовать его с Главным управлением архитектуры и строительства, после согласования проектно-сметной документации оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, получить разрешение на строительство.
11 июня 2004 года администрацией г. Барнаула издано постановление *** о предоставлении ООО "данные изъяты" в аренду земельного участка площадью 3, 2589 га на 3 года, что оформлено договором аренды от того же числа *** и послужило в последующем основанием постановки данного земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера *** (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости участок имел адресацию относительно почтового ориентира: "адрес", "адрес" и установленный вид разрешенного использования: на период проектно-изыскательских работ и строительства жилого комплекса с объектами общественного назначения, наземной крытой автостоянки, трансформаторной подстанции, газовой котельной). В последующем земельный участок снят с учета в связи с постановкой на кадастровый учет пяти земельных участков.
Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГ *** в части застройщика объекта в связи со сменой застройщика с ООО "данные изъяты" на Производственный кооператив " "данные изъяты".
Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения и дополнения в постановление от ДД.ММ.ГГ ***: изменена площадь земельного участка, согласованного для размещения жилого комплекса, путем ее увеличения до 3, 9 га; утверждены в дополнение к акту от ДД.ММ.ГГ *** акты о выборе земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***; Комитету по архитектуре и развитию города определено по заявлению заказчика выдать корректуру архитектурно-планировочного задания, заказчику - выполнить дополнительные работы, связанные с выдачей корректуры архитектурно-планировочного задания.
Согласно акту выбора от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии с заявлением ООО " "данные изъяты" произведен дополнительный осмотр земельного участка примерной площадью 0, 2 га, который прирезан (предоставлен дополнительно) к основному земельному участку по адресу: "адрес" выделенному для строительства жилого комплекса с объектами общественного назначения, объектами инфраструктуры.
В соответствии с актом выбора от ДД.ММ.ГГ *** на основании заявления ПК " "данные изъяты" произведен дополнительный осмотр земельного участка примерной площадью 0, 4 га, который прирезан (предоставлен дополнительно) к основному земельному участку (л.д.37-41 т.3).
12 сентября 2005 года по заявлению застройщика ПК " "данные изъяты" поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами *** ***, ***, *** в пределах которых фактически расположены корпуса 1-6 жилого комплекса, имеют вид разрешенного использования "для завершения строительства жилых домов". Кроме того, на кадастровый учет поставлен участок с кадастровым номером ***, в пределах которого фактически расположены здания крытой автостоянки и газовой котельной, вид разрешенного использования "для завершения строительства здания наземной крытой автостоянки и газовой котельной" (л.д.11-36 т.3).
Законченные строительством корпуса N ***, а также объекты общественного назначения, наземная крытая автостоянка, трансформаторная подстанция и газовая котельная жилого комплекса по адресу: "адрес", Змеиногорский тракт 71а, приняты (введены) в эксплуатацию в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д.5-8 т.3).
9 июля 2008 года администрацией г. Барнаула было издано постановление ***, которым утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 3, 4566 га для эксплуатации многоэтажных жилых домов по адресу: "адрес" ("адрес") (л.д.2 т.3).
Данные обстоятельства также установлены решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу *** по иску "данные изъяты" к администрации г. Барнаула, управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Б. об устранении реестровой ошибки, прекращении права собственности, признании права общей долевой собственности (л.д.14-34 т.1).
В процессе рассмотрения гражданского дела суд пришел к выводу о том, что фактически используемый собственниками помещений жилого комплекса для его обслуживания с момента ввода в эксплуатацию жилого комплекса и до настоящего времени земельный участок в своих границах совпадает с земельным участком, выделенным (предоставленным) для строительства жилого комплекса (на стадии подготовки рабочего проекта на строительство, архитектурно-планировочного задания).
Так, согласно заключению судебной экспертизы от 17 апреля 2023 года ООО " "данные изъяты" проведенной в рамках гражданского дела Центрального районного суда г. Барнаула *** (л.д.43-86 т.3), в результате визуального обследования территории жилого комплекса, земельных участков, состоящих на кадастровом учете с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, установлено, что на местности территория обследуемых земельных участков огорожена по периметру единым металлическим и бетонным забором, на которой размещена жилая группа, включающая в себя среднеэтажные многоквартирные дома, а именно: здания корпусов N ***, которые объединены общей приватной придомовой территорией. На придомовой территории размещены здание наземной крытой автостоянки, здание котельной, здание поста охраны, здание трансформаторной подстанции, элементы благоустройства и озеленения: площадки для отдыха, спортивные и детские площадки, газоны, клумбы, деревья, территория обустроена асфальтированными проездами и подъездами к многоквартирным домам, дополнительными парковочными местами, элементами пешеходной обеспеченности (тротуарами), элементами освещения (фонарями), малыми архитектурными формами (уличной мебелью, урнами). По территории проходят инженерные коммуникации сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, транзитом - подземная электрическая кабельная линия.
