Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Архангельской
городской Думы
от 25.09.2024 N 115
"Местные нормативы
градостроительного проектирования городского округа "Город Архангельск"
Раздел I
Основная часть. расчётные показатели. правила и область применения расчётных показателей
В соответствии со статьёй 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Архангельск" (далее - нормативы) содержат минимальные расчётные показатели допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа "Город Архангельск" (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории) (далее - расчётные показатели).
Минимальные расчётные показатели применяются на всей территории городского округа "Город Архангельск".
Глава 1. Общие расчётные показатели планировочной организации территории городского округа "Город Архангельск"
Статья 1. Нормативы плотности населения территорий
1. При проектировании жилой зоны на территории городского округа "Город Архангельск" расчётную плотность населения жилого района, микрорайона принимать не менее показателей, приведённых в таблице 1.
Таблица 1. Минимальная плотность населения на территории жилого района, микрорайона (чел./га) по расчётным периодам
Зона различной степени градостроительной ценности территории |
Плотность населения на территории (чел./га) при показателях жилищной обеспеченности (кв. м/чел.) |
|||
жилого района |
микрорайона |
|||
2022 г. |
2025 г. |
2022 г. |
2025 г. |
|
высокая |
180 |
210 |
206 |
240 |
средняя |
- |
185 |
- |
210 |
низкая |
110 |
170 |
126 |
195 |
Примечание:
Зоны различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются с учётом кадастровой стоимости земельного участка, уровня обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурами, объектами обслуживания, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.
Статья 2. Показатели в сфере жилищного обеспечения
Таблица 2. Норматив жилищной обеспеченности (кв. м/чел.)
Наименование |
Периоды |
|
2022 г. |
2025 г. |
|
Жилищная обеспеченность (кв. м/чел.) |
в соответствии с требованиями свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" |
в соответствии с требованиями свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" |
Статья 3. Расчётные показатели в отношении структурной организации и плотности жилых кварталов
Таблица 3. Коэффициент плотности застройки жилых зон
Вид жилищного фонда по наименованию функциональных зон |
Коэффициент плотности застройки |
многоэтажная |
2 |
среднеэтажная |
1,7 |
малоэтажная |
1,2 |
Глава 2. Расчётные показатели в сфере социального и культурно-бытового обеспечения
Статья 4. Расчётные показатели обеспеченности образовательными учреждениями
Таблица 4. Нормы расчёта образовательных учреждений
Объекты |
Единица измерения |
Значение показателя |
Размер земельного участка (кв. м/единица измерения) |
Примечание |
Общеобразовательные школы |
мест на 1 тыс. чел. |
180 |
при вместимости учреждения: - до 400 - 50 кв. м на одного учащегося; - от 400 до 500 - 60 кв. м на одного учащегося; - от 500 до 600 - 50 кв. м на одного учащегося; - от 600 до 800 - 40 кв. м на одного учащегося; - от 800 до 1100 - 33 кв. м на одного учащегося |
нормируемый радиус обслуживания: - 500 м; - 800 м в условиях стеснённой городской застройки и труднодоступной местности. Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные дошкольные организации, а также на специальные дошкольные образовательные организации общего типа и общеобразовательные организации (языковые, математические, спортивные и т. п.). Указанный радиус обслуживания может быть уменьшен с учётом обеспечения требований СП 2.4.3648 |
Дошкольные образовательные учреждения |
мест на 1 тыс. чел. |
100 |
при вместимости учреждения: до 100 мест - 40 кв. м на одно место; свыше 100 мест - 35 кв. м на одно место; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест - 30 кв. м на одно место |
нормируемый радиус обслуживания: - 500 м; - 800 м в условиях стеснённой городской застройки и труднодоступной местности. Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные дошкольные организации, а также на специальные дошкольные образовательные организации общего типа и общеобразовательные организации (языковые, математические, спортивные и т. п.). Указанный радиус обслуживания может быть уменьшен с учётом обеспечения требований СП 2.4.3648 |
Примечания:
1. Размеры земельных участков образовательных учреждений в условиях реконструкции могут быть уменьшены на 20%.
2. Площадь групповой для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 кв. м на одно место.
3. Площадь теневого навеса на одного ребёнка - 1,6 кв. м/реб., но не менее 30 кв. м на группу детей.
Таблица 4.1. Определение количества участковых уполномоченных полиции из расчёта на количество постоянно проживающего населения
Количество постоянно проживающего населения, тыс. чел. |
Количество участковых уполномоченных полиции |
2,8-3 |
1 |
3-6 |
2 |
6-9 |
3 |
9-12 |
4 |
> 12 |
5 + 1 участковый уполномоченный на каждые последующие 3 тыс. чел. сверх 15 тыс. постоянно проживающего населения |
Примечание: Радиус обслуживания участкового пункта полиции в условиях городского населённого пункта следует устанавливать в 1-1,5 км до самого дальнего объекта участка. |
Статья 5. Расчётные показатели обеспеченности объектами физической культуры и спорта местного значения
Таблица 5. Нормативы обеспеченности объектами физической культуры
Наименование объектов |
Единица измерения в расчёте на 1 тыс. чел. |
Значение показателя |
Стадионы |
мест на трибунах |
45 |
Спортзалы |
кв. м площади пола |
350 |
Бассейны |
кв. м зеркала воды |
75 |
Статья 6. Расчётные показатели обеспеченности объектами культуры и социального обеспечения местного значения
Таблица 6. Нормативы обеспеченности объектами культуры и социального обеспечения
Наименование объектов |
Единица измерения в расчете на 1 тыс. чел. |
Значение показателя |
Учреждения клубного типа, дома культуры и прочие развлекательные учреждения, кинотеатры |
мест |
37 |
Театры |
мест |
5 |
Концертные залы, филармонии |
мест |
3,5 |
Музеи |
посещений |
по заданию на проектирование |
Библиотеки |
тыс. томов |
4,2 |
Статья 7. Расчётные показатели обеспеченности объектами торговли и общественного питания местного значения
Таблица 7. Нормативы обеспеченности объектами торговли и общественного питания
Наименование объектов |
Единица измерения в расчёте на 1 тыс. чел. |
Значение показателя |
Предприятия торговли |
кв. м торговой площади |
280 |
Предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые) |
посадочных мест |
40 |
Статья 8. Расчётные показатели обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового обеспечения местного значения
Таблица 8. Нормативы обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового обеспечения
Наименование объектов |
Единица измерения в расчёте на 1 тыс. чел. |
Значение показателя |
Предприятия бытового обслуживания |
рабочих мест |
9 |
Бани, сауны |
мест |
8 |
Гостиницы |
мест |
6 |
Примечание:
Учреждения и предприятия социально гарантированного обслуживания следует размещать на территориях, приближенных к местам жительства и работы основной массы населения, в составе общественных центров и в увязке с системой общественного пассажирского транспорта, соблюдая пределы транспортной доступности для объектов обслуживания и их комплексов:
- повседневного посещения - не более 30 мин.;
- периодического - не более 1 ч.;
- эпизодического - не более 2 ч.
