Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пермского края
от 30.09.2024 N 730-п
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Пермского края
от 03.10.2013 N 1326-п
Государственная программа Пермского края "Общество и власть"
Паспорт
государственной программы Пермского края "Общество и власть"
Куратор государственной программы |
Смертин Александр Николаевич, исполняющий обязанности руководителя Администрации губернатора Пермского края |
||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы |
Политов Леонид Вячеславович, первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края |
||||||||
Период реализации государственной программы |
Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2030 годы |
||||||||
Цели государственной программы |
1. Гармонизация межнациональных отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Пермского края и сохранение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, на уровне 85,0% |
||||||||
2. Укрепление межрелигиозного согласия в Пермском крае, поддержание удовлетворенности населения имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей на уровне 94,0% | |||||||||
3. Формирование условий для эффективного использования потенциала гражданского общества и доведение активности участия социально ориентированных некоммерческих организаций и инициативных граждан в конкурсах на реализацию социальных проектов до 428 единиц к 2030 году | |||||||||
4. Содействие формированию у жителей Пермского края патриотической гражданской позиции и поддержание доли граждан, которые обозначают для себя в качестве важного элемента самоопределения любовь к Отечеству, содействие всестороннему развитию Родины, уважение истории и культурных традиций страны и края, на уровне 94,0% | |||||||||
5. Поддержка волонтерского движения в Пермском крае и доведение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность, до 435 349 человек к 2030 году | |||||||||
Целевые показатели государственной программы |
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значения целевых показателей |
|||||
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
2028 год (прогноз) |
2029 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
||||
1 |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае |
% |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
|
2 |
Доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей, в общем количестве взрослого населения Пермского края |
% |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
|
3 |
Уровень патриотических настроений среди населения Пермского края |
% |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
|
4 |
Уровень активности участия социально ориентированных некоммерческих организаций и инициативных граждан в конкурсах на реализацию социальных проектов |
ед. |
418 |
420 |
422 |
424 |
426 |
428 |
|
5 |
Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность |
чел. |
424 012 |
426 279 |
428 547 |
430 814 |
433 082 |
435 349 |
|
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Источники финансового обеспечения |
Расходы (тыс. рублей) |
|||||||
2025 год (план) |
2026 год (план) |
2027 год (план) |
2028 год (план) |
2029 год (план) |
2030 год (план) |
итого |
|||
Всего, в том числе: |
872 389,5 |
1 600 210,4 |
2 208 174,5 |
2 281 104,3 |
1 252 817,8 |
720 760,2 |
8 935 456,7 |
||
бюджет Пермского края |
864 769,4 |
1 600 210,4 |
2 208 174,5 |
2 281 104,3 |
1 252 817,8 |
720 760,2 |
8 927 836,6 |
||
федеральный бюджет |
7 620,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7 620,1 |
I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Общество и власть"
В основе того или иного общественного порядка согласно всем теориям общественного развития лежит общественный договор как система неоформленных, но фактически существующих обязательств власти и разных общественных групп. Власть берет на себя обязательство создать форматы, через которые граждане могут участвовать в общественно-политическом процессе. От общества власть ожидает общественно-политической активности при строгом соблюдении закона и готовности к компромиссам с властью и между различными общественными группами.
Социально активное общество требует от государства создать максимально благоприятные условия для реализации общественных программ. Власть показывает готовность создать такие условия.
Государственная программа Пермского края "Общество и власть" (далее - Программа) направлена на создание механизмов, обеспечивающих адекватное реагирование власти на общественный запрос со стороны общественных институтов, удовлетворение религиозных и национальных потребностей населения, поддержку гражданских инициатив, мониторинг и учет общественного мнения в решениях региональной власти. В связи с этим целями Программы являются:
1. гармонизация межнациональных отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Пермского края и сохранение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, на уровне 85,0%;
2. укрепление межрелигиозного согласия в Пермском крае, поддержание удовлетворенности населения имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей на уровне 94,0%;
3. формирование условий для эффективного использования потенциала гражданского общества и доведение активности участия социально ориентированных некоммерческих организаций и инициативных граждан в конкурсах на реализацию социальных проектов до 428 единиц к 2030 году;
4. содействие формированию у жителей Пермского края патриотической гражданской позиции и поддержание доли граждан, которые обозначают для себя в качестве важного элемента самоопределения любовь к Отечеству, содействие всестороннему развитию Родины, уважение истории и культурных традиций страны и края, на уровне 94,0%;
5. поддержка волонтерского движения в Пермском крае и доведение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность, до 435 349 человек к 2030 году.
