Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 1. Анализ внутренних налоговых условий

Приложение 1

 

Анализ внутренних налоговых условий

 

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 4 лет снижаются. Так, налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации в 2023 году составила 30,69 % к ВВП, снизившись по сравнению с 2022 годом на 0,3 п.п.

Такое снижение налоговой нагрузки на экономику было обусловлено необходимостью принятия мер государственной поддержки в целях снижения негативных последствий в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также введения недружественными государствами санкций в отношении российской экономики.

 

Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2017-2023 гг.

 

% к ВВП

Показатель

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Доходы всего

33,80

35,93

36,04

35,49

35,44

34,20

34,32

Налоговые доходы и платежи

30,35

32,72

32,51

30,58

31,90

30,96

30,69

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

налог на прибыль организаций

3,58

3,95

4,14

3,73

4,48

4,10

4,60

налог на доходы физических лиц

3,54

3,52

3,61

3,95

3,60

3,69

3,80

налог на добавленную стоимость

5,59

5,79

6,47

6,69

6,79

6,16

6,75

акцизы

1,74

1,53

1,25

1,80

0,60

-0,57

-0,30

таможенные пошлины

2,80

3,57

2,76

1,74

2,52

2,18

1,48

налог на добычу полезных ископаемых

4,50

5,90

5,57

3,67

5,40

7,07

5,74

страховые взносы

6,71

6,56

6,79

7,01

6,07

5,53

6,25

прочие налоги и сборы*

1,88

1,90

1,92

1,99

2,45

2,81

2,38

Иные доходы

3,45

3,21

3,52

4,91

3,54

3,24

3,62

 

------------------------------

* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

------------------------------

 

Вместе с тем уровень нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц увеличился суммарно на 1,2 п.п. Данная динамика позволяет сделать вывод о нормализации товарооборота, адаптации бизнеса к новым условиям и бизнес-партнерам, несмотря на беспрецедентное санкционное давлением, оказываемое на экономику Российской Федерации.

Увеличение нагрузки по страховым взносам произошло по причине уплаты ранее отсроченных платежей, а также создания универсальной системы исчисления страховых взносов, включающей унификацию объекта обложения страховыми взносами, введение единой предельной величины базы и единого тарифа страховых взносов на все виды обязательного социального страхования.

Основное снижение произошло по налогам и сборам на углеводородные ископаемые - по налогу на добычу полезных ископаемых с 7,07% до 5,74% и таможенным пошлинам с 1,62% до 0,54%. Такие изменения обусловлены также действиями недружественных стран, снижением общемировых цен на углеводороды на сырьевых рынках, введением потолка цен.

Более подробный анализ нефтегазовых доходов представлен в Таблице 2.

 

Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2017- 2023 гг.

 

% к ВВП

Показатель

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Налоговые доходы и платежи

30,35

32,72

32,51

30,58

31,90

30,96

30,69

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

7,10

9,20

8,27

5,39

8,21

10,17

7,41

из них:

 

 

 

 

 

 

 

НДПИ на нефть

3,65

5,04

4,72

2,97

4,64

5,41

4,52

НДПИ на газ

0,73

0,75

0,73

0,58

0,60

1,45

0,98

Налог на дополнительный

 

 

 

 

 

 

 

доход от добычи

х

х

0,09

0,14

0,74

1,09

0,75

углеводородного сырья

 

 

 

 

 

 

 

Акцизы на нефтепродукты

0,60

0,52

0,65

0,65

0,59

0,61

0,59

Вывозные таможенные пошлины на нефть

1,06

1,49

1,02

0,41

0,52

0,39

0,16

Вывозные таможенные пошлины на газ

0,63

0,78

0,63

0,41

0,83

1,05

0,33

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,43

0,62

0,42

0,24

0,29

0,17

0,07

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

23,25

23,52

24,25

25,19

23,69

20,79

23,29

 

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

 

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, как правило не превышал 1% к ВВП. В 2023 году эта тенденция сохранилась и совокупный уровень указанных доходов составил 0,78 % к ВВП.

Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 31,47% к ВВП (таблица 3).

 

Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2017-2023 гг.

