Приложение 2
Меры налоговой политики по видам налогов
Совершенствование налогового администрирования
1. Совершенствование института изменения сроков уплаты обязательных платежей посредством:
- оптимизации количества представляемых документов для целей получения отсрочки или рассрочки по их уплате;
- сокращения количества обстоятельств, препятствующих представлению отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита;
- регламентации порядка согласования решений уполномоченных органов о предоставлении отсрочки или рассрочки с финансовыми органами субъектов Российской Федерации, доходы которых затрагиваются соответствующим решением;
- отмены необходимости дожидаться вступления в силу решения по налоговой проверке для предоставления налогоплательщикам, чья задолженность выявлена по итогам такой проверки, возможности подачи заявления о предоставлении рассрочки по ее уплате;
- расширения перечня налогов, в отношении которых может быть представлена отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит по решению региона или муниципалитета, на федеральные налоги, являющиеся источниками доходов этих регионов и муниципалитетов;
- изменения института инвестиционного налогового кредита в части унификации сроков его представления (вместо существующих сроков по разным основаниям (5 и 10 лет) установление единого срока (10 лет).
2. Перевод информационного взаимодействия между территориальными налоговыми органами и органами Гостехнадзора на федеральный уровень посредством создания оснований для получения ФНС России необходимых для целей налогообложения сведений о зарегистрированных самоходных машинах, других видах техники и об их владельцах непосредственно от оператора федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним.
3. В целях исключения дальнейшего разночтения состава перечня дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки, будет уточнено, что к таким мероприятиям также относится выемка документов, которая осуществляется в настоящее время в рамках проводимых дополнительных мероприятий налогового контроля в виде истребования документов.
4. Установление возможности направления ответа на поступившее обращение с разъяснением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в электронной форме по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в письменной форме (действующее правовое регулирование не дает возможности на такие обращения предоставлять ответ в электронной форме).
5. Регламентация информирования налогоплательщиков, являющихся работниками, о принятых решениях о взыскании задолженности через соответствующего налогового агента - работодателя.
6. Создание основания для направления требования об уплате задолженности только в том случае, если размер задолженности превышает 500 рублей и отказ от ежегодного направления налоговых уведомлений по почте с общей суммой, не превышающей 300 рублей.
7. Предоставление возможности обжаловать акт налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц в судебном порядке в отсутствие решения по поданной в вышестоящий налоговый орган жалобе в течение 2-х месяцев, учитывая участившиеся случаи несогласия отдельных налогоплательщиков с практикой приостановления рассмотрения поданных ими жалоб по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции, в случае невозможности рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве и т.д.).
8. Введение экстерриториального принципа обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
9. Установление в рамках процедуры обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможности проведения мероприятий налогового контроля, за исключением налоговых проверок, при рассмотрении вновь представленных налогоплательщиком документов, ранее не рассматривавшихся налоговыми органами.
10. Уточнение порядка направления материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям в части расширения оснований для такого направления на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в части приостановления течения срока для такого направления на период предоставленной соответствующему должнику отсрочки (рассрочки) по уплате выявленной задолженности.
11. Внесение уточнения о том, что учет денежных средств, уплаченных не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом не выдан исполнительный документ, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, осуществляется на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
12. Дальнейшая оптимизация бумажного документооборота в налоговых правоотношениях в части внедрения возможности направления физическому лицу решений налоговых органов о взыскании задолженности и копий заявлений налоговых органов о взыскании задолженности, подаваемых в суд, через его личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (при желании самого лица).
13. Установление возможности отсчета установленного 6-месячного срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности за счет имущества физического лица не только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но и со дня вынесения судом акта по иным основаниям, влияющим на дату подачи такого административного искового заявления (о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, об отказе в его принятии и т.д.), учитывая складывающуюся практику вынесения подобных решений, в результате которых налоговый орган ограничивается в возможности обратиться к процедуре судебного взыскания.
14. В целях оптимизации работы налоговых органов будут установлены основания для признания задолженности умершего (признанного умершим) лица безнадежной к взысканию и ее списания, в случае отсутствия в течения трех лет наследников, с последующим ее восстановлением, если наследники объявляются.