Приоритетными направлениями взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в Пермском крае являются:
1. поддержка и развитие добровольчества (волонтерства) в Пермском крае;
2. реализация эффективной национальной политики в Пермском крае;
3. развитие государственно-конфессиональных отношений на территории Пермского края;
4. содействие в развитии некоммерческого сектора;
5. содействие формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, патриотических настроений;
6. содействие развитию правовой, политической и финансовой культуры населения Пермского края, оценка и диагностика тенденций развития общественно-политических процессов в регионе;
7. реализация государственной политики в области архивного дела в Пермском крае.
Данные приоритеты реализуются в рамках следующих проектов и комплексов мероприятий.
1.1. Региональный проект "Социальная активность"
С 2022 года Пермский край принимает участие в федеральном конкурсе на реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" в рамках реализации федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" в целях развития волонтерской (добровольческой) деятельности, создания инфраструктуры поддержки волонтерства (добровольчества) во всех сферах человеческой деятельности, привлекает федеральные средства на реализацию лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства).
Общественно значимый результат регионального проекта установлен в соответствии с федеральным проектом "Социальная активность" национального проекта "Образование", который направлен на решение задачи по созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Показателем реализации данного проекта является доля граждан, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
В рамках регионального проекта:
реализуются лучшие практики поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного конкурса по предоставлению субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел";
осуществляются мероприятия с целью прохождения координаторами добровольцев (волонтеров) курсов (лекций, программ) по работе в сфере добровольчества (волонтерства) и технологиям работы с добровольцами (волонтерами) на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), некоммерческих организаций (далее - НКО), образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства);
проводится информационная и рекламная кампании, в том числе размещаются рекламные ролики на ТВ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1.2. Региональный проект "Развитие инфраструктуры в сфере патриотического воспитания"
В рамках адресной инвестиционной программы Пермского края с 2026 по 2029 год предусмотрены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по имущественному комплексу государственного бюджетного учреждения "Пермский краевой учебно-методический центр военно-методического воспитания молодежи "Авангард".
В настоящее время учебные сборы для обучения начальным знаниям в области обороны и основам военной службы допризывной молодежи Пермского края проводятся на арендованных площадках коммерческих загородных лагерей и образовательных учреждений Пермского края. При вводе в эксплуатацию нового имущественного комплекса к 2029 году будет возможность проведения учебных сборов с проектной мощностью 300 человек.
1.3. Комплекс процессных мероприятий "Укрепление единства российской нации, формирование общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов Пермского края"
Сегодня Пермский край - сложносоставный в этническом отношении регион. На территории субъекта проживают представители более 120 народов.
Сфера государственной национальной политики Пермского края не просто одна из наиболее сложных и многоуровневых общественных систем, но и система, обладающая внутренней структурой и собственными механизмами развития. И задача органов власти не только констатировать и выявлять фактор наличия собственного механизма развития, но и обеспечивать и регулировать вектор этого развития в конструктивном направлении.
Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межэтнических отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, реализовано пять программ.
Главным результатом реализации программного подхода явилось сохранение межнациональной стабильности в регионе. Важен и накопленный позитивный опыт практического воссоздания национальных традиций разных народов Пермского края, которые в новых кардинально изменившихся условиях не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни.
Благодаря программе поддержки развития национальных культур работа по сохранению самобытности народов Пермского края, а также по профилактике проявлений этнического экстремизма приобрела системный характер, оформилась в качестве одного из стратегических направлений развития социально-экономической сферы Пермского края, получила широкий общественный резонанс в других регионах России.
Применение программных средств и методов позволило качественно улучшить и увеличить количество мероприятий с этнической тематикой.
В рамках программ получили развитие школы с изучением родных языков, национальные народные праздники и фольклорные фестивали, региональные творческие мастерские и выставки по народным промыслам и ремеслам, ежегодный пермский межрегиональный форум "Русский мир", Общественная приемная для мигрантов, Школа русского языка для представителей новых этнических групп, этнографические экспедиции, конференции, детские профильные лагеря.
Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, такие как:
отсутствие мотивации к изучению родного языка у учащихся и отсутствие мотивации к преподаванию языка у педагогов;
необходимость постоянного обновления учебно-методического комплекса для коми-пермяцких и коми-язьвинских школ;
необходимость включения регионального компонента в изучение языка и литературы для национальных школ Пермского края;
высокий уровень юридической безграмотности этнических трудовых мигрантов. Трудовые мигранты прибывают в Пермский край, не имея минимальных представлений об особенностях российского трудового законодательства, что создает почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных работодателей и провоцирует непреднамеренные нарушения законодательства самими мигрантами. Эти обстоятельства формируют в среде мигрантов чувство недоверия к органам власти, влияют на рост количества правонарушений со стороны мигрантов.
Программа поддержки развития национальных культур строится на основе целевого подхода по сохранению и развитию самобытности трех основных групп народов, проживающих на территории Пермского края:
народов, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - коми-пермяков и коми-язьвинцев. Основной задачей по отношению к народам данной группы является сохранение и развитие их этнической уникальности;
народов, традиционно населяющих Пермский край. Данную группу представляют русские, татары, башкиры, белорусы, украинцы, удмурты, марийцы, чуваши, евреи, поляки, немцы, проживающие в регионе на протяжении столетий. Основной задачей по отношению к народам данной группы является создание условий для самостоятельного развития с учетом удовлетворения национальных потребностей;
этнические группы, активно развивающиеся в рамках современных миграционных процессов (народы Кавказа, Средней Азии). Основной задачей по отношению к народам данной группы является содействие их представителям в социальной адаптации и интеграции в местное сообщество.
Решение поставленных задач возможно только при совместной работе органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности.
В рамках организации этой работы в Пермском крае:
созданы подразделения по внутренней политике в администрациях районов и городских округов;
в муниципальных образованиях назначены ответственные за мониторинг этнополитической ситуации в территориях;
в муниципалитетах ведется реализация муниципальных программ по национальной политике;
осуществляется ежегодное обучение на курсах повышения квалификации муниципальных сотрудников, отвечающих за этноконфессиональную сферу.
В целях координации деятельности всех заинтересованных структур в сфере реализации государственной национальной политики в Пермском крае действуют несколько коллегиальных площадок:
координационный совет по национальным вопросам при губернаторе Пермского края. На примере краевого координационного совета в районах и городах Пермского края созданы консультативные органы - муниципальные координационные советы по национальным вопросам;
совет руководителей национальных общественных объединений Пермского края.
Приоритеты и цели государственной национальной политики Пермского края определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532;
Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344;
национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
С учетом основных положений указанных стратегических документов приоритетами государственной национальной политики Пермского края являются:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение этнокультурного и языкового многообразия Пермского края;
сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, проживающих в Пермском крае;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Пермском крае.
В соответствии с приоритетами государственной национальной политики Пермского края целями программы поддержки развития национальных культур являются:
укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов путем оказания поддержки некоммерческим организациям в сфере реализации государственной национальной политики;
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, сохранение стабильно высокого уровня толерантного отношения к представителям другой национальности;
гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае;
обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество.
Программа поддержки развития национальных культур является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Пермского края.
Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в соответствии с пунктами 42, 43 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем приоритеты Пермского края коррелируют с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации, определенными на федеральном уровне, с учетом региональной специфики.
Повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности.
Ежегодно проводимые семинары по реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации способствуют повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия осуществляется в рамках реализации Программы путем предоставления субсидий из регионального бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Установление полномочий и ответственности руководителей (должностных лиц) органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности обеспечивается в том числе посредством государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении институтов гражданского общества, а также оказание государственной поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечивают создание условий для повышения участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан, противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками являются основами для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.
1.4. Комплекс процессных мероприятий "Развитие государственно-конфессиональных отношений"
Одним из важных направлений является обеспечение конституционного права граждан на свободу совести и вероисповеданий, формирование цивилизованных государственно-церковных (конфессиональных) отношений, реализация в полном объеме Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В Пермском крае зарегистрировано 500 религиозных организаций *(1). Среди них около 50% организаций представляют Пермскую митрополию Русской Православной Церкви, 20% - мусульманские организации, 5% - организации Русской Православной Старообрядческой Церкви, 25% - организации иных религиозных конфессий и деноминаций, в основном протестантского толка.
По данным социологических исследований, в регионе количество граждан, относящих себя к верующим, является стабильным и составляет 75 - 77% жителей Пермского края. В регионе традиционно высок уровень доверия к институту церкви, уровень удовлетворенности возможностью реализации своих религиозных потребностей у верующих жителей Пермского края составляет 94%. В Пермском крае остается стабильно высокий уровень веротерпимости (толерантности). Более 90% жителей Пермского края ежегодно характеризуют отношения между людьми разного вероисповедания в своем населенном пункте как доброжелательные и бесконфликтные.
