Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1. Развитие отраслей экономики и социальной сферы
Промышленность
По итогам 2023 года прирост промышленного производства составил 4,1%, при этом объем выпуска добывающих отраслей сократился на 1,3%, а обрабатывающих - увеличился на 8,6 процента.
По оценке, по итогам 2024 года ожидается увеличение выпуска в промышленности в целом на 4,0%, в том числе сокращение на 0,4% в добыче полезных ископаемых и рост на 7,0% по обрабатывающим производствам.
В среднесрочной перспективе до 2027 года ожидается продолжение устойчивого роста промышленного производства.
В обрабатывающей промышленности прогнозируется рост выпуска продукции в 2027 году на 17,4% к уровню 2023 года. Устойчивый рост ожидается во всех подотраслях, но в особенности в тех из них, которые ориентированы на развитие экономики предложения для удовлетворения спроса.
Таблица. Динамика промышленного производства (базовый вариант), % г/г
Виды деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/ 2023 |
Промышленность - всего |
4,1 |
4,0 |
2,0 |
2,4 |
2,6 |
11,4 |
Добыча полезных ископаемых |
-1,3 |
-0,4 |
0,7 |
1,6 |
1,8 |
3,6 |
Обрабатывающие производства |
8,6 |
7,0 |
2,9 |
3,1 |
3,3 |
17,4 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
0,0 |
3,9 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
9,1 |
Водоснабжение; Водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,0 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
7,4 |
Машиностроение
По итогам 2023 года машиностроительный комплекс адаптировался к внешнеэкономическим и геополитическим вызовам, нивелировав риски негативных последствий. Так, произошло повышение производства продукции машиностроительного комплекса в целом на 24,3% за счет роста всех подотраслей, в том числе производства компьютеров, электронных и оптических изделий (на 36,2%), производства прочих транспортных средств и оборудования (на 30,2%), производства электрического оборудования (на 20,8%), роста автопроизводства (на 16,0%), производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 5,9 процента).
Стратегические планы большинства предприятий машиностроения нацелены на создание суверенной продукции и импортозамещение. В 2023 году инвестиции в основной капитал машиностроительного комплекса возросли на 21,8% г/г (767,2 млрд руб.) после снижения на 4,1% в 2022 г. (587,6 млрд руб.). Достижение производственных планов предприятий обеспечивалось реализацией государственных мер поддержки, в том числе отраслевых субсидий, возможностью заключения специальных инвестиционных контрактов с государством, а также получения льготных займов Фонда развития промышленности.
В среднесрочной перспективе ожидается рост производства продукции машиностроительного комплекса, прежде всего, за счет сохранения отраслевых мер государственной поддержки, государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также внутреннего спроса на отечественную продукцию.
В 2024 году прогнозируется рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий составит (на 29,7% г/г) за счет устойчивого спроса на продукцию радиоэлектронной промышленности, использования в государственных закупках, а также реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
Ожидается рост производства электрического оборудования на 7,2% г/г в связи с чрезвычайной важностью продукции отрасли в смежных отраслях экономики, в том числе энергетике, автомобильной промышленности, строительстве и в сельском хозяйстве.
В производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, ожидается сокращение на 0,3% в основном из-за удорожания производства продукции для сельского хозяйства ввиду роста ее себестоимости (рост стоимости двигателей внутреннего сгорания, коробок переключения передач, подшипников шариковых или роликовых, логистических издержек, а также роста ключевой ставки). Поддержку отрасли окажут меры поддержки (в том числе льготный лизинг спецтехники, скидка на приобретение станкоинструментальной продукции и пр.), реализуемых в рамках федеральных проектов "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности", "Развитие производства средств производства" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", льготных займов Фонда развития промышленности, а также возможности заключения или продления СПИК с государством.
В производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов ожидается ускорение роста до 22,6% за счет динамичного восстановления производства на предприятиях автомобильной промышленности, прежде всего, за счет отраслевых субсидий (льготное автокредитование, льготный лизинг, поддержка производства газомоторной техники), государственных закупок, а также реализации инвестиционных проектов по перезапуску производственных площадок автосборочных производств (например, ООО "Автомобильные технологии", ООО "Автозавод Санкт-Петербург", ООО "АГР", ООО "МБ РУС Мануфэкчуринг" и пр.). Вместе с тем планируется продолжить стимулирование развития электротранспорта, осуществляемого в рамках федерального проекта "Электроавтомобиль и водородный автомобиль".
В производстве прочих транспортных средств и оборудования в 2024 году ожидается рост на 15,1% г/г, который будет обеспечиваться за счет продления мер поддержки производства ключевой продукции авиастроения, судостроения, производства железнодорожной техники, а также государственным оборонным заказом.
Таблица. Динамика производства по основным видам деятельности машиностроительного комплекса (базовый сценарий), % г/г
Виды деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
36,2 |
29,7 |
2,5 |
5,1 |
6,8 |
49,1 |
Производство электрического оборудования |
20,8 |
7,2 |
2,8 |
6,3 |
8,6 |
27,2 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
5,9 |
-0,3 |
4,8 |
9,1 |
11,6 |
27,3 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
16,0 |
22,6 |
30,2 |
18,9 |
7,2 |
103,3 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
30,2 |
15,1 |
5,0 |
5,8 |
6,7 |
36,5 |
Металлургический комплекс
В черной металлургии по итогам 2023 года средневзвешенный индекс производства вырос на 4,0%, в том числе производство чугуна, стали и проката на 4,6%, производство стальных труб на 1,2% и производство метизов и прочих изделий на 4,9 процентов.
В 2023 году наблюдалась тенденция незначительного повышения производственных показателей на металлургических и трубных предприятиях в связи с увеличением спроса на металлопродукцию со стороны основных потребителей на внутреннем рынке.
Исходя из оценки спроса на кокс металлургический на внутреннем и внешних рынках, в связи с переходом отраслей на новые технологии, резкого изменения спроса не ожидается. В 2027 году производство кокса прогнозируется на уровне 26,2 млн тонн, или 101,9% к уровню 2023 года.
Производство концентрата железорудного в 2023 году составило 90,8 млн тонн, или 95,6% от уровня 2022 года. По оценке в 2024 году производство концентрата железорудного составит 95,0 млн тонн, или 104,5% к уровню 2023 года, а к 2027 году производство концентрата железорудного прогнозируется на уровне 101,1 млн тонн, или 111,2% от уровня 2023 года.
