В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2023 года N 767-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2023 года N 1017-пп, следующие изменения:
1) раздел I "Стратегические приоритеты" изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Стратегические приоритеты
Глава 1. Приоритеты и цели государственной программы Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий"
1. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области:
социально-бытовая неустроенность сельской местности создает дефицит кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села, препятствует развитию агропромышленного производства, приводит к снижению уровня жизни в сельской местности;
расслоение населения Иркутской области по уровню жизни, доступу к благам цивилизации (медицина, образование, культура, спорт и прочее) в связи с местом проживания (город или сельская территория) приводит к росту бедности населения, проживающего в сельской местности, и ведет к социальной напряженности;
происходит ежегодное сокращение сельской поселенческой сети, сохраняется тенденция к депопуляции территории Иркутской области;
низкая привлекательность к сельской местности для инвестирования.
2. На территории Иркутской области доля сельского населения на 2023 год составила 527,2 тыс. человек (22,5%).
3. Государственная программа Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - государственная программа) направлена на достижение целей, показателей и выполнение мероприятий (результатов) государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 (далее - Программа).
4. Государственная программа направлена на достижение тактической цели "Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Иркутской области" приоритета "Создание комфортного пространства для жизни", определенного в стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденной Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ (далее - Стратегия), и устанавливает следующие цели государственной программы:
1) сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения на уровне 22,7 процентов;
2) достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 84,51 процентов;
3) повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 10,8 процента.
5. Цели государственной программы связаны с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
комфортная и безопасная среда для жизни;
устойчивая и динамичная экономика.
6. Приоритетами государственной программы являются:
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
7. В основу государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.
Глава 2. Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы, обоснование целесообразности разработки государственной программы
8. Для Иркутской области характерно крайне неравномерное размещение населения, основная масса людей сосредоточена в полосе расселения вдоль Транссибирской магистрали с наиболее комфортными природно-климатическими условиями. Всего в нескольких районах (Иркутском, Ангарском, Усольском, Шелеховском и Черемховском) проживает 50% населения Иркутской области. При этом 25,7% населения приходится на областной центр - г. Иркутск.
9. Сельские населенные пункты на территории Иркутской области более многочисленны (1 486 ед.) и более равномерно распределены в отличие от городских поселений. Спецификой региона является преобладание малых (до 100 человек) и средних (до 1 000 человек) сельских населенных пунктов, наибольшая доля которых с населением от 50 до 500 человек. Крупных сел (свыше 1 000 человек) в структуре всего 7%, но в них проживает 46% сельского населения.
10. В целом необходимо отметить, что демографические процессы отражают совокупность демографических, социальных и экономических факторов.
Убыль сельского населения является следствием недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
Основными факторами качества жизни, обуславливающими предпочтения для проживания в определенной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная инфраструктура, а также уровень развития объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
11. За 2012 - 2022 годы в рамках работы по повышению уровня благоустройства сельских населенных пунктов из областного бюджета направлено 2 328,3 млн рублей на реализацию более восьми тысяч мероприятий, в том числе:
ремонт уличной дорожной сети и устройство пешеходных тротуаров - 756,14 млн рублей (1050 мероприятий);
оснащение оборудованием муниципальных учреждений культуры и спорта, благоустройство их прилегающих территорий - 396,25 млн рублей (2 588 мероприятий);
проведение мероприятий по сохранению и благоустройству мест памяти участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (памятники, аллеи славы, мемориалы и иное) - 37,62 млн рублей (208 мероприятий);
оборудование детских и спортивных площадок, обустройство мест массового отдыха жителей - 489,38 млн рублей (1 769 мероприятий);
приобретение контейнеров для временного хранения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и устройство контейнерных площадок - 64,91 млн рублей (301 мероприятие);
благоустройство территории населенных пунктов (в том числе организация уличного освещения, обустройство автомобильных парковок, озеленение территорий и другое) - 583,95 млн рублей (2 152 мероприятия).
12. В Иркутской области ежегодно предусматривается направление бюджетных ассигнований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт в размере не менее пяти процентов объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области, формируемого за счет доходов бюджета Иркутской области от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет Иркутской области, а также транспортного налога, в том числе в виде субсидий местным бюджетам на указанную дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В приложении 2 к Стратегии указаны основные показатели социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года. Согласно Стратегии к 2030 году планируется достигнуть значение показателя "Количество населенных пунктов, численность населения в которых более 100 человек, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона" в 41 единицу.
13. Иркутская область с 2020 года активно участвует в федеральном проекте "Современный облик сельских территорий".