Подобная ситуация стала возможна в связи с применением органами государственной власти региона разных форм государственно-конфессионального взаимодействия, которые в этот исторический период включают в себя:
взаимодействие с пермскими учеными-религиоведами;
использование социологического мониторинга межрелигиозных отношений;
постоянное взаимодействие с действующими общественными межконфессиональными организациями: Межконфессиональным консультативным комитетом Пермского края и Советом Протестантских Евангельских Церквей Пермского края;
выстраивание индивидуального диалога с каждой религиозной конфессией, представленной на территории Пермского края;
проведение научных конференций и симпозиумов;
организация встреч руководителей религиозных организаций с руководством Пермского края;
организация обучающих семинаров для органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями.
На данном этапе развития государственно-конфессионального и межконфессионального диалогов в Пермском крае нормативно-правовое регулирование осуществляется посредством следующих законов и подзаконных актов:
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 "О государственной религиоведческой экспертизе".
Приоритетами в сфере государственно-конфессиональных отношений Пермского края являются:
укрепление межрелигиозного согласия, обеспечение политической и социальной стабильности;
профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Реализация мероприятий в сфере государственно-конфессиональных отношений Пермского края направлена на:
обеспечение стабильного позитивного развития сферы межрелигиозных отношений в Пермском крае - доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, в общем количестве взрослого населения Пермского края;
создание условий для реализации религиозных потребностей - доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей, в общем количестве взрослого населения Пермского края;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;
создание условий и оказание поддержки религиозным объединениям и организациям в сохранении памятников истории, архитектуры и градостроительства культового назначения - осуществлены работы по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения;
развитие толерантных отношений в религиозной среде - реализованы социально значимые конфессиональные проекты.
Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере государственно-конфессиональных отношений в Пермском крае:
повышение эффективности государственно-конфессионального диалога, развитие взаимодействия религиозных организаций с институтами гражданского общества, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
повышение качества межконфессионального взаимодействия при работе с Межконфессиональным консультативным комитетом Пермского края и Советом Протестантских Евангельских Церквей Пермского края;
минимизация проявлений религиозного экстремизма и религиозной нетерпимости;
сохранение у граждан удовлетворенности имеющимися возможностями реализации своих религиозных потребностей;
сохранение памятников истории и культуры культового назначения на территории Пермского края;
создание условий и оказание финансовой, организационной и иной помощи религиозным объединениям и организациям в сохранении памятников истории, архитектуры и градостроительства культового назначения;
мониторинг конфессиональной ситуации и деятельности новых культов в Пермском крае;
сохранение и популяризация традиционных российских духовно-нравственных ценностей, совершенствование системы государственно-конфессионального диалога.
1.5. Комплекс процессных мероприятий "Содействие в развитии некоммерческого сектора"
В Пермском крае зарегистрировано 3569 НКО (в 2014 году - 760 НКО). В их число входят 1337 общественных организаций, 818 автономных некоммерческих организаций, 500 религиозных организаций, 300 некоммерческих фондов, 128 некоммерческих партнерств, 131 территориальное общественное самоуправление, 27 казачьих обществ, 393 иных некоммерческих организаций *(2).
Из общего числа НКО социально ориентированными, по данным Минэкономразвития России, являются 1339 (далее - СО НКО). При этом перечни СО НКО формируются также Росстатом и муниципальными образованиями во исполнение указа губернатора Пермского края от 03 марта 2014 г. N 25 "О государственном реестре социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края - получателей государственной поддержки". Критерии для включения НКО в различные системы данных неоднозначны, что существенно затрудняет объективную оценку масштабов сектора.
Количественные несоответствия данных Росстата и Минэкономразвития России связаны с тем, что существующая нормативная база фактически исключает из реестра СО НКО большой пласт некоммерческого сектора (например, НКО, занимающиеся развитием туризма, благоустройством, экологическими проблемами и т.д.), поскольку по определению Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" они являются социально ориентированными, но при этом не соответствуют критериям включения в данный перечень.
Вместе с тем большая часть государственной поддержки некоммерческого сектора направлена именно на стимулирование развития СО НКО. Законодательством закреплены различные формы поддержки:
закупка товаров, работ и услуг на контрактной основе;
предоставление льгот по уплате налогов и сборов;
информационная поддержка деятельности НКО;
передача в безвозмездное пользование муниципального имущества;
консультационная поддержка деятельности НКО;
обучение профессиональных кадров и добровольцев;
предоставление льгот для юридических лиц - жертвователей;
предоставление льготных условий аренды помещений;
выдача НКО субсидий на развитие деятельности;
грантовая поддержка деятельности НКО.