Часть тротуара с уличной мебелью (скамейками), урнами, а также детская площадка с оборудованием, которые размещены в пределах фактических границ приватной территории жилого комплекса по адресу: "адрес", Змеиногорский тракт 71а (как установлено в данном административном деле - частично участок Н1-Н14), с учетом нормативно предусмотренных требований к благоустройству дворовых территорий, общего количества помещений в многоквартирных домах жилого комплекса и минимального количества проживающих, необходима для обслуживания и эксплуатации жилого комплекса.
По результатам исследования эксперт пришел к выводу о том, что ограждение по периметру территории жилого комплекса по адресу: "адрес", "адрес" существует на местности более 15 лет и его местоположение не менялось. Общая площадь территории жилого комплекса по этому адресу, которая необходима для его обслуживания и эксплуатации, составляет 35 890 кв. м.; выявленные экспертным путем границы и общая площадь территории жилого комплекса, необходимые для его обслуживания и эксплуатации, соответствуют схемам границ земельного участка, являющимися приложениями к акту выбора от ДД.ММ.ГГ *** и акту выбора от ДД.ММ.ГГ ***.
В заключении также указано, что при образовании земельных участков под строящимися зданиями жилого комплекса благоустройство территории не учитывалось, исходя из топоосновы на момент образования данных участков работы по благоустройству еще не были выполнены, при этом для ввода в эксплуатацию многоквартирных домов и зданий автостоянки и котельной необходимо было образовать земельные участки под ними, иначе ввод в эксплуатацию осуществить бы не удалось, в связи с чем землеустроительные работы по образованию земельных участков под корпусами были осуществлены формально, без учета площади территории, предназначенной для благоустройства. Экспертом указано, что внешние границы земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, *** образованные формально для целей ввода в эксплуатацию жилого комплекса, не совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером ***, который был первоначально предоставлен в аренду застройщику для строительства жилого комплекса.
В процессе рассмотрения настоящего административного дела представитель административного ответчика и заинтересованного лица О. не оспаривала эти данные, в связи с чем суд считает установленными данные обстоятельства, а именно: предоставление администрацией г. Барнаула в 2004-2005 годах земельного участка площадью 35 890 кв. м. для строительства и последующей эксплуатации жилого комплекса по адресу: "адрес", "адрес" состоящего из шести многоквартирных жилых домов и придомовой территории. При этом эта территория не совпадает с границами поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** ***, *** ***, ***, *** образованных формально для целей ввода в эксплуатацию жилого комплекса.
Пунктами 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Таким образом, расположение земельного участка, площадью 35 890 кв. м, предоставленного для строительства и последующей эксплуатации жилого комплекса по адресу: "адрес", "адрес" на карте градостроительного зонирования Правил землепользования г. Барнаула в трех территориальных зонах противоречит требованиям действующего законодательства (часть 4 статьи 30, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ), создает неопределенность правового режима земельного участка и нарушает права и законные интересы административного истца на приобретение всего земельного участка под единым жилым комплексом в собственность, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Правил землепользования г. Барнаула недействующими в оспариваемой части.
Относительно оспаривания Генерального плана г. Барнаула в части отнесения земельного участка по "адрес" площадью 35 890 кв. м. к трем функциональным зонам суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что градостроительное законодательство не содержит запрета на установление в границах одного земельного участка нескольких функциональных зон.
Вместе с тем, приведение в соответствие с указанным выше законодательством Правил землепользования г. Барнаула в части отнесения указанного выше земельного участка к одной из установленных территориальных зон приведет к несоответствию с Генеральным планом г. Барнаула в части нахождения этого земельного участка в нескольких функциональных зонах, а, соответственно, к невозможности соблюдения требований части 4 статьи 30 ГрК РФ, в силу чего суд приходит к выводу, что в оспариваемой части Генеральный план г. Барнаула также подлежит признанию недействующим.