15. В целях оптимизации работы налоговых органов будет уменьшен существующий пятилетний срок до трех лет для признания задолженности лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, который исчисляется с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
16. Распространение правил, предусмотренных в отношении банков, на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" с целью возможности получения от указанной Корпорации сведений об открытых ею банковских счетах кредитных организаций.
17. В целях оптимизации документооборота в налоговых правоотношениях будет проработан вопрос объединения в единое поручение налогового органа банку (с сохранением установленной очередности взыскания) поручений налогового органа банку на перечисление суммы задолженности, на продажу иностранной валюты, на продажу драгоценных металлов, на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет, на перевод электронных денежных средств.
18. Установление основания для формирования сальдо единого налогового счета реорганизованного лица с даты его создания в форме реорганизации, с учетом данных о сальдо реорганизованных лиц-предшественников в целях устранения споров в правоприменительной практике.
19. Уточнение порядка уплаты и размеров государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, ограничения данного права и обременение такого имущества или сделок с ним (в целях установления единого подхода для физических и юридических лиц).
20. Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), от составления счетов-фактур.
Налог на доходы физических лиц
В целях более справедливого распределения налогов, сохранения бюджетной устойчивости, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене, произойдет комплексная системная донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
1. Вводятся дифференцированные ставки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и пятиступенчатая налоговая шкала в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода:
- в части суммы дохода, не превышающей 2,4 миллиона рублей - 13 %;
- в части суммы дохода, превышающей 2,4 миллиона рублей и не более 5 миллионов рублей - 15 %;
- в части суммы дохода, превышающей 5 миллионов рублей и не более 20 миллионов рублей - 18 %;
- в части суммы дохода, превышающей 20 миллионов рублей и не более 50 миллионов рублей - 20 %;
- в части суммы дохода, превышающей 50 миллионов рублей - 22 %.
2. Увеличивается налог на доходы физических лиц, уплачиваемый налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
3. Ограничиваются права на применение налоговых преференций в виде освобождения от НДФЛ при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период.
4. Сохраняется уровень налогообложения с максимальной ставкой НДФЛ 15 % для доходов в виде дивидендов, операций с ценными бумагами, процентов по депозитам. Это направлено на сохранение стимулов для развития фондового рынка и сохранение уровня доходов большей части граждан, хранящих свои сбережения в банках.
5. Для родителей в семьях с двумя и более детьми, имеющими низкий доход, будет введен "кешбэк" - будет предусмотрен возврат части уплаченного НДФЛ по итогам года через инструменты социальной поддержки. Использование данного механизма будет также способствовать прозрачности доходов и стимулировать население не скрывать свои доходы, поскольку часть из них будет возвращена.
6. Для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию, будет распространен стандартный налоговый вычет по НДФЛ.
7. Налогообложение НДФЛ доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.
8. Увеличение начиная с 2025 года размера стандартного налогового вычета на второго ребенка - до 2 800 рублей, на третьего и каждого последующего ребенка - до 6 000 рублей, суммы предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного стандартного налогового вычета - до 450 тыс. рублей в год.
9. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с двумя несовершеннолетними детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только для семей с несовершеннолетними детьми, но также для семей с детьми (подопечными), признанными судом недееспособными, вне зависимости от их возраста. Рассмотрение вопроса о необходимости сравнения с имеющимся жилым помещение не только по площади, но и по кадастровой стоимости.
10. Уточнение порядка применения освобождения от налогообложения выплаты установленной законодательством компенсации работодателем проезда в отпуск и обратно своим работникам и членам их семей, работающих (проживающих) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предлагается снять условие о совместном проживании членов семьи.
11. Уточнение порядка учета в целях налогообложения расходов при продаже имущества, стоимость которого при приобретении налогоплательщиком включалась в налогооблагаемый доход налогоплательщика.
12. Для субъектов Российской Федерации будет предоставлено право увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7 в целях определения подлежащих налогообложению НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества.
13. Предлагается установить, что доверительный управляющий и (или) брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и (или) осуществляющие выплаты налогоплательщику по ценным бумагам признаются налоговыми агентами вне зависимости от наличия договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживания или иного договора с налогоплательщиком.
14. Предлагается установить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокер и (или) доверительный управляющий) признаются налоговыми агентами по операциям с валютой, осуществляемым в интересах налогоплательщика, а также уточнить порядок налогообложения, например, когда валюта получена в результате реализации (погашения) ценной бумаги (ПФИ).