По итогам 2023 года на металлургических предприятиях России было произведено 54,6 млн тонн чугуна, или 105,8% уровня 2022 года; 76,1 млн тонн стали, или 105,3%; 64,2 млн тонн готового проката черных металлов, или 104,6 процента.
В 2024 году производство чугуна оценивается на уровне 54,7 млн тонн - 100.2%, стали - 76,3 млн тонн - 100,4%, готового проката черных металлов - 64,3 млн тонн -100,2% (к уровню 2023 года).
В структуре готового проката черных металлов производство листового проката в 2024 году ожидается в объеме 30,9 млн тонн, или 103,3% к уровню 2023 года, из него производство листового холоднокатаного проката ожидается на уровне 8,9 млн тонн, т.е. на уровне 2023 года, производство горячекатаного проката - 22,0 млн тонн, или 112,8% к уровню 2023 года.
Производство листа и жести с покрытием ожидается в 2024 году в размере 6.0 млн тонн, или 88,9% к уровню 2023 года. Производство сортового холоднотянутого проката, включая подшипниковый - 223,7 тыс. тонн, или 104,6% от уровня 2023 года.
К 2027 г. прирост производства готового проката черных металлов составит 7,0%, достигнув 68,7 млн тонн. Из общего объема готового проката производство листового проката к 2027 году составит 33,0 млн тонн (110,4% к уровню 2023 года), производство сортового проката 35,7 млн тонн (103,2 процента).
Объем производства стальных труб в 2027 году составит 13,5 млн тонн (101,5% к уровню 2023 года).
В цветной металлургии изменение индекса производства по итогам 2023 года составило 2,2% г/г, индекса добычи руд цветных металлов - 0,3% г/г.
В части обеспечения и рационального использования сырьевых ресурсов цветной металлургии реализуются новые инвестиционные проекты на территории Российской Федерации и диверсифицируются импортные поставки сырьевых ресурсов при снижении импортных поставок из недружественных стран.
По итогам 2023 года индекс производства по сравнению с предшествующим годом составил: в производстве драгоценных металлов - 98.2% г/г, производстве алюминия - 100,1% г/г, производстве свинца, цинка и олова - 109,5% г/г, производстве меди - 102,3% г/г.
Таблица. Динамика производства по основным видам деятельности металлургического комплекса (базовый вариант), % г/г
Виды деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Добыча металлических руд |
-1,7 |
0,6 |
2,3 |
1,8 |
2,0 |
6,9 |
Производство металлургическое |
2,9 |
0,4 |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
5,1 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
28,0 |
30,9 |
4,3 |
4,6 |
5,2 |
50,3 |
Химическая промышленность
По итогам 2023 года производство химических веществ и химических продуктов увеличилось на 5,2% г/г. В сфере производства резиновых и пластмассовых изделий также отмечается рост выпуска продукции на 8,1% г/г.
С предприятиями отрасли в 2023 году заключено 2 специальных инвестиционных контракта: с ПАО "Уралкалий" (технология производства хлорида калия), АО "Апатит" (производство минеральных удобрений). В 2024 году заключен специальный инвестиционный контракт с ПАО "Уралкалий" (технология производства хлористого калия), НАО НИТРИЛЕНД (технология производства медицинских изделий из натурального и синтетического латекса).
После падения в 2022 году, вызванного санкционными ограничениями и транспортной блокадой поставок в страну в условиях зависимости от импорта сырья и производственного оборудования, 2023 год показал устойчивый рост по всем ключевым видам деятельности комплекса. С 2024 года ожидается дальнейший умеренный и устойчивый рост производства за счет введения новых мощностей, восстановления цепочек добавленной стоимости при производстве продукции, а также роста производства продукции смежных отраслей.
Росту также будет способствовать инвестиционная активность производителей ключевых химических продуктов, направленная на расширение и модернизацию производственных мощностей. В среднесрочном периоде до 2027 года ожидается стабильный рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах как в производстве химических веществ и продуктов, так и в производстве резиновых и пластмассовых изделий.
Кроме того, начиная с 2024 года, предполагается ввод ряда крупных производственных мощностей:
модернизация мощностей сложных минеральных удобрений (АО Апатит);
строительство завода по производству минеральных удобрений на базе имущественного комплекса ФКП "Горный" (ООО "СПК "Горный");
производство крупногабаритных шин для спецтехники, крупногабаритных шин ЦМК и комбинированных шин (ПАО "Татнефть");
производство полиэфирных волокон и нитей (ООО "Вира Полиэф Групп");
производство нитей полиэфирных технических (ООО "Союзтекстиль-СТ");
строительство газохимического комплекса (ООО "Каспийская Инновационная Компания");
модернизация и ввод новых мощностей в производстве крупногабаритных шин для спецтехники, крупногабаритных шин ЦМК и комбинированных шин (ООО "Нортек", ПАО "Татнефть").
Таблица. Динамика производства по основным видам деятельности химической промышленности (базовый вариант), % г/г
Вид деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
5,2 |
3,8 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
11,3 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
8,1 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
10,6 |
Фармацевтическая промышленность
По данным Росстата, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в 2023 году по сравнению с 2022 годом показало снижение темпов на 0,4% г/г после периода "взрывного" роста в период пандемии коронавируса - накопленный прирост за прошедшие 5 лет составил 91,7%, т.е. выпуск фармацевтической продукции практически удвоился.
В 2023 году наблюдалось увеличение объемов производства в фармацевтической промышленности, которое сопровождалось увеличением доли высокотехнологичной продукции.
