Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71581-2024
"Контроль качества питьевой воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения. Общие рекомендации для потребителей"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2024 г. N 1154-ст)
Quality control of drinking water supplied by centralized water supply systems. General recommendations for consumers
УДК 006.86; 006.352:006.354
ОКС 03.080.01
03.120.01
03.120.99
Дата введения - 15 января 2025 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (РИПИ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2024 г. N 1154-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на организацию контроля качества питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения, в том числе при возникновении признаков, свидетельствующих об ухудшении качества питьевой воды при ее использовании в бытовых целях, включая употребление в пищу.
Стандарт устанавливает рекомендации для потребителя по контролю качества воды.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 59024 Общие требования к отбору проб
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
гигиенические нормативы качества питьевой воды: Совокупность научно обоснованных и установленных санитарными правилами предельно допустимых значений показателей органолептических свойств, содержания химических веществ и микроорганизмов в питьевой воде, гарантирующих безопасность и безвредность питьевой воды для жизни и здоровья человека независимо от продолжительности ее использования. [ГОСТ 30813-2002, статья 2] |
3.2
исполнитель: Лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом. [ГОСТ Р 56533-2015, статья 3.5] |
3.3
коммунальная услуга холодного водоснабжения: Снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. |
3.4
питьевая вода: Вода, по качеству в естественном состоянии или после подготовки, отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции, потребляемой человеком. [ГОСТ 30813-2002, статья 3] |
3.5
потребитель: Лицо, которое пользуется услугами управления многоквартирным домом и содержания внутридомовой системы холодного водоснабжения и потребляющее коммунальную услугу холодного водоснабжения. [ГОСТ Р 56533-2015, статья 3.3] |
3.6 потребительский контроль: Осуществление потребителями мониторинга и оценки качества и безопасности потребительских товаров, работ, услуг, а также продуктов питания, питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения, в том числе в случаях, свидетельствующих об ухудшении качества питьевой воды.
3.7 производственный контроль: Комплекс установленных мероприятий, проводимых организацией, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
3.8 ресурсоснабжающая организация в сфере холодного водоснабжения; РСО: Организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоподготовку, транспортировку, подачу и продажу питьевой воды потребителям с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, а также эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов таких систем, за исключением внутридомового водораспределительного оборудования.
3.9
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровья людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [ГОСТ Р 22.0.2-2016, статья 2.1.1] |
4 Общая информация для потребителя о качестве и безопасности питьевой воды
4.1 Граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическим правонарушением, согласно статье 42 [2]. Питьевая вода - постоянно действующий фактор окружающей среды, непосредственно влияющий на здоровье человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, статья 19 [3].
4.2 Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в контрольных точках распределительной сети, включая внутридомовую сеть многоквартирного дома и внутриквартирные коммуникации собственника жилья.
4.2.1 Гигиенические нормативы питьевой воды включают органолептические, обобщенные, санитарно-химические, микробиологические, паразитологические показатели и показатели радиационной безопасности.
4.2.2 Органолептические показатели - это характеристики качества воды, оцениваемые непосредственно с помощью органов чувств человека: запах, привкус, цветность, мутность, взвешенные вещества, плавающие примеси, согласно таблице 3.1 [4].
4.3 В питьевой воде не допускается наличие:
- посторонних включений, различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки, статья 81 [5];
- взвешенных веществ неприродного происхождения (хлопья гидроксидов металлов, образующихся при обработке сточных вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана) согласно главе 3, статья 10 [4].
4.4 Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, устанавливающим допустимое общее количество микроорганизмов и отсутствие их болезнетворных видов в заданном объеме воды, согласно таблице 3.5 [4].
4.5 Безопасность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием следующим гигиеническим нормативам:
- обобщенным показателям согласно таблице 3.3 [4], относящимся к критериям существенного ухудшения качества питьевой воды: химические вещества, увеличение концентрации которых влияет на превышение предельно допустимого уровня гигиенических нормативов качества питьевой воды, на создание рисков для здоровья человека, и подлежащим контролю в первую очередь;
- показателям химического состава питьевой воды, подлежащим постоянному производственному контролю и выбранным на основании анализа результатов расширенных исследований химического состава воды источников питьевого водоснабжения, а также технологии водоподготовки в системе водоснабжения, пункт 1 приложения 2 [5].
