Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пермского края
от 27.09.2024 N 715-п
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Пермского края
от 03.10.2013 N 1320-п
Государственная программа Пермского края
"Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края"
Паспорт
государственной программы Пермского края "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края"
Куратор государственной программы |
Чибисов А.В., заместитель председателя Правительства - министр промышленности и торговли Пермского края |
|||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы |
Носков П.А., министр агропромышленного комплекса Пермского края |
|||||||||||||||
Период реализации государственной программы |
Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2030 годы |
|||||||||||||||
Цели государственной программы |
1. Достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 110,5% от уровня 2021 года |
|||||||||||||||
2. Достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 138,0% от уровня 2021 года | ||||||||||||||||
3. Сохранение рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2030 году на уровне не ниже 12,5% | ||||||||||||||||
4. Достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году 54 797,1 руб. | ||||||||||||||||
5. Увеличение доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения к 2030 году до 30,16% | ||||||||||||||||
6. Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств к 2030 году в размере 72,0% | ||||||||||||||||
7. Повышение эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности на территории Пермского края к 2030 году до уровня 99,8% | ||||||||||||||||
Целевые показатели государственной программы |
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значения целевых показателей |
||||||||||||
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
2028 год (прогноз) |
2029 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
|||||||||||
1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года |
% |
104,6 |
105,7 |
106,9 |
108,0 |
109,3 |
110,5 |
||||||||
2 |
Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года |
% |
100,3 |
106,9 |
114,0 |
121,5 |
129,5 |
138,0 |
||||||||
3 |
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) |
% |
11,7 |
12,1 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
||||||||
4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) |
руб. |
44 996,0 |
46 840,8 |
48 714,4 |
50 663,0 |
52 689,5 |
54 797,1 |
||||||||
5 |
Доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения |
% |
30,21 |
30,18 |
30,16 |
30,16 |
30,16 |
30,16 |
||||||||
6 |
Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств |
% |
65,0 |
68,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
||||||||
7 |
Уровень эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности на территории Пермского края |
% |
99,5 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
99,8 |
99,8 |
||||||||
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Источники финансового обеспечения |
Расходы (тыс. рублей) |
||||||||||||||
2025 год (план) |
2026 год (план) |
2027 год (план) |
2028 год (план) |
2029 год (план) |
2030 год (план) |
итого |
||||||||||
Всего, в том числе: |
29 264 659,6 |
29 735 872,5 |
30 734 532,4 |
30 791 366,0 |
30 791 366,0 |
30 791 366,0 |
182 109 162,5 |
|||||||||
бюджет Пермского края |
2 683 915,7 |
2 616 541,6 |
2 572 812,3 |
2 629 645,9 |
2 629 645,9 |
2 629 645,9 |
15 762 207,3 |
|||||||||
федеральный бюджет |
888 458,1 |
1 268 311,7 |
1 345 770,9 |
1 345 770,9 |
1 345 770,9 |
1 345 770,9 |
7 539 853,4 |
|||||||||
местный бюджет |
8 567,7 |
213 315,4 |
266 702,0 |
266 702,0 |
266 702,0 |
266 702,0 |
1 288 691,1 |
|||||||||
внебюджетные источники |
25 683 718,1 |
25 637 703,8 |
26 549 247,2 |
26 549 247,2 |
26 549 247,2 |
26 549 247,2 |
157 518 410,7 |
I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края"
1.1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Пермского края
Сельское хозяйство - одна из главных отраслей материального производства Пермского края. Основной продукцией сельскохозяйственной отрасли в Пермском крае традиционно являются молоко, картофель и овощи, яйцо куриное, мясо скота и птицы. Сбыт продукции ориентирован на внутренний рынок, при этом отдельные товарные позиции (картофель, продукция пчеловодства, дикоросы) сельскохозяйственными товаропроизводителями Пермского края успешно реализуются на внешних рынках. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте Пермского края, по данным 2022 года, составила 2%.
В настоящее время потребность населения Пермского края в основных продуктах питания удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других территорий. По статистическим данным, за 2022 год сельскохозяйственные товаропроизводители Пермского края полностью обеспечили потребность населения в яйце (210,7%) и картофеле (95,7%). Потребность в молоке, мясных продуктах и овощах удовлетворена соответственно на 85,1%, 39,1% и 54,1%.