В 2023 году заключен специальный инвестиционный контракт с АО "Орден трудового красного знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" по разработке и внедрению технологии "Технология производства радиофармацевтических препаратов в соответствии с европейскими Правилами производства и контроля качества лекарственных средств GMP"
В 2023 году предприятиями фармацевтической промышленности запущено 8 производственных участков по выпуску лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций. В числе запущенных производственных площадок можно отметить следующие:
ООО "Велфарм-М" - запущена первая линия по производству твердых лекарственных форм, планируется запуск 10 линий по выпуску лекарственных средств, проектная мощность - 1,7 млрд шт. таблеток в год;
АО "Биохимик" (ГК "Промомед"): в Республике Мордовия (г. Саранск) открыт новый завод по производству АФС мощностью 340 тонн в год на 150 видов субстанций;
АО "Отисифарм Про": в индустриальном парке "Храброво" (Калининградская область) запущено высокотехнологичное фармацевтическое предприятие по производству готовых лекарственных форм. ГК "Промомед" на базе завода "Биохимик" - запущено новое высокотехнологическое таблеточное производство (противовирусные, нестероидные противовоспалительные, гепатопротекторные препараты) предназначенные для производства стратегически важных препаратов, в том числе на случай прекращения поставок иностранных фармацевтических компаний;
АО "Фармасинтез-Норд": в ОЭЗ Санкт-Петербурга "Новоорловская" состоялся запуск второй очереди завода "Фармасинтез-Норд" по производству лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний. Завод на сегодняшний день является крупнейшим в стране по производству противораковых препаратов. В плане производства более 100 наименований;
ООО "СпецФармПроизводство": в Краснодарском крае открыт Центр производства радиофармацевтических лекарственных препаратов;
АО "Медисорб": в г. Ярославль на базе Центра фармацевтических технологий Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского (ЯГПУ) запущена производственная площадка по синтезу активных фармацевтических субстанций;
ООО "Р-Опра": на площадке "Алабушево" ОЭЗ "Технополис "Москва" открыт новый фармацевтический завод. Завод построен в рамках офсетного контракта, заключенного с компанией в 2018 году. Запланирован выпуск иммунодепрессантов, антиретровирусных препаратов, лекарств для лечения онкологических, орфанных, респираторных, противоревматических, сердечнососудистых, неврологических и нефрологических заболеваний;
АО "Нижфарм": локализация производства оригинального препарата "Випидия" (МНН Алоглиптин) для лечения сахарного диабета 2-го типа на производственной площадке компании "НИЖФАРМ" в г. Обнинск (Калужская область) (трансфер технологий);
Группа компаний "Биосан" и "Биолабмикс": первое промышленное производство реагентов для создания мРНК-вакцин от вирусных, бактериальных инфекций и онкозаболеваний.
В целях поддержки фармацевтической промышленности реализуется федеральный проект "Развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", который предусматривает различные меры поддержки отрасли, направленные на создание и расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий.
В 2023 году запущены дополнительные меры по стимулированию развития отрасли:
реализована программа поддержки "Продукты на полку", предусматривающая предоставление субсидий на разработку и регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения (аналогов препаратов), защищенных на территории Российской Федерации иностранными патентами, правообладателями которых являются организации из недружественных стран;
реализовывается механизм государственной поддержки - "Кластерная инвестиционная платформа", направленный на поддержку инвестиционных проектов, предусматривающих производство приоритетной продукции (в части фармацевтической промышленности - это лекарственные препараты для медицинского применения из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, производство которых должно осуществляться по полному циклу, включая синтез фармацевтической субстанции).
Кроме того, Фондом развития промышленности предоставляются льготные займы для софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, лизинг производственного оборудования, маркировку лекарств и повышение производительности труда.
В прогнозном периоде ожидается увеличение объемов выпуска, что будет связано с развитием не только производства отечественных аналогов импортных лекарственных препаратов, но и первичных фармсубстанций, необходимых для производства широкой номенклатуры препаратов.
Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года направлена на обеспечение стабильных условий развития внутреннего фармацевтического рынка, включая снижение зависимости от импорта фармацевтической продукции во всех социально значимых и затратных сегментах за счет локального производства по полному производственному циклу, привлечение дополнительных инвестиций (бюджетных и внебюджетных) на развитие отрасли, наращивание ключевых отраслевых компетенций в области разработки и производства как лекарственных средств и фармацевтических субстанций, так и сырья, материалов, оборудования, комплектующих для обеспечения конкурентоспособности фармацевтической продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Таблица. Динамика производства продукции фармацевтической промышленности (базовый вариант), % г/г
Вид деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
-0,4 |
10,3 |
9,9 |
4,8 |
4,8 |
33,1 |
Легкая промышленность
Отрасли легкой промышленности в 2023 году продемонстрировали рост производства, в том числе текстильных изделий (на 3,4%), одежды (на 13,3%), кожи и изделий из кожи (на 15,6 процента).
Сохраняющиеся санкционные ограничения позволили российским производителям реализовать имеющийся потенциал в новых проектах и развернуть производство локализованной продукции. Рост инвестиций в основной капитал отраслей легкой промышленности составил 27,7%, при этом больше половины инвестиций было сконцентрировано в производстве текстильных изделий.
Так, по итогам I полугодия 2024 года ввиду повышения внутреннего спроса наблюдается рост в натуральном выражении женских пальто, курток, плащей, курток, ветровок и пр. аналогичных изделий (на 39,9% г/г); одежды из кожи (на 36,1% г/г); женских головных уборов (на 35,0% г/г); купальных костюмов (на 21,4% г/г); обуви (на 21,1% г/г); швейных (синтетических) ниток (20,5% г/г); шерстяных тканей (10,6% г/г); хлопчатобумажных тканей (15,9% г/г).
Укреплению отечественного производства в отраслях легкой промышленности способствовали реализуемые на государственном уровне меры поддержки, в том числе в рамках федерального проекта "Развитие легкой и текстильной промышленности" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", поддержка малого и среднего предпринимательства, выдача льготных займов Фонда развития промышленности и т.д.
В 2024 году ожидается рост производства текстильных изделий на 6,8% г/г, производства одежды на 4,0% г/г, производства кожи и изделий из кожи на 6,5% г/г. Рост легкой промышленности в перспективе будет обеспечиваться за счет возрастающего внутреннего спроса на трикотажные полотна, нетканые материалы, хлопчатобумажные и смесовые ткани, в том числе благодаря реализации инвестиционных проектов по созданию трикотажных фабрик, реализации ткацких производств и постепенной модернизации производственных мощностей, а также расширения отечественных импортозамещающих производств в освободившихся после ухода иностранных производителей нишах.
К 2027 году ожидается рост производства в отраслях легкой промышленности на уровне свыше 20% при одновременном решении задач, направленных на:
стимулирование развития собственных брендов, в том числе с учетом позиционирования брендов в рамках конгрессно-выставочной деятельности;
локализацию производств из отечественного сырья, в том числе путем развития собственной сырьевой базы и создания условий для переработки сырья;
сокращение объемов незаконного оборота продукции легкой промышленности.
