Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 3. Итоги рассмотрения актуальных вопросов налогообложения на перспективу в основных направлениях налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Приложение 3

 

Итоги рассмотрения актуальных вопросов налогообложения на перспективу в основных направлениях налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

Совершенствование налогового администрирования

 

1. Не утратил актуальности вопрос внедрения отношений по применению контрольно-кассовой техники в сферу регулирования налогового законодательства, а также объединение проводимых налоговыми органами мероприятий в отношении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в рамках оперативного контроля.

В этой связи в 2023 и 2024 годах методология интеграции законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет дополнительно проанализирована, в том числе с целью четкой увязки оперативных проверок с налоговыми проверками и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в связи с проведением оперативного контроля.

За указанный период предлагается выйти на нормотворческие решения, которые обеспечат реализацию задачи по интеграции законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Итог рассмотрения:

 

В 2023 году методология интеграции законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах проходила широкое общественное обсуждение с привлечением заинтересованных органов власти и научного сообщества.

Данная работа продолжается и в 2024 году с целью обеспечения возможности к 2025 году сформировать сбалансированное законодательное решение.

2. Планируется проработать вопрос предоставления права налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры для борьбы со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов.

В связи с тем, что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени, недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей.

Чтобы пресечь использование подобных схем уже разработан и широко обсуждается механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (по итогам проведенной камеральной налоговой проверки).

При этом подобное решение, как и планировалось изначально, будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.

 

Итог рассмотрения:

 

В связи с экономическими реалиями 2023-2024 годов, в целях сохранения оптимальной для указанного периода налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, принятие этого вопроса отложено.

 

Акцизы

 

1. Будет проведена оценка возможности перехода на уплату акциза в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, на основе использования в этих целях данных государственной информационной системы маркировки.

 

Итог рассмотрения:

 

По результатам проработки Минфином России совместно с ФНС России и ООО "Оператор-ЦРПТ" в 2022-2023 годах перехода на автоматизированный расчет сумм акциза в отношении табачной продукции на основании данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ) и на уплату сумм акциза на основе налоговых уведомлений сделаны выводы о преждевременности такого перехода в 2024 году в связи с наличием рисков недопоступления сумм акцизов в бюджет.

Работа по устранению таких рисков будет продолжена в 2024-2025 годах.

Данные ГИС МТ в настоящее время используются налоговыми и таможенными органами как дополнительный инструмент контроля за полнотой декларируемых налоговых обязательств налогоплательщиками. Это закреплено законодательно с 01.06.2024 г.

2. В рамках анализа практики применения акциза на сахаросодержащие напитки планируется оценить динамику поступлений в федеральный бюджет сумм налога, изменения структуры и баланса производства безалкогольных напитков, в том числе сахаросодержащих, в целях подготовки предложений по совершенствованию такого налогообложения.

 

Итог рассмотрения:

 

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.

Налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками производится в установленном порядке с указанной даты, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 октября 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих сахаросодержащие напитки - с 1 октября 2023 г.

В федеральный бюджет Российской Федерации в 2023 году сумма акциза на сахаросодержащие напитки от более 600 производителей и импортеров поступила в размере 8,3 млрд рублей, 87 % этой суммы приходится на сахаросодержащие напитки, производимые на территории Российской Федерации.

По данным ФНС России средняя месячная сумма поступлений акциза в III квартале 2023 года составила порядка 1,5 млрд рублей, в IV квартале 2023 года уменьшилась на 13% и составила 1,31 млрд рублей, хотя должна была увеличится за счет производителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В I квартале 2024 года тенденция к уменьшению среднемесячных поступлений акциза сохранилась, и по сравнению с IV кварталом 2023 года этот показатель уменьшился на 3% и составила 1,28 млрд рублей.

Указанные данные свидетельствуют о сокращении объема производства сахаросодержащих напитков и увеличении производства безалкогольных напитков, содержащих заменители сахара.

По мнению налоговых и таможенных органов, идентификация отдельных видов товаров в качестве подакцизных сахаросодержащих напитков затруднена, в связи с большим перечнем безалкогольных напитков, не подлежащих налогообложению акцизами (обогащенная пищевая продукция, напитки на растительной основе и др.).

В рамках совершенствования налогообложения акцизами сахаросодержащих напитков целесообразно подготовить и проработать предложения по расширению перечня подакцизных безалкогольных напитков.