П р и м е ч а н и е - Минимальный обязательный перечень показателей должен дополняться показателями, характеризующими условия формирования качества воды конкретного водоисточника. Для комплексной оценки водоисточника РСО рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет на основании пункта 2.2.2.2 [6] следующие мероприятия:
- лабораторные исследования по расширенному перечню показателей, таблицы 3.13 и 3.14 [4];
- расчеты рисков нанесения вреда здоровью населения.
По результатам исследований определяют приоритетные показатели - показатели, уровни которых превышают гигиенические нормативы и/или обуславливают значения канцерогенного/не канцерогенного риска для здоровья выше приемлемых. Общие правила выбора приоритетных показателей даны в приложении N 5 [5];
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в подземные источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека, приложение 6 [5];
- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения, пункт 3 приложения 1 [6], соответственно, перед подачей в распределительную сеть и поступающих в питьевую воду в ходе ее транспортировки к потребителю, в зависимости от качества и срока службы системы труб распределительной сети централизованного водопровода;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения при природных катаклизмах.
4.6 Безопасность питьевой воды в радиационном отношении определяется ее соответствием установленным радиологическим нормативам, характеризующим содержание в ней радиоактивных веществ, таблица 3.12 [4].
5 Информация для потребителя о социально-гигиеническом мониторинге качества и безопасности питьевой воды
5.1 Информацию о состоянии и загрязнении водных объектов, о мероприятиях по снижению рисков для здоровья потребителей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации обязаны размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или информировать потребителей посредством государственных и муниципальных информационных систем, согласно статье 4.3 [7].
5.2 Сведения о качестве питьевой воды, подаваемой потребителям через централизованные системы водоснабжения на территории поселения или городского округа, информацию о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах и сроках их исполнения органы местного самоуправления обязаны размещать не реже одного раза в год согласно статье 23, пунктам 10-11 [8] в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.3 Информацию для потребителей, публикуемую на официальном сайте муниципального образования или на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о состоянии водных объектов, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах их исполнения, рекомендуется предоставлять в полном объеме (в том числе протоколы лабораторных испытаний), с комментариями, в доступной для понимания потребителей форме.
5.4 При ухудшении качества питьевой воды, выявленном в ходе исследований органами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - ФГСЭН) или при производственном контроле организации, осуществляющей водоснабжение (далее - РСО), орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом потребителей в средствах массовой информации. Информацию размещают на официальном сайте муниципального образования или на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, статья 23, пункты 10-11 [8]. РСО и территориальным управлениям ФГСЭН рекомендуется давать потребителям конкретные инструкции о принятии необходимых профилактических мер (например, употреблять воду можно в кипяченом виде после отстаивания; рекомендуется дополнительная доочистка воды бытовыми водоочистителями; необходимо временно перейти на бутилированную воду и т.п.).
5.5 В случаях чрезвычайных ситуаций органу местного самоуправления необходимо оперативно проинформировать об этом потребителей в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования или на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также, при наличии рисков для здоровья потребителей, через операторов мобильной связи путем СМС-рассылки.
5.6 Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должен информировать потребителей в течение двух часов посредством СМС-рассылки операторами мобильной связи об угрозе возникновения и при аварийных ситуациях, представляющих опасность для здоровья граждан или условий водопользования.
5.7 В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 статьи 21 [8], орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды, пункт 10 статьи 21 [8].
6 Требования к поставщику услуги холодного водоснабжения
6.1 Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услугу холодного водоснабжения (включая и РСО, в случае если договор заключен непосредственно с потребителем) осуществляют следующие функции:
- предоставляют услугу в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества;
- ведут учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления услуги холодного водоснабжения;
- в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направляют потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
- информируют потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- информируют потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении услуги холодного водоснабжения не позднее чем за десять рабочих дней до начала перерыва, глава IV, статья 31 [1].
6.2 Поставщику услуги холодного водоснабжения рекомендуется информировать потребителей с помощью электронных внутридомовых чатов и других электронных информационных средств, а также с помощью объявлений на информационной доске у входа в подъезд(ы) дома или других способов быстрого донесения важной информации до потребителя:
- о факте предоставления воды ненадлежащего качества;
- приостановке поставки воды;
- результатах контроля качества питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, в том числе о превышении нормативов по органолептическим, санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям и показателям радиационной безопасности, если это связано с повышенными рисками для здоровья потребителей.