Наиболее распространенной формой поддержки организаций некоммерческого сектора является финансовая, которая реализуется в виде конкурсов на получение субсидий и грантов, иные формы поддержки менее распространены.
В рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Содействие в развитии некоммерческого сектора":
оказывается материальная и финансовая поддержка СО НКО;
представляются субсидии СО НКО на осуществление уставной деятельности;
проводится краевой конкурс социальных и гражданских инициатив среди СО НКО Пермского края;
обеспечивается участие СО НКО и представителей гражданского общества в решении задач социально-экономического и общественного развития Пермского края;
проводится Пермский краевой форум общественности и добровольчества.
1.6. Комплекс процессных мероприятий "Повышение вовлеченности населения в мероприятия по патриотическому воспитанию"
Патриотическое воспитание - воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует на общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны в целом и частном, то есть от уровня малой родины до уровня великой Родины.
Система патриотического воспитания - совокупность мер, принимаемых субъектами государственной политики в сфере воспитания, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, включая разработку и внедрение программ воспитания в образовательных организациях, проведение тематических мероприятий, а также оказание адресной поддержки организаций (в том числе общественных движений), уставная деятельность которых направлена на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.
В рамках комплекса процессных мероприятий "Повышение вовлеченности населения в мероприятия по патриотическому воспитанию":
осуществляется деятельность государственного бюджетного учреждения "Пермский краевой учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард";
проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию.
1.7. Комплекс процессных мероприятий "Развитие правовой, политической и финансовой культуры населения"
Реализация направления осуществляется в рамках следующих мероприятий:
1. развитие финансовой культуры населения.
Государственная политика, направленная на повышение финансовой грамотности населения в Пермском крае, реализуется с 2013 года. Расходы на реализацию указанных мероприятий предусматриваются в рамках государственных программ Пермского края начиная с 2018 года. Начиная с 2022 года мероприятиями, направленными на повышение финансовой грамотности, обеспечивается охват не менее 1000 человек взрослого населения и не менее 3075 человек в группе обучающихся Пермского края.
При этом уровень финансовой грамотности населения Пермского края остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках настоящей Программы. Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства домохозяйств. Уровень финансовой культуры, а также стремления граждан финансово обеспечить свою пенсию и обеспечить доходность и гарантию сохранности сбережений, используя различные финансовые услуги и финансовые инструменты, остается низким. Одновременно повышается актуальность вопросов, связанных с информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты.
Обеспечение личной финансовой безопасности населения становится одним из приоритетных направлений при формировании государственной политики.
Целью государственной политики в сфере реализации Программы является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения Пермского края.
Одной из задач Программы в связи с этим является содействие развитию финансовой культуры населения Пермского края.
В рамках реализации комплекса процессных мероприятий планируется:
проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой культуры населения Пермского края, предусматривающих охват взрослого населения Пермского края в количестве не менее 1000 человек ежегодно;
проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой культуры населения Пермского края, предусматривающих охват целевой аудитории обучающихся Пермского края в количестве не менее 3075 человек ежегодно;
проведение мероприятий по изготовлению информационных материалов "Бюджет Пермского края для граждан", предусматривающих бесплатное распространение брошюр и размещение электронной версии информационных материалов в открытом доступе на официальном сайте Министерства финансов Пермского края;
2. мониторинг общественного мнения.
При формулировании приоритетов развития Пермского края и реализации государственной политики в регионе важно ориентироваться на общественное мнение жителей региона. Изучение общественного мнения как канал постоянной связи между населением и властью имеет принципиально важное значение для организации деятельности органов власти в Пермском крае. Общественное мнение является основным критерием оценки эффективности деятельности органов власти Пермского края. На сегодняшний день в регионе регулярно осуществляется социологический мониторинг общественного мнения жителей Пермского края, позволяющий получать информацию о социально-экономической и политической ситуации в регионе в оценках общественного мнения.
Проведение краевого социологического мониторинга включает в себя организацию научно-исследовательских работ для оценки и анализа эффективности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, тенденций развития общественно-политической ситуации в Пермском крае посредством общественного мнения.