Статья 8.1. Расчётные показатели обеспеченности помещениями участковых уполномоченных полиции
Наименование объектов |
Единица измерения в расчете на 1 рабочее место |
Значение показателя |
Помещение участкового уполномоченного полиции |
кв. м / минимально допустимый уровень |
12,00 |
Глава 3. Расчётные показатели озеленённых территорий и зелёных зон
Статья 9. Расчётные показатели минимально допустимой площади озеленённых территорий общего пользования в границах городского округа "Город Архангельск"
Расчётные показатели минимально допустимой площади озеленённых территорий общего пользования устанавливаются региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области.
Глава 4. Расчётные показатели обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры, системами пассажирского общественного транспорта
Статья 10. Объекты транспортной инфраструктуры
Таблица 9. Классификация и основное назначение улиц и дорог
Категория |
Основное назначение |
Расчётная скорость движения (км/ч) |
Ширина полосы движения (м) |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых в плане (м) |
Наибольший продольный уклон (%) |
Ширина улиц и дорог в красных линиях (м) |
|
Магистральные дороги регулируемого движения |
Транспортная связь между районами на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
80 |
3,75 |
2-6 |
400 |
50 |
70-100 |
|
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, планировочными районами, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
80 |
3,5 |
4-6 |
400 |
50 |
40-100 |
|
Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные |
Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы |
70 |
3,5 |
2-4 |
250 |
60 |
40-100 |
|
Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные |
Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района |
50 |
4,0 |
2-4 |
125 |
40 |
40-100 |
|
Улицы и дороги местно-го значения |
Улицы в жилой застройке |
Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения |
40 |
3,0 |
2-3 |
90 |
70 |
15 -25 |
Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) |
Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне |
50 |
4,0 |
2 |
90 |
60 |
15-25 |
|
Парковые дороги |
Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей |
40 |
3,0 |
2 |
75 |
80 |
|
|
Проезды |
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов |
40 |
3,0-5,5 <1> |
2 |
50 |
70 |
|
|
Пешеходные улицы и дороги |
Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта |
30 |
1,0 |
по расчёту |
по расчёту |
40 |
|
|
Велосипедные дорожки |
Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам |
20 |
1,5 |
1-2 |
30 |
40 |
|
Примечания:
1. Большее значение ширины полосы движения принимать при однополосном проезде.
2. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% - до 4,5 м.
3. Для подъезда к отдельно стоящим трансформаторным подстанциям, газораспределительным пунктам допускается предусматривать проезды с шириной проезжей части 4 м.
4. Вдоль проездов должны предусматриваться места для временного складирования снега, счищаемого с проездов, в виде полос с твёрдым покрытием шириной не менее 1,5 м; магистральных улиц - 3 м.
Статья 11. Системы пассажирского общественного транспорта
Таблица 10. Расчётные показатели систем пассажирского общественного транспорта
Максимальное расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта (м) |
400 |
|
Ширина крайней полосы для движения автобусов на магистральных улицах и дорогах (м) |
4 |
|
Размещение остановочных площадок автобусов |
за перекрёстками |
не менее 25 м до стоп-линии |
перед перекрёстками |
не менее 40 м до стоп-линии |
|
за наземными пешеходными переходами |
не менее 5 м |
|
Длина остановочной площадки (м) |
20 м на один автобус, но не более 60 м |
|
Ширина остановочной площадки в заездном кармане (м) |
равна ширине основных полос проезжей части |
|
Ширина отстойно-разворотной площадки (м) |
не менее 30 |
|
Расстояние от отстойно-разворотной площадки до жилой застройки (м) |
не менее 50 |
|
Площадь земельных участков для размещения автобусных парков (гаражей) в зависимости от вместимости сооружений (га) |
100 машин |
2,3 |
200 машин |
3,5 |
|
300 машин |
4,5 |
|
500 машин |
6,5 |
|
Вместимость автостанции (пассажиров) |
при расчётном суточном отправлении от 100 до 200 |
10 |
при расчётном суточном отправлении от 200 до 400 |
25 |
|
при расчётном суточном отправлении от 400 до 600 |
50 |
|
при расчётном суточном отправлении от 600 до 1000 |
75 |
|
Количество постов (посадки/высадки) |
при расчётном суточном отправлении от 100 до 200 |
2 (1/1) |
при расчётном суточном отправлении от 200 до 400 |
3 (2/1) |
|
при расчётном суточном отправлении от 400 до 600 |
3 (2/1) |
|
при расчётном суточном отправлении от 600 до 1000 |
5 (3/2) |
Статья 12. Расчётные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых, общественно-деловых и иных функциональных зон
Расчётные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых, общественно-деловых и иных функциональных зон, устанавливаются региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области.
