Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы
Республики Марий Эл
от 10 марта 2023 г. N 44
(в редакции Указа Главы
Республики Марий Эл
от 7 октября 2024 г. N 205)
Инвестиционная декларация
Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Инвестиционная декларация Республики Марий Эл разработана в целях:
создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Марий Эл;
содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Марий Эл, а также взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на ее территории.
2. Главной целью инвестиционного развития Республики Марий Эл является увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
3. Инвестиционная деятельность в Республике Марий Эл регулируется Законом Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений".
4. Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12 (далее - Стратегия), а также в прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2023 г. N 528 (далее - Прогноз).
Согласно Прогнозу показатель "Инвестиции в основной капитал" до 2030 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
Социально-экономические показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2030 год |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||||||
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
35,8 |
38,3 |
42,5 |
52,2 |
57,3 |
63,2 |
69,0 |
75,0 |
96,3 |
5. Повышение уровня доходов населения и количества созданных и создаваемых рабочих мест относится к приоритетам регионального развития в Республике Марий Эл. Социально-экономические показатели Республики Марий Эл отражены в таблице 2.
Таблица 2
|
Социально-экономические показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2030 год |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Реальные среднедушевые денежные доходы населения, процентов |
98,3 |
102,4 |
103,6 |
101,7 |
103,9 |
102,7 |
103,0 |
102,8 |
102,4 |
2. |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), тыс. рублей |
32,3 |
35,5 |
40,7 |
49,0 |
57,7 |
62,0 |
66,1 |
70,1 |
84,2 |
3. |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов |
2,6 |
0,82 |
0,57 |
0,39 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
К целям регионального развития относится сохранение ежегодного роста реальных среднедушевых денежных доходов населения на уровне не ниже 2,4 процента. При этом безработица не должна превышать естественного уровня (0,5 процента), что может быть достигнуто за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест в экономике.
6. В Республике Марий Эл разработаны и активно используются способствующие привлечению и увеличению объема инвестиций в основной капитал меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, ведущей к созданию рабочих мест, росту добавленной стоимости и налоговых отчислений.
7. В Республике Марий Эл гарантируется обеспечение равных прав участников инвестиционного процесса при осуществлении инвестиционной деятельности, поддерживается развитие конкуренции.
8. Инвестиционная декларация Республики Марий Эл является одним их элементов Регионального инвестиционного стандарта, призвана информировать предпринимателей о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса.
II. Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов (Региональный инвестиционный стандарт) в Республике Марий Эл
9. Система поддержки новых инвестиционных проектов (Региональный инвестиционный стандарт) реализуется в Республике Марий Эл в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" с 2023 года.
10. Элементами Регионального инвестиционного стандарта для оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности являются "Инвестиционная декларация", "Инвестиционный комитет", "Агентство развития", "Инвестиционная карта" и "Свод инвестиционных правил":
а) "Инвестиционная декларация".
Настоящая инвестиционная декларация Республики Марий Эл определяет обязательство Главы Республики Марий Эл по неухудшению условий ведения бизнеса и содержит стратегию развития Республики Марий Эл (размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл (ссылка: https://investmari.ru/regionalnyy-investitsionnyy-standart/investitsionnaya-deklaratsiya/);
б) "Инвестиционный комитет".
В качестве инвестиционного комитета действует Инвестиционный совет Республики Марий Эл, образованный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 марта 2013 г. N 72 в целях улучшения инвестиционного климата, привлечения инвестиций в экономику Республики Марий Эл, содействия развитию конкуренции в Республике Марий Эл, а также досудебного разрешения разногласий и споров инвестора с органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Рабочей группой инвестиционного комитета является Межведомственная комиссия по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Республики Марий Эл от 9 апреля 2014 г. N 151, созданная в целях содействия созданию благоприятных условий по привлечению и эффективному использованию инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты на территории Республики Марий Эл;
в) "Агентство развития".
В качестве агентства развития функционирует Фонд инвестиционного развития Республики Марий Эл, учрежденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 14 декабря 2023 г. N 1862-р.
Фонд осуществляет привлечение частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл, содействует инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл, способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Республики Марий Эл;
г) "Инвестиционная карта".
С целью визуализации и удаленной демонстрации ресурсов, необходимой инфраструктуры, а также площадок для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл на инвестиционном портале Республики Марий Эл размещена интерактивная инвестиционная карта Республики Марий Эл.
Ежеквартальная актуализация информации инвестиционной карты осуществляется Фондом инвестиционного развития Республики Марий Эл на основании данных органов исполнительной власти Республики Марий Эл, администраций муниципальных образований Республики Марий Эл и ресурсоснабжающих организаций;
д) "Свод инвестиционных правил".
Свод инвестиционных правил Республики Марий Эл содержит алгоритмы действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Республики Марий Эл:
алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес - до 150 кВт);
алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес - свыше 150 кВт);
алгоритм действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории Республики Марий Эл;
алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
алгоритм действий инвестора по процедуре подключения к сетям теплоснабжения;
алгоритм действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
алгоритм действий инвестора для получения разрешения на строительство;
алгоритм действий инвестора для получения земельного участка без проведения торгов;
алгоритм действий инвестора для получения земельного участка на торгах;
алгоритм действий инвестора на территории Республики Марий Эл по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
алгоритм действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Марий Эл.
11. Информация об элементах Регионального инвестиционного стандарта размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ссылка: https://investmari.ru/regionalnyy-investitsionnyy-standart/).