 

Налог на прибыль организаций

 

1. В предстоящий период будет рассмотрен вопрос необходимости специального регулирования учета для целей налогообложения налогом на прибыль организаций изменения стоимости облигаций федерального займа (ОФЗ) с индексируемым номиналом, в том числе в случае, когда на дату реализации этой ценной бумаги отрицательная разница от изменения стоимости превышает процентный доход по такой ценной бумаге.

 

Итог рассмотрения:

 

Порядок признания процентов по ОФЗ с индексируемым номиналом (ОФЗин) (к которым относится и увеличение номинальной стоимости ОФЗин) в конце каждого месяца влечет следующие негативные последствия.

Если в результате дефляции уменьшение номинальной стоимости ОФЗин составляет большую величину, чем начисленная в соответствующем месяце сумма процентного дохода по ним, то отрицательный показатель не может учитываться в составе расходов текущего месяца отчетного (налогового) периода, а уменьшает только процентный доход, начисленный в последующем.

В этой связи, если на дату реализации (выбытия) ОФЗин отрицательная разница не полностью учтена при расчете налоговой базы, то в рамках действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации, нет положений, регулирующий возможность учета такого убытка.

Следовательно, необходимо предусмотреть соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволяющие учитывать этот убыток. Однако для этого следует оценить вариант этих правок, реализующих данное положение. Либо предусмотреть возможность уменьшать налоговую базу, сформированную от начисленных процентов по ОФЗин, облагаемую по ставке 15 %, на подобную отрицательную величину (что потребует перерасчетов этой базы за истекшие отчетные (налоговые) периоды), либо следует ввести специальный порядок учета изменяемого номинала ОФЗин.

2. Также предлагается оценить необходимость расширения перечня сомнительных долгов за счет задолженности, возникшей на основании решения суда, вступившего в законную силу.

 

Итог рассмотрения:

 

Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.

3. При формировании бюджета за счет налоговых доходов от уплаты налога на прибыль организаций планируется оценить эффект, полученный в результате отказа с 1 января 2023 года от института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

 

Итог рассмотрения:

 

С 1 января 2023 года прекращено использование института КГН для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях оценки эффекта от прекращения использования института КГН произведен анализ поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль организаций и изучена динамика таких поступлений, полученных от налогоплательщиков, переставших с 1 января 2023 года являться участниками КГН. Анализ показал, что объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от уплаты указанными налогоплательщиками налога на прибыль организаций в 2023 году (по сравнению с 2022 годом, когда такие налогоплательщики являлись участниками КГН) увеличился на 277 млрд рублей, при этом увеличение объема соответствующих поступлений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составило 135 млрд рублей и 142 млрд рублей соответственно.

Увеличению поступлений в бюджет от уплаты вышеуказанными налогоплательщиками налога на прибыль организаций наряду с отказом от использования института КГН также способствовали рост средней цены на нефть, наблюдавшийся в конце 2023 года, положительная динамика курса доллара США и увеличение внереализационных доходов в связи с изменением законодательства о налогах и сборах в части признания курсовых разниц от переоценки обязательств, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Специальные налоговые режимы

 

1. Будет рассмотрен вопрос увеличения предельного значения остаточной стоимости основных средств со 150 млн рублей до 200 млн рублей в целях применения упрощенной системы налогообложения.

 

Итог рассмотрения:

 

В целях внедрения с 1 января 2025 г. механизма поэтапного перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предельный размер доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, увеличен до 450 млн рублей, а остаточная стоимость основных средств до 200 млн рублей, в том числе повышена до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на упрощенную систему налогообложения.

Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств будут подлежать ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

2. Будет проведен анализ и дана оценка текущих итогов эксперимента по установлению в четырех российских регионах специального налогового режима "Автоматическая упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН), в том числе в части его востребованности, удобности для предпринимателей, количества субъектов предпринимательской деятельности, перешедших на данный налоговый режим, а также в части факторов, затрудняющих предпринимателям переход на АУСН и его применение. На основе анализа будут выработаны предложения по корректировке АУСН с целью сделать его более привлекательным и удобным для предпринимательского сообщества.

 

Итог рассмотрения:

 

В целях увеличения количества налогоплательщиков, применяющих АУСН, а также устранения факторов, затрудняющих предпринимателям переход на АУСН и его применение, Минфином России предложено расширить перечень лиц, имеющих право применять АУСН, предоставить возможность перехода с УСН на АУСН в течение календарного года, учитывать расходы, осуществленные в натуральной форме и т.д.

Данные новации нашли отражение в статье 8 Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

 

Международное налогообложение

 

1. Планируется ратификация подписанного 8 июня 2023 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения.

 

Итог рассмотрения:

 

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращения избежания и уклонения от налогообложения от 08.06.2023 г. применяется с 01.01.2024 г.