Глава 5. Расчётные показатели, устанавливаемые для объектов инженерной инфраструктуры местного значения
Статья 13. Расчётные показатели обеспеченности объектами электроснабжения
Таблица 11. Нормативы, применяемые для расчётов системы электроснабжения
N п/п |
Функциональное назначение территории |
Единица измерения |
Значение показателя |
1. |
Жилая застройка (включая объекты обслуживания повседневного пользования) |
Вт/кв. м общей площади зданий |
30 |
2. |
Общественно-деловая застройка |
Вт/кв. м общей площади зданий |
40 |
3. |
Застройка производственного и складского назначения |
кВт/га территории |
170 |
Таблица 12. Показатели электропотребления
Степень благоустройства |
Электропотребление (кВт-ч/год на одного чел.) |
Использование максимума электрической нагрузки (ч/год) |
Жилые объекты, не оборудованные стационарными электроплитами, |
|
|
без кондиционеров |
1870 |
5200 |
с кондиционерами |
2200 |
5700 |
Жилые объекты, оборудованные стационарными электроплитами, |
|
|
без кондиционеров |
2310 |
5300 |
с кондиционерами |
2640 |
5800 |
Статья 14. Расчётные показатели обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения
1. Норматив обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения принимается не менее 96,0 куб. м на одного человека в год.
2. Минимальные расчётные удельные среднесуточные расходы холодной и горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды (без учёта расходов на полив зелёных насаждений) жилой застройки на одного жителя устанавливаются на основании действующего свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*" (далее - СП 31.13330.2012).
3. Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации населённых пунктов городского округа "Город Архангельск" следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012, СП 32.13330.2012 "Канализация. Наружные сети. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85" (далее - СП 32.13330.2012) с учётом санитарно-гигиенической надёжности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований.
4. Проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании действующих нормативных документов: СП 32.13330.2012, СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 "Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", Водного кодекса РФ.
5. Для определения размеров отводящих труб необходимо учитывать расчётный максимальный расход дождевой воды, поступающей в сеть. Этот расход зависит от принятой расчётной интенсивности дождя, его продолжительности, коэффициента стока и площади водосбора.
6. Для ориентировочных расчётов суточный объём поверхностного стока, поступающий на очистные сооружения с территорий жилых и общественно-деловых зон, принимается в зависимости от структурной части территории (таблица 13).
Таблица 13. Суточный объём поверхностного стока
Межмагистральные территории (га) |
Объём поверхностных вод, поступающих на очистку (куб. м/сут. с 1 га территории) |
до 5 |
50 |
от 5 до 10 |
45 |
от 10 до 50 га |
40 |
Статья 15. Расчётные показатели обеспеченности объектами теплоснабжения
1. Энергогенерирующие сооружения, устройства, котельные, предназначенные для теплоснабжения промышленных предприятий, а также жилой и общественной застройки, размещаются на территории производственных зон.
2. В зонах многоквартирной малоэтажной жилой застройки, индивидуальной жилой застройки теплоснабжение предусматривается от котельных на группу жилых и общественных зданий или от индивидуальных источников тепла при соблюдении технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
3. Нормативы обеспеченности объектами теплоснабжения принимаются в размере не менее 0,5 килокалории на отопление 1 кв. м площади в год.
4. Размеры земельных участков для отдельно стоящих котельных, размещаемых в районах жилой застройки, следует принимать по таблице 14.
Таблица 14. Размеры земельных участков для отдельно стоящих котельных
Теплопроизводительность котельных [Гкал/ч (МВт)] |
Размеры земельных участков (га) котельных, работающих на |
|
твёрдом топливе |
газомазутном топливе |
|
до 5 |
0,7 |
0,7 |
от 5 до 10 (от 6 до 12) |
1,0 |
1,0 |
от 10 до 50 (от 12 до 58) |
2,0 |
1,5 |
от 50 до 100 (от 58 до 116) |
3,0 |
2,5 |
от 100 до 200 (от 116 до 233) |
3,7 |
3,0 |
от 200 до 400 (от 233 до 466) |
4,3 |
3,5 |
Статья 16. Расчётные показатели обеспеченности объектами газоснабжения
1. Норматив обеспеченности объектами газоснабжения (индивидуально-бытовые нужды населения) принимается в размере не менее 120 куб. м на одного человека в год.
2. Обеспечение объектами газоснабжения осуществляется с учётом нормативов потребления природного газа, указанных в таблице 15.
Таблица 15. Нормативы потребления природного газа (при отсутствии приборов учёта)
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя |
Плита в расчёте на одного человека (с централизованным горячим водоснабжением) |
куб. м/чел. в месяц |
8 |
Плита в расчёте на одного человека (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) |
куб. м/чел. в месяц |
14 |
Подогрев воды с использованием газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) |
куб. м/чел. в месяц |
15 |
Плита при наличии водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) |
куб. м/чел. в месяц |
23 |
Отопление |
куб. м/чел. в месяц |
7 |
Статья 17. Расчётные показатели обеспеченности объектами связи и информатизации
Таблица 16. Расчётные показатели
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя |
Размер земельного участка для размещения антенно-мачтового сооружения |
га |
от 0,3 |
Полоса земли для прокладки кабелей (по всей длине трассы) |
м |
6 |
Полоса земли для установки опор и подвески |
м |
6 |
Уровень охвата населения стационарной или мобильной связью |
% |
100 |
Уровень охвата населения доступом в Интернет |
% |
90 |
Скорость передачи данных на пользовательское оборудование с использованием волоконно-оптической линии связи |
Мбит/сек |
не менее 10 |
Точка доступа телекоммуникационных сетей |
точка доступа на семью |
1 |
Статья 18. Инженерная подготовка и защита территорий
1. Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учётом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.
2. При подготовке проектов планировки территорий городского округа "Город Архангельск" при необходимости следует предусматривать инженерную защиту от затопления, подтопления.
3. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объёма земляных работ с учётом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
Глава 6. Расчётные показатели в сфере охраны окружающей среды
Статья 19. Обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья населения
1. При планировке и застройке городского округа "Город Архангельск" следует выполнять требования по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
2. На территории городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и других факторов природного и техногенного риска.
3. При разработке документации по планировке и застройке территории необходимо соблюдать экологические и санитарно-гигиенические требования, установленные нормативными правовыми актами.