Таблица. Динамика производства по основным видам деятельности легкой промышленности (базовый вариант), % г/г
Вид деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Производство текстильных изделий |
3,4 |
6,8 |
5,2 |
3,9 |
4,2 |
21,7 |
Производство одежды |
13,3 |
4,0 |
6,1 |
4,4 |
5,3 |
21,3 |
Производство кожи и изделий из кожи |
15,6 |
6,5 |
7,1 |
3,9 |
3,2 |
22,2 |
Лесопромышленный комплекс
По итогам 2023 года промышленное производство в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева сократилось на 1,1% г/г, в сфере производства бумаги и бумажных изделий увеличилось на 2,2 процента.
В 2023 году на предприятиях лесопромышленного комплекса были продолжены как ранее начатые, так и новые проекты по модернизации оборудования в целях оптимизации производственного процесса и расширения производственных мощностей. Сохраняется тенденция развития безотходного, а также биотопливного производства (постепенно осуществляется перевод мазутных котельных на биотопливо, расширяется производство пеллет и древесно-топливных брикетов).
Кроме того, наблюдается более активное развитие деревянного домостроения, в том числе индивидуального, а также возведения прочих зданий городской инфраструктуры с использованием CLT-панелей. Так, Segezha Group в 2023 году заключила с Минпромторгом России СПИК 2.0 на производство CLT-панелей.
При этом всего в 2023 г. по лесопромышленному комплексу было заключено 4 СПИК 2.0, общая сумма инвестиций по которым составляет 23,4 млрд руб.
В числе завершенных в 2023 году проектов можно отметить:
ввод в эксплуатацию Усть-Илимского целлюлозно-картонного комбината по итогам, проект реализован АО "Группа "Илим" (проектная мощность - 600 тыс. тонн готовой продукции в год, около 375 новых рабочих мест, объем инвестиций - 90 млрд руб.);
завершена модернизация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО "СВЕЗА Уральский" (проектная мощность - 95 тыс. куб. метров березовой фанеры, 26 тыс. куб. метров ламинированной фанеры, объем инвестиций - 3,6 млрд руб.);
запущена новая линия по производству санитарно-гигиенических изделий, проект реализован компанией "ХАЯТ Россия" (более 30 дополнительных рабочих мест, объем инвестиций - 550 млн руб.);
ввод в эксплуатацию лесоперерабатывающего завода по производству плит ОСП (OSB) на технологической линии полностью отечественной комплектации, (проектная мощность - 15 тыс. куб. метров плит в год, около 30 тыс. куб. метров).
В части реализуемых государственных мер стимулирования развития отрасли, а также оказания поддержки в целях адаптации лесопромышленного комплекса к изменившимся внешнеэкономическим условиям можно отметить следующие:
субсидии в целях снижения затрат на транспортировку продукции до конечного покупателя;
субсидии в 2023 г. в целях компенсации части затрат на экспортную транспортировку продукции через порты на территории Северо-Западного федерального округа (предусмотрено финансирование до 80% фактически понесенных затрат на транспортировку);
установка на 2023 г. 5-й очереди перевозки грузов, следующих в составе контейнерных поездов, для продукции лесопромышленного комплекса, экспортируемой грузоотправителями, обладающими собственными производственными мощностями по переработке древесины и/или лесосырьевой базой;
определение в 2023 г. размера арендной платы за лесные участки исходя из фактических объемов заготовки древесины для регионов Северо-Западного федерального округа;
расширение в 2023-2024 гг. числа автомобильных пунктов пропуска на границе с Казахстаном и республикой Белоруссией для экспорта продукции лесопромышленного комплекса автомобильным транспортом;
субсидии в целях стимулирования спроса на деревянные дома заводского изготовления посредством предоставления скидки физическим лицам на покупку деревянных домокомплектов;
отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отрасли (на 2022 - 2024 годы), в рамках федерального государственного надзора;
льготные кредиты на приобретение приоритетной для импорта продукции;
льготные кредиты Фонда развития промышленности (в 2023 году поддержка предоставлена 21 проекту лесопромышленного комплекса на общую сумму 4,8 млрд руб.);
механизм приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области освоения лесов (позволяет заключать договоры аренды лесного участка без проведения торгов; на стадии реализации находится 40 приоритетных проектов, по итогам 2023 года в перечень ПИП включено 12 инвестиционных проектов, по 8 проектам принято решение об их завершении);
предоставление дополнительных кредитов на модернизацию действующих котельных при их переводе на биотопливо, в том числе пеллеты и строительство новых;
ведение работ по внедрению ФГИС ЛК - система контроля над лесной отраслью - в целях повышения прозрачности отрасли и борьбы с нелегальной заготовкой древесины.
Реализуемый комплекс мер государственной поддержки будет способствовать развитию производства продукции лесопромышленного комплекса.
Таблица. Динамика производства по основным видам деятельности лесопромышленного комплекса (базовый вариант), % г/г
Вид деятельности |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
-1,1 |
5,7 |
2,4 |
3,0 |
3,2 |
15,1 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
2,2 |
6,2 |
2,0 |
2,8 |
3,0 |
14,7 |
Электроэнергетика, обеспечение газом и паром, водоснабжение и водоотведение, сбор и утилизация отходов
По итогам 2023 года в сфере производства электрической энергии объем выработки по отношению к 2022 году в целом не изменился. При этом, тепловые электростанции по итогам 2023 года произвели 750 млрд кВт*ч и продолжают оставаться основным поставщиком электрической энергии - генерируют около 64% всей выработки электрической энергии в стране.
В 2023 году произошел рост выработки электрической энергии, производимой на основе возобновляемых источников энергии, на 2,0%, в том числе выработка ВЭС и СЭС увеличилась на 11,0 процента.
В связи с ожидаемым увеличением промышленного производства в 2024 году прогнозируется рост потребления электрической энергии на 3,9% относительно 2023 года.
Транспорт
На фоне сохраняющихся в 2023-2024 гг. ограничений со стороны недружественных стран (закрытие воздушного пространства, территорий для российских автомобильных перевозчиков, запрет на заходы в порты недружественных стран российских судов) продолжается структурная перестройка в транспортной отрасли. Так, экспортные потоки частично перенаправляются на юг и восток, импортные потоки в значительной степени переориентируются на автомобильный транспорт и железнодорожные контейнерные перевозки.
