Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пермского края
от 27.09.2024 N 713-п
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Пермского края
от 01.10.2013 N 1305-п
Государственная программа
Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"
Паспорт
государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"
Куратор государственной программы |
Борисов Александр Валерьевич, заместитель председателя Правительства Пермского края |
||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы |
Усачева Светлана Викторовна, министр территориального развития Пермского края |
||||||||||||||||
Период реализации государственной программы |
Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2030 годы |
||||||||||||||||
Цели государственной программы |
Создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края, повышение уровня удовлетворенности населения развитием территорий до 55,1% к 2030 году |
||||||||||||||||
Целевые показатели государственной программы |
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значения целевых показателей |
|||||||||||||
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
2028 год (прогноз) |
2029 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
||||||||||||
1 |
Уровень удовлетворенности населения развитием территорий |
% |
54,6 |
54,7 |
54,8 |
54,9 |
55,0 |
55,1 |
|||||||||
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Источники финансового обеспечения |
Расходы (тыс. рублей) |
|||||||||||||||
2025 год (план) |
2026 год (план) |
2027 год (план) |
2028 год (план) |
2029 год (план) |
2030 год (план) |
итого |
|||||||||||
Всего, в том числе: |
17 311 152,5 |
18 401 899,4 |
24 212 022,4 |
24 892 154,9 |
26 042 178,3 |
27 367 438,2 |
138 226 845,7 |
||||||||||
бюджет Пермского края |
16 551 121,2 |
17 668 512,0 |
23 522 095,8 |
24 246 461,0 |
25 396 099,8 |
26 720 357,5 |
134 104 647,3 |
||||||||||
федеральный бюджет |
46 158,4 |
49 417,0 |
49 417,0 |
49 417,0 |
49 417,0 |
49 417,0 |
293 243,4 |
||||||||||
местный бюджет |
713 872,9 |
683 970,4 |
640 509,6 |
596 276,9 |
596 661,5 |
597 663,7 |
3 828 955,0 |
I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"
1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края
Региональная политика в области развития местного самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Пермского края, а также иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.
Устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края возможно только на основе консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и непосредственно жителей Пермского края.
На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования территориальной организации местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти.
В 2022 году в Пермском крае завершен переход от двухуровневой ("район с поселениями") к новой одноуровневой модели организации местного самоуправления. С 2017 года в результате преобразований количество муниципалитетов уменьшилось более чем в 7 раз: с 337 до 43 (22 городских округа и 21 муниципальный округ).
При этом органы местного самоуправления по-прежнему тесно взаимодействуют с населением: в "бывших" поселениях действуют территориальные органы местной администрации и работают выездные специалисты. Связующим звеном между органами местного самоуправления и населением выступают сельские старосты, которых в Пермском крае с каждым годом становится все больше.
При новой модели отсутствуют дробление на поселения, параллельные бюджеты и дублирующие органы местного самоуправления. В связи с тем, что все финансовые и кадровые ресурсы сосредоточены в одном месте, проще принимать управленческие решения, привлекать средства федерального и краевого бюджетов на реализацию крупных проектов.
В настоящее время одним из ключевых направлений реализации региональной политики является комплексное развитие территорий Пермского края. В рамках стратегического планирования и целеполагания в 2022 году в каждом муниципальном образовании Пермского края утверждены комплексные планы развития территорий до 2030 года.
На реализацию комплексных планов развития территорий предусмотрены дополнительные меры поддержки из бюджета региона.
Развитие муниципальных образований Пермского края осуществляется с опорой на мнение и интересы жителей. Данный подход требует организации эффективного взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления с местными сообществами: инициативными группами граждан, органами территориального общественного самоуправления, сельскими старостами.
Одним из инструментов выстраивания такого взаимодействия в Пермском крае является поддержка местных инициатив.
Механизмы софинансирования проектов инициативного бюджетирования и мероприятий с участием средств самообложения граждан позволяют учесть мнение жителей по приоритетным вопросам развития территории их проживания, стимулируют инициативу общественности и на практике позволяют жителям убедиться в том, что органы власти готовы к конструктивному сотрудничеству, выстраиванию доверительного диалога между властью и обществом.
Реализация проектов инициативного бюджетирования осуществляется в Пермском крае с 2017 года. Практика реализации данного механизма предполагает непосредственное участие жителей в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, а также осуществление общественного контроля за реализацией проектов. Мероприятия с участием средств самообложения граждан реализуются в Пермском крае с 2011 года. Отмечается, что в Пермском крае самообложение граждан вводится преимущественно по итогам сходов граждан. На сходах граждан жителями принимаются решения по введению самообложения для реализации мероприятий по улучшению качества жизни на территории.
Использование данных механизмов предоставляет возможность гражданам участвовать в социально-экономическом развитии территорий, благоустраивать свои населенные пункты, а также способствует развитию гражданской активности, повышению финансовой грамотности.