15. Предлагается установить, что агент (посредник), осуществляющий выплаты налогоплательщику в связи с совершением юридических и иных действий, признается налоговым агентом, если непосредственно источник выплаты дохода налоговым агентом не признается.
16. Распространение социального налогового вычета на расходы налогоплательщика, произведенные за медицинские услуги, оказанные его ребенку (подопечному), признанных судом недееспособными, вне зависимости от их возраста.
17. Установление порядка декларирования и уплаты налога при продаже имущества, если такое имущество находится в совместной собственности супругов, в том числе в случае, если такое имущество используется в предпринимательской деятельности.
18. Предлагается установить, что при дарении ценных бумаг и производных финансовых инструментов доход в виде такого дара освобождается от налогообложения только, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. На текущий момент доход в виде подаренных ценных бумаг (за исключением акций) и производных финансовых инструментов, полученный от физического лица, освобождается от налогообложения вне зависимости от родства дарителя и одаряемого.
19. Установление единых условий для налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения доходов от реализации (погашения) находящихся в собственности налогоплательщика более пяти лет долей участия в уставном капитале российских организаций и акций, по которым также установлена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций. Условие о предоставлении налоговой льготы в отношении долей участия в уставном капитале исключительно российских организаций распространить также на акции, то есть предоставлять льготу только по российским акциям. Условие о предоставлении налоговой льготы только по тем акциям, по которым также предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций распространить также на доли участия в уставном капитале российских организаций.
20. Предлагается установить, что при переезде работника на работу в другую местность освобождаются от налогообложения установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) осуществляемые работодателем выплаты на аренду жилых помещений в период обустройства работника в новой местности, но не более суммы выплат за три первых месяца.
21. В настоящее время в случае неудержания налога налоговым агентом налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать и уплатить неудержанный налоговым агентом налог. В этой связи предлагается:
- уточнить, что такое требование распространяется на налогоплательщика также при частичном неудержании налога налоговым агентом;
- установить исключение такого требования для налогоплательщика при условии, что налогоплательщик в срок до 31 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором получен соответствующий доход, сообщил в налоговый орган о неправомерном неудержании налога налоговым агентом по форме, утвержденной ФНС России.
22. Предлагается установить, что при продаже имущества (имущественных прав) налогоплательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, соответствующие доходы могут уменьшаться на фактически произведенные налогоплательщиками и документально подтвержденные расходы на приобретение этого имущества (имущественных прав).
23. Уточнение порядка определения части страховой выплаты, выплачиваемой по договору страхования жизни. Если страховые взносы уплачивались не только налогоплательщиком, но и членами его семьи и близкими родственниками, то при расчете необлагаемой части страховой выплаты учитываются страховые взносы, внесенные не только налогоплательщиками, но также и членами его семьи, и близкими родственниками.
24. Предлагается установить, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, фактически произведенные налогоплательщиком и документально подтвержденные расходы на приобретение этого имущества (имущественных прав) учитываются в целях налогообложения, в том числе, если ранее была реорганизация соответствующей организации (сейчас такое положение предусмотрено только для акций).
25. Предлагается дополнить перечень расходов, связанных со служебной командировкой, оплачиваемых в пользу налогоплательщика (компенсируемых налогоплательщику) и освобождаемых от обложения НДФЛ, страховых взносов по программе добровольного медицинского страхования, необходимой для отправления сотрудника в такую командировку.
26. Предлагается уточнить, что порядок учета расходов по сделкам с ценными бумагами (ПФИ) осуществляется по методу ФИФО по соответствующему брокерскому счету.
27. Предлагается установить, что для целей определения минимального 3-летнего предельного срока владения жилым помещением учитывается жилое помещение во владении семьи, в том числе детей до 18 лет, учащихся до 24 лет, недееспособных без ограничения по возрасту (в настоящее время учитывается только совместное имущество).
28. Предлагается установить, что для целей применения инвестиционного налогового вычета ценные бумаги должны быть обращающимися как на момент покупки, так и на момент реализации (погашения).
29. Предлагается установить, что сроки владения имуществом исчисляются непрерывно.
30. Предлагается установить порядок уточнения налогоплательщиком суммы подтвержденного налогового вычета.
