Раздел 1. Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в 2023 году
1.1. Основополагающие документы стратегического планирования
Государственная культурная политика в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809, Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 (Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 35 приведены в соответствие с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей), Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, международными договорами, соглашениями и конвенциями, участницей которых является Российская Федерация, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы развития сферы культуры в Российской Федерации, другими документами стратегического планирования, разработанными в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу и оказывающими влияние на государственную культурную политику.
1.2. Инструменты достижения целей и задач государственной культурной политики
Для достижения целей государственной культурной политики и национальных целей развития Российской Федерации на системной, комплексной основе разработаны и действуют государственные программы, национальные проекты, федеральные проекты, ведомственные и региональные программы и проекты, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности, развитие культуры и искусства, создание и применение новых механизмов и инструментов реализации ценностно-ориентированной государственной культурной политики, информационно-аналитического обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики, а также комплекса мер, связанных со сглаживанием региональных диспропорций в сфере культуры, сохранением, укреплением и распространением традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей.
В условиях противостояния Российской Федерации странам "коллективного Запада" значительно обострилось идеологическое и информационное противоборство, во многом затрагивающее сферу культуры. Внешние информационные агенты и проводники влияния предпринимают активные попытки дискредитации духовно-просветительного, образовательного и творческого потенциала российской культуры.
Вхождение новых регионов в состав России стало действенным стимулом к осознанию россиянами национальных целей и задач, роли каждого в духовном развитии страны. Увеличился запрос на получение качественного культурно-просветительского контента, четко отразилось стремление к осознанию и изучению истоков и проявлений исторического единства российского народа.
Стала очевидной необходимость усиления работы, прежде всего с молодым поколением, направленной на духовно-нравственное воспитание, формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности и патриотизма.
Утверждение Президентом Российской Федерации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809) - это ответ не только на запросы нашего многонационального гражданского общества, но и на осуществляемую недружественными государствами деятельность, направленную на подрыв культурного суверенитета страны.
В соответствии с Указом, целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются три основных направления:
сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
противодействие распространению деструктивной идеологии;
формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
В 2023 году адаптирована под цели реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - Основы) деятельность Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики (постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2023 г. утверждена новая редакция положения о ней). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 96-р утвержден обновленный состав Правительственной комиссии, в который вошли представители в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, родительских объединений, творческих союзов, религиозных организаций.
В 2023 году велась работа по подготовке Плана мероприятий по реализации Основ на 2024-2026 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 1734-р). План, предварительно одобренный на заседании Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики, состоит из 9 разделов и включает 138 мероприятий (в соответствии с определенными Основами задачами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей), осуществляемых в различных отраслях федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, некоммерческими и религиозными организациями и иными заинтересованными лицами.
Реализация государственной культурной политики осуществлялась в 2023 году посредством выполнения показателей государственных программ Российской Федерации "Развитие культуры", "Развитие образования", "Информационное общество", "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, национального проекта "Культура", других документов стратегического планирования.
1.3. Оценка хода и результатов реализации государственной культурной политики Российской Федерации в 2023 году
Достижение целей, задач и приоритетов государственной культурной политики оценивается уровнем выполнения целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
По состоянию на конец 2023 года все показатели государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" выполнены в полном объеме, в том числе достигнуты следующие целевые показатели:
отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации, составило 101% (при плане 100%);
уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры составил 72,9% (при плане 72,6%);
количество объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в удовлетворительном состоянии, составило 157,1 тыс. единиц (при плане 105,5 тыс. единиц);
доля зрителей российских фильмов в отечественном прокате составила 72,5% (при плане 27,8%).
Кроме того, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" к концу 2023 года (нарастающим итогом) достигнуты, в том числе, следующие показатели: государственную поддержку получили 14907 творческих инициатив и проектов (при плане 12656 творческих инициатив и проектов), число воспитанников военно-исторических лагерей составило 23,7 тыс. человек (при плане 27,3 тыс. человек), число обращений к цифровым ресурсам составило 298,8 млн обращений (при плане 240 млн обращений), количество проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году возросло на 4,8% (при плане 3%), участниками межведомственного проекта "Культура для школьников" стали 30067 тыс. детей (при плане 1239 тыс. детей), посетили всероссийские, международные и межрегиональные творческие проекты в области музыкального, театрального и изобразительного искусства 852 тыс. человек (при плане 107 тыс. человек), мероприятия, проведенные некоммерческими организациями, направленные на сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных ценностей, посетили 3511 тыс. человек (при плане 900 тыс. человек).
<< Назад |
Раздел 2. >> Национальный проект "Культура" |
|
Содержание Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2023 году (подготовлен Минкультуры России 5 сентября... |