Статья 20. Требования по уровням шума (вибрации) в жилых и общественных зданиях, а также на прилегающих к ним территориях
1. Допустимые условия шума в жилых и общественных зданиях и на прилегающих к ним территориях, шумовые характеристики основных источников внешнего шума, порядок определения ожидаемых уровней шума и требуемого их снижения в расчётных точках следует принимать в соответствии с СП 51.13330.2011 "Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003".
2. Допустимые уровни вибрации в помещениях жилых и общественных зданий должны соответствовать санитарным нормам допустимых вибраций. Для выполнения этих требований следует предусматривать необходимые расстояния между жилыми, общественными зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций.
3. При размещении радиотехнических объектов следует руководствоваться СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", СанПиН 297-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты" и Правилами устройства электроустановок.
Статья 21. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон
1. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих автомобильные дороги от объектов жилой застройки, принимаются в зависимости от ширины зоны: до 300 м - не менее 60 процентов; от 300 м до 1000 м - не менее 50 процентов; свыше 1000 м - не менее 40 процентов.
2. Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих железнодорожные линии от объектов жилой застройки, принимаются в зависимости от ширины зоны: до 300 м - не менее 60 процентов; от 300 м до 1000 м - не менее 50 процентов; свыше 1000 м - не менее 40 процентов.
Статья 22. Расчётные показатели санитарной очистки территории
1. Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливаются министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и принимаются в соответствии с постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24 марта 2022 года N 5п "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Архангельской области".
2. Площади земельных участков, предусмотренных для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твёрдых бытовых отходов и очистке от снега, устанавливаются в соответствии с таблицей 17.
Таблица 17. Площади земельных участков
Объекты |
Единица измерения |
Значение показателя |
Полигоны и мусороперерабатывающие комплексы |
га на 1 тыс. тонн твёрдых бытовых отходов в год |
0,05 |
Мусороперегрузочные и сортировочные станции |
га на 1 тыс. тонн твёрдых бытовых отходов в год |
0,04 |
Снегоприёмные пункты со снегоплавильной установкой |
га на 1 тыс. куб. м снега в год |
0,001 |
Снегоприёмные пункты без снегоплавильной установки |
га на 1 тыс. куб. м снега в год |
0,014 |
Склады противогололедных материалов |
га на 1 тыс. материалов в год |
0,03 |
Статья 23. Расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности, устанавливаемые для объектов местного значения в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1. Расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Площади земельных участков для размещения пожарных депо устанавливаются с учётом следующих нормативов:
на 2 пожарных автомобиля - 0,8 га;
на 4 пожарных автомобиля - 1,0 га;
на 6 пожарных автомобилей - 1,2 га.
Глава 7. Обеспечение передвижения инвалидов и маломобильных групп населения
Статья 24. Доступность жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения
1. При планировке и застройке территории городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать доступность жилых объектов, объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, связи и информации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий и сооружений следует предусматривать для инвалидов и маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учётом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учётом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
3. Количество мест парковки для индивидуального автотранспорта инвалидов и маломобильных групп населения принимать в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования.
Глава 8. Правила и область применения расчётных показателей
Статья 25. Показатели объектов местного значения, применяемые при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также документации по планировке территорий
Таблица 18. Расчётные показатели
N п/п |
Наименование расчётного показателя |
Единицы измерения расчётного показателя |
ГП <*> |
ПП <**> |
ПЗЗ <***> |
|
утилизация и переработка бытовых отходов |
||||
1. |
Площадь земельного участка для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твёрдых бытовых отходов |
га на 1 тыс. тонн твёрдых бытовых отходов в год |
+ |
+ |
+ |
|
благоустройство (озеленение) территории |
||||
2. |
Уровень обеспеченности объектами озеленения общего пользования |
кв. м/чел. |
+ |
+ |
+ |
|
энергетика и инженерная инфраструктура |
||||
3. |
Укрупненный показатель электропотребления |
кВт-ч/год на одного чел. |
+ |
+ |
- |
4. |
Площадь земельного участка для отдельно стоящих котельных в зависимости от теплопроизводительности |
га |
+ |
+ |
- |
5. |
Удельные расходы природного и сжиженного газа для различных коммунальных нужд |
куб. м/чел. в месяц |
+ |
+ |
- |
6. |
Показатель удельного водопотребления |
л/сут. на одного чел. |
+ |
+ |
- |
7. |
Показатель удельного водоотведения |
л/сут. (куб. м/мес.; куб. м/год) на одного чел. |
+ |
+ |
- |
|
образование |
||||
8. |
Уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями |
место на 1 тыс. чел. |
- |
+ |
- |
9. |
Уровень территориальной доступности дошкольных образовательных учреждений |
м; мин. |
- |
+ |
- |
10. |
Размер земельного участка дошкольных образовательных учреждений |
кв. м/место |
+ |
+ |
+ |
11. |
Уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями |
учащихся на 1 тыс. чел. |
- |
+ |
- |
12. |
Уровень территориальной доступности общеобразовательных учреждений |
м; мин. |
- |
+ |
- |
13. |
Размер земельного участка общеобразовательных учреждений |
кв. м |
+ |
+ |
+ |
|
объекты культуры и социального обеспечения местного значения |
||||
14. |
Уровень обеспеченности библиотеками |
тыс. томов на 1 тыс. чел. |
+ |
- |
- |
15. |
Уровень обеспеченности учреждениями культуры клубного типа |
мест на 1 тыс. чел. |
+ |
- |
- |
16. |
Уровень обеспеченности выставочными залами, музеями |
посещений на 1 тыс. чел. |
+ |
- |
- |
|
физическая культура и спорт |
||||
17. |
Уровень обеспеченности физкультурно-спортивными залами |
кв. м площади пола на 1 тыс. чел. |
+ |
+ |
- |
18. |
Уровень обеспеченности плоскостными сооружениями |
мест на трибунах на 1 тыс. чел. |
+ |
+ |
- |
19. |
Уровень обеспеченности плавательными бассейнами |
кв. м зеркала воды на 1 тыс. чел. |
+ |
+ |
- |
|
предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий |
||||
20. |
Размер земельного участка для размещения пожарных депо |
га |
+ |
+ |
+ |
|
помещения участковых уполномоченных полиции |
||||
21. |
Уровень обеспеченности помещениями участковых уполномоченных полиции |
участковый уполномоченный полиции на 1 тыс. чел. |
- |
+ |
- |
Примечание:
<*> ГП - генеральный план;
<**> ПП - документация по планировке территории;
<***> ПЗЗ - правила землепользования и застройки;
"+" - показатели отображаются;
"-" - показатели не отображаются.