За период 2020 - 2023 годы из федерального и областного бюджетов на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий направленно 3 914,6 млн рублей (в том числе из федерального бюджета - 3 565,7 млн рублей).
На территории Иркутской области с 2020 по 2023 год реализовано 6 проектов комплексного развития сельских территорий (далее - проекты) (в Нукутском районе - 1, Заларинском районе - 2, Куйтунском районе - 2, Иркутском районе - 1).
В рамках данных проектов завершено 38 мероприятий по строительству, капитальному ремонту учреждений.
По итогам реализации проектов за истекшие годы завершено строительство 5 учреждений культуры (в 2021 году многофункциональное учреждение культуры в п. Новонукутский Нукутского района, 3 домов культуры (в д. Красное Поле, д. Романенкино, д. Романова Заларинского района), в 2023 году в с. Хомутово Иркутского района - 1).
Проведен капитальный ремонт 4 муниципальных учреждений культуры на территории Куйтунского района (с. Каразей, п. Уховский, с. Чеботариха, р.п. Куйтун).
В 2022 году завершены строительство школы на 145 мест в с. Бажир Заларинского района и капитальный ремонт спорткомплекса в п. Залари Заларинского района.
Отремонтировано 10 муниципальных учреждений образования, в том числе:
6 школ в Куйтунском районе (с. Каранцай, п. Игнино, с. Каразей, с. Кундуй, с. Чеботариха), Заларинском районе (р.п. Тыреть 1-я);
4 детских сада в Куйтунском районе (п. Лермонтовский, р.п. Куйтун), Заларинском районе (д. Тагна, с. Холмогой).
В 2020 году завершено строительство 5 многофункциональных спортивных площадок (в с. Шараты Нукутского района, в д. Тагна, р.п. Залари, с. Бабагай, с. Веренка Заларинского района).
В 2022 году отремонтировано здание спорткомплекса "Урожай" в р.п. Залари Заларинского района.
В 2023 году завершено строительство объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс в р.п. Залари Заларинского района".
За период с 2020 по 2021 год построено 35,2 км локального водопровода (с. Нукуты, д. Ворот Онгой Нукутского района, д. Романенкина Заларинского района).
В 2023 году введена в эксплуатацию блочно-модульная котельная мощностью 6,0 Гкал/ч (6,96МВт#), р.п. Залари Заларинского района.
Приобретены для муниципальных учреждений культуры и муниципальных нужд 7 транспортных средств:
3 транспортных средства в с. Каразей Куйтунского района для муниципального казенного учреждения культуры "Культурно-развлекательный центр "Колос", п. Харик для муниципального казенного учреждения культуры "Радуга" социально-культурный центр;
4 транспортных средства в с. Моисеевка Заларинского района для муниципального бюджетного учреждения культуры "Моисеевский центр информационной, культурно-досуговой и спортивной деятельности", с. Мойган для муниципального бюджетного учреждения культуры "Мойганский культурно-информационный центр досуга "Звездный", р.п. Тыреть 1-я для муниципального бюджетного учреждения культуры "Тыретский центр досуга "Кристалл", с. Ханжиново для муниципального бюджетного учреждения культуры "Ханжиновский центр информационной, культурно-досуговой и спортивной деятельности".
Для областного государственного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" приобретен медицинский многофункциональный центр (передвижной флюорограф).
В текущем году введена в эксплуатацию школа на 250 учащихся в с. Тихоновка Боханского района, также запланировано завершение строительства объекта средняя образовательная школа N 2 р.п. Залари Заларинского района.
С 2024 года на территории Жигаловского района началась реализация проекта, предусматривающего следующие мероприятия:
строительство школы на 520 учащихся в пос. Жигалово Жигаловского района (плановый срок ввода в эксплуатацию 2026 год);
строительство канализационно-очистных сооружений р.п. Жигалово Жигаловского района (плановый срок ввода в эксплуатацию - 2025 год).
Данный проект реализуется с привлечением средств публичного акционерного общества "Газпром".
В 2024 году в рамках участия в федеральном проекте "Современный облик сельских территорий" из федерального и областного бюджетов на реализацию проектов предусмотрено 580,3 млн рублей (в том числе из федерального бюджета - 557,1 млн рублей).
14. Жилищное строительство, обеспечение жильем граждан, его доступность, повышение уровня благоустройства муниципальных образований Иркутской области, создание комфортных условий для проживания граждан из года в год являются одними из ключевых направлений Иркутской области.
Вместе с тем развитие инфраструктуры носит преимущественно частичный, локальный характер, наблюдается высокая степень износа основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), изношенность основных фондов и материально-технической базы, отсутствие доступа к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Недостаток собственных ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные образования оказываются неспособны решать вопросы социально-экономического развития без поддержки со стороны органов государственной власти Иркутской области.