В 2023 г. объем перевозок грузов (без трубопроводного) составил 7,9 млрд тонн грузов (на 3,7% выше уровня 2022 года), грузооборот - 3 127,9 млрд т-км (на 2,0% выше уровня 2022 года).
Объем коммерческих перевозок грузов транспортного комплекса (без трубопроводного) в 2023 г. составил 3,8 млрд тонн (на 5,7% выше уровня 2022 года), грузооборот - 3 042,5 млрд т-км (на 1,7% выше уровня 2022 года).
В структуре перевозок грузов в 2023 г. лидирующая позиция сохранилась за автомобильным транспортом - 82,5% от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом (без трубопроводного). В структуре грузооборота превалировал железнодорожный транспорт, который составил 84,3% от общего грузооборота транспортного комплекса (без трубопроводного).
Объемов перевозок пассажиров в 2023 г. на транспорте общего пользования вырос на 5,7% к уровню 2022 г., пассажирооборот увеличился на 12,8 и составил 496,5 млрд пасс.-км.
В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования в 2023 году доля железнодорожного транспорта составила 27,8% от общего пассажирооборота, доля воздушного транспорта - 53,3 процента.
Таблица. Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса (базовый вариант)
|
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2027/2023 |
|
отчет |
оценка 1 |
прогноз 1 |
|||||
Перевозки грузов всего, млрд тонн |
7,87 |
8,03 |
8,20 |
8,39 |
8,57 |
|
|
в % г/г |
3,7 |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
2,1 |
8,9 |
|
Грузооборот всего, млрд тонн-км |
3127,9 |
3091,6 |
3210,8 |
3385,9 |
3515,0 |
|
|
в % г/г |
2,0 |
-1,2 |
3,9 |
5,5 |
3,8 |
12,4 |
|
Перевозки пассажиров 2, млрд чел. |
10,1 |
10,6 |
10,9 |
11,2 |
11,5 |
|
|
в % г/г |
5,7 |
5,0 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
13,9 |
|
Пассажирооборот 2, млрд пасс-км |
496,6 |
487,0 |
479,6 |
494,3 |
521,2 |
|
|
в % г/г |
12,8 |
-1,9 |
-1,5 |
3,1 |
5,4 |
5,0 |
------------------------------
1 По данным Минтранса России
2 По данным Минтранса России без учета трамвайного, троллейбусного транспорта, метрополитена
------------------------------
Развитие транспортной инфраструктуры и обновление транспортных средств является одной из приоритетных задач Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В среднесрочной перспективе развитие транспортной системы будет обеспечиваться путем реализации следующих приоритетных проектов:
развитие единой опорной транспортной сети общего пользования для всех видов транспорта;
развитие международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Северный морской путь" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки и обеспечения объемов транзита Ирана и Индии, а также других стран Прикаспийского региона, Западной и Южной Азии со странами Европы через территорию Российской Федерации;
строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Санкт-Петербург";
увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;
развитие опорной сети аэропортов и аэродромов;
увеличение пропускной способности внутренних водных путей, развитие Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, нацеленное на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом;
развитие железнодорожных подходов и инфраструктуры морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;
реализация программы развития пассажирского транспорта общего пользования;
обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Основными инструментами достижения стратегических целей в сфере транспортного комплекса будут являться национальные проекты "Эффективная транспортная система" и "Инфраструктура для жизни" (в части автомобильных дорог и общественного транспорта), реализация которых позволит обеспечить высокоэффективную качественную работу пассажирского и грузового транспорта общего пользования.
Железнодорожный транспорт
По итогам 2023 года погрузка грузов на сети ОАО "Российские железные дороги" составила 1,2 млрд тонн, что на 0,1% меньше, чем в 2022 году. Погрузка грузов выросла в сегментах перевозки кокса (на 13,7% к уровню 2022 г.), черных металлов (на 2,3%), лома черных металлов (на 6,7%), химических и минеральных удобрений (на 5,4%), зерна (на 37,1%). Наибольшее снижение погрузки наблюдалось в сегменте лесных грузов (на 14,2% к уровню 2022 г.), химикатов и соды (на 4,5 процента).
Грузооборот в 2023 году составил 2 638,3 млрд т-км, что выше на 0,02% уровня 2022 года.
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. погрузка на железнодорожном транспорте составила 699,1 млн тонн груза (на 3,4% ниже уровня аналогичного периода 2023 г.), выполненный грузооборот составил 1 471,5 млрд т-км (сокращение на 5,6 процента).
В 2024 году с учетом оценки макроэкономических параметров, сложившихся тенденций на рынке логистических услуг и прогноза ОАО "РЖД" погрузка грузов железнодорожным транспортом оценивается в объеме 1 239,0 млн тонн (рост на 0,3% к уровню 2023 г.), грузооборот - 2 588,2 млрд т-км (сокращение на 1,9 процента).
Динамика грузовых перевозок железнодорожного транспорта (по путям общего пользования) в среднесрочной перспективе будет определяться динамикой объемов промышленного производства в основных грузообразующих отраслях.
На формирование объемов погрузки грузов железнодорожным транспортом помимо макроэкономических факторов существенным образом влияет конъюнктура российского и мировых товарных рынков, находящихся в прогнозном периоде под геополитическим и санкционным давлением.
На перспективу до 2027 года существенное влияние на динамику погрузки будет оказывать развитие новых направлений поставок продукции российских производителей, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.
В 2027 году погрузка грузов железнодорожным транспортом прогнозируется на уровне 1 358,6 млн тонн (рост на 10,0% к 2023 г.), грузооборот - 2 967,3 млрд т-км (рост на 12,5% к уровню 2023 года).
На железнодорожном транспорте по итогам 2023 года перевезено 1,2 млрд человек (рост на 5,8% к уровню 2022 года). Пассажирооборот в 2023 г. вырос на 11,2% по сравнению с 2022 г. и составил 138,0 млрд пасс.-км.
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. железнодорожным транспортом отправлено 732,9 млн человек, на 7,5% больше аналогичного периода 2023 г., пассажирооборот составил 82,6 млрд пасс-км (рост на 7,5% к аналогичному периоду 2023 года).