Раздел II
Материалы по обоснованию расчётных показателей
Глава 9. Общие положения
Статья 26. Назначение и область применения
1. Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа "Город Архангельск" разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации и Архангельской области, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Архангельской области, муниципальными правовыми актами городского округа "Город Архангельск".
2. Местные нормативы устанавливают совокупность расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа "Город Архангельск".
3. Нормативы разработаны в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа "Город Архангельск" с учётом особенностей его территориального формирования, повышения эффективности использования территории на основе рационального зонирования, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории городского округа "Город Архангельск", а также создания градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, Архангельской области и нормативными правовыми актами городского округа "Город Архангельск", гражданам, в том числе инвалидам и другим маломобильным группам населения.
4. Неурегулированные нормативами вопросы разрешаются в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области. При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые даётся ссылка в нормативах, вопросы регулируются в соответствии с нормами, вводимыми взамен отменённых.
Статья 27. Анализ административно-территориального устройства, природно-климатических условий, социально-демографического развития городского округа "Город Архангельск", влияющих на установление расчётных показателей
1. При определении перспектив градостроительного развития и планировки территории городского округа "Город Архангельск" учитываются:
- численность населения на расчётный срок - 2025 год;
- роль города Архангельска как административного центра Архангельской области;
- историко-культурное значение города;
- прогноз социально-экономического развития территории;
- санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка на планируемых к развитию территориях.
2. По состоянию на 1 января 2021 года численность населения городского округа "Город Архангельск" составляла 346 979 человек.
Городской округ "Город Архангельск" в соответствии с проектной численностью населения относится к крупным городам.
Прогноз численности и состава населения для города выполнен на основе статистических данных.
Таблица 19. Численность населения городского округа "Город Архангельск"
Численность населения (тыс. человек) | |
2022 г. (исходный год) |
2025 г. (расчётный срок) |
346 979 |
360 000 |
3. Возможные направления территориального развития городского округа "Город Архангельск" определяются на основании генерального плана городского округа "Город Архангельск" с учётом нормативно-технических и правовых актов в области градостроительства Архангельской области.
Глава 10. Жилые, общественно-деловые и рекреационные зоны
Статья 28. Общие требования
1. Жилые зоны формируются с учётом взаимоувязанного размещения жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озеленённых территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
2. Объём жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения городского округа "Город Архангельск", уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности.
3. Объёмы и структуру жилищного строительства рекомендуется дифференцировать по уровню комфорта в соответствии с действующим сводом правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" с учётом конкретных возможностей развития городского округа "Город Архангельск".
4. Расчётные показатели минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений для индивидуальной застройки не нормируются.
Статья 29. Жилые зоны
1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
2. Для размещения жилой зоны должны выбираться участки наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объёма инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.
3. При формировании жилой зоны должны выдерживаться принципы компактности планировочного образования, защищённости от неблагоприятных природных воздействий, сокращения радиусов доступности объектов системы обслуживания.
При планировочной организации жилой зоны следует предусматривать дифференциацию по типам застройки с учётом потребностей различных социальных групп населения.
4. При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из учёта конкретных возможностей развития города, наличия территориальных ресурсов, градостроительных особенностей, существующей строительной базы и рыночных условий.
Рекомендуется следующее распределение нового жилищного строительства по типам застройки:
1) застройка индивидуальными жилыми домами - 10%;
2) застройка малоэтажными жилыми домами - 20%;
3) среднеэтажная застройка - 30%;
4) многоэтажная застройка - 40%.
6. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
7. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать с отступом от красных линий.
8. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах.
9. Предельно минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка, в том числе площадь, устанавливаются правилами землепользования и застройки городского округа "Город Архангельск".
Для территориальных зон индивидуальной жилой застройки следует принимать коэффициент использования территории земельного участка в соответствии с таблицей 20.
Таблица 20. Коэффициенты использования территории
Тип жилых домов |
Коэффициент использования территории (не более) |
Усадебного типа |
0,4 |
Блокированного типа |
0,8-1,6 |
Многоквартирные (не выше 3 этажей) |
0,8 |
10. Границы, размеры участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, определяются документацией по планировке территории, соответствующей требованиям правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, нормативных правовых актов городского округа "Город Архангельск" и настоящих нормативов.
11. Площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства (расчётного количества стоянок для автомобилей, озеленения).
12. Обеспеченность площадками дворового благоустройства (состав, количество и размеры), размещаемыми в микрорайонах (кварталах) жилых зон, рассчитывается с учётом демографического состава населения и нормируемых элементов.
Расчёт площади нормируемых элементов дворовой территории осуществляется в соответствии с нормами, приведёнными в таблице 21.
Таблица 21. Площади нормируемых элементов благоустройства жилого микрорайона
Вид площадки |
Удельные размеры площадок (кв. м/чел.) |
Минимальное расстояние от площадок до окон жилых домов и общественных зданий (м) |
Детские игровые площадки (площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста) |
0,7 |
10 |
Площадки для занятий физкультурой взрослого населения |
0,7 |
10-40; наибольшие значения следует принимать для хоккейных и футбольных площадок, наименьшие - для площадок для настольного тенниса |
Площадки отдыха взрослого населения |
0,2 |
8 |
Площадки для хозяйственных целей (контейнерные площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора) |
0,03 |
20 |
Площадки для выгула собак |
400-600 |
40 |
Примечание:
Допускается уменьшать (но не более чем на 50%) удельные размеры площадок:
- детских игровых, отдыха взрослого населения, для занятий физкультурой взрослого населения, для хозяйственных целей - в соответствии с СП 131.13330;
- для занятий физкультурой взрослого населения - при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.
