Письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 02-10-08/1/93399
Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита направляет для использования в работе Методические рекомендации по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность / Бюджет / Бюджетный процесс / Контроль и аудит / Внутренний финансовый аудит / Стандарты и правила внутреннего финансового аудита / Разъяснения и рекомендации.
Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, а также финансовых органов муниципальных образований.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
А.М. Лавров
Методические рекомендации
по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - ВФА), при осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур (далее - консультирование).
В целях настоящих Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных в федеральном стандарте ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н.
I. Общие положения
Право консультирования по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля и повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств, установлено пунктом 3 федерального стандарта ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н (далее - СВФА "Права и обязанности").
Под консультированием понимается предоставление позиции (в том числе суждения, экспертной оценки, рекомендаций и предложений) субъекта ВФА по вышеуказанным вопросам.
Консультирование может осуществляться:
- по обращению субъектов бюджетных процедур;
- в инициативном порядке без обращения субъектов бюджетных процедур в целях оперативного доведения до субъектов бюджетных процедур информации, и принятия ими необходимых мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
II. Принятие решения об осуществлении консультирования
Решение об осуществлении консультирования в соответствии с пунктом 3(1) СВФА "Права и обязанности" принимается руководителем субъекта ВФА.
С учетом пункта 17 федерального стандарта ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н, решение об осуществлении консультирования администратора, передавшего полномочия по осуществлению ВФА, принимает руководитель субъекта ВФА главного администратора (администратора), которому переданы указанные полномочия.
Положениями федеральных стандартов ВФА не предусмотрено документальное оформление решения об осуществлении консультирования.
Консультирование по решению руководителя субъекта ВФА могут осуществлять:
- должностные лица (работники) субъекта ВФА, в том числе сам руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора), наделенное полномочиями по осуществлению ВФА);
- эксперты, привлеченные к проведению аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к федеральному стандарту ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение"), в рамках проведения такого аудиторского мероприятия, с учетом положений пункта 7 приложения N 2 к СВФА "Планирование и проведение";
- должностные лица (работники) главного администратора (администратора), привлеченные к проведению аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к СВФА "Планирование и проведение", в рамках проведения такого аудиторского мероприятия. При этом при согласовании привлечения к проведению аудиторского мероприятия указанных должностных лиц (работников) в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к СВФА "Планирование и проведение" рекомендуется также согласовать осуществление ими консультирования по решению руководителя субъекта ВФА.
Должностные лица (работники) главных администраторов (администраторов) и эксперты в ходе проведения аудиторского мероприятия, к проведению которого они привлечены, могут осуществлять консультирование при определении фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА.
Решение об осуществлении консультирования принимается с учетом:
1) необходимости соблюдения принципов ВФА, включая принципы функциональной независимости (например, не предусмотрено осуществление консультирования в отношении бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - операция), в организации которой субъект ВФА в течении текущего и отчетного финансовых годов принимал участие) и компетентности (например, консультирование по вопросам организации ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию не осуществляется должностными лицами (работниками) субъекта ВФА, не обладающими соответствующими компетенциями, но может осуществляться экспертом, привлеченным к проведению аудиторского мероприятия и обладающим ими);
2) достаточности ресурсов для проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий и осуществления консультирования (например, субъект бюджетной процедуры сообщил руководителю субъекта ВФА о необходимости консультирования в период проведения аудиторского мероприятия, в котором задействованы все должностные лица (работники) субъекта ВФА, в связи с чем отсутствует возможность его осуществления);
3) отсутствия возможности (необходимости) составления перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, в целях составления программы аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 14 СВФА "Планирование и проведение" (программа аудиторского мероприятия содержит перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, который не может состоять из одного вопроса).
III. Осуществление консультирования
Консультирование в соответствии с пунктом 3(1) СВФА "Права и обязанности" осуществляется в том числе по вопросам, определенным:
1) при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения) (например, в ходе определения причин бюджетных рисков, выявленных на основании информации, указанной в поступившем от органа государственного (муниципального) финансового контроля представлении, субъектом ВФА после изучения данных прикладных программных средств, в которых были допущены нарушения, выявленные органом государственного (муниципального) финансового контроля, могут быть сформированы предложения о повышении качества финансового менеджмента в целях предотвращения повторных нарушений), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур (например, от субъекта бюджетной процедуры поступила информация о внесении изменений в ведомственный (внутренний) акт в целях его приведения в соответствие с нормативным правовым актом, по результатам рассмотрения которой субъектом ВФА могут быть представлены предложения по совершенствованию внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в такой акт);
2) в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) (например, при актуализации сведений о владельцах бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков в связи с перераспределением в течение года полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним между структурными подразделениями главного администратора (администратора) субъект ВФА при отсутствии внесения субъектами бюджетных процедур изменений в ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий распределение таких полномочий, может представить предложения по организации внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в указанный акт);
3) в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) (например, в случае если при актуализации реестра бюджетных рисков исходя из положений соглашения о передаче бюджетных полномочий не представляется возможным определить владельцев бюджетных рисков);
4) при реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА (например, в ходе анализа информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, в отношении реализации предложений субъекта ВФА об автоматизации операций отмечена неполнота установления контрольных соотношений, препятствующих допущению ошибок, в целях предупреждения которых субъектом ВФА дополнительно могут быть направлены предложения по организации внутреннего финансового контроля в части установления таких контрольных соотношений);
5) при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения (например, если в ходе проведения аудиторского мероприятия субъект бюджетной процедуры озвучивает вопрос в отношении применения положений единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, в отношении которых отсутствуют вопросы, подлежащие изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, субъект ВФА может предоставить доступную ему информацию о методических рекомендациях, изданных Минфином России по данному вопросу, изученную им при формировании программы аудиторского мероприятия, в рамках консультирования);
6) при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА (например, в ходе аудиторского мероприятия, в рамках которого осуществлялось подтверждение полноты формирования актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств), была также выявлена неполнота формирования актов об утилизации (уничтожении) материальных ценностей, изучение которых не было предусмотрено программой аудиторского мероприятия).
Сбор информации в целях осуществления консультирования может осуществляться одним или нескол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил Методические рекомендации по консультированию субъектов бюджетных процедур. Они размещены на официальном сайте Министерства.
Письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 02-10-08/1/93399
Опубликование:
-