Налог на прибыль организаций
1. С учетом мирового опыта, руководствуясь принципом приоритетности налогообложения финансового результата, и отказом от взимания "курсовых" экспортных пошлин, увеличивается общая налоговая ставка по налогу на прибыль организаций до 25 процентов, при сохранении действующих преференциальных механизмов, в том числе механизмов для региональных инвестиционных проектов, а также инвестиционного налогового вычета, исключив ограничение по сроку их действия.
2. Для создания дополнительных стимулов для повышения инвестиционной активности и увеличения капиталовложений со стороны бизнеса будут расширены налоговые механизмы поддержки инвестиций в первую очередь в высокотехнологичные проекты - инвестиционный налоговый вычет на федеральном уровне, а также расширение механизма роста амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования и расходов на НИОКР как источника инвестиций (повышающий коэффициент при приобретении оборудования и на проведение НИОКР для компаний при учете расходов будет повышен с 1,5 до 2-х).
3. Продление действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, по 2030 год, и, тем самым, обеспечение синхронизации срока ее действия с временным перераспределением одного процентного пункта налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
4. Предоставление налогоплательщикам возможности включения в состав сомнительных долгов штрафов, пеней, иных санкции, сумм возмещения убытков или ущерба, присужденных судом, решение которого вступило в законную силу.
5. Введение до 2030 года пониженной ставки налога на прибыль в размере 5% для аккредитованных IT-компаний.
6. Учет с повышенным коэффициентом расходов на отечественные цифровые решения при расчете налога на прибыль для российских компаний, внедряющих отечественное программное обеспечение (ПО).
7. Предоставление налогоплательщикам возможности амортизировать объекты основных средств и нематериальные активы, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ), а также исключение возможности применения ФИНВ к тем объектам основных средств и нематериальным активам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с 1 января 2025 года с применением коэффициента 2.
8. Увеличение с 15 до 20% налоговой ставки в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций.
Акцизы
1. Вводится акциз на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания.
2. Признаются подакцизными товарами фармацевтическая субстанция спирта этилового, а также спиртосодержащие лекарственные препараты, не включенные в соответствующий Перечень, с целью сокращения источников для производства нелегальной алкогольной продукции.
3. Устанавливается акциз для природного газа, приобретенного для производства аммиака для справедливого распределения доходов, получаемых производителями аммиачных удобрений.
4. Предусматривается дальнейшее увеличение ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18 процентов, сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленных на 2025 год, и последующей соответствующей индексацией, а также ставок акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей.
5.Увеличиваются ставки акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Налог на дополнительный доход
Расширение перечня оснований для восстановления фактических расходов на участке недр за счет уменьшения сумм исчисленных налогов, сборов и выплат (иных вознаграждений) в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и уменьшения сумм стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Налог на добычу полезных ископаемых
1. Увеличение уровня изъятия ренты при определении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) с 4,8 % до 6,7 % при добыче железной руды.
2. Введение формульного подхода к определению налоговых ставок по НДПИ в отношении полезных ископаемых, являющихся сырьем для производства минеральных удобрений (калийные соли, апатитовые, апатит-нефелиновые, апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые, маложелезистые апатитовые, фосфоритовые руды), исходя из экспортных котировок с дополнительным изъятием НДПИ при складывающейся благоприятной ценовой конъюнктуре.
3. Увеличение адвалорной ставки НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней с 8% до 8,4%.
4. Установление дополнительной надбавки при определении налоговой ставки по НДПИ в отношении угля, за исключением угля бурого, в размере 10% от превышения цены в морских портах Российской Федерации над установленным пороговым значением.
5. Увеличение уровня налогообложения НДПИ при добыче золота через установление с 1 января 2025 года надбавки в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию.
6. Отмена применения "нижнего порога" налоговой ставки по НДПИ при добыче бедных многокомпонентных комплексных руд с низким содержанием полезных компонентов на новых участках недр, расположенных в Красноярском крае, в размере 2 555 рублей за тонну.
7. Корректировка порядка оценки стоимости концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов путем учета каждого драгоценного металла, содержащегося в концентрате или полупродукте, и их средних цен на мировом рынке.