Цель мероприятия - получение глубокого, содержательного, системного представления об общественном мнении жителей Пермского края, определяющем эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, тенденции развития общественно-политических и социально-экономических процессов в регионе, правильность принятых управленческих решений. Социологический мониторинг служит инструментом для решения управленческих задач.
Задачи мероприятия:
систематическое отслеживание и оценка динамики общественного мнения по направлениям развития общественно-политических и социально-экономических процессов в Пермском крае;
анализ динамики общественного мнения по направлениям развития общественно-политических и социально-экономических процессов в Пермском крае;
прогнозирование тенденций развития общественного мнения по направлениям развития общественно-политических и социально-экономических процессов в Пермском крае;
мониторинг, диагностирование и прогнозирование электоральных настроений различных социальных групп.
Мониторинг общественного мнения реализуется в соответствии с указом губернатора Пермского края от 29 февраля 2008 г. N 9 "Об утверждении Положения о мониторинге общественного мнения".
Мониторинг общественного мнения направлен на увеличение числа основных управленческих решений, оцениваемых методами общественного мнения, становление социологического мониторинга неотъемлемым инструментом для решения управленческих задач и предполагает регулярное проведение социологического мониторинга общественного мнения - не менее 3 мониторингов в год;
3. бесплатная юридическая помощь.
Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"). Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. N Пр-1168, направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения и определяют принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Основными целями государственной политики в данной сфере являются:
создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи;
создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере предоставления бесплатной юридической помощи определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
На уровне Пермского края государственная политика в данной сфере реализуется в рамках Закона Пермского края от 07 ноября 2012 г. N 111-ПК "О бесплатной юридической помощи в Пермском крае", иных нормативно-правовых актах и Программы.
В сфере предоставления бесплатной юридической помощи Программа конкретизирует положения и направления развития с учетом специфики условий и доступных ресурсов региона. При этом обеспечивается согласованность целей, инструментов и механизмов достижения целей с государственной политикой. В частности, обеспечение предоставления бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на ее получение, в 100% случаев обращения, а также обеспечение установленного количества просмотров Единого краевого портала по правовому просвещению граждан Пермского края (https://pravovsem59.ru).
С 2013 года на территории Пермского края действует государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро Пермского края" (далее - Учреждение). Целью деятельности Учреждения помимо предоставления бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на ее получение, являются также правовое информирование и правовое просвещение населения.
Включение бесплатной юридической помощи, правового информирования и просвещения в состав Программы оказало заметное влияние на правовую культуру населения Пермского края.
Предоставление квалифицированной бесплатной юридической помощи, правовое информирование и правовое просвещение осуществляется в 10 постоянных пунктах в 9 муниципальных образованиях Пермского края. Помощь в остальных муниципальных образованиях осуществляется во временных пунктах приема граждан. Так, Учреждение осуществляет:
прием граждан в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг Пермского края;
выезды в составе мобильной приемной губернатора Пермского края;
совместные выезды с участием Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, адвокатами и нотариусами.
С 2022 года осуществляется выезд на спецавтомобиле, оборудованном для осуществления выездных консультаций граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и проживающих в удаленных районах Пермского края.
Создан и функционирует Единый краевой портал по правовому просвещению граждан Пермского края (https://pravovsem59.ru), на котором размещается информация (социальные видеоролики, брошюры, памятки и иное) различными субъектами, входящими в систему бесплатной юридической помощи. В 2023 году указанный портал посетили 289 664 гражданина.
По данным мониторинга за 2023 год (данные Минюста России), на территории Российской Федерации 33 434 608 человек входят в категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Государственными юридическими бюро в 186 634 случаях была оказана бесплатная юридическая помощь.
Количество случаев обращений в Учреждение за предоставлением бесплатной юридической помощи в 2023 году возросло по сравнению с уровнем 2014 года более чем на 90% и составило 7227 случаев.
Среднее количество случаев обращений в каждое государственное юридическое бюро в Российской Федерации за 2023 г. составляет не более 4500, показатель Учреждения выше среднего по стране.
В ближайшие годы в условиях тенденции создания государственных юридических бюро на большей части территории Российской Федерации, совершенствования правового регулирования в сфере бесплатной юридической помощи и правового просвещения, создания единой федеральной информационной системы для оказания бесплатной юридической помощи (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 3340-р "Об оказании бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов") и прогнозируемого устойчивого роста экономики ожидается повышение уровня востребованности юридической помощи у населения и, соответственно, количества случаев обращений.