Немаловажным является оказание внимания и поддержки институтам общественного самоуправления: органам территориального общественного самоуправления и сельским старостам, которые обеспечивают органам местного самоуправления постоянное получение "обратной связи" от жителей, позволяют оперативно информировать органы местного самоуправления и жителей о проблемах и их решении, а также направлены на выявление местных инициатив и формирование общественного мнения.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений направлена на сохранение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Пермского края, а также на стимулирование муниципальных образований к наращиванию собственных налоговых доходов.
Основным инструментом финансового выравнивания муниципальных образований Пермского края является предоставление из бюджета Пермского края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов, позволяющей сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципалитетами.
В целях привлечения инвесторов, создания новых рабочих мест, диверсификации экономики моногородов (снижения ее зависимости от градообразующих организаций) в Пермском крае сроком на 12 лет созданы территории опережающего развития "Чусовой" (в 2017 году) и "Нытва" (в 2019 году).
Наличие свободных инвестиционных площадок, выгодное экономико-географическое положение обеих территорий опережающего развития определяют потенциал для привлечения новых инвесторов.
Пермский край характеризуется "мелкоселенностью", то есть большим количеством малочисленных деревень и поселков, удаленных от административного центра муниципального образования и основных транспортных магистралей. Проблемами "мелкоселенности" являются отсутствие перспектив социально-экономического развития таких населенных пунктов и невозможность за счет ресурсов местных бюджетов создать необходимые условия для комфортного проживания населения и оказания качественных государственных и муниципальных услуг. Часто такие населенные пункты в весенне-осенний период остаются отрезаны от транспортного сообщения ввиду погодных условий и неудовлетворительного состояния дорог, мостов.
В Пермском крае в реестр паводкоопасных территорий входят 104 населенных пункта, в большей части из которых установлены границы зон затопления. Часть жилых домов в подтопляемых территориях подвергается систематическому подтоплению, еще часть находится в непосредственной близости от обрушающихся берегов водоемов, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу людей.
С целью решения вышеуказанных проблем и создания условий для комфортного проживания жителей на территории Пермского края предусмотрены дополнительные меры поддержки из бюджета региона.
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий". Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими стратегическими документами:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
Законом Пермского края от 12 июля 2024 г. N 329-ПК "О стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2035 года".
К приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы относятся:
создание эффективного муниципального управления;
содействие комплексному развитию муниципальных образований Пермского края;
формирование системы стратегического планирования комплексного развития на муниципальном уровне;
обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Пермского края;
совершенствование межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях;
повышение качества управления финансами в муниципальных образованиях;
развитие и совершенствование общественного самоуправления в Пермском крае.
Основной целью государственной программы являются создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края, повышение уровня удовлетворенности населения развитием территорий до 55,1% к 2030 году.
1.3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли и сфере государственного управления
Достижение цели государственной программы будет осуществляться путем решения следующих основных задач:
повышение результативности деятельности муниципальных образований при реализации комплексных планов развития территорий;
создание комфортных условий проживания жителей Пермского края и совершенствование системы комплексного благоустройства на территории муниципальных образований путем реализации регионального проекта "Комфортный край";
актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов Пермского края;
развитие и совершенствование общественного самоуправления в Пермском крае;
достижение комфортных и безопасных условий проживания жителей отдельных территорий Пермского края путем их переселения;
создание новых рабочих мест в рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение функционирования территорий опережающего развития, созданных в моногородах Пермского края.
Решение задач будет осуществляться путем систематического мониторинга текущего состояния сферы реализации государственной программы; подготовки предложений по совершенствованию механизмов предоставления межбюджетных трансфертов; своевременной корректировки планов развития муниципальных образований; софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; расширения возможностей участия населения в решении вопросов местного значения; поощрения гражданской инициативы; вовлечения молодежных аудиторий в осуществление общественного самоуправления; осуществления контроля за реализацией муниципальными образованиями проектов, мероприятий.
Эффективность местного самоуправления и степень развития территории во многом зависят от того, насколько результаты деятельности органов местного самоуправления соответствуют интересам местного населения. Улучшение условий жизни граждан в муниципальных образованиях достигается посредством решения социальных, инфраструктурных и других задач, направленных на создание благоприятных условий и обеспечение комфортности среды проживания: создание качественных и современных общественных пространств, формирование новых возможностей для отдыха, занятия спортом, самореализации людей. Социальное самочувствие формируется на основе объективных условий проживания и субъективной оценки со стороны людей, а также действий органов власти, направленных на сохранение или изменение этих условий. Ежедневная деятельность органов власти формирует и регулярно изменяет параметры социального самочувствия на конкретной территории. Основными направлениями приложения усилий органов власти в деле повышения социального самочувствия видятся следующие сферы: формирование и совершенствование комфортной среды проживания, обеспечение благоприятных условий для жизни, совершенствование механизмов вовлечения граждан в решение социально важных задач и принятие управленческих решений.
II. Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"
Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе.
Указанные субсидии предоставляются в соответствии с порядками, установленными нормативными правовыми актами Правительства Пермского края."
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Пермского края от 27 сентября 2024 г. N 713-п "О внесении изменения в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.