Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 3. Инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Раздел 3. Инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

 

В 2021 году в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, вошли федеральные проекты "Пушкинская карта" и "Придумано в России".

 

3.1. Федеральный проект "Пушкинская карта"

 

Целью проекта является создание условий для самореализации и развития талантов молодежи Российской Федерации. Правила реализации программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта" утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. N 1521 (далее - Программа).

"Пушкинская карта" - это банковская карта (виртуальная или пластиковая) для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, которой можно расплатиться только при покупке билетов на культурные мероприятия.

В 2021 году лимит карты составлял 3 тыс. рублей, а с 2022 года - 5 тыс. рублей.

В 2023 году:

- продано 28,5 млн билетов, в том числе в кино - 13,4 млн билетов (по сравнению с 2022 годом всего билетов продано на 14% больше, а в кино - на 81%);

- в рамках программы молодежью в 2023 году приобретены билеты на культурные мероприятия на общую сумму 12,949 млрд рублей (в том числе в кино - на 4 млрд рублей), что на 17% больше, чем в 2022 году;

- оформлено 2,2 миллиона "Пушкинских карт";

- к проекту присоединено 1,7 тыс. организаций культуры (юридических лиц).

Максимальное количество организаций культуры присоединилось к "Пушкинской карте" в течение первых двух лет работы программы. Потенциал программы - это 17 тысяч организаций культуры (всего), сейчас в "Пушкинской карте" почти 12 тысяч организаций. Практически все государственные театры, музеи, концертные площадки, кинотеатры уже стали участниками "Пушкинской карты".

В 2023 году на платформе "PRO.Культура.РФ" размещено 285 тыс. событий по программе "Пушкинская карта" (в 1,2 раза больше, чем в 2022 году), из которых одобрено и доступно по программе 234 тыс. событий (в 1,1 раза больше, чем в 2022 году).

Показатели и результаты федерального проекта "Пушкинская карта" выполнены (нарастающим итогом с начала реализации проекта с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года):

- количество выданных карт по программе "Пушкинская карта" (нарастающим итогом) - на 101% (план - 9,5 млн единиц, факт - 9,6 млн единиц);

- количество приобретенных с использованием "Пушкинской карты" билетов на посещение мероприятий с учетом возврата средств по ранее совершенным с использованием карты покупкам билетов на мероприятия (нарастающим итогом) - на 203% (план - 26,3 млн единиц, факт - 53,4 млн единиц);

- количество учреждений культуры - участников программы Пушкинская карта (нарастающим итогом) - на 116,6% (план - 10 тыс. единиц, факт - 11,66 тыс. единиц);

- количество благополучателей, посетивших культурные мероприятия в рамках программы "Пушкинская карта" (нарастающим итогом) - на 100% (план - 7,6 млн человек, факт - 7,6 млн человек).

Активность молодых людей, участников Программы (отношение количества полученных "Пушкинских карт" к общему количеству возможных участников), по итогам 2023 года в среднем по Российской Федерации составляет 79% (в 2022 году составила 56%).

Наибольшее количество билетов по "Пушкинской карте" в 2023 году было приобретено в кино (40%), театры (20,5%), музеи (17%).

Дети в возрасте от 14 до 16 лет предпочитают посещать кинотеатры, экскурсии, мероприятия по обучению, спектакли и концерты.

Молодежь в возрасте от 17 до 22 лет предпочитает посещать кинотеатры, выставки, спектакли и концерты.

Более 80% молодых людей посещают мероприятия по Программе несколько раз в год. При расстановке приоритетов 46% молодежи обращают внимание на популярность мероприятий.

Согласно опросам участников Программы 50% молодежи нравится афиша "Пушкинской карты", но не хватает современного контента. При этом более 69% молодых людей считают проводимые мероприятия интересными. Аналогичную оценку дают 58% молодежи при характеристике кинособытий.

В 2023 году наиболее востребованными стали фильмы: "Чебурашка", "Вызов", "По щучьему велению", "Поехавшая", "На солнце, вдоль рядов кукурузы".

В отчетном периоде по Программе организациями культуры было проведено более 37 тысяч мероприятий с патриотическим и краеведческим уклоном. Среди них можно отметить концерт "Родина" ("Государственный академический ансамбль танца "Вайнах", Чеченская Республика), спектакль "А нам нужна одна победа" ("Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима", Республика Башкортостан), спектакль "Завтра была война" ("Самарский академический театр драмы им. М. Горького", Самарская область).