С 2014 по 2023 год объем производства сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства) в хозяйствах всех категорий Пермского края увеличился с 37,3 млрд рублей до 62,9 млрд рублей. На 25,7% увеличилось производство молока с 464,8 тыс. тонн до 584,3 тыс. тонн, на 43,5% увеличилось производство яйца с 1001,0 млн штук до 1 436,6 млн штук.
Уровень рентабельности в отрасли в 2023 году составил 18,7% против 17,6% в 2014 году.
Среднемесячная заработная плата в отрасли увеличилась с 14,8 тыс. рублей в 2014 году до 39,9 тыс. рублей в 2023 году.
Производительность труда возросла с 892,2 тыс. рублей на 1 занятого в сельском хозяйстве в 2014 году до 2 881,0 тыс. рублей в 2023 году.
Сегодня в Пермском крае осуществляют деятельность 230 сельскохозяйственных организаций, около 1 200 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, около 200 тысяч личных подсобных хозяйств, 28 предприятий по переработке сырого молока, 27 предприятий по переработке мяса, 2 предприятия мукомольно-крупяной отрасли.
Сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства населения являются в целом равноправными участниками производства сельскохозяйственной продукции. При этом основными производителями растениеводческой продукции являются личные подсобные хозяйства населения, продукции животноводства - сельскохозяйственные организации.
В валовой продукции сельского хозяйства продукция растениеводства занимает 30%. С 2019 года в Пермском крае наблюдается тенденция снижения посевных площадей. В 2023 году посевные площади во всех категориях хозяйств составили 677,4 тыс. га, что на 62,1 тыс. га меньше уровня 2019 года (снижение составило 8,4%).
В валовой продукции сельского хозяйства животноводство занимает около 70%. Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные организации, ими произведено в 2023 году 84,3% от общекраевых объемов мяса, 86,5% молока, 95,7% яиц.
Ведущей подотраслью животноводства в Пермском крае является молочное скотоводство.
В Пермском крае ежегодно увеличивается производство молока за счет государственной поддержки за произведенную и реализованную продукцию при условии достижения показателей эффективности и реализации инвестпроектов в молочном скотоводстве. Продуктивность коров в Пермском крае ежегодно растет, за последние три года надои в сельхозорганизациях увеличились на 14,1%. Перспективы развития молочного животноводства связаны с реализацией проектов по техническому перевооружению животноводческих объектов и вводом новых современных ферм в рамках инвестиционных проектов.
В системе продовольственного обеспечения края особое внимание уделяется увеличению производства мяса. Удовлетворение спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скота в крае, а также перевода части низкопродуктивного молочного скота на технологию мясного скотоводства. Развитием мясного скотоводства с использованием специализированных пород, обладающих высокой энергией роста, качеством и выходом мяса, в Пермском крае занимаются 89 хозяйств.
Важное значение в обеспечении населения мясом имеет птицеводство - одна из самых быстро окупаемых и динамичных подотраслей животноводства в крае. Практически все производство подотрасли в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. В настоящее время в крае осуществляют деятельность 3 птицефабрики яичного направления, которые полностью обеспечивают потребность населения региона в этом продукте, и птицефабрика мясного направления.
На начало реализации государственной программы Пермского края "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края" (далее - Государственная программа) одной из основных проблем являлись низкие производительность и рентабельность отрасли. Большинство агропредприятий использовали устаревшие экстенсивные технологии и поддерживали свою деятельность за счет получаемых субсидий. Значительно более низкая, чем в других отраслях, производительность сельскохозяйственного производства определила и невысокий уровень заработной платы в отрасли. Объем направляемых в отрасль государственных субсидий превышал налоговые поступления от сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одна из основных задач, которая реализуется Государственной программой, заключается в улучшении финансово-экономического состояния предприятий, привлечении эффективных собственников, высококлассных специалистов в сельское хозяйство. В современных условиях аграрной политика нацелена на формирование и расширение бизнес-подхода в отрасли, увеличение количества эффективных (прибыльных) предприятий и привлечение инвестиций в отрасль.
Аграрное производство в крае модернизируется, формируется кластерный подход к отрасли, однако уровень внедрения высоких технологий, обеспечивающих интенсивное развитие сельского хозяйства, остается неудовлетворительным. Уровень производительности и эффективности сельскохозяйственной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики остается довольно низким и пока еще не позволяет в полной мере конкурировать с ними.