2. Состоятся переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами по заключению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения.

 

Итог рассмотрения:

 

Министерством финансов Российской Федерации были проведены несколько раундов переговоров с Министерством финансов Объединенных Арабских Эмиратов, которые состоялись в апреле, июне и сентябре 2023 года, а также в марте 2024 года.

Переговорный процесс продолжается.

3. Будет проведена оценка необходимости внесения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, обеспечивающих установление в Российской Федерации уровня налогообложения российских холдингов, подпадающих под действие новых правил международного налогообложения, не ниже минимально принятого на глобальном уровне, в связи с планируемым внедрением новых правил налогообложения прибыли МГК, устанавливающих глобальный минимальный налог на прибыль на уровне 15% (GloBE Rules), иностранными государствами в свои национальные законодательства.

 

Итог рассмотрения:

 

В целом только "недружественные" государства проводят работу по внедрению правил GloBE. Соответствующие законы приняты во многих странах ЕС (в т.ч. в Германии, Франции, Италии, Австрии), а также в Великобритании, Южной Корее, Японии.

В США 16 августа 2022 года был подписан закон об альтернативном минимальном налоге (CAMT), который является относительным аналогом GloBE, но с существенными отличиями от модельных правил, разработанных ОЭСР.

В свою очередь в странах БРИКС+, других странах Глобального юга по данным открытых источников не наблюдается предметной работы по внедрению Pillar 2 (за исключением Гонконга и Малайзии, которые опубликовали законопроекты).

Внедрять полноценные правила GloBE в России на текущий момент нецелесообразно, так как вероятность их признания "квалифицированными" со стороны ОЭСР крайне низкая.

В силу того, что ОЭСР прекратила сотрудничество с Россией по всем проектам, действие в России правил GloBE, не признанных "квалифицированными", приведёт де-факто к двойному налогообложению российских МГК в недружественных странах: дополнительный налог (top-up tax) по приоритетному правилу должен быть уплачен в России (т.к. здесь материнская компания), а по вторичному правилу - в странах, где ведут деятельность операционные компании российских МГК.

Вместе с тем, оценка результатов применения "недружественными" странами правил GloBE может быть проведена не ранее 2025-2026 гг.

 

Налог на имущество организаций

 

Будет осуществлена проработка перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением объектов отдельных видов: линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда и т.п.).

 

Итог рассмотрения:

 

В сложившихся социально-экономических условиях, когда Правительством Российской Федерации принимаются меры, направленные на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и российской экономики в условиях санкций, в том числе на поддержку юридических лиц в Российской Федерации, внесение в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, предусматривающих такой переход, представляется преждевременным.

Между тем вопрос перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости как один из ключевых этапов реформирования имущественного налогообложения сохраняет свою актуальность на перспективу.

 

Туристический сбор

 

Планируется оценить целесообразность предоставления субъектам Российской Федерации права введения туристического сбора.

Введение данного сбора позволит привлечь дополнительные средства в бюджеты субъектов Российской Федерации, вместе с тем, уже сейчас очевиден отказ от целевого характера данных платежей, что не позволит напрямую направлять средства, полученные путем введения данного сбора на улучшение инфраструктуры гостеприимства.

Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что введение туристического сбора приведет к удорожанию услуг. Вместе с тем, с учетом итогов эксперимента по обнулению НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, данное удорожание может быть нивелировано.

Таким образом, в течение 2023 и 2024 годов Минфином России будет анализироваться возможность введения туристического сбора, в том числе с учетом итогов анализа эксперимента по установлению и взиманию курортного сбора.

 

Итог рассмотрения:

 

В рамках проработки вопроса о целесообразности предоставления субъектам Российской Федерации права введения туристического сбора в течение 2023 года заинтересованными ведомствами проводился анализ практики взимания курортного сбора в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте по развитию курортной инфраструктуры, а также рассматривались предложения ряда иных субъектов Российской Федерации, заинтересованных в расширении этого эксперимента.

На основе проведенного анализа в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, предоставляющие муниципальным образованиям право вводить с 2025 года туристический налог, который заменит курортный сбор.

Необходимость введения нового налога на территории муниципального образования и конкретные налоговые ставки органы местного самоуправления будут определять самостоятельно в пределах, установленных законом.

Туристический налог будет уплачиваться организациями и физическими лицами, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Туристический налог будет взиматься со стоимости услуг по проживанию, которые оказываются в средствах размещения, входящих в реестр классифицированных средств размещения.

В отличие от курортного сбора, данный налог органы местного самоуправления смогут направлять не только на развитие туристической инфраструктуры, но также и на развитие других приоритетных направлений.