Возможность получения бесплатной юридической помощи будет предоставлена каждому обратившемуся гражданину Пермского края путем организации видео-конференц-связи, выезда мобильного офиса в места, где отсутствуют постоянные пункты приема граждан. Организация данных мероприятий будет осуществляться на основании соглашений о сотрудничестве между Учреждением и каждым муниципальным образованием.
В последние годы происходят принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новой формы взаимодействия с использованием электронных сервисов. В 2022 году Минюстом России создана информационная система "Правовая помощь", которая станет не только основной общероссийской цифровой платформой для получения бесплатной юридической помощи, но и важным механизмом правового просвещения граждан, обеспечит их актуальной информацией в разных жизненных ситуациях. В настоящее время продолжаются работы по развитию данной информационной системы и переводу ее в статус федеральной государственной информационной системы, где одними из основных операторов будут являться государственные юридические бюро (в том числе Учреждение).
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в правовой сфере;
4. обеспечение доступа жителей Пермского края к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (указ губернатора Пермского края от 27 сентября 2010 г. N 70 "Об Администрации губернатора Пермского края"; распоряжение Правительства Пермского края от 28 сентября 2022 г. N 346-рп "О создании государственного казенного учреждения Пермского края "Информационный центр Пермского края").
В Пермском крае ведется системная работа по реализации единой информационной политики. Согласно положениям Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" работа органов власти, в том числе губернатора Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является неотъемлемой частью комплексного подхода в вопросах повышения уровня прозрачности органов власти. Особое внимание уделяется развитию страниц губернатора в социальных сетях (далее - официальные аккаунты), а также рассмотрению информации пользователей, размещаемой в официальных аккаунтах губернатора (далее - сообщения), оперативной подготовке и размещению качественных ответов (далее - обратная связь), а также принятию мер по результатам рассмотрения сообщений пользователей.
Важно отметить, что количество сообщений, поступающих в официальные аккаунты губернатора Пермского края в социальных сетях, ежегодно увеличивается: с 68 844 сообщений в 2020 году до 80 577 сообщений в 2023 году.
В условиях дальнейшего развития информационного общества уровень доступности и открытости информации о деятельности губернатора Пермского края кардинальным образом влияет на вовлеченность жителей Пермского края в развитие экономических и социокультурных условий жизни граждан. В связи с этим прогнозируется дальнейшее повышение востребованности обратной связи от главы региона в социальных сетях.
Для обеспечения качественной и своевременной обратной связи в социальных сетях реализуются следующие задачи:
своевременный мониторинг обращений жителей в официальные аккаунты;
оперативная маршрутизация сообщений, поступивших в официальные аккаунты, ответственному лицу соответствующего органа власти для организации рассмотрения сообщения, подготовки и размещения ответа. Маршрутизация осуществляется в срок до 30 минут, который установлен распоряжением губернатора Пермского края от 07 августа 2020 г. N 146-р "Об организации работы с информацией, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
осуществление контроля за своевременностью и качеством подготовки ответственными лицами ответов на сообщения, соблюдением ответственными лицами порядка и сроков, установленных распоряжением губернатора Пермского края от 07 августа 2020 г. N 146-р "Об организации работы с информацией, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В результате выполнения всех поставленных задач обеспечивается своевременная обработка не менее чем 80% сообщений, поступивших в официальные аккаунты, что способствует открытости органов государственной власти Пермского края и формированию положительного образа власти в глазах населения.
1.8. Комплексы процессных мероприятий "Реализация государственной политики в области архивного дела" и "Обеспечение деятельности Агентства по делам архивов Пермского края"
Архивы являются значимой и незаменимой частью историко-культурного наследия страны и региона. Предоставляя доступ к архивной информации, они содействуют решению задач социально-экономического, политического, образовательного, воспитательного и культурного характера, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.
В трех государственных архивах Пермского края хранится 2 795 426 дел: ГКБУ "Государственный архив Пермского края" - 1 656 053 дела; КГБУ "Пермский государственный архив социально-политической истории" - 1 066 111 дел; ГКБУ "Коми-Пермяцкий окружной государственный архив" - 73262 дела. В каждом из 43 муниципальных образований Пермского края действует муниципальный архив. Из них 42 архива наряду с муниципальной частью хранят государственную часть архивного фонда Пермского края, которая составляет 771 318 дел. В целом в государственных и муниципальных архивах Пермского края хранится 5 050 142 дела *(3).
