Раздел 9. Государственная охрана, популяризация и сохранение объектов культурного наследия
9.1. Государственная охрана объектов культурного наследия
Минкультуры России осуществляет полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 759-р (далее - Перечень).
В 2023 году Перечень был дополнен объектом культурного наследия федерального значения (вид - достопримечательное место) "Религиозно-историческое место "Соловецкий архипелаг", XV в. - середина XX в. (Архангельская область, Приморский район, Соловецкий архипелаг в составе островов: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий) и включал в себя 1 110 объектов культурного наследия.
В рамках исполнения полномочий Минкультуры России в 2023 году:
издано 2 приказа об утверждении и 18 приказов об изменении предмета охраны объектов культурного наследия;
издано 17 приказов об утверждении границ территории 47 объектов культурного наследия;
утверждено 79 актов технического состояния объектов культурного наследия;
утверждена новая редакция требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (вид - достопримечательное место) "Поленово" (Тульская область Заокский район и Калужская область Тарусский район);
утверждены зоны охраны объектов культурного наследия: "Георгиевский собор", 1234 г. (Владимирская область, г. Юрьев-Польский), "Комплекс памятников архитектуры XIII-XIV вв. на территории Булгарского городища", XIII-XIV вв. и "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", X-XV вв. (Республика Татарстан (Татарстан), "Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV-XVI, XVII, XVIII, XIX вв.", XV-XVI, ХVII, ХVIII, ХIX вв. (г. Москва) в границах квартала N 39 Центрального административного округа города Москвы, "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", ХIV - середина XX века (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад);
внесены изменения в зоны охраны объектов культурного наследия: "Ансамбль Зверина (Покровского) монастыря", ХIV - начало XX века (Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 16, д. 18, д. 20), "Ансамбль Казанского кремля", XV - первая четверть ХХ вв. (Республика Татарстан (Татарстан).
Реставрация объектов культурного наследия
В 2023 году были продолжены работы по реставрации более чем на 200 объектах культурного наследия и комплексному улучшению внешнего облика памятников истории и культуры.
По итогам 2023 года в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" полностью завершены ремонтно-реставрационные работы на 29 объектах культурного наследия.
Среди наиболее значимых объектов необходимо отметить следующие:
Свято-Успенский собор Тульского Кремля - завершены масштабные работы по комплексной реставрации собора, в том числе настенной живописи, реставрационного воссоздания икон иконостаса и киотов. Удалось также восстановить ряд утраченных живописных композиций по сохранившимся фрагментам;
здание Консистории в г. Екатеринбурге - завершена комплексная реставрация старейшего каменного здания города площадью 3 тыс. кв. м, обеспечено его приспособление к современному использованию Уральской консерватории им. Мусоргского;
10 объектов в Чеченской Республике, в том числе боевые и жилые башни, надземные склепы;
храмовый комплекс в г. Шуе Ивановской области, состоящий из Нового и Старого Соборов Воскресения Христова - завершена комплексная реставрация объектов, в том числе уникальных интерьеров, фресок и живописи;
2 корпуса Арсеналов и Тюрьма Выборгского замка - завершена реставрация объектов и их приспособление к современному использованию. В арсеналах открыты выставочные пространства, в здании тюрьмы разместилось фондохранилище музея-заповедника "Выборгский замок".
Продолжается комплексная реставрация Ансамбля Новодевичьего монастыря (г. Москва). В 2023 году завершены реставрационные работы на 29 из 36 объектов монастыря, а также на 7 из 11 иконостасов.
Также в 2023 году были продолжены мероприятия по развитию Музейного квартала в г. Туле, который за последние годы стал крупным культурным кластером, привлекающим в регион туристов и дополнительные инвестиции. В 2023 году начата реставрация 4 новых объектов, в которых будут размещены еще 3 филиала федеральных музеев: Политехнического музея, Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
В рамках предоставленной субсидии АНО "Управляющая компания "Саровско-Дивеевский кластер" завершены мозаичные работы на объекте культурного наследия "Колокольный корпус" в составе Ансамбля Серафимо-Дивеевского монастыря в с. Дивеево Нижегородской области, который является уникальным памятником русской архитектуры и одним из самых известных и крупных православных обителей Нижегородской области, а также местом массового паломничества.