 

Налоговые льготы в отраслях "общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника"

 

Оценка эффективности налоговых льгот для налогоплательщиков в отраслях "общественное питание", "туризм", "информационные технологии" и "радиоэлектроника".

 

Итог рассмотрения:

 

В 2021-2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

В 2024 году Минфином России была проведена оценка эффективности использования налогоплательщиками указанных налоговых льгот. Оценка проводилась на базе аналитической системы "Эффективность льгот" (далее - система, АС "Эффективность льгот"), реализованной Минфином России совместно с ФНС России в 2022 году в целях проведения системной автоматизированной оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот (детальное описание работы системы представлено в Приложении 5).

Анализ эффективности указанных налоговых льгот проводился с года начала действия всех льгот, введенных для каждой отдельной отрасли: за период с 2022 по 2023 год для отраслей "общественное питание" и "туризм", за период с 2021 по 2023 год для отраслей "информационные технологии" и "радиоэлектроника".

В периметр анализа вошли налогоплательщики, которые воспользовались хотя бы одной из перечисленных налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации для данных отраслей. При этом для получения объективных результатов анализа по рассматриваемым отраслям при определении периметра анализа был сформирован перечень ОКВЭД, которые непосредственно относятся к каждой из отраслей.

Подробное описание источников исходных данных, используемых в АС "Эффективность льгот", представлено в Приложении 5.

Результаты проведенного в 2024 году анализа показали, что доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение указанных налоговых льгот формирует сверхдоходность, в рассматриваемых отраслях составляет от 20,4% до 26,3%, что свидетельствует о целесообразности сохранения действующих параметров налоговых льгот в рассматриваемых отраслях.

 

Отрасль "общественное питание"

 

Таблица 1. Краткая информация по отрасли

 

Показатель

Описание

Налоговые льготы отрасли

- освобождение от уплаты НДС 1,

- пониженные тарифы страховых взносов 2.

Срок действия налоговых льгот

Действуют с 01.01.2022.

Количество пользователей налоговых льгот

1 365

Условия применения налоговых льгот

За предшествующий год одновременно выполняются условия:

- сумма доходов по услугам общественного питания не превысила 2 млрд руб.,

- удельный вес доходов по услугам общественного питания составляет не менее 70% в общей сумме доходов пользователя льгот,

- средняя заработная плата пользователя льгот не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации по классу 56 раздела I ОКВЭД,

- среднесписочная численность работников превышает 250 человек (только для страховых взносов).

 

За период анализа (2022-2023 годы) общее количество пользователей 3 налоговых льгот отрасли "общественное питание" составило 1 365, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 1 195 4 пользователей.

 

Выручка и количество пользователей

 

 

Выпадающие доходы государства

 

 

Операционная рентабельность

 

 

Численность сотрудников

 

 

Объем выручки пользователей льгот отрасли "общественное питание", вошедших в периметр анализа, с 2022 года по 2023 год вырос в 1,4 раза, количество пользователей льгот - в 1,1 раза. При этом на фоне сохранения операционной рентабельности в 2023 году в целом на уровне 2022 года прирост численности сотрудников за аналогичный период составил 21,6%.

С 2022 года по 2023 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 23,6 млрд руб. до 41,8 млрд руб. (в 1,8 раза), главным образом, за счет увеличения сумм налоговых льгот. При этом в 2023 году по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа, на льготу по НДС пришлось 99,96%, по страховым взносам - 0,04%

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение указанных налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по отрасли составила 26,3%.

 

Отрасль "туризм"

 

Таблица 1. Краткая информация по отрасли

 

Показатель

Описание

Налоговые льготы отрасли

Ставка НДС 0% 5.

Срок действия налоговых льгот

Действует с 01.07.2022. Срок применения - 5 лет после ввода в эксплуатацию объекта туристической индустрии.

Количество пользователей налоговых льгот

1 162

Условия применения налоговых льгот

Введение в эксплуатацию объекта отрасли "туризм" после 01.01.2022 и наличие данного объекта в реестре объектов туристической индустрии.

 

За период анализа (2022-2023 годы) общее количество пользователей 6 налоговых льгот отрасли "туризм" составило 1 162, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошел 651 7 пользователь.

 

Выручка и количество пользователей

 

 

Выпадающие доходы государства

 

 

Операционная рентабельность

 

 

Численность сотрудников

 

 

Объем выручки пользователей льгот отрасли "туризм", вошедших в периметр анализа, с 2022 года по 2023 год вырос в 1,3 раза, количество пользователей льгот в целом сохранилось на прежнем уровне. При этом на фоне увеличения операционной рентабельности в 2023 году на 7,0% по сравнению с 2022 годом численность сотрудников сохранилась на прежнем уровне.