Создание комфортных условий для проживания на сельских территориях, рост занятости и доходов сельского населения позволяют достигать высокого уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Меры социальной поддержки как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности предусмотрены законодательством Иркутской области.
15. В целях закрепления молодых специалистов на сельских территориях за счет средств бюджета Иркутской области сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсируются затраты на единовременные выплаты молодым специалистам при трудоустройстве на работу к сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - единовременная выплата).
Для молодых специалистов, имеющих высшее образование и трудоустроившихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, размер единовременной выплаты составляет 400 тысяч рублей; для молодых специалистов со средним профессиональным образованием - 300 тысяч рублей.
При предоставлении единовременной выплаты предусмотрено обязательное условие для молодого специалиста - отработать у сельскохозяйственного товаропроизводителя 3 года.
Кроме этого, для молодых специалистов, уже получивших единовременные выплаты и отработавших у сельскохозяйственных товаропроизводителей 3 года, предусмотрена стимулирующая выплата в связи с осуществлением трудовой деятельности в сфере сельскохозяйственного производства в размере 200 тысяч рублей. Данная выплата позволяет закрепить у сельскохозяйственных товаропроизводителей специалистов еще на 2 года.
Мера поддержки молодых специалистов является востребованной и позволяет после завершения обучения закрепить специалистов у сельскохозяйственных товаропроизводителей на срок от 3 до 5 лет.
Всего, начиная с 2011 года 380 молодых специалистов воспользовались указанными выплатами.
Получение единовременной выплаты является определенным стимулом для начала трудовой деятельности и обустройства быта молодого специалиста.
16. По подготовке и трудоустройству молодых специалистов в Иркутской области также реализуются мероприятия по предоставлению организациям, осуществляющим деятельность на сельских территориях Иркутской области, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями либо осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, субсидий в целях возмещения части затрат по заключенным с обучающимися ученическим договорам и договорам о целевом обучении.
Субсидия предоставляется в размере 90% фактически понесенных затрат, связанных с обучением граждан Российской Федерации, проходящих профессиональное обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского", и 30% затрат на обучение в профессиональных образовательных организациях аграрного профиля, подведомственных министерству образования Иркутской области.
Данная мера позволяет после завершения обучения закрепить специалистов у сельскохозяйственных товаропроизводителей на 3 года.
В 2023 году указанной субсидией воспользовались 16 сельскохозяйственных товаропроизводителей на общую сумму 2 648,6 тыс. рублей, что позволило компенсировать расходы на обучение 35 человек в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского".
17. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов в сельской местности, повышения качества жизни сельского населения, необходимо усилить государственную поддержку в сфере социального и инженерного обустройства, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе активизации жителей села, применяя комплексный программный подход, включающий в себя:
благоустройство сельских территорий (обустройство территорий в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, организация пешеходных коммуникаций, организацию оформления фасадов зданий, обустройство площадок накопления ТКО и другое);
развитие рынка труда (кадрового потенциала) (обеспечение повышения квалификации граждан, трудоустроившихся на сельских территориях, привлечение молодых специалистов для работы на сельских территориях).
Глава 3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения
18. С учетом положений демографического прогноза и балансов трудовых ресурсов потребуется совершенствование мероприятий по сохранению населения на сельских территориях, в том числе по развитию альтернативных форм занятости на сельских территориях, стимулированию внутренней и внешней миграции, повышению уровня доходов сельского населения.
19. Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:
создание возможности для улучшения жилищных условий семей, проживающих или планирующих проживать на сельских территориях (в агломерациях);
обеспечение качественного улучшения и развития социальной и инженерной инфраструктуры для граждан, проживающих на сельских территориях (в агломерациях);
создание условий для привлечения специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях;
повышение транспортной доступности к объектам, расположенным на сельских территориях, по дорогам, обеспечивающим транспортную связь с сельскими населенными пунктами и (или) проходящим по их территории;
повышение комфортности среды проживания граждан в сельских населенных пунктах.
20. Реализация задач государственной программы осуществляется путем проведения (осуществления) конкретных мероприятий (результатов), входящих в состав структурных элементов (региональных проектов), включенных в систему документов государственной программы. Задачи структурных элементов представлены в таблице 3 паспорта государственной программы.";
2) таблицы 1, 2, 4 раздела II "Паспорт государственной программы Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий" изложить в новой редакции (прилагаются).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Председатель Правительства Иркутской области |
К.Б. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Иркутской области от 24 сентября 2024 г. N 734-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий"
Вступает в силу с 24 сентября 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2024 г. N 3800202409300002