III. Ключевые характеристики Республики Марий Эл
12. Республика Марий Эл - активно развивающийся субъект Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.
Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России и входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Кировской и Нижегородской областями, Республикой Татарстан и Чувашской Республикой. Расстояние от столицы Республики Марий Эл г. Йошкар-Олы до г. Москвы - 753 км.
Площадь Республики Марий Эл составляет 23,4 тыс. кв. км, численность населения на 1 января 2024 г. - 669,9 тыс. человек. В состав Республики Марий Эл входят 13 муниципальных районов, 1 муниципальный округ, 3 городских округа, 16 городских поселений и 102 сельских поселения.
Более 50 процентов территории Республики Марий Эл занимают леса. Минерально-сырьевой комплекс представлен карбонатными породами, песками, глинами и суглинками, торфом и сапропелем, а также пресными и минеральными подземными водами.
Несмотря на незначительный потенциал природных ресурсов, Республика Марий Эл поступательно развивается. Экономика Республики Марий Эл имеет индустриально-аграрную направленность, доля промышленности в валовом региональном продукте составляет 28,1 процента, сельского хозяйства - 16,8 процента.
Для определения устойчивого комплексного развития Республики Марий Эл в долгосрочной перспективе принята Стратегия, которой определены 18 отраслей перспективной экономической специализации, к основным из которых относятся растениеводство и животноводство, лесоводство, производство пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, мебели, химических продуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, обработка древесины, туризм. Новым ключевым инвестиционным направлением развития Республики Марий Эл является сектор информационных технологий.
Главными конкурентными преимуществами Республики Марий Эл являются:
многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий;
развитая инфраструктура в области переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;
благоприятное географическое положение, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, внутренних водных путей по рекам Волге и Ветлуге;
значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых, в том числе строительных материалов, стекольного песка, гипса и других;
рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм).
Развитие экономики Республики Марий Эл определяется следующей структурой валового регионального продукта:
промышленность - 28,1 процента;
сельское хозяйство - 16,8 процента;
торговля и общественное питание - 11,3 процента;
транспортировка и хранение - 4,8 процента;
строительство - 4,2 процента;
информация и связь - 3,1 процента.
По оценке 2023 года, объем валового регионального продукта Республики Марий Эл составил 286,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2022 года на 4 процента в сопоставимых ценах, по оценке 2024 года - 312,7 млрд. рублей.
В Республике Марий Эл проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов.
Ежегодно формируется план реализации новых инвестиционных проектов и создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл.
План состоит из трех разделов:
план реализации новых инвестиционных проектов в Республике Марий Эл за счет средств инвесторов;
план создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл (энергетической, социальной, коммунальной, инженерной и транспортной);
реестр свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл.
План реализации новых инвестиционных проектов и создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл размещается для свободного доступа на инвестиционном портале Республики Марий Эл.
13. Транспортная инфраструктура Республики Марий Эл:
а) автомобильная инфраструктура.
Дорожная сеть Республики Марий Эл включает в себя автомобильные дороги общего пользования общей протяженностью 9 648 км, из них:
федерального значения - 394 км;
регионального или межмуниципального значения - 2 872 км;
местного значения - 5 382 км.
Через Республику Марий Эл проходят автомобильные дороги федерального значения:
Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар (протяженность - 138,8 км);
Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола (протяженность - 167,2 км);
А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск автомобильная дорога М-7 "Волга" (протяженность - 88 км).
Межрегиональные связи с соседними субъектами Российской Федерации, связи с районными центрами Республики Марий Эл и доступ к речным портам обеспечивают автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения:
Йошкар-Ола - Уржум (протяженность - 131,0 км);
подъезд к г. Йошкар-Оле (протяженность - 4,216 км);
Кокшайск - Красногорский (протяженность - 32,025 км);
Козьмодемьянск - Большой Сундырь (протяженность - 28,0 км);
Корта - Куяр (протяженность - 7,3 км);
Елеево - Мари-Турек - Лопово (протяженность - 62,3 км);
Сернур - Казанское - Кукнур (протяженность - 43,7 км);
Морки - Уньжинский (протяженность - 40,2 км);
Параньга - Уньжинский (протяженность - 27,1 км);
Йошкар-Ола - Санчурск (протяженность - 30,7 км);
Картуково - Микряково - Васильсурск (протяженность - 32,7 км);
Красный Мост - Килемары - Шаранга (протяженность - 56,85 км).
Первые 6 из них входят в опорную сеть Российской Федерации, проходящую по территории Республики Марий Эл.
Основным направлением дорожной деятельности является реализация мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Республике Марий Эл реализован ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства:
реконструкция автомобильной дороги Вятское - Орша - Кордемтюр на участке км 0+000 - км 2+160;
реконструкция автомобильной дороги Марково - Русская Руя на участке км 0+000 - км 2+200;
реконструкция моста через р. Малый Кундыш на автомобильной дороге Куяр - Солнечный - Ронга км 22+094;
строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (I этап, от Ленинского проспекта до ул. Луначарского);
строительство автомобильной дороги Пуял - Малый Пуял в Оршанском муниципальном районе Республики Марий Эл.
В настоящее время реализуются дорожные проекты: строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Сумки Горномарийского района Республики Марий Эл;
строительство мостового перехода через реку Ировка на автомобильной дороге Кокрем - Петровское в Моркинском муниципальном районе Республики