8. Уточнение с 1 января 2025 года условий отмены применения "нижнего порога" налоговой ставки по НДПИ для участков недр, запасы которых впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года на территории Красноярского края в целях стимулирования новых инвестиционных проектов по добыче "бедных" комплексных руд с низким содержанием полезных компонентов
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
В целях устранения пробела в законодательстве Российской Федерации в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сбора за пользование объектами животного мира в отношении физических лиц, получающих разрешение на добычу объектов животного мира от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предлагается установить порядок предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотохозяйственные соглашения, получающими в установленном порядке бланки разрешений на добычу объектов животного мира для последующей выдачи их физическим лицам - охотникам при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях, сведений о выданных физическим лицам - охотникам разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также о сроках уплаты сбора, по аналогии в отношении органов, выдающих в установленном порядке физическим лицам - охотникам разрешение на добычу объектов животного мира.
Водный налог
Предлагается устранить правовую неопределенность в отношении федерального органа исполнительной власти, определяющего коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации для расчета с 2026 года водного налога.
Специальные налоговые режимы
1. Уточнение порядка определения "остаточная стоимость основных средств" при применении упрощенной системы налогообложения в целях учета основных средств, которые подлежат амортизации.
2. Уточнение состава расходов на приобретение и (или) создание нематериальных активов, на которые могут быть уменьшены доходы при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, в случае осуществления достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера стоимости нематериальных активов.
3. Уточнение состава расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы", позволяющего учитывать в расходах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
4. Изменение порядка уплаты налогоплательщиками налога по УСН по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в случае, если налоговая ставка по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) установлена субъектом Российской Федерации в меньшем размере (уплата налога будет осуществляться по налоговой ставке, установленной законом того субъекта Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) ранее применяла УСН в течение 3 последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя).
5. Установление величины коэффициента-дефлятора по УСН на 2025 год в размере 1 (в целях исключения различного толкования порядка применения данного коэффициента-дефлятора в отношении предельной величины доходов и величины остаточной стоимости основных средств налогоплательщиков, применяющих УСН).
Патентная система налогообложения
Предлагается перенести срок уплаты налога по патентам, срок окончания действия которых приходится на 31 декабря, на 28 декабря в целях зачисления платежей по соответствующему налогу в местные бюджеты в текущем, а не в следующем году.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения
1. Расширение географии применения АУСН на все субъекты Российской Федерации с 1 января 2026 года в целях обеспечения возможности субъектам малого предпринимательства вести предпринимательскую деятельность в наиболее комфортных условиях на всей территории Российской Федерации.
2. Закрепление возможности осуществления информационного обмена с операторами электронных площадок (маркетплейсы и т.д.) о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений, а также взаимозачетах встречных требований, в целях расширения возможностей налогового органа в администрировании АУСН.
Имущественный, транспортный и земельный налоги
1. Расширены полномочия, в том числе и муниципалитетов, по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу.
2. Освобождение лиц, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, и членов их семей от уплаты налога на имущество физических лиц.
3. Поэтапное изменение порядка исчисления и уплаты транспортного налога и земельного налога организаций с возложением на налоговые органы обязанности по исчислению таких налогов (авансовых платежей по налогам) и отмене для налогоплательщиков-организаций обязанности по направлению уведомлений об исчисленных суммах налогов (авансовых платежей по налогам).
4. Продление на 5 лет (до 1 января 2030 года) возможности уменьшения налоговой базы налога на имущество организаций, определяемой как среднегодовая стоимость имущества, на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Страховые взносы
1. Установление единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6%, для предприятий, осуществляющих виды экономической деятельности, отнесенные к обрабатывающему производству, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в отношении части заработной платы работников, превышающей в течение месяца величину 1,5 МРОТ.
2. Установление для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, совокупных фиксированных размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование на 2025 год и последующие годы.
3. Перенос для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере с 31 декабря на 28 декабря текущего календарного года.
4. Уточнение момента начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (при соблюдении условия о доле доходов от профильной деятельности - с месяца получения документа о государственной аккредитации ИТ-организации (с месяца включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности).
5. Определение порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, в том числе, применяющими специальный налоговый режим и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской.
Прочее
1. Установление порядка прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.
2. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах отдельных технических правок, а также поправок, связанных с уточнением терминологии, в целях устранения противоречий с учетом правоприменительной практики и изменений законодательства Российской Федерации.
3. Увеличение размеров государственной пошлины в области оборота оружия, в отношении частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, которые не индексировались более десяти лет.