Допускается уменьшать показатели площади элементов благоустройства придомовой (приватной) территории на 20 процентов при исполнении мероприятий в рамках государственных программ Архангельской области по строительству многоквартирного жилого дома.
13. При размещении многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать размещение расчётного количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых зон в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области, утверждёнными постановлением Правительства Архангельской области от 19 апреля 2016 года N 123-пп.
14. Площадь озеленённой территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учёта участков общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений) должна соответствовать требованиям действующего свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
В случае примыкания микрорайона (квартала) к общегородским зелёным массивам возможно сокращение нормы обеспеченности жителей территориями зелёных насаждений жилого района на 15%.
Статья 30. Общественно-деловые зоны
1. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового назначения, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
2. Общественно-деловую зону следует формировать как систему общественных центров, включающую центры деловой, финансовой и общественной активности в центральной части города (общегородскую), на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам и другим объектам массового посещения.
Общественно-деловая зона характеризуется многофункциональным использованием территорий, образующих систему взаимосвязанных общественных пространств.
3. Формирование общественно-деловых зон на территориях, в границах которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Структура и типология общественных центров и объектов общественно-деловой зоны в историческом центре города определяются проектом планировки территории.
4. При проектировании учреждений и предприятий обслуживания следует учитывать необходимость удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе с ограниченными физическими возможностями.
5. При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" размещение основных видов социально значимых объектов следует проектировать в соответствии с расчётными показателями основной части настоящих нормативов.
6. При размещении учреждений минимальная обеспеченность учреждениями и площадь их земельных участков принимается в соответствии с расчётными показателями основной части настоящих нормативов.
Статья 31. Зоны рекреационного назначения
1. Рекреационные зоны включают в себя территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, бульварами, озерами, набережными, пляжами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и другие аналогичные объекты.
3. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
4. Суммарная площадь общегородских озеленённых территорий общего пользования для городского округа "Город Архангельск" должна составлять не менее 16 кв. м/чел.
5. Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать в пределах доступности на общественном транспорте не более 1 ч.
6. При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учётом типа ландшафта, его состояния.
7. В зонах отдыха допускается размещение объектов, непосредственно связанных с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, спортивные и игровые площадки), а также с обслуживанием зон отдыха (загородные кафе, рестораны, центры развлечения, пункты проката).
8. Зоны размещения физкультурно-спортивных объектов проектируются на территории зон жилой застройки, общественно-деловых зон и рекреационных зон.
9. Участки физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений должны быть обеспечены удобными подъездами и подходами от остановок общественного транспорта с обязательным соблюдением шумового режима на прилегающей территории жилой застройки и обеспечением санитарных разрывов до жилых и общественных зданий.
Площадь земельных участков физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений следует принимать исходя из суммы площадей застройки основных и вспомогательных сооружений, а также площадей, занимаемых проездами, автостоянками, пешеходными дорожками и озеленением.
10. Радиус обслуживания физкультурно-спортивными сооружениями населения жилого района, микрорайона (квартала) составляет 1500 м.
Радиус обслуживания физкультурно-спортивными сооружениями городского значения не должен превышать 30 минут транспортной доступности.
Статья 32. Реконструкция застроенных территорий в городском округе "Город Архангельск"
1. В целях интенсивного использования территории города и улучшения безопасной и благоприятной среды проживания населения может быть запланирована реконструкция сложившейся застройки жилых территорий в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
2. Реконструкция застройки в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) или их частей является комплексной; реконструкция застройки в пределах земельного участка является локальной (выборочной).
3. Объёмы реконструируемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке на основании разработанного проекта с учётом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.
Глава 11. Производственные и иные зоны
Статья 33. Общие требования
1. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями настоящих нормативов.
2. Границы производственных зон определяются на основании зонирования территории города и устанавливаются с учётом требуемых санитарно-защитных зон для промышленных объектов, производств и сооружений, обеспечивая максимально эффективное использование территории.
Статья 34. Производственные зоны
1. Производственные зоны, промышленные узлы, предприятия (далее - производственная зона) и связанные с ними отвалы, отходы, очистные сооружения следует размещать на землях с низкой кадастровой стоимостью.
2. Устройство отвалов, шламонакопителей, мест складирования отходов предприятий допускается только при обосновании невозможности их утилизации; при этом для производственных зон следует предусматривать централизованные (групповые) отвалы, места складирования с соблюдением санитарных норм.
3. Промышленные предприятия следует размещать на территории производственной зоны в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры.
4. При размещении производственной зоны на прибрежных участках рек и других водоёмов планировочные отметки площадок предприятий должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчётного наивысшего горизонта вод с учётом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчётной высоты волны, определяемой в соответствии с требованиями по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения.
5. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учётом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, а именно:
1) для предприятий I класса - 1000 м;
2) для предприятий II класса - 500 м;
3) для предприятий III класса - 300 м;
4) для предприятий IV класса - 100 м;
5) для предприятий V класса - 50 м.
6. В пределах жилой территории города допускается размещать производственные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шум, превышающий установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей и подъезда грузового автотранспорта более 50 автомобилей в сутки, с установлением санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.
7. При проектировании коммунальных зон условия безопасности по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, нормативы инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории следует принимать в соответствии с требованиями, установленными для производственных зон.
Статья 35. Зоны инженерной инфраструктуры
1. Зона инженерной инфраструктуры предназначена для размещения объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
2. Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны устанавливаются при размещении объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры в целях предотвращения негативного воздействия указанных объектов на жилую, общественную застройку и рекреационные зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящих нормативов.
3. Проектирование систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и связи следует осуществлять на основе схем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, разработанных и утверждённых в установленном законом порядке.