7 Права потребителя услуги холодного водоснабжения
7.1 Потребитель имеет право:
- требовать от организации, предоставляющей услугу холодного водоснабжения, проведения проверок качества предоставляемой услуги, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
- требовать от организации, предоставляющей услугу холодного водоснабжения, возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании главы V [1];
- самостоятельно инициировать лабораторную проверку качества и безопасности питьевой воды с целью определения возможности использования воды в бытовых целях, в том числе для употребления в пищу.
П р и м е ч а н и е - В соответствии со статьей 24 [9] потребитель обязан известить РСО о времени и месте отбора проб питьевой воды не позднее трех суток до проведения отбора. Согласно главе X [1] полученный результат отбора проб, осуществленного по самостоятельной инициативе потребителя с привлечением ИЛ без присутствия исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению, может служить основанием для обращения в АДС исполнителя коммунальных услуг для проведения проверки нарушения качества питьевой воды.
7.2 При обнаружении факта нарушения качества услуги холодного водоснабжения потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу (далее - АДС) РСО (если договор о водоснабжении заключен напрямую с РСО) или управляющей организации многоквартирного дома.
7.3 Заявление потребителя об устранении выявленных недостатков (отсутствие питьевой воды, слабый напор, нарушение органолептических свойств питьевой воды и т.п.) может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону), подлежит обязательной регистрации АДС РСО или управляющей организации.
7.4 Потребитель имеет право потребовать от сотрудника АДС следующую информацию:
- сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество);
- номер и время регистрации сообщения;
- возможную причину нарушения качества питьевой воды и рекомендации по использованию в быту питьевой воды, в том числе о приостановке пользования питьевой водой;
- вероятный срок устранения неполадок, приведших к ухудшению качества питьевой воды.
П р и м е ч а н и е - Все спорные моменты, которые могут возникнуть между потребителем и организацией, предоставляющей услугу холодного водоснабжения, подробно изложены в разделе X [1]:
- действия сторон при возникновении спора относительно факта нарушения качества услуги;
- как проводится экспертиза качества услуги;
- определение даты и времени, начиная с которых считается, что услуга предоставляется с нарушениями качества;
- определение окончания периода нарушения качества услуги;
- ответственность потребителя и исполнителя в случае нарушения качества услуги и при возобновлении услуги;
- случаи ограничения или приостановления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителей;
- требования к акту в случае причинения ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников и др.
7.5 Если потребитель не удовлетворен услугой, предоставляемой АДС РСО или АДС управляющей организации по устранению причин выявленных недостатков, рекомендуется написать жалобу директору РСО или директору управляющей организации. Образец жалобы приведен в приложении А.
7.6 В случае, если РСО или управляющая организация не выполняют или выполняют свои обязанности согласно заключенному с ними договору некачественно, рекомендуется обратиться в государственную жилищную инспекцию по месту жительства.
П р и м е ч а н и е - В подобном случае потребитель также может написать жалобу в управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального органа власти. При поступлении жалобы от потребителя управление обязано провести внеплановую проверку.
7.7 Если потребитель предполагает, что вода не соответствует установленным требованиям, он вправе обратиться с заявлением о проведении проверки качества воды в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - территориальное управление - ТУ). Образец заявления приведен в приложении Б.
Основания для внеплановой проверки ТУ:
- возможная угроза или вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде;
- угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
- нарушение прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих прав в управляющую организацию, но это обращение не рассмотрели или требование потребителя не удовлетворили; или согласно предоставленной информации из жилищной инспекции или из управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального органа власти вода соответствует нормативным требованиям, а визуально или по органолептическим показателям, по мнению потребителя, качество воды вызывает сомнение.
П р и м е ч а н и е - При подтверждении предположений потребителя о несоответствии нормативам питьевой воды, ТУ само направит требование по устранению неисправностей в организацию, которая отвечает за качество и безопасность питьевой воды.