С начала действия Программы значительно увеличилось количество посещений региональных домов культуры, библиотек и образовательных организаций. Растет среди молодежи и популярность посещения музеев. Наиболее популярными выставками в 2023 году стали:

экспозиции главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург);

экспозиция "Нижний парк" (Государственный музей-заповедник "Петергоф", г. Санкт-Петербург);

экспозиция "Колоннада Исаакиевского собора" (г. Санкт-Петербург);

выставка "Шедевры русского искусства XI - начала XX века" (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва);

выставка "Искусство ХХ века" (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва).

И если со столичными музеями состязаться сложно, то региональные театры практически не уступают столичным по популярности. Это и "Сибайское концертно-театральное объединение" (Республика Башкортостан), и новосибирский театр оперы и балета НОВАТ, и "Астраханский государственный театр Оперы и Балета".

Программа "Пушкинская карта" ориентирована на молодежь - тех, кто будет строить будущее страны. Главной задачей на данный момент является развитие программы, привлечение новых организаций культуры, разработка интересных и качественных мероприятий с тем, чтобы достичь 100 процентного вовлечения молодежи к участию в ней.

 

3.2. Федеральный проект "Придумано в России"

 

В 2023 году создано 32 школы креативных индустрий (далее - ШКИ), в 27 регионах России, на оснащение которых из федерального бюджета было выделено 1,6 млрд рублей.

За счет средств федерального бюджета осуществлялось приобретение, доставка и монтаж специализированного технического и технологического оборудования. Затраты по ремонту помещений, приобретению мебели, заработной плате сотрудников осуществлялись за счет средств региональных бюджетов.

В каждой ШКИ создано не менее 3 студий по основным направлениям в сфере креативных индустрий: звукорежиссуры, современной электронной музыки, фото- и видеопроизводства, анимации и 3D-графики, дизайна, интерактивных цифровых технологий VR и AR.

Открытие школ креативных индустрий на территории субъектов Российской Федерации позволяет ученикам 5-11 классов знакомиться с креативными профессиями, получать навыки и определяться со своей будущей профессией. Студийцы создают новые приложения, выпускают анимационные мультфильмы, сочиняют электронную музыку, снимают фильмы, работают с виртуальной и дополненной реальностью, а также разрабатывают компьютерные игры.

В настоящее время в 49 субъектах действует 67 ШКИ, в которых обучается 9,3 тыс. детей в возрасте от 12 до 18 лет.

С 6 по 8 декабря 2023 года в Москве, в павильоне "Атом" на ВДНХ, в рамках международной выставки-форума "Россия", состоялся первый съезд школ креативных индустрий.

Представители школ креативных индустрий из 49 регионов России обсудили образовательные программы, компетенции преподавателей и выпускников, взаимодействие с рынком и интеграцию учащихся в бизнес-процессы. На съезде проводились лекции, мастер-классы, круглые столы и открытые диалоги, под кураторством ведущих экспертов в сфере креативных индустрий России. Основная цель - развитие креативных навыков на базе творческих лабораторий. Такие площадки являются местом притяжения творческой молодежи и создают возможности для творческого саморазвития.

В 2023 году в открытые 32 ШКИ осуществлен набор более 3 тыс. обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет, и это потенциальные абитуриенты творческих вузов.

Кроме того, в 20 регионах России на базе творческих ВУЗов создано 26 центров прототипирования, услугами которых воспользовалось свыше 3,5 тыс. резидентов. Центры прототипирования - места, где предоставляется возможность создать и реализовать творческие проекты или произвести малые серии товаров на современном оборудовании.

Ведется работа по созданию на базе региональных организаций культуры сети инклюзивных творческих лабораторий (далее - ИТЛ) - площадок, где люди с инвалидностью имеют возможность не только социализироваться и интегрироваться в общество, но и реализовывать свой творческий потенциал.

Организации культуры, на базе которых созданы ИТЛ, отбирались из числа работающих с инклюзивными творческими коллективами по различным направлениям творчества: исполнительские искусства, ремесла, дизайн, кино и др., а также по направлениям деятельности: культурно-досуговая; методическая; по развитию креативных индустрий.

На текущий момент в Российской Федерации на базе учреждений культуры действуют 114 ИТЛ в 86 регионах, в том числе в Донецкой Народной Республике.

На базе модельных библиотек в 74 регионах уже создано 297 точек концентрации талантов "Гений места", где креативным жителям страны оказывают всестороннюю поддержку в реализации идей по основным направлениям креативных индустрий, участники которых создают арт-пространства, фильмы, телестудии, издают книги, осваивают навыки дизайна, журналистики, IТ-технологий, анимации, народно-художественных промыслов.