4. Инженерные системы следует рассчитывать исходя из соответствующих нормативов расчётной плотности населения, принятой на расчётный срок, удельного среднесуточного норматива потребления и общей площади жилой застройки, определяемой градостроительной документацией.
5. Для производственного водоснабжения промышленных предприятий следует рассматривать возможность устройства систем оборотного водоснабжения.
6. При отсутствии централизованной системы канализации по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области следует предусматривать септик. Размеры земельных участков, отводимых под септики, следует принимать в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
7. Для регулирования стока дождевых вод следует проектировать пруды или резервуары, а также использовать существующие пруды, не являющиеся источниками питьевого водоснабжения.
Статья 36. Зоны транспортной инфраструктуры
1. Сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры могут располагаться в составе всех территориальных зон.
При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" и проектов планировок территорий следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке со сложившейся планировочной структурой городского округа "Город Архангельск" и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со смежными муниципальными образованиями в соответствии со схемой территориального планирования Архангельской области, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей улично-дорожной сети.
2. В целях устойчивого развития территории городского округа "Город Архангельск" необходимо создание развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимую плотность внутренних и внешних транспортных связей.
3. При проектировании улиц и дорог, транспортных узлов планировочные и технические решения должны обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов, в том числе удобные и безопасные пути движения маломобильных групп населения.
4. В городском округе должны быть предусмотрены участки для постоянного хранения, временного хранения (парковки) и технического обслуживания легковых автомобилей всех категорий.
5. Рекомендуемые нормы расчёта приобъектных стоянок автомобилей приведены в основной части настоящих нормативов.
Статья 37. Требования и рекомендации по установлению красных линий и линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений
1. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городского округа "Город Архангельск".
Красные линии устанавливаются с учётом:
ширины улиц и дорог, которые определяются расчётом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов;
состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зелёных насаждений);
санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.
За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. Размещение крылец и консольных элементов зданий (балконов, козырьков, карнизов) за пределами красных линий не допускается.
2. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В исключительных случаях с учётом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение:
1) объектов транспортной инфраструктуры (временные парковки легкового транспорта, площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов);
2) отдельных нестационарных объектов для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
3. Линии регулирования застройки - линии, определяющие места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Указанные линии устанавливаются с учётом сложившегося использования земельных участков и территорий санитарно-защитных и охранных зон.
4. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.
5. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать с отступом от красных линий:
1) от многоквартирных многоэтажных (от 9 этажей и выше) и среднеэтажных (до 8 этажей) жилых домов до красных линий - не менее 3 м при условии обеспечения противопожарной защиты;
2) от индивидуальных домов, домов блокированного типа до красных линий улиц - не менее 5 м, от красной линии проездов - не менее 3 м, расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов - не менее 5 м. Садовый дом должен отстоять от красной линии проездов не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния;
3) от зданий и сооружений в промышленных зонах - не менее 3 м.
6. Указанные расстояния измеряются от наружной стены здания в уровне цоколя. Декоративные элементы, а также лестницы, приборы освещения, камеры слежения, выступающие за плоскость фасада не более 0,6 метра, не учитываются.
7. В районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии улиц в жилой застройке, если это предусмотрено градостроительной документацией.
8. Минимальные расстояния в метрах от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий следует принимать не менее показателей, приведённых в таблице 22.
Таблица 22. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий
Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания |
Минимальные расстояния (м) |
|||
до красной линии |
до стен жилых домов |
до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений |
||
городской населённый пункт | ||||
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (от стены здания) |
25 |
в соответствии с техническими регламентами |
||
Учреждения здравоохранения: | ||||
больничные корпуса |
30 |
|||
поликлиники |
15 |
|||
Пожарные депо |
10 |
|
||
Приёмные пункты вторичного сырья |
|
20 |
50 |
|
Кладбища традиционного захоронения и крематории |
6 |
при площади до 40 га - 300 |
||
Кладбища для погребения после кремации |
50 |
Глава 12. Зоны особо охраняемых территорий
Статья 38. Особо охраняемые природные территории
1. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
2. При разработке генерального плана и документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" учитываются все особо охраняемые природные территории, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли на территории городского округа "Город Архангельск".
3. Категории, виды особо охраняемых природных территорий, а также режимы особой охраны определяются в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также правовых актов Архангельской области.
Статья 39. Охрана объектов культурного наследия
1. Категории земель историко-культурного назначения и режимы их использования определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Регулирование деятельности на землях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, правовых актов Архангельской области и нормативных правовых актов городского округа "Город Архангельск".
3. При подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск" и документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" следует учитывать требования законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).
Документация по планировке территорий не должна предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния объектов культурного наследия. Изменение состояния объектов допускается в соответствии с действующим законодательством в исключительных случаях.
4. Расстояния от объектов культурного наследия до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать:
до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) - не менее 10 м;
до других подземных инженерных сетей - не менее 5 м.
В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать:
до водонесущих сетей - не менее 5 м;
до неводонесущих сетей - не менее 2 м.
При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприятий по сохранности объектов культурного наследия при производстве строительных работ.
Статья 40. Зоны специального назначения
1. В состав зон специального назначения городского округа "Город Архангельск" могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, объектами размещения отходов производства и потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
2. Для предприятий, производств и объектов, расположенных в зоне специального назначения, в зависимости от мощности, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ и других вредных физических факторов в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются санитарно-защитные зоны.
3. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.
4. Размер земельного участка для кладбища определяется с учётом количества жителей города, но не может превышать 40 га. При этом также учитывается перспективный рост численности населения, коэффициент смертности, наличие действующих объектов похоронного обслуживания, принятая схема и способы захоронения, вероисповедания, норм земельного участка на одно захоронение.
5. Не допускается осуществлять новые погребения некремированных останков на сохраняемых в застройке, реконструируемых, реставрируемых кладбищах в случаях отсутствия вокруг них санитарно-защитных зон. Санитарно-защитная зона планируемого к размещению кладбища должна быть не менее 300 м.