С учетом сложившихся тенденций число пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в 2024 г. оценивается в размере 1 226,4 млн человек (на 1,5% выше уровня 2023 г.), пассажирооборот оценивается в размере 140,9 млрд пасс-км (рост на 2,1 процента).
В среднесрочной перспективе на железнодорожном транспорте прогнозируется поступательный рост пассажирских перевозок. В 2027 г. объем перевозок пассажиров составит 1 252,4 млн человек (рост на 3,6% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - 143,2 млрд пасс.-км (рост на 3,7 процента).
Рост перевозок планируется обеспечить, в основном, за счет развития внутригородских перевозок железнодорожным транспортом в крупных агломерациях и пригородных перевозок железнодорожным транспортом на основе формирования оптимальной маршрутной сети, развития скоростного движения, повышения качества и внедрения инновационных технологий, развития безбарьерной среды для маломобильных пассажиров.
Инвестиции в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры:
развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (III этап);
развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла;
реализация инвестиционного проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-1 "Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург";
развитие железнодорожной инфраструктуры направления Центр - Юг (Москва - Адлер)";
развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга - строительство Петербургского полукольца;
строительство новой железнодорожной линии Аэропорт Анапа - Тамань-Пасс. - ст. Анапа;
строительство железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево";
развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода;
развитие инфраструктуры железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Воздушный транспорт
В 2023 году в условиях переориентации на внутренние грузоперевозки перевозка грузов воздушным транспортом к уровню 2022 года снизилась на 22,9% и составила 0,5 млн тонн, грузооборот снизился на 39,0% и составил 1,7 млрд т-км.
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. перевозки грузов воздушным транспортом составили 0,3 млн тонн (на 2,3% выше уровня аналогичного периода 2023 года), выполненный грузооборот составил 1,0 млрд т-км (рост на 6,4 процента).
Объем перевозок грузов в 2024 г. оценивается на уровне 0,54 млн тонн (рост на 14,9% к уровню 2023 года), оценка грузооборота - 2,0 млрд т-км (рост на 13,4 процента).
В 2025-2027 годах прогнозируется рост перевозок и грузооборота воздушного транспорта. Воздушным транспортом в 2027 г. будет перевезено 0,82 млн тонн грузов (рост на 74,5% к уровню 2023 г.) и выполнен грузооборот в размере 2,7 млрд т-км (рост на 58,1 процента).
Восстановление воздушного пассажирского транспорта сдерживается сложной геополитической обстановкой. Сохраняются как ограничения на осуществление полетов в 11 аэропортах южной и центральной части страны, так и ограничения по поставкам запчастей, ремонту, страхованию самолетов зарубежного производства.
В настоящее время отрасль продолжает адаптироваться к новым условиям. В создавшейся ситуации в сфере гражданской авиации были приняты меры по поддержанию и развитию внутренних перевозок, а также сглаживанию санкционного воздействия на отрасль.
Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом в 2023 г. составил 105,5 млн человек, что больше на 10,7%, чем в 2022 г., пассажирооборот вырос по сравнению с 2022 годом на 16,1% и составил 264,7 млрд пасс-км.
По оперативным данным Росстата, за январь-июль 2024 г. объем перевозок пассажиров воздушным транспортом составил 63,2 млн человек, что больше на 6,9% уровня аналогичного периода 2023 г., пассажирооборот вырос на 9,7% и составил 161,9 млрд пасс-км.
С учетом сохраняющегося влияния мер санкционного давления на сектор пассажирских перевозок воздушным транспортом (включая запрет на полеты, продажу самолетов, запасных частей и оборудования, оказание услуг по страхованию, техническому обслуживанию, возврат воздушных судов лизинговым компаниям) пассажирооборот воздушного транспорта с учетом мер государственной поддержки в 2024 году оценивается в размере 246,3 млрд пасс.-км (на 7,0% ниже уровня 2023 года), объем перевозок - 98,14 млн пассажиров (сокращение на 6,9 процента).
Объем перевозок пассажиров в 2027 г. прогнозируется на уровне 98,8 млн чел. (сокращение на 6,3% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - 256,9 млрд пасс-км (на 2,9% ниже уровня 2023 года).
Инвестиции в основной капитал воздушного транспорта (включая аэронавигацию) в 2023 году составили 665,6 млрд руб., в том числе: из внебюджетных источников - 293,3 млрд рублей, средств федерального бюджета - 40,5 млрд рублей.
Развитие аэропортовой сети направлено на обеспечение приема современных типов воздушных судов и требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых услуг.
По итогам 2023 года обеспечен ввод в эксплуатацию 12 объектов:
девять взлетно-посадочных полос (Чара, Якутск, Певек, Черский, Усть-Камчатск, Усть-Нера, Благовещенск (досрочно), Магнитогорск (досрочно), Архангельск (досрочно);
три вспомогательных объекта аэродромной инфраструктуры (Петропавловск-Камчатский, Вилюйск, Братск (досрочно).
В 2024 году инвестиции в основной капитал организаций воздушного транспорта оцениваются в размере 411 млрд руб. (57,0% к уровню 2023 года).
Автомобильный транспорт
Тенденции, складывающиеся в транспортной отрасли, свидетельствуют об усилении конкурентных позиций автомобильного транспорта, наиболее массового и конкурентоспособного вида транспорта, в том числе на рынке высокодоходных и скоропортящихся товаров.
В 2023 году объем перевозки грузов автомобильным транспортом составил 6 491,2 млн тонн, (на 4,5% выше уровня 2022 г.), грузооборот составил 362,2 млрд т-км (рост на 15,4% к уровню 2022 года).
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. перевозки грузов автомобильным транспортом составили 3 952,6 млн тонн (на 9,3% выше аналогичного периода 2023 г.), выполненный грузооборот - 220,2 млрд т-км (рост на 7,2 процента).
В 2024 году с учетом оценки макроэкономических параметров социальноэкономического развития (темпов роста промышленного производства, розничной торговли, сельского хозяйства, строительного сектора) темпы роста перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом оцениваются соответственно в размере 102,3% и 102,8% к уровню 2023 года.
В среднесрочной перспективе с учетом темпов роста промышленного производства, розничной торговли, строительного сектора прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом, а конкурентоспособность автомобильного транспорта будет возрастать при доставке высокодоходных грузов на дальние расстояния.