Архивные документы пользуются устойчивым спросом у граждан и организаций. Традиционно архивы обрабатывают большое количество запросов социально-правового характера, подавляющая часть которых обусловлена потребностью граждан в документальном подтверждении сведений о трудовой деятельности (трудовом стаже, льготном трудовом стаже, заработной плате, несчастном случае на производстве). В 2015 г. государственные и муниципальные архивы Пермского края исполнили 93 291 запрос социально-правового характера, к 2019 г. этот показатель достиг значения в 110 830 запросов. В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 количество запросов снизилось до 71 606 в 2020 г. и 70 059 в 2021 г. В 2022 г. наметился рост числа таких запросов - 72 443.
В то же время за последние годы в архивной отрасли произошел рост количества тематических запросов, которые связаны с предоставлением архивной информации по определенной проблеме, теме, событию, факту. Значительную часть таких запросов составляют запросы об истории семьи: генеалогические сведения (рождение, бракосочетание, смерть), информация об участии родственников в войнах, их пребывании в эвакуации или плену. Если в 2015 году государственные и муниципальные архивы Пермского края исполнили 2113 тематических запросов, то в 2016 г. этот показатель увеличился в 5 раз и достиг значения в 10 480 запросов. В 2018 г. исполнение тематических запросов достигло пика - 23 366 запросов. Даже в период пандемии исполнение тематических запросов держалось на высоком уровне (13 930 запросов в 2020 году и 14 242 запроса в 2021 году), а в 2022 году стало приближаться к доковидным значениям - 17 251.
Увеличение числа тематических запросов в том числе обусловлено проводимой федеральной политикой по цифровой трансформации государственного управления, которая сделала информацию более доступной для граждан. Архивы имеют сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещают на них каталоги своих архивных фондов, электронные базы данных, инструкции по поиску и получению информации, ведут страницы в социальных сетях. С 2020 года в Пермском крае функционирует информационная система с автоматизацией основных направлений деятельности архивной отрасли - Единая государственная архивная информационная система Пермского края "Архивы Прикамья" (далее - ЕГАИС ПК "Архивы Прикамья"). Она представляет собой централизованную систему, состоящую из 10 функциональных и вспомогательных подсистем-модулей, которые позволяют удаленно осуществлять поиск, запрашивать архивные документы и работать с ними на платформе. Особая роль в регионе уделяется переводу архивных документов в электронный вид (оцифровке). В настоящее время оцифровано и размещено в ЕГАИС ПК "Архивы Прикамья" более 290 тысяч дел. Оцифровка архивных документов является неотъемлемой частью государственного задания для государственных архивов Пермского края.
Активное использование архивных документов также осуществляется в рамках научно-просветительской деятельности архивов. Ежегодно проводится не менее 30 передвижных, виртуальных и стационарных историко-документальных выставок, издается не менее 3 печатных изданий на основе архивных документов. Проводятся форумы, конференции, семинары по актуальным вопросам развития архивного дела, сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи.
Правовые основания финансового обеспечения расходов Пермского края в сфере архивного дела:
1. комплекс процессных мероприятий "Реализация государственной политики в области архивного дела":
Закон Пермского края от 09 июля 2007 г. N 74-ПК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов государственной части документов архивного фонда Пермского края";
Закон Пермского края от 10 апреля 2018 г. N 210-ПК "Об архивном деле в Пермском крае";
постановление Правительства Пермского края от 24 сентября 2012 г. N 901-п "Об утверждении Положения об Агентстве по делам архивов Пермского края";
постановление Правительства Пермского края от 29 сентября 2014 г. N 1071-п "Об утверждении Порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, Порядка проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели";
постановление Правительства Пермского края от 14 августа 2024 г. N 540-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на проведение мероприятий в сфере развития архивного дела в Пермском крае";
распоряжение председателя Правительства Пермского края от 19 августа 2013 г. N 121-рпп "О форуме архивистов Пермского края";
1.2. комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Агентства по делам архивов Пермского края":
Закон Пермского края от 10 апреля 2018 г. N 210-ПК "Об архивном деле в Пермском крае";
указ губернатора Пермского края от 16 ноября 2020 г. N 152 "О структуре исполнительных органов государственной власти Пермского края и составе Правительства Пермского края";
указ губернатора Пермского края от 30 декабря 2022 г. N 126 "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края"."
_____________________________
*(1) На 01 июля 2024 года.
*(2) На 10 июля 2024 года, по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации.
*(3) На 01 января 2023 года.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Пермского края от 30 сентября 2024 г. N 730-п "О внесении изменения в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.