6. Полигоны твёрдых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твёрдых бытовых отходов; они должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
При отводе земельного участка определяется срок эксплуатации полигона и мероприятия по возвращению данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования (рекультивация).
7. Для сбора, хранения и утилизации снежно-ледяных отложений с территории городского округа "Город Архангельск", в том числе загрязнённого снега с дорог, искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов), следует предусматривать специализированные сооружения - снегоприёмные пункты. Снегоприёмные пункты могут быть в виде "сухих" снежных свалок и снегоплавильных шахт, подключённых к системе канализации.
8. Допускается использование территории снегосвалки в летнее время для организации стоянки автотранспорта и иных целей.
Глава 13. Охрана окружающей среды
Статья 41. Рациональное использование природных ресурсов
1. Изъятие под застройку земель лесного фонда допускается в исключительных случаях в соответствии с требованиями Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации, федерального законодательства.
2. Для промышленных объектов, производств и сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.
Статья 42. Охрана атмосферного воздуха
1. При проектировании застройки, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, должна быть произведена оценка состояния и разработан прогноз изменения качества атмосферного воздуха путём расчёта уровня загрязнения атмосферы от всех источников загрязнения (промышленных, транспортных и других), принимая во внимание аэроклиматические и геоморфологические условия, ожидаемые загрязнения атмосферного воздуха с учётом существующих и планируемых объектов, предельно допустимые концентрации или ориентировочные безопасные уровни воздействия для каждого из загрязняющих веществ; также должны быть разработаны предупредительные действия по исключению загрязнения атмосферы, включая неорганизованные выбросы и вторичные источники.
2. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе на территории городского округа "Город Архангельск" принимаются в соответствии с требованиями ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест", ГН 2.1.6.2309-07 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха".
3. Жилые зоны не следует размещать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к источникам загрязнения атмосферного воздуха.
Статья 43. Охрана водных объектов
1. Качество воды водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, рекреационного водопользования и расположенных в границах городского округа "Город Архангельск", должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормативам.
2. В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов рек и озёр устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Регламент водоохранных зон, прибрежных защитных полос устанавливается в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Статья 44. Охрана почв
1. Требования по охране почв предъявляются к жилым, рекреационным зонам, зонам санитарной охраны водоёмов и водотоков, территориям сельскохозяйственного назначения и другим территориям, где возможно влияние загрязнённых почв на здоровье человека и условия проживания.
2. Мероприятия по охране почв предусматривают введение специальных режимов их использования, изменение целевого назначения и рекультивацию почв.
Статья 45. Защита от шума и вибрации
1. Планировку и застройку жилых зон города следует осуществлять с учётом обеспечения допустимых уровней шума. Меры по защите от акустического загрязнения следует предусматривать на всех стадиях проектирования в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
2. Территории нового строительства и реконструкции должны оцениваться с учётом параметров вибрации.
Глава 14. Инженерная подготовка и защита территории
Статья 46. Общие требования
1. Принятие градостроительных решений должно основываться на результатах анализа инженерно-геологической обстановки. Необходимо обеспечивать соблюдение расчётного гидрогеологического режима грунтов оснований, а также предотвращение развития эрозионных и других физико-геологических процессов, приводящих к нежелательному изменению природных условий и недопустимым нарушениям осваиваемой территории.
2. При планировке и застройке города следует предусматривать инженерную защиту от действующих факторов природного риска в соответствии с действующими нормативными документами.
3. Сооружения и мероприятия по защите от опасных геологических процессов должны выполняться в соответствии с требованиями СП 116.13330.2012 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003".
Статья 47. Сооружения и мероприятия для защиты от подтопления
1. В целях обеспечения инженерной защиты территории от подтопления следует предусматривать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение подтопления территорий.
2. Защита от подтопления должна включать:
1) защиту населения от опасных явлений, связанных с пропуском паводковых вод в весенне-осенний период, при половодье;
2) локальную защиту зданий, сооружений, грунтов оснований и защиту застроенной территории в целом;
3) водоотведение;
4) утилизацию (при необходимости очистки) дренажных вод.
3. Система инженерной защиты от подтопления является территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральным планом городского округа "Город Архангельск" и документацией по планировке территории.
Глава 15. Размещение инженерных сетей
Статья 48. Зоны инженерной инфраструктуры
1. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог: под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях, в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
2. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускается под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц.
Глава 16. Требования по обеспечению защиты населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требования к мероприятиям по гражданской обороне
Статья 49. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций
1. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций должны учитываться при:
1) подготовке генерального плана городского округа "Город Архангельск";
2) разработке документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории);
3) разработке материалов, обосновывающих строительство (технико-экономического обоснования, технико-экономических расчётов), а также проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
2. Территории, расположенные на участках, подверженных негативному влиянию вод, должны быть обеспечены защитными гидротехническими сооружениями.
3. К рекам и водоёмам, которые могут быть использованы для целей пожаротушения, следует устраивать подъезды для забора воды с площадками размером не менее 12 м x 12 м.
Места расположения и количество подъездов принимается по согласованию с органами государственного пожарного надзора из расчёта обеспечения расхода воды на наружное пожаротушение объектов, расположенных в радиусе не более 200 м от водоёма.
При разработке генерального плана городского округа "Город Архангельск", а также документации по планировке территории городского округа "Город Архангельск" необходимо резервировать территорию под размещение пожарных депо с учётом перспективы развития города в размере необходимой площади земельного участка. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется техническим заданием на проектирование.
4. Размещение пожарных депо следует осуществлять в соответствии с действующим законодательством.
Глава 17. Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения
Статья 50. Основные положения
1. При планировке и застройке городского округа "Город Архангельск" необходимо обеспечивать доступность жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения.
При проектировании и реконструкции жилых, общественных и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99.
2. Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчётное число и категория инвалидов, а также группа мобильности групп населения устанавливаются заданием на проектирование.".
<< Назад |
||
Содержание Решение Архангельской городской Думы от 25 сентября 2024 г. N 115 "О внесении изменений в решение Архангельской городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.