В 2027 году объемы перевозок автомобильным транспортом прогнозируются на уровне 7 050,4 млн тонн грузов (рост на 8,6% к уровню 2023 г.), грузооборот оценивается на уровне 404,9 млрд т-км (на 11,8 процента). Коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом прогнозируются в 2027 году в объеме 2 789,9 млн тонн (на 17,6% выше уровня 2023 г.), коммерческий грузооборот - 338,6 млрд т-км (на 22,3 процента). Рост среднего расстояния перевозки 1 тонны коммерческого груза составит 104 процента.
В условиях оживления экономики инвестиции в основной капитал организаций автомобильного транспорта в 2023 году составили 606,1 млрд руб. (на 9,5% выше уровня 2022 года). В структуре инвестиций автомобильного транспорта 85,1% составляют инвестиции из внебюджетных источников (515,8 млрд руб.).
В 2024 году инвестиции в основной капитал организаций автомобильного транспорта планируются в объеме 695,2 млрд руб., в том числе из внебюджетных источников - 572,0 млрд рублей.
Морской транспорт
В сегменте морского транспорта, начиная с 2022 года, произошло перераспределение грузопотоков с запада на восток и юг. Кроме того, на фоне введенных недружественными государствами санкций грузы перераспределяются на мультимодальные маршруты с участием железнодорожного транспорта и судов класса "река-море".
Несмотря на санкционное давление и снижение темпов роста мировой экономики, перевозка грузов морским транспортом в 2023 году составила 33.2 млн тонн (рост на 20,5% к уровню 2022 г.), грузооборот составил 69.2 млрд т-км (рост на 56,6 процента).
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. перевозки грузов морским транспортом составили 19,7 млн тонн груза (на 3,3% выше уровня аналогичного периода 2023 г.), выполненный грузооборот составил 40,5 млрд т-км (рост на 62,2 процента).
В 2024 году ожидается, что несмотря на санкционное давление и снижение темпов роста мировой экономики, перевозка грузов морским транспортом составит 34,4 млн тонн (рост на 3,4% к 2023 г.), грузооборот оценивается в размере 70,8 млрд т-км (рост на 2,4% к уровню 2023 года).
В среднесрочной перспективе ожидается рост грузооборота и объема перевозок морского транспорта.
В 2027 г. объем перевозок грузов морским транспортом оценивается в размере 37,0 млн тонн (рост на 11,5% к уровню 2023 г.), грузооборот - 76,0 млрд т-км (на 10,0 процента). Рост показателей будет наблюдаться за счет роста каботажных перевозок.
Объем перевозок пассажиров морским транспортом в 2023 году снизился на 19,7% к уровню 2022 г. и составил 2,7 млн человек, при этом пассажирооборот вырос на 27,0% и составил 0,04 млрд пасс.-км.
Снижение числа перевезенных пассажиров морским транспортом связано с закрытием для гражданского судоходства некоторых районов в Азовском и Черном морях. Кроме того, снижению количества пассажиров морского транспорта способствовал отказ зарубежных круизных компаний от посещения российских портов в Черном и Балтийском морях.
По оперативным данным Росстата, пассажирооборот морского транспорта в январе-июле 2024 г. составил 0,02 млрд пасс.-км, что на 6,6% меньше уровня соответствующего периода 2023 г., объем перевозок пассажиров также показал снижение на 57,2% и составил 0,86 млн человек.
Объем пассажирских перевозок морским транспортом в 2024 г. составит порядка 2,75 млн человек, пассажирооборот - 0,04 млрд пасс.-км.
Приоритетные инвестиционные проекты на среднесрочную перспективу по развитию морского транспорта охватывают:
развитие транспортного узла Восточный - Находка (Приморский край);
строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Темрюк;
реконструкция объектов портовой инфраструктуры в морском порту Корсаков;
строительство морского терминала для обслуживания газохимического комплекса в Ненецком автономном округе в районе п. Красное, в рамках развития морского порта Нарьян-Мар;
реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Планируемый прирост производственной мощности морских портов в период 2025-2027 г. составит 192,3 млн тонн, в том числе в 2025 г. - 74,3 млн тонн.
Внутренний водный транспорт
В 2023 году объем перевозки грузов внутренним водным транспортом с учетом объемов производства в основных грузообразующих отраслях составил 109,3 млн тонн, что на 6,1% ниже уровня 2022 года, грузооборот составил 56,6 млрд т-км (сокращение на 16,9% г/г).
По оперативным данным Росстата, в январе-июле 2024 г. перевозки грузов внутренним водным транспортом оцениваются на уровне 51,8 млн тонн (на 3,3% ниже аналогичного периода 2023 г.), выполнен грузооборот в размере 30,0 млрд т-км (рост на 1,9 процента).
В 2024 году перевозка грузов внутренним водным транспортом с учетом объемов производства в основных грузообразующих отраслях ожидается в объеме 112,0 млн тонн (рост на 2,4% к 2023 г.), грузооборот оценивается в размере 58,3 млрд т-км (рост на 3,1 процента).
Объем перевозок грузов в 2027 г. составит 125,9 млн тонн (рост на 15,1% г/г), грузооборот - 64,0 млрд т-км (рост на 13,2% к уровню 2023 г.) в базовом варианте.
В 2023 г. продолжился рост объема пассажирских перевозок и пассажирооборота по рекам России. При этом увеличение речных перевозок объясняется значительным ростом популярности речных круизов и началом регулярных скоростных перевозок в некоторых регионах России. Пассажирооборот на внутреннем водном транспорте возрос в 2023 г. на 17,2% по сравнению с уровнем 2022 г. и составил 0,7 млрд пасс-км, объем перевозок пассажиров - на 16,0%, составив 10,6 млн человек.
По оперативным данным Росстата, за январь-июль 2024 г. объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом составил 5,8 млн человек, что меньше на 0,1% уровня аналогичного периода 2023 г., при этом пассажирооборот вырос на 5%, составив 0,4 млрд пасс-км.
В 2024 г. с учетом роста спроса на пассажирские и круизные перевозки объем перевозок пассажиров оценивается на уровне 11,1 млн пассажиров (рост на 4,9% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - в размере 0,8 млрд пасс.-км (на 10,8 процента).
Объем перевозок пассажиров в 2027 г. прогнозируется на уровне 12,1 млн чел. (увеличение на 13,6% к уровню 2023 г.), пассажирооборот - 0,8 млрд пасс-км (рост на 22,1% к уровню 2023 г.). Опережающий рост пассажирооборота будет обусловлен увеличением спроса на туристические услуги пассажирского водного транспорта.
На внутреннем водном транспорте инвестиции в 2023 г. выросли в 2 раза и составили 123,8 млрд рублей.
В 2023 году были введены в эксплуатацию гидросооружения Нижнекамского шлюза и Енисейского бассейна, проведена реконструкция гидроузла N 6 Волго-Донского канала и шлюза N 18 Беломорско-Балтийского канала.
Связь и информационные технологии
Связь
По оценке, рост добавленной стоимости в сфере информации и связи в 2024 году ожидается на уровне 6,4% по отношению к 2023 г., в среднесрочной перспективе (2025-2027 гг.) планируется сохранение опережающего роста отрасли.
Относительно высокие темпы роста рынка услуг прогнозируются в документальной электросвязи - 23,8% в 2027 году по отношению к уровню 2023 года. Это обусловлено в основном ожиданиями продолжения роста спроса на оказание услуг высокоскоростного доступа к сети "Интернет" (как фиксированного, так и мобильного). В структуре услуг связи доля доходов от услуг документальной электросвязи возрастет с 41,2% в 2023 г. до 46,0% в 2027 году с одновременным снижением доли услуг фиксированной телефонной связи (местной, междугородной, внутризоновой и международной) соответственно с 5,8% до 3,9%. Доступность услуг подвижной связи, интенсивное развитие услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации (1Р-телефония), современных голосовых сервисов при доступе через сеть Интернет способствуют снижению потребности абонентов в услугах фиксированной телефонной связи.
Объем услуг почтовой связи в 2024 г. сократится на 2,3% по отношению к предыдущему году, с выходом к 2027 г. на темп роста в 1,8%. Рынок услуг почтовой связи оказался ограничен влиянием внешних факторов с 2022 года, в основном в связи с ограничением обмена международными отправлениями с рядом стран. Тем не менее, после падения, наблюдающегося в 2022-2023 годах, с середины прогнозного периода заложена позитивная тенденция поступлений от услуг почтовой связи, связанная с реализацией потенциала развития рынка внутренних и большей части рынка международных почтовых отправлений, а также электронной коммерции и юридически значимых электронных почтовых сервисов для госсектора, юридических лиц и населения.
Также ожидается сохранение доли доходов от услуг подвижной связи на уровне 23,0% в 2023-2027 годах. Вместе с тем все большее количество абонентов используют голосовые и видеозвонки через мобильные приложения и программные продукты. Эта тенденция сохранится и усилится со временем, что заставит операторов связи все активнее предлагать абонентам пакетные предложения с отказом от безлимитных тарифов. Восстановление доходов от международного роуминга в прогнозном периоде ожидается на минимальном уровне.
Таблица. Структура услуг в сфере связи, в %
Виды услуг связи |
2023 |
2027 |
Объем услуг связи |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
почтовая связь |
8,9 |
8,2 |
междугородная и международная телефонная связь |
2,1 |
1,5 |
местная телефонная связь |
3,7 |
2,7 |
документальная электросвязь |
41,2 |
46,0 |
подвижная электросвязь |
23,7 |
23,0 |
радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь |
6,8 |
6,2 |
услуги по присоединению и пропуску трафика |
13,3 |
12,1 |
другие виды связи |
0,3 |
0,3 |
Число абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной радиотелефонной связи, сохранится в 2024-2027 годах на уровне 325- 328 млн абонентов с тенденцией к небольшому снижению к концу прогнозного периода. Скорость снижения общего количества подключенных мобильных устройств, используемых населением персонально для личных и рабочих целей, будет компенсироваться активным внедрением IoT.
Развитие мобильной связи и массовое использование различных онлайн-сервисов голосовой и видеосвязи усиливают снижение заинтересованности потребителей в использовании средств фиксированной телефонной связи, ожидается снижение плотности телефонных аппаратов на 100 человек населения с 14,3 единиц в 2023 году до 10,3 телефонных аппарата на 100 человек в 2027 году.
В условиях внешнего санкционного давления и повышенного уровня неопределенности столкнувшиеся с необходимостью сохранения прежнего уровня качества услуг, стремящиеся повышать устойчивость телекоммуникационной инфраструктуры и развивать существующие и предлагать новые сервисы операторы связи, несмотря на увеличение расходов на приобретение телекоммуникационного оборудования и высокие риски, находят новых поставщиков, выстраивают новые логистические цепочки, а также стимулируют отечественное высокотехнологическое производство и продолжают вкладывать существенные средства в модернизацию и развитие существующих сетей связи.
Для большинства организаций отрасли связи основными источниками инвестиционных вложений по-прежнему будут являться собственные средства организаций - амортизация и прибыль, остающаяся в их распоряжении.
В 2024 - 2027 годах операторы связи планируют осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, сохранение качества предоставляемых услуг связи для потребителей, в том числе обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", а также развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, приоритетно отечественных, технологий связи.
Информационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных, прежде всего, с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор ИКТ.
Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора ИКТ.
В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, снижены импортные пошлины, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний (до 2030 года), отсрочка от призыва ИТ специалистам и иные меры.
Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.
Ускоренный процесс импортозамещения, рост разработки и внедрения отечественного программного обеспечения, а также рост производства отечественного ИКТ-оборудования обеспечивает увеличение добавленной стоимости сектора ИКТ. Основным компонентом роста добавленной стоимости выступает фонд оплаты труда.
Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора на рынках стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).
Важным направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.
Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию ИКТ-сектора.
Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.
В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры в прогнозный период субъекты критической информационной инфраструктуры будут планомерно переходить на преимущественное применение отечественных программно-аппаратных комплексов и российских программных решений на принадлежащих им значимых объектах, что придаст импульс развитию обширного класса программного обеспечения и компонентов вычислительного и телекоммуникационного оборудования.
В целях достижения технологического суверенитета будут разрабатываться меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.
Готовность правовой среды для освоения российским обществом преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе обеспечивается за счет реализованных мероприятий в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", который завершится 31 декабря 2024 года.
Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках ре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.