 

% к ВВП

Показатель

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Доходы всего

33,80

35,93

36,04

35,49

35,44

34,20

34,32

в том числе:

Фискальная нагрузка

31,14

33,46

33,34

31,51

32,77

31,59

31,47

Налоговые доходы и платежи

30,35

32,72

32,51

30,58

31,90

30,96

30,69

Нефтегазовые доходы

7,10

9,20

8,27

5,39

8,21

10,17

7,41

Ненефтегазовые доходы

23,25

23,52

24,25

25,19

23,69

20,79

23,29

Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей

0,79

0,74

0,83

0,93

0,88

0,63

0,78

 

Источники данных: ВВП-Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

 

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.

 

Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2017-2022 гг.

 

% ВВП

Страна

2017

2018

2019

2020

2021

2022 (оценка)

Австралия

28,55

28,62

27,73

28,37

29,48

н.д.

Австрия

41,87

42,26

42,62

42,09

43,28

43,10

Бельгия

43,80

43,82

42,39

42,27

42,52

42,43

Великобритания

32,75

32,75

32,49

32,77

34,39

35,30

Венгрия

37,82

36,79

36,31

35,98

33,74

33,16

Германия

37,73

38,46

38,62

37,93

39,32

39,31

Голландия

38,70

38,80

39,26

40,00

39,19

37,99

Греция

39,37

40,02

39,48

38,85

39,36

40,98

Дания

45,48

44,18

46,90

47,25

47,43

41,89

Израиль

32,31

30,86

30,22

29,69

32,50

32,95

Ирландия

22,47

22,25

21,88

19,73

20,69

20,93

Исландия

37,13

36,46

35,12

36,35

35,13

34,92

Испания

33,85

34,65

34,66

36,84

37,80

37,52

Италия

41,91

41,73

42,27

42,57

42,36

42,95

Канада

33,04

33,48

33,08

34,70

33,92

33,24

Колумбия

18,98

19,27

19,72

18,81

19,24

19,72

Коста-Рика

н.д.

23,16

23,41

22,57

24,98

25,50

Латвия

31,09

31,05

30,91

30,94

30,52

30,22

Литва

29,61

30,24

30,26

31,21

32,09

31,85

Люксембург

36,65

39,36

39,50

38,25

38,40

38,57

Мексика

16,08

16,14

16,35

17,71

17,26

16,93

Новая Зеландия

31,32

32,18

31,40

33,70

34,57

33,82

Норвегия

38,46

39,12

39,72

38,71

42,45

44,30

Польша

34,24

35,06

35,18

35,56

36,70

35,19

Португалия

34,11

34,66

34,50

35,16

35,31

36,41

Словакия

33,97

34,03

34,54

34,78

35,36

34,84

Словения

37,07

37,24

37,17

37,24

37,94

37,39

США

26,66

24,99

25,13

25,73

26,50

27,66

Турция

24,68

23,98

23,14

23,86

22,83

20,80

Финляндия

42,86

42,39

42,29

41,85

43,17

43,02

Франция

46,07

45,88

44,89

45,36

45,17

46,08

Чехия

34,44

34,98

34,78

34,76

34,74

33,95

Чили

20,22

21,28

20,96

19,27

22,24

23,94

Швейцария

27,72

27,18

27,66

27,99

28,48

27,23

Швеция

44,09

43,77

42,83

42,44

42,67

41,32

Эстония

32,55

32,90

33,49

33,26

33,51

32,78

Южная Корея

25,36

26,69

27,23

27,75

29,76

31,98

Япония

30,92

31,54

31,51

32,97

34,08

н.д.

Средняя по ОЭСР

33,34

33,48

33,41

33,56

34,19

34,04

Россия

30,35

32,72

32,51

30,58

31,90

30,96

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

23,25

23,52

24,25

25,19

23,69

20,79

 

Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2024

 

Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета нефтегазовых доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставления услуг в этих областях, составил 20,79% к ВВП в 2022 году, что также на 13,25 п.п. ниже среднего значения по ОЭСР. Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора - с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику - государству.

В таблице 5 приведен анализ уровня налоговой нагрузки по видам налоговых доходов на экономику стран ОЭСР и России в 2022 году.

 

Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2022 году (оценка)

 

% ВВП

Страна

Всего налого

вых поступ лений

Налог на доходы (прибыль) корп.

Налоги на доходы индивид.