Доводы административного ответчика о том, что вышеуказанный земельный участок площадью 35 890 кв. м. в установленном порядке на момент утверждения оспариваемых нормативных актов не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку не опровергают вывод суда о противоречии оспариваемых положений нормативных правовых актов нормам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и отмечалось ранее судом, земельный участок, по адресу: "адрес" был предоставлен администрацией г. Барнаула в 2004 году для строительства и последующей эксплуатации жилого комплекса с трансформаторной подстанцией и элементами благоустройства. На момент принятия Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула шесть корпусов жилого комплекса были поставлены на кадастровый учет.
Кроме того, согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** земельный участок по "адрес" "адрес" (частично участок Н1-Н14, огороженный забором на момент исследования) необходим для соблюдения норм пожарной безопасности, для безопасного проживания в жилых корпусах граждан (л.д.79-86 т.3).
Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица на то обстоятельство, что генеральный план не всегда учитывает фактическое землепользование, а направлен на устойчивое развитие муниципального образования, хотя и основана на нормах градостроительного законодательства, но также не влияет на выводы суда.
При этом суд учитывает, что согласно фрагменту текстовой части раздела 2.5.7 "Инженерно-геологические условия. Опасные природные процессы" Научно-исследовательской работы по разработке проекта генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края. Материалы по обоснованию Генерального плана (л.д.134-138, 149 т.2) следует, что весь земельный участок по адресу: "адрес" а также прилегающие к нему земельные участки со всех сторон отнесены к территории ограниченно благоприятной для градостроительного освоения с развитием просадочных грунтов (преимущественно I типа просадочности), что не позволяет суду сделать вывод о необходимости разграничения функциональных зон в границах всего вышеуказанного спорного земельного участка по "адрес" "адрес". Иных пояснений относительно установления трех функциональных зон в границах вышеуказанного земельного участка суду не представлено.
С учетом вышеприведенных правовых норм, разъяснений, установленных судом обстоятельств административные исковые требования "данные изъяты" подлежат удовлетворению, приложение 4 Генерального плана города Барнаула, приложение 1 Правил землепользования и застройки - недействующими в части распространения функциональных и территориальных зон соответственно на территорию земельного участка по "адрес" "адрес" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу подлежит возмещению за счет административного ответчика уплаченная при подаче административного иска государственная пошлина в сумме 9 000 руб. согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" и на сайте на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования товарищества собственников жилья "данные изъяты" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, а также приложение 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части распространения функциональной и территориальной зон застройки индивидуальными жилыми домами на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в следующих координатах (согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр кадастра, Оценки и Экспертизы" от ДД.ММ.ГГ ***):
Обозначенные точки
Х
У
н1
594 410, 93
2 386 169, 39
н2
594 401, 50
2 386 185, 69
н3
594 390, 60
2 386 198, 93
н4
594 363, 89
2 386 212, 89
н5
594 329, 93
2 386 174, 22
н6
594 326, 64
2 386 171, 17
н7
594 275, 57
2 386 124, 39
н8
594 307, 46
2 386 050, 19
н9
594 317, 10
2 386 054, 47
н10
594 338, 69
2 386 057, 95
н11
594 309, 59
2 386 137, 26
н12
594 352, 31
2 386 159, 06
н13
594 379, 21
2 386 172, 80
н14
594 410, 84
2 386 169, 38
н1
594 410, 93
2 386 169, 39
а также в части распространения функциональной зоны специализированной общественной застройки и территориальной зоны специализированной общественной застройки в области социального и культурно-бытового обслуживания на территорию земельного участка расположенного по адресу: "адрес" в следующих координатах (согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр кадастра, Оценки и Экспертизы" от ДД.ММ.ГГ ***):
Обозначенные точки
Х
У
н15
594 380, 57
2 385 962, 08
н16
594 377, 54
2 385 995, 36
н17
594 347, 71
2 385 985, 94
н18
594 336, 90
2 385 981, 69
н19
594 340, 52
2 385 973, 26
н20
594 365, 28
2 385 985, 24
н21
594 376, 52
2 385 960, 14
н15
594 380, 57
2 385 962, 08
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы в пользу товарищества собственников жилья "данные изъяты" 9 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение принято 22 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующими части Генерального плана и Правил землепользования, касающиеся функциональных и территориальных зон застройки, поскольку установленные зоны нарушают права истца на оформление собственности на земельный участок, необходимый для эксплуатации жилого комплекса. Суд установил, что оспариваемые акты противоречат требованиям градостроительного законодательства.
Решение Алтайского краевого суда от 19 августа 2024 г. N 3а-321/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании