Приложение 1
Анализ внутренних налоговых условий
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 4 лет снижаются. Так, налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации в 2023 году составила 30,69 % к ВВП, снизившись по сравнению с 2022 годом на 0,3 п.п.
Такое снижение налоговой нагрузки на экономику было обусловлено необходимостью принятия мер государственной поддержки в целях снижения негативных последствий в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также введения недружественными государствами санкций в отношении российской экономики.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2017-2023 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Доходы всего |
33,80 |
35,93 |
36,04 |
35,49 |
35,44 |
34,20 |
34,32 |
Налоговые доходы и платежи |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
31,90 |
30,96 |
30,69 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
3,58 |
3,95 |
4,14 |
3,73 |
4,48 |
4,10 |
4,60 |
налог на доходы физических лиц |
3,54 |
3,52 |
3,61 |
3,95 |
3,60 |
3,69 |
3,80 |
налог на добавленную стоимость |
5,59 |
5,79 |
6,47 |
6,69 |
6,79 |
6,16 |
6,75 |
акцизы |
1,74 |
1,53 |
1,25 |
1,80 |
0,60 |
-0,57 |
-0,30 |
таможенные пошлины |
2,80 |
3,57 |
2,76 |
1,74 |
2,52 |
2,18 |
1,48 |
налог на добычу полезных ископаемых |
4,50 |
5,90 |
5,57 |
3,67 |
5,40 |
7,07 |
5,74 |
страховые взносы |
6,71 |
6,56 |
6,79 |
7,01 |
6,07 |
5,53 |
6,25 |
прочие налоги и сборы* |
1,88 |
1,90 |
1,92 |
1,99 |
2,45 |
2,81 |
2,38 |
Иные доходы |
3,45 |
3,21 |
3,52 |
4,91 |
3,54 |
3,24 |
3,62 |
------------------------------
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
------------------------------
Вместе с тем уровень нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц увеличился суммарно на 1,2 п.п. Данная динамика позволяет сделать вывод о нормализации товарооборота, адаптации бизнеса к новым условиям и бизнес-партнерам, несмотря на беспрецедентное санкционное давлением, оказываемое на экономику Российской Федерации.
Увеличение нагрузки по страховым взносам произошло по причине уплаты ранее отсроченных платежей, а также создания универсальной системы исчисления страховых взносов, включающей унификацию объекта обложения страховыми взносами, введение единой предельной величины базы и единого тарифа страховых взносов на все виды обязательного социального страхования.
Основное снижение произошло по налогам и сборам на углеводородные ископаемые - по налогу на добычу полезных ископаемых с 7,07% до 5,74% и таможенным пошлинам с 1,62% до 0,54%. Такие изменения обусловлены также действиями недружественных стран, снижением общемировых цен на углеводороды на сырьевых рынках, введением потолка цен.
Более подробный анализ нефтегазовых доходов представлен в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2017- 2023 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Налоговые доходы и платежи |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
31,90 |
30,96 |
30,69 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
7,10 |
9,20 |
8,27 |
5,39 |
8,21 |
10,17 |
7,41 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть |
3,65 |
5,04 |
4,72 |
2,97 |
4,64 |
5,41 |
4,52 |
НДПИ на газ |
0,73 |
0,75 |
0,73 |
0,58 |
0,60 |
1,45 |
0,98 |
Налог на дополнительный |
|
|
|
|
|
|
|
доход от добычи |
х |
х |
0,09 |
0,14 |
0,74 |
1,09 |
0,75 |
углеводородного сырья |
|
|
|
|
|
|
|
Акцизы на нефтепродукты |
0,60 |
0,52 |
0,65 |
0,65 |
0,59 |
0,61 |
0,59 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
1,06 |
1,49 |
1,02 |
0,41 |
0,52 |
0,39 |
0,16 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,63 |
0,78 |
0,63 |
0,41 |
0,83 |
1,05 |
0,33 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,43 |
0,62 |
0,42 |
0,24 |
0,29 |
0,17 |
0,07 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,69 |
20,79 |
23,29 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, как правило не превышал 1% к ВВП. В 2023 году эта тенденция сохранилась и совокупный уровень указанных доходов составил 0,78 % к ВВП.
Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 31,47% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2017-2023 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Доходы всего |
33,80 |
35,93 |
36,04 |
35,49 |
35,44 |
34,20 |
34,32 |
в том числе: | |||||||
Фискальная нагрузка |
31,14 |
33,46 |
33,34 |
31,51 |
32,77 |
31,59 |
31,47 |
Налоговые доходы и платежи |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
31,90 |
30,96 |
30,69 |
Нефтегазовые доходы |
7,10 |
9,20 |
8,27 |
5,39 |
8,21 |
10,17 |
7,41 |
Ненефтегазовые доходы |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,69 |
20,79 |
23,29 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,79 |
0,74 |
0,83 |
0,93 |
0,88 |
0,63 |
0,78 |
Источники данных: ВВП-Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2017-2022 гг.
% ВВП | ||||||
Страна |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 (оценка) |
Австралия |
28,55 |
28,62 |
27,73 |
28,37 |
29,48 |
н.д. |
Австрия |
41,87 |
42,26 |
42,62 |
42,09 |
43,28 |
43,10 |
Бельгия |
43,80 |
43,82 |
42,39 |
42,27 |
42,52 |
42,43 |
Великобритания |
32,75 |
32,75 |
32,49 |
32,77 |
34,39 |
35,30 |
Венгрия |
37,82 |
36,79 |
36,31 |
35,98 |
33,74 |
33,16 |
Германия |
37,73 |
38,46 |
38,62 |
37,93 |
39,32 |
39,31 |
Голландия |
38,70 |
38,80 |
39,26 |
40,00 |
39,19 |
37,99 |
Греция |
39,37 |
40,02 |
39,48 |
38,85 |
39,36 |
40,98 |
Дания |
45,48 |
44,18 |
46,90 |
47,25 |
47,43 |
41,89 |
Израиль |
32,31 |
30,86 |
30,22 |
29,69 |
32,50 |
32,95 |
Ирландия |
22,47 |
22,25 |
21,88 |
19,73 |
20,69 |
20,93 |
Исландия |
37,13 |
36,46 |
35,12 |
36,35 |
35,13 |
34,92 |
Испания |
33,85 |
34,65 |
34,66 |
36,84 |
37,80 |
37,52 |
Италия |
41,91 |
41,73 |
42,27 |
42,57 |
42,36 |
42,95 |
Канада |
33,04 |
33,48 |
33,08 |
34,70 |
33,92 |
33,24 |
Колумбия |
18,98 |
19,27 |
19,72 |
18,81 |
19,24 |
19,72 |
Коста-Рика |
н.д. |
23,16 |
23,41 |
22,57 |
24,98 |
25,50 |
Латвия |
31,09 |
31,05 |
30,91 |
30,94 |
30,52 |
30,22 |
Литва |
29,61 |
30,24 |
30,26 |
31,21 |
32,09 |
31,85 |
Люксембург |
36,65 |
39,36 |
39,50 |
38,25 |
38,40 |
38,57 |
Мексика |
16,08 |
16,14 |
16,35 |
17,71 |
17,26 |
16,93 |
Новая Зеландия |
31,32 |
32,18 |
31,40 |
33,70 |
34,57 |
33,82 |
Норвегия |
38,46 |
39,12 |
39,72 |
38,71 |
42,45 |
44,30 |
Польша |
34,24 |
35,06 |
35,18 |
35,56 |
36,70 |
35,19 |
Португалия |
34,11 |
34,66 |
34,50 |
35,16 |
35,31 |
36,41 |
Словакия |
33,97 |
34,03 |
34,54 |
34,78 |
35,36 |
34,84 |
Словения |
37,07 |
37,24 |
37,17 |
37,24 |
37,94 |
37,39 |
США |
26,66 |
24,99 |
25,13 |
25,73 |
26,50 |
27,66 |
Турция |
24,68 |
23,98 |
23,14 |
23,86 |
22,83 |
20,80 |
Финляндия |
42,86 |
42,39 |
42,29 |
41,85 |
43,17 |
43,02 |
Франция |
46,07 |
45,88 |
44,89 |
45,36 |
45,17 |
46,08 |
Чехия |
34,44 |
34,98 |
34,78 |
34,76 |
34,74 |
33,95 |
Чили |
20,22 |
21,28 |
20,96 |
19,27 |
22,24 |
23,94 |
Швейцария |
27,72 |
27,18 |
27,66 |
27,99 |
28,48 |
27,23 |
Швеция |
44,09 |
43,77 |
42,83 |
42,44 |
42,67 |
41,32 |
Эстония |
32,55 |
32,90 |
33,49 |
33,26 |
33,51 |
32,78 |
Южная Корея |
25,36 |
26,69 |
27,23 |
27,75 |
29,76 |
31,98 |
Япония |
30,92 |
31,54 |
31,51 |
32,97 |
34,08 |
н.д. |
Средняя по ОЭСР |
33,34 |
33,48 |
33,41 |
33,56 |
34,19 |
34,04 |
Россия |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
31,90 |
30,96 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,69 |
20,79 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2024
Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета нефтегазовых доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставления услуг в этих областях, составил 20,79% к ВВП в 2022 году, что также на 13,25 п.п. ниже среднего значения по ОЭСР. Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора - с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику - государству.
В таблице 5 приведен анализ уровня налоговой нагрузки по видам налоговых доходов на экономику стран ОЭСР и России в 2022 году.
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2022 году (оценка)
% ВВП | ||||||||
Страна |
Всего налого вых поступ лений |
Налог на доходы (прибыль) корп. |
Налоги на доходы индивид. (НДФЛ) и з/п |
Соц./страх. взносы |
Имущественные налоги |
Налоги на потребление |
Остальные налоговые платежи и сборы* |
|
НДС и налог с продаж |
Акцизы |
|||||||
Австрия |
43,10 |
3,41 |
12,29 |
14,71 |
0,59 |
7,97 |
1,67 |
2,46 |
Бельгия |
42,43 |
3,97 |
11,87 |
12,95 |
3,28 |
6,6 |
1,76 |
2,01 |
Великобритания |
35,30 |
3,11 |
10,30 |
7,08 |
3,99 |
7,34 |
1,92 |
1,56 |
Венгрия |
33,16 |
1,44 |
4,92 |
9,41 |
0,81 |
10,42 |
2,02 |
4,16 |
Германия |
39,31 |
2,42 |
10,65 |
14,62 |
1,12 |
7,38 |
1,51 |
1,61 |
Голландия |
37,99 |
4,31 |
8,20 |
12,60 |
1,54 |
7,3 |
1,74 |
2,31 |
Дания |
41,89 |
3,15 |
23,74 |
0,04 |
1,71 |
9,21 |
2,42 |
1,62 |
Израиль |
32,95 |
4,32 |
8,17 |
5,03 |
4,05 |
8,75 |
1,08 |
1,55 |
Ирландия |
20,93 |
4,47 |
6,74 |
3,17 |
1,02 |
3,81 |
1,10 |
0,63 |
Исландия |
34,92 |
2,60 |
14,16 |
3,01 |
2,01 |
8,32 |
2,01 |
2,80 |
Испания |
37,52 |
2,71 |
9,08 |
12,80 |
2,54 |
7,03 |
1,76 |
1,60 |
Италия |
42,95 |
2,87 |
10,97 |
13,15 |
2,47 |
7,12 |
1,53 |
4,85 |
Канада |
33,24 |
4,20 |
13,01 |
4,75 |
3,50 |
4,52 |
1,11 |
2,15 |
Колумбия |
19,72 |
4,99 |
1,60 |
1,63 |
1,53 |
7,18 |
1,07 |
1,72 |
Коста-Рика |
25,50 |
2,69 |
3,01 |
8,87 |
0,50 |
4,96 |
2,00 |
3,49 |
Латвия |
30,22 |
0,97 |
5,80 |
9,24 |
0,76 |
9,31 |
2,91 |
1,24 |
Литва |
31,85 |
2,36 |
7,64 |
9,91 |
0,29 |
8,45 |
2,48 |
0,72 |
Люксембург |
38,57 |
4,40 |
10,36 |
10,66 |
3,69 |
6,44 |
2,34 |
0,70 |
Мексика |
16,93 |
3,99 |
4,24 |
2,40 |
0,32 |
4,29 |
0,47 |
1,22 |
Новая Зеландия |
33,82 |
5,16 |
14,04 |
- |
1,90 |
10,03 |
0,24 |
2,45 |
Норвегия |
44,30 |
18,79 |
8,03 |
7,73 |
1,13 |
6,69 |
1,31 |
0,63 |
Польша |
35,19 |
2,79 |
5,05 |
13,66 |
1,15 |
7,37 |
3,28 |
1,90 |
Португалия |
36,41 |
3,40 |
7,07 |
10,32 |
1,53 |
9,43 |
2,18 |
2,48 |
Россия |
30,96 |
4,10 |
3,69 |
5,53 |
1,05 |
6,16 |
- 0,57 |
11,00 |
Словакия |
34,84 |
3,84 |
3,80 |
14,61 |
0,43 |
7,74 |
2,55 |
1,88 |
Словения |
37,39 |
2,34 |
5,18 |
16,02 |
0,61 |
8,23 |
2,99 |
2,03 |
США |
27,66 |
1,80 |
12,54 |
6,05 |
2,94 |
2,1 |
0,68 |
1,56 |
Турция |
20,80 |
3,38 |
2,38 |
4,96 |
0,73 |
5,03 |
2,80 |
1,53 |
Финляндия |
43,02 |
3,00 |
12,88 |
11,90 |
1,44 |
9,33 |
2,94 |
1,54 |
Франция |
46,08 |
2,92 |
11,83 |
14,99 |
3,68 |
7,58 |
2,18 |
2,89 |
Чехия |
33,95 |
3,96 |
3,12 |
15,83 |
0,18 |
7,91 |
2,34 |
0,60 |
Чили |
23,94 |
5,67 |
2,52 |
0,99 |
1,22 |
9,34 |
0,89 |
3,32 |
Швейцария |
27,23 |
3,16 |
8,48 |
6,76 |
2,24 |
3,21 |
1,06 |
2,31 |
Швеция |
41,32 |
3,20 |
16,46 |
8,67 |
0,90 |
9,24 |
2,00 |
0,84 |
Эстония |
32,78 |
1,65 |
6,30 |
11,39 |
0,16 |
9,15 |
2,75 |
1,38 |
Южная Корея |
31,98 |
5,38 |
6,66 |
8,18 |
3,80 |
4,88 |
1,43 |
1,66 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2024
------------------------------
* - таможенные платежи, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги за использование природных ресурсов (НДПИ) и т.д.
------------------------------
Так, самый высокий уровень нагрузки по налогу на индивидуальные доходы (НДФЛ) в 2022 году был в Дании - 23,74 % к ВВП, в Швеции, Исландии, Новой Зеландии, Канаде, Финляндии, США и Австрии показатель колеблется от 16,46 % до 12,29% к ВВП. При этом в России данный показатель составил - 3,69% к ВВП (31 место из 36 представленных стран). При этом по налогу на корпоративные доходы (прибыль организаций) у 31 представленной страны, включая Россию, диапазон уровня нагрузки составил от 2,3 % до 5,6 % к ВВП. Самый высокий показатель у Норвегии - 18,79% к ВВП.
Касаемо страховых (социальных) взносов в таких странах как Словения, Чехия, Франция, Австрия, Германия диапазон уровня нагрузки составил от 16,02% до 14,62 % к ВВП соответственно. В России данный показатель составил - 5,53% к ВВП (26 место из 36 представленных стран).