В рамках предоставленной субсидии АНО "Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)" в 2023 году выполнена реставрация 6 объектов культурного наследия, расположенных на территории Псковской области:
Церковь Варвары Великомученицы в г. Печоры;
Церковь Николы Вратаря и Башня Никольская в составе Ансамбля Псково-Печерского монастыря;
Церковь Входа Господня в Иерусалим в д. Посолодино;
Ансамбль Покровской церкви в д. Боровик;
Палаты на подворье Елизаровского монастыря в г. Пскове.
Данные объекты являются важными духовными центрами Псковской области. В отреставрированных храмах открыты приходы, совершаются богослужения.
Консервация объектов культурного наследия
В 2023 году продолжена реализация программы консервации аварийных и руинированных объектов культурного наследия. По итогам года законсервировано 50 объектов культурного наследия, что позволило сохранить их от дальнейшего разрушения и полной утраты, и предоставило возможность отреставрировать их в будущем.
Юнеско
В 2023 году продолжена планомерная работа по подготовке новых номинаций для включения Список всемирного наследия. В рамках 45-й сессии Комитета всемирного наследия, которая состоялась в сентябре 2023 года в городе Эр-Рияд Саудовской Аравии, в Список всемирного наследия включили российский объект "Астрономические обсерватории Казанского федерального университета".
В 2023 году на рассмотрение в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО передан запрос на предварительную оценку объекта "Историко-культурный комплекс "Дивногорье".
В предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО добавлено два новых объекта: "Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова" и "Комплекс Воскресенского медеплавильного завода".
Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) зарегистрировано 154 634 (+ 5 102 за год) объектов культурного наследия, из них федерального значения - 71 653 (+1 043 за год), в числе которых объектов археологического наследия - 56 031 (+811 за год). Минкультуры России совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия продолжает работу по наполнению реестра в части сведений об утвержденных границах территорий, предметах охраны и зонах охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время в реестре содержатся сведения об утвержденных границах территории 82 761 объектов культурного наследия и о зонах охраны 35 026 объектов культурного наследия.
Росреестром предоставлен доступ в автоматизированную информационную систему "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - АИС ЕГРКН) в целях сбора данных и анализа наполнения реестра сведениями, необходимыми для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Минкультуры России совместно с Росреестром в 2023 году завершена работа с целью настройки межведомственного электронного взаимодействия АИС ЕГРКН и ЕГРН для оперативной передачи данных об утвержденных границах территорий и зонах охраны объектов культурного наследия в формате XML.
Министерством изданы приказы:
о включении 519 выявленных объектов культурного наследия в реестр в качестве объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированные Минюстом России;
об отказе во включении реестр 36 выявленных объектов культурного наследия (объектов археологического наследия);
о внесении изменений в реестр в отношении 17 объектов культурного наследия;
об изменении категории историко-культурного значения двух объектов культурного наследия (с регионального значения на федеральное);
о регистрации в реестре 5 511 объектов культурного наследия;
о внесении изменений в приказы о регистрации 102 объектов культурного наследия;
об отмене приказов о регистрации в отношении 175 объектов культурного наследия;
о признании утратившими силу приказов о регистрации 19 объектов культурного наследия.
Государственные услуги
В рамках участия в эксперименте по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования (далее - Эксперимент), проводимого на территории Российской Федерации с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2024 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279), Минкультуры России обеспечен вывод на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) 6 государственных услуг в сфере деятельности по сохранению объектов культурного наследия:
лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия;
аттестация специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических работ), в области реставрации культурных ценностей;
аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертиза;
выдача разрешений (открытых листов) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия:
выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения;
согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В 2023 году государственные услуги в сфере деятельности по сохранению объектов культурного наследия обеспечены упрощенным механизмом досудебного обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, совершенных при предоставлении разрешений гражданам через ЕПГУ.
Оказание государственных услуг через ЕПГУ позволило сократить сроки оказания государственных услуг, а также количество документов, предоставляемых заявителями, а следственно уменьшить временные затраты собственников и пользователей объектов, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
В целом отмечается увеличение количества предоставляемых Минкультуры России государственных услуг по сравнению с 2022 годом, что позволяет провести работы по сохранению большего количества объектов культурного наследия.
1. Аттестация специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей и аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы
В целях сокращения административных барьеров при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия в рамках Эксперимента также проведена следующая работа:
реализовано присвоение номеров в Едином реестре учета лицензий;
предусмотрена подуслуга по исправлению опечаток (ошибок) на ЕПГУ;
реализован переход на реестровую модель предоставления услуг;
оптимизировано количество предоставляемых документов для заявителей;
обеспечен перевод услуг на новый механизм досудебного обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, основанный на платформе государственной информационной системы "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности".