С 2022 года по 2023 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 13,0 млрд руб. до 35,0 млрд руб. (в 2,7 раза), главным образом, за счет увеличения сумм налоговых льгот.

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение указанной налоговой льготы и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по отрасли составила 25,0%.

 

Отрасль "информационные технологии"

 

Таблица 1. Краткая информация по отрасли

 

Показатель

Описание

Налоговые льготы отрасли

- освобождение от уплаты НДС 8,

- ставка 0% по налогу на прибыль в ФБ и РБ 9,

- пониженные тарифы страховых взносов 10.

Срок действия налоговых льгот

Действуют с 01.01.2021 11.

Количество пользователей налоговых льгот

20 833

Условия применения налоговых льгот

- включение в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (только для НДС),

- государственная аккредитация пользователя льгот, осуществляющего деятельность в области информационных технологий (только для налога на прибыль и страховых взносов),

- по итогам отчетного (налогового) периода удельный вес доходов от деятельности в области информационных технологий составляет не менее 70% в общей сумме доходов пользователя льгот (только для налога на прибыль и страховых взносов).

 

За период анализа (2021-2023 годы) общее количество пользователей 12 налоговых льгот отрасли "информационные технологии" составило 20 833, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 14 642 13 пользователя.

 

Выручка и количество пользователей

 

 

Выпадающие доходы государства

 

 

Опер. рентабельность и доходность активов

 

 

Численность сотрудников

 

 

Объем выручки пользователей льгот отрасли "информационные технологии", вошедших в периметр анализа, с 2021 года по 2023 год вырос в 1,6 раза, количество пользователей льгот - в 1,2 раза, численность сотрудников - в 1,3 раза, операционная рентабельность на 6,5%. При этом на фоне увеличения операционной рентабельности в 2023 году на 5,7% по сравнению с 2022 годом прирост численности сотрудников за аналогичный период составил 9,1%.

С 2021 года по 2023 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 207,9 млрд руб. до 500,9 млрд руб. (в 2,4 раза), в том числе с 202,9 млрд руб. до 495,2 млрд руб. (в 2,4 раза) по налоговым льготам и с 5,0 млрд руб. до 5,7 млрд руб. (в 1,1 раза) по неналоговым мерам поддержки. При этом в 2023 году по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа, на льготы по страховым взносам пришлось 56,3%, по НДС - 22,1%, по налогу на прибыль - 21,6%.

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение указанных налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по отрасли составила 25,6%.

 

Отрасль "радиоэлектроника"

 

Таблица 1. Краткая информация по отрасли

 

Показатель

Описание

Налоговые льготы отрасли

- ставка 0% по налогу на прибыль в РБ 14,

- пониженные тарифы страховых взносов 15.

Срок действия налоговых льгот

Действуют с 01.01.2021.

Количество пользователей налоговых льгот

428

Условия применения налоговых льгот

- включение в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности,

- по итогам отчетного (налогового) периода удельный вес доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности составляет не менее 70% в общей сумме доходов пользователя льгот.

 

За период анализа (2021-2023 годы) общее количество пользователей 16 налоговых льгот отрасли "радиоэлектроника" составило 428, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 363 17 пользователя.

 

Выручка и количество пользователей

 

 

Выпадающие доходы государства

 

 

Опер. рентабельность и доходность активов

 

 

Численность сотрудников

 

 

Объем выручки пользователей льгот отрасли "радиоэлектроника", вошедших в периметр анализа, с 2021 года по 2023 год вырос в 1,6 раза, количество пользователей льгот сохранилось на прежнем уровне, численность сотрудников - в 1,1 раза, операционная рентабельность на 7,7%. При этом на фоне увеличения операционной рентабельности в 2023 году на 3,9% по сравнению с 2022 годом прирост численности сотрудников за аналогичный период составил 7,9%.

С 2021 года по 2023 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 11,7 млрд руб. до 96,4 млрд руб. (в 8,2 раза), в том числе с 0,3 млрд руб. до 71,4 млрд руб. (в 255,5 раза) по налоговым льготам и с 11,5 млрд руб. до 25,0 млрд руб. (в 2,2 раза) по неналоговым мерам поддержки. При этом в 2023 году по пользователям льгот, вошедшим в периметр анализа, на льготы по страховым взносам пришлось 60,7%, по налогу на прибыль - 39,3%.

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение указанных налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по отрасли составила 20,4%.