Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Рекомендации по итогам анализа результатов инвентаризации объектов интеллектуальной собственности подведомственных Минздраву России учреждений

Приложение N 1
к письму от 20.09.2024 N 20090

 

Рекомендации
по итогам анализа результатов инвентаризации объектов интеллектуальной собственности подведомственных Минздраву России учреждений

 

По итогам исполнения Протокола заседания Оперативного штаба Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 73/13-7-273 Центром трансфера медицинских технологий ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России (далее - ЦТМТ) были выявлены типовые ошибки, которые учреждения, подведомственные Минздраву России (далее - Учреждения), допускают при ведении бухгалтерского учета нематериальных активов (далее - НМА), а именно:

1. На баланс Учреждений приняты не все объекты интеллектуальной собственности (далее - ИС), на которые были получены охранные документы в ходе оплачиваемых бюджетных НИР. Полный перечень зарегистрированных объектов ИС, принадлежащих Учреждению, можно найти в базах данных/открытых реестрах ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности".

2. На балансе Учреждений стоят объекты ИС, по которым статус охранных документов перешел в "не действует" и которые должны быть своевременно списаны.

3. На балансе Учреждений стоят объекты ИС, в которых охранные документы указаны с неверными номерами, что требует корректировки.

4. На балансе Учреждений стоят объекты ИС, балансовая стоимость которых занижена, а в отдельных случаях балансовая стоимость составляет 1 руб., что требует переоценки НМА.

5. На балансе Учреждений стоят объекты ИС, по которым выявлена несвоевременная оплата годовой пошлины за поддержание исключительного права Учреждения в силе, следовательно, было временное прекращение правовой охраны.

Важность правильной постановки НМА на баланс

Обязательность ведения бухгалтерского учета и составления учетной политики определена требованиями федерального закона "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ 1, а именно все учреждения обязаны разработать внутренний документ (акт), регулирующий все стороны организации и ведения бухгалтерского учета.

------------------------------

1Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 12.12.2023).

------------------------------

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2.

------------------------------

2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024).

------------------------------

В Приказе Минфина России от 15.11.2019 N 181н установлены единые требования к бухгалтерскому учету НМА, а также требования к информации об этих объектах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской отчетности 3.

------------------------------

3Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы" (Зарегистрировано в Минюсте России от 16.12.2019 N 56822).

------------------------------

Типовой алгоритм действий по устранению неточностей, связанных с постановкой объектов ИС на баланс

1. Сверить все действующие охранные документы Учреждения с НМА, стоящими на балансе. В случае выявления объекта ИС, который не стоит на балансе и который соответствует требованиям к НМА, необходимо поставить такой объект на баланс Учреждения. В случае несоответствия объекта ИС требованиям к НМА прекратить его правовую охрану. Для постановки на учет Учреждения использовать затратный подход для расчета стоимости НМА с указанием полезного срока использования объектов ИС. Полезный срок использования объектов ИС, полученных за бюджетные средства, следует из условий договоров на выделение бюджетных средств на исследования.

2. Предусмотреть обязательный учет на балансе Учреждения объектов ИС, полученных за бюджетные средства, в частности по контрактам, государственному заданию, грантам, научным программам, где предусмотрено получение РИД со сроком полезного использования более 12 месяцев.

3. За объекты ИС, по которым нет коммерциализации и отсутствует ее перспектива, либо нет необходимости для внутреннего использования, либо решением Комиссии по ИС поддержание в силе исключительных прав на объекты ИС признано нецелесообразным, прекратить уплачивать пошлины за поддержание исключительных прав в силе и списать их с баланса Учреждения, кроме объектов ИС, полученных за бюджетные средства (регламентируется положениями договоров).

4. Списать с баланса Учреждения объекты ИС, по которым исключительные права перешли в общественное достояние ввиду статуса "не действует".

5. Провести переоценку, корректировку стоимости НМА согласно полученным расчетам по затратному подходу исключительных прав на объекты ИС, стоящих на балансе Учреждений в связи с неверно указанной стоимостью НМА (балансовая стоимость ниже затрат, понесенных на создание объекта ИС).

6. Собрать внеочередное заседание Комиссии по ИС для принятия решений по вышеуказанным пунктам.

Дальнейшие действия по минимизации рисков, связанных с постановкой объектов ИС на баланс

1. Проводить инвентаризацию объектов ИС не реже одного раза в год для выявления несоответствий при ведении бухгалтерского учета Учреждением.

2. Выявлять и ставить на баланс Учреждения объекты ИС, полученные за бюджетные средства по контрактам, грантам, государственному заданию и др.

3. Ставить на баланс объекты в качестве НМА, которые одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

- отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- не предполагается последующая перепродажа данного актива;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

- наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

4. Включать в первоначальную стоимость НМА по затратному подходу расчета такие расходы как:

- пошлины за регистрацию объекта ИС в патентом ведомстве;

- расходы на проведение патентных/информационных исследований;

- заработная плата сотрудников, занятых в процессе создания объекта НМА или в выполнении опытно-конструкторских и технологических работ;

- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании объекта НМА согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ;

- амортизация патентов и лицензий, использованных для создания объекта НМА;

- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества;

- расходы на амортизацию основных средств и объекта НМА, использованных непосредственно при создании объекта НМА, первоначальная стоимость которого формируется;

- иные расходы, непосредственно связанные с созданием объекта НМА и обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

5. После принятия решения Комиссией по ИС о нецелесообразности сохранения правовой охраны объекта ИС списывать его с баланса Учреждения.

6. Комиссии по ИС заблаговременно принимать решение о целесообразности сохранения правовой охраны объекта ИС, так как внутренняя процедура оплаты пошлин может затягиваться, а патенты могут переходить в "пограничные" статусы, что понижает его коммерческую привлекательность.

7. При уплате пошлин за поддержание патента на изобретение/ полезную модель в силе учитывать возможные льготы за первые периоды поддержания действия патента (до 5 лет).

8. Сроки поддержания патента в силе должны быть привязаны к жизненному циклу продукта, в котором воплощается патент, и обеспечивать преемственность технологических цепочек, а не к льготным режимам поддержания действия патента.