7.8 При неудовлетворительном исполнении услуги холодного водоснабжения (неэффективно работают очистные сооружения, не реагируют надзорные органы и пр.) потребителю рекомендуется обратиться с жалобой в прокуратуру по месту жительства за восстановлением нарушенных прав согласно статьям 21 и 26 [10].
7.9 При неудовлетворительном исполнении управляющей организацией требований и/или игнорировании жалоб потребитель вправе подать иск в суд.
Пример - Можно обратиться в суд, чтобы обязать органы муниципалитета привести очистные сооружения или трубопроводную систему в соответствие с нормативами или обязать надзорные органы провести проверку. В этом случае потребителю придется вложить дополнительные средства, например на независимую экспертизу воды. Если дело потребитель выиграет, расходы ему будут компенсированы за счет проигравшей стороны.
8 Потребительский контроль качества питьевой воды
8.1 В соответствии со статьей 10 [11] потребитель имеет право на полную информацию о получаемой услуге и о методах проверки ее качества и безопасности. Потребитель имеет право инициировать проверку качества и безопасности питьевой воды в случаях чрезвычайных ситуаций, создающих риск экстремального загрязнения и/или нарушающих подачу питьевой воды в системе водоснабжения.
8.2 Изменение органолептических показателей питьевой воды может быть признаком ухудшения ее качества и безопасности. Наличие в воде постороннего запаха, вкуса, привкуса, неестественный цвет воды, повышенная мутность и обильный осадок могут указывать на загрязнение воды посторонними веществами, плохую ее очистку.
8.3 Благоприятные органолептические свойства воды определяют ее соответствием нормативам по запаху, привкусу, цветности и мутности, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды (см. приложение В).
8.4 Основные загрязняющие вещества, которые наиболее часто могут быть выявлены в питьевой воде в превышающей допустимую концентрации в конечной точке ее потребления (у потребителя): железо, марганец, свинец, кадмий, нитриты, нитраты, хлор, формальдегид, мышьяк, никель, хлороформ, стронций, фтор, барий, бор, бромдихлорметан.
8.5 При возникновении признаков, свидетельствующих об ухудшении качества питьевой воды в точке ее использования (см. 8.2 и 8.4), потребитель вправе инициировать лабораторные испытания питьевой воды. При этом потребитель имеет право привлечь независимую экспертную организацию с целью:
- определения показателей качества питьевой воды, которые подлежат лабораторной проверке;
- анализа результатов лабораторных испытаний и составления заключения.
8.6 Лабораторные испытания могут быть проведены по санитарно-химическим показателям и/или микробиологическим показателям.
8.7 При получении из испытательной лаборатории (далее - ИЛ) результата, подтверждающего нарушение норм по показателям качества и безопасности питьевой воды, потребитель должен уведомить об этом управляющую организацию или АДС, указанную управляющей организацией, в соответствии с 7.2. К уведомлению должен быть приложен протокол испытаний лаборатории по результатам испытаний пробы питьевой воды по заявке потребителя и заключение экспертной организации. В случае непринятия мер по устранению причин, приведших к ухудшению качества питьевой воды, потребителю рекомендуется обратиться в ТУ.
8.8 Отбор проб питьевой воды следует производить в соответствии с ГОСТ Р 59024.
8.9 Рекомендуется производить отбор проб в присутствии нескольких жителей многоквартирного дома и представителя управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального органа власти и/или жилищной инспекции.
8.10 Передачу проб осуществляют на основе акта отбора проб (или акта приема-передачи пробы), который предоставляет ИЛ (далее - акт).
8.11 Рекомендуется согласовать с ИЛ способ получения потребителем протоколов с результатами испытаний.
Библиография
[1] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" |
[2] |
Конституция Российской Федерации |
[3] |
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
[4] |
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" |
[5] |
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" |
[6] |
MP 2.1.4.0176-20.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Методические рекомендации" |
[7] |
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
[8] |
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" |
[9] |
Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" |
[10] |
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" |
[11] |
Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Федеральный закон" следует читать "Закон РФ"
Ключевые слова: услуга холодного водоснабжения, потребительский контроль, качество питьевой воды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71581-2024 "Контроль качества питьевой воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения. Общие рекомендации для потребителей" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2024 г. N 1154-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2024 г.
Дата введения - 15 января 2025 г.