Решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2024 г. N АКПИ24-565
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.,
Кузьмичева С.И.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волченкова Александра Михайловича о признании частично недействующими абзацев третьего, четвертого пункта 3 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета (далее также - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем обеспечиваются:
дети, находящиеся в организации для детей-сирот (абзац второй);
дети-сироты и лица из их числа, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, а также лица из их числа, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, которые были зачислены на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, восстановлены в этой организации, до достижения ими возраста 23 лет (абзац третий);
лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которые были зачислены на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, восстановлены в этой организации, до достижения ими возраста 23 лет (абзац четвертый).
Волченков A.M. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать абзацы третий и четвертый пункта 3 Правил не действующими в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают возможность получения мер социальной поддержки детьми-сиротами и лицами из их числа, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, а также лицами из их числа, обучающимися по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, и лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисленными в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет, а восстановленными в них после достижения указанного возраста.
Полагает, что приведенные положения не соответствуют абзацу второму пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке), устанавливающему, что в случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 сентября 2021 г. был зачислен в образовательную организацию, входящую в структуру федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, на обучение по очной форме по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования с зачислением на полное государственное обеспечение. Приказом от 20 ноября 2023 г. отчислен из образовательной организации на основании пункта 1 части 2 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Закон об образовании) по инициативе обучающегося, в связи с чем все ранее назначенные ему выплаты были прекращены. Впоследствии, в феврале 2024 г., восстановлен на обучение в образовательной организации, однако в зачислении на полное государственное обеспечение получил отказ со ссылкой на пункт 3 Правил, так как на момент восстановления ему исполнилось 24 года.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству просвещения Российской Федерации (поручение от 18 июля 2024 г. N ДЧ-П8-23010), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Правила приняты полномочным органом, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушают.
В судебном заседании административный истец Волченков A.M. и его представитель Ишкин А.Р. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представители Правительства Российской Федерации Панькова В.В. и Соседова Е.Ю. в судебном заседании поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав объяснения административного истца, представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 18 сентября 2017 г. N 1117 утвердило Правила.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 сентября 2017 г., N39, ст. 5698.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке (преамбула).
В соответствии с приведенными в его статье 1 понятиями Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абзац четвертый); лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель (абзац пятый).
Тем самым законодатель, в дополнение к государственной поддержке детей, то есть лиц, не достигших 18 лет (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие упомянутого федерального закона на лиц, достигших возраста 18 лет, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Таким образом, одним из условий отнесения лиц к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, является соответствие этих лиц приведенным в законе возрастным критериям (от 18 до 23 лет).
Под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам (абзац десятый статьи 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам (абзац первый). В случае достижения указанными лицами, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам (абзац второй).
Таким образом, Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке предусмотрена возможность получения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке после достижения ими возраста 23 лет в период их обучения по соответствующим образовательным программам.
Данным положениям соответствует указание в абзацах третьем и четвертом пункта 3 Правил возраста, определяющее субъектов получения мер социальной поддержки, в то время как срок предоставления таких мер - до завершения обучения - регулируется пунктом 4 этих правил.
Согласно положениям Закона об образовании основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53), образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 61).
Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено (часть 1 статьи 62 Закона об образовании).
Приведенная норма Закона об образовании по своему содержанию устанавливает право обучающегося на восстановление в образовательной организации для обучения и в части сохранения прежних условий обучения направлена на предоставление обучающемуся возможности продолжить обучение с учетом ранее освоенных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также пройденной практики и результатов промежуточной аттестации по ним, с тем чтобы не начинать получение образования соответствующего вида с самого начала, и не регулирует вопросы, связанные с сохранением ранее предоставлявшихся обучающемуся мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Закона об образовании меры социальной поддержки и стимулирования (в частности, полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем) предоставляются обучающимся в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормативные положения Правил, предусматривающие предоставление полного государственного обеспечения детям-сиротам и лицам из их числа, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, а также лицам из их числа, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, которые были восстановлены в организации, осуществляющей образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет, а также лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которые были восстановлены в организации, осуществляющей образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет, не противоречат абзацу второму пункта 3 статьи 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке, устанавливающему сохранение права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, если на дату достижения соответствующего возраста образовательные отношения не прекращены.
Доводы административного истца об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Волченкова Александра Михайловича о признании частично недействующими абзацев третьего, четвертого пункта 3 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедвов |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2024 г. N АКПИ24-565
Опубликование:
-