В 2023 году аттестовано 223 эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы (в 2022 году - 109 экспертов) и 779 специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (в 2022 году - 729 специалистов).
2. Выдача разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия
С 1 марта 2023 г. вступили в действие новые правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2022 г. N 1893, в соответствии с которыми сокращен срок рассмотрения заявлений для получения разрешений (открытых листов) с 30 до 15 рабочих дней, а также оптимизирован перечень документов, необходимых для получения открытого листа: вместо семи обязательных документов предусмотрено четыре.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "24 октября 2022 г."
В 2023 году были обновлены портальные формы для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений (открытых листов) через ЕПГУ. Заявителям предоставлена возможность подачи посредством ЕПГУ заявлений о выдаче дубликата взамен утраченного открытого листа, о приостановлении, о досрочном прекращении, о продлении срока действия открытого листа.
В целях сохранения археологического наследия продолжена планомерная работа по выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
В 2023 году к рассмотрению было принято 8 127 заявок на получение открытых листов (в 2022 году - 4 549 заявки). По результатам рассмотрения заявок выдано 6 087 открытых листов (в 2022 году - 3 453).
3. Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
В целях закрепления на постоянной основе достигнутых результатов Эксперимента в части лицензирования на 2023-2024 годы разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 67", которым предусматривается:
- отмена требования о необходимости представления заявителями документов для получения Услуги за счет получения необходимых для предоставления услуги сведений через Витрины данных ЕПГУ из информационных систем СФР, Рособрнадзора, ФНС России, содержащих сведения о трудовой деятельности, стаже и образовании работников заявителя;
- сокращение сроков принятия решений о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий (с 15 до 5 рабочих дней), о прекращении действия лицензий (с 7 рабочих до 3 рабочих дней);
- возможность подписания заявления УНЭП.
С 1 марта 2023 г. Услуга оказывается в электронном виде посредством ЕПГУ.
В 2023 году в Минкультуры России было рассмотрено 3 609 заявлений о предоставлении Услуги (в 2022 году - 2321 заявление).
В целях совершенствования нормативного регулирования в сфере лицензирования на территории новых субъектов принято и зарегистрировано Минюстом России 2 приказа Минкультуры России:
от 4 сентября 2023 г. N 2566 "О возможности подачи заявлений на бумажном носителе при предоставлении Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги "Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", целью которого является предоставление возможности соискателям лицензий (лицензиатам) подачи заявлений на бумажном носителе при предоставлении Услуги в случае осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;
от 5 июля 2023 г. N 2008 "Об установлении временных обязательных требований при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в части проведения работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области без получения лицензии и перечня их грубых нарушений", целью которого является установление временных обязательных требований при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в части проведения работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области без получения лицензии, и перечня их грубых нарушений.
4. Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения
В 2023 году Минкультуры России осуществляло выдачу разрешений и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень, при подаче заявлений как на бумажном носителе, так и через ЕПГУ.
За 2023 год всего поступило 543 заявления на выдачу разрешений (в 2022 году - 554 заявления), а также 81 заявление на согласование проектной документации (в 2022 году - 146 заявлений).
9.2. Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия.
Контрольно-надзорная деятельность
Во исполнение Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1093, в части включения в предмет государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия требований к проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия федерального значения.
В отчетном периоде в рамках действия ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", плановые контрольные (надзорные) мероприятия территориальными управлениями Минкультуры России не проводились.
Вместе с тем Минкультуры России проводится внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в сфере охраны объектов культурного наследия в рамках программ проверок.
В ходе проверок было проведено 117 внеплановых мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, и популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В то же время основное внимание уделялось мероприятиям по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Профилактическая работа осуществлялась на основании статей 49, 50 и 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в соответствии с действующими положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), а также Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год, утвержденной Минкультуры России 9 декабря 2022 г.
В 2023 году территориальными органами Минкультуры России в рамках исполнения программы профилактики было проведено 588 консультаций представителей контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством телефонной связи, а также в ходе личного приема; объявлено 188 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; проведено 329 профилактических визитов.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществлялось на постоянной основе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Минкультуры России.