Отрицательное воздействие на развитие сельского хозяйства Пермского края оказали неблагоприятные погодные условия последних лет. Сохранилась низкая доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене конечной продукции и в расходах на продукты питания. Существенно усложнял развитие отрасли опережающий рост цен на промышленную продукцию и энергоносители.
Дальнейшее эффективное наращивание производственного потенциала в агропромышленном комплексе во многом зависит от реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, наращивания объемов производства и стабильности комплексного развития сельских территорий. Вместе с тем сложные условия труда, отсутствие благоустроенного жилья, неразвитая социальная инфраструктура села не способствуют привлечению на работу и закреплению в сельскохозяйственном производстве специалистов и рабочих. Решение задачи по повышению уровня и качества жизни сельского населения требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в регионе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности, повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Таким образом, в отрасли сохраняются следующие проблемы, ограничивающие поступательное экономическое развитие и сохраняющие медленные темпы развития отрасли сельского хозяйства:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при недостаточном развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования.
Эффективное решение указанных проблем, в том числе с помощью государственной поддержки отрасли, во многом определит качественные преобразования в агропромышленном комплексе.
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа предусматривает комплексное развитие отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса. К приоритетам государственной политики относятся:
в сфере растениеводства: производство кормов, овощеводство и картофелеводство, производство фуражного зерна, включающие семеноводство, комплексное размещение производства;
в сфере животноводства: производство молока и мяса как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества Пермского края, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в сфере развития производственного потенциала: мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и рациональное использование сельскохозяйственных угодий других категорий, вывод из оборота низкопродуктивной пашни в соответствии с рекомендациями научных учреждений Пермского края;
в экономической сфере: создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития агропромышленного комплекса;
в институционной сфере: развитие кооперации, интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование территориальных кластеров;
научное и кадровое обеспечение в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса;
в сфере развития сельских территорий: комплексное планирование развития сельских территорий в соответствии с документами территориального планирования и обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса.
Государственная программа является базовым системным документом, определяющим цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае на период с 2014 по 2030 год.
Стратегические цели и приоритеты сформированы в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края:
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии";
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. N 151-р;
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2022 г. N 2567-р;
Закон Пермского края от 02 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании в Пермском крае";
Закон Пермского края от 12 июля 2024 г. N 329-ПК "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2035 года";
распоряжение Правительства Пермского края от 17 ноября 2022 г. N 411-рп "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Пермского края на период до 2035 года".
Понятия и термины, используемые в Государственной программе:
товаропроизводитель - организация, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации продукции сельского хозяйства;
сельскохозяйственные товаропроизводители - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
крестьянские (фермерские) хозяйства - в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Под сельскими территориями (агломерациями) в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий, установленными приложением N 11 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696, понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Пермского края определяется приказом Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (далее - Министерство).
1.3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в агропромышленном комплексе Пермского края
Для достижения целей Государственной программы планируется решение следующих задач:
повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв Пермского края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов;
освоение внутреннего рынка сбыта за счет развития ресурсного потенциала отрасли растениеводства, обеспечивающего рост инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности продукции растениеводства и сохранение рабочих мест;
освоение внутреннего рынка сбыта за счет развития ресурсного потенциала отрасли животноводства, обеспечивающего рост инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности продукции животноводства и сохранение рабочих мест;
увеличение объемов произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции субъектами малых форм хозяйствования, развитие альтернативных видов занятости сельского населения;
увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством их участия в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства и инновационного развития;
привлечение квалифицированных специалистов в отрасль, повышение качества трудовых ресурсов, укрепление положительного имиджа агропромышленного комплекса;
обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, ветеринарной безопасности на территории Пермского края;
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; активизация участия сельских сообществ в решении вопросов местного значения;
концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Решение задач осуществляется путем предоставления финансовой и нефинансовой государственной поддержки.
Ожидается, что в результате реализации Государственной программы к концу 2030 года:
индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) - 110,5% к уровню 2021 года;
индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) - 138,0% к уровню 2021 года;
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) - 12,5%;
среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) - 54 797,1 руб.;
доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения - 30,16%;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 72,0%;
уровень эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности на территории Пермского края - 99,8%.
II. Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе
Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе.
Указанные субсидии предоставляются в соответствии с порядками, установленными постановлениями Правительства Пермского края."
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Пермского края от 27 сентября 2024 г. N 715-п "О внесении изменения в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.