(НДФЛ) и

з/п

Соц./страх. взносы

Имущественные налоги

Налоги на потребление

Остальные налоговые платежи и сборы*

НДС и налог с продаж

Акцизы

Австрия

43,10

3,41

12,29

14,71

0,59

7,97

1,67

2,46

Бельгия

42,43

3,97

11,87

12,95

3,28

6,6

1,76

2,01

Великобритания

35,30

3,11

10,30

7,08

3,99

7,34

1,92

1,56

Венгрия

33,16

1,44

4,92

9,41

0,81

10,42

2,02

4,16

Германия

39,31

2,42

10,65

14,62

1,12

7,38

1,51

1,61

Голландия

37,99

4,31

8,20

12,60

1,54

7,3

1,74

2,31

Дания

41,89

3,15

23,74

0,04

1,71

9,21

2,42

1,62

Израиль

32,95

4,32

8,17

5,03

4,05

8,75

1,08

1,55

Ирландия

20,93

4,47

6,74

3,17

1,02

3,81

1,10

0,63

Исландия

34,92

2,60

14,16

3,01

2,01

8,32

2,01

2,80

Испания

37,52

2,71

9,08

12,80

2,54

7,03

1,76

1,60

Италия

42,95

2,87

10,97

13,15

2,47

7,12

1,53

4,85

Канада

33,24

4,20

13,01

4,75

3,50

4,52

1,11

2,15

Колумбия

19,72

4,99

1,60

1,63

1,53

7,18

1,07

1,72

Коста-Рика

25,50

2,69

3,01

8,87

0,50

4,96

2,00

3,49

Латвия

30,22

0,97

5,80

9,24

0,76

9,31

2,91

1,24

Литва

31,85

2,36

7,64

9,91

0,29

8,45

2,48

0,72

Люксембург

38,57

4,40

10,36

10,66

3,69

6,44

2,34

0,70

Мексика

16,93

3,99

4,24

2,40

0,32

4,29

0,47

1,22

Новая Зеландия

33,82

5,16

14,04

-

1,90

10,03

0,24

2,45

Норвегия

44,30

18,79

8,03

7,73

1,13

6,69

1,31

0,63

Польша

35,19

2,79

5,05

13,66

1,15

7,37

3,28

1,90

Португалия

36,41

3,40

7,07

10,32

1,53

9,43

2,18

2,48

Россия

30,96

4,10

3,69

5,53

1,05

6,16

- 0,57

11,00

Словакия

34,84

3,84

3,80

14,61

0,43

7,74

2,55

1,88

Словения

37,39

2,34

5,18

16,02

0,61

8,23

2,99

2,03

США

27,66

1,80

12,54

6,05

2,94

2,1

0,68

1,56

Турция

20,80

3,38

2,38

4,96

0,73

5,03

2,80

1,53

Финляндия

43,02

3,00

12,88

11,90

1,44

9,33

2,94

1,54

Франция

46,08

2,92

11,83

14,99

3,68

7,58

2,18

2,89

Чехия

33,95

3,96

3,12

15,83

0,18

7,91

2,34

0,60

Чили

23,94

5,67

2,52

0,99

1,22

9,34

0,89

3,32

Швейцария

27,23

3,16

8,48

6,76

2,24

3,21

1,06

2,31

Швеция

41,32

3,20

16,46

8,67

0,90

9,24

2,00

0,84

Эстония

32,78

1,65

6,30

11,39

0,16

9,15

2,75

1,38

Южная Корея

31,98

5,38

6,66

8,18

3,80

4,88

1,43

1,66

 

Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2024

 

------------------------------

* - таможенные платежи, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги за использование природных ресурсов (НДПИ) и т.д.

------------------------------

 

Так, самый высокий уровень нагрузки по налогу на индивидуальные доходы (НДФЛ) в 2022 году был в Дании - 23,74 % к ВВП, в Швеции, Исландии, Новой Зеландии, Канаде, Финляндии, США и Австрии показатель колеблется от 16,46 % до 12,29% к ВВП. При этом в России данный показатель составил - 3,69% к ВВП (31 место из 36 представленных стран). При этом по налогу на корпоративные доходы (прибыль организаций) у 31 представленной страны, включая Россию, диапазон уровня нагрузки составил от 2,3 % до 5,6 % к ВВП. Самый высокий показатель у Норвегии - 18,79% к ВВП.

Касаемо страховых (социальных) взносов в таких странах как Словения, Чехия, Франция, Австрия, Германия диапазон уровня нагрузки составил от 16,02% до 14,62 % к ВВП соответственно. В России данный показатель составил - 5,53% к ВВП (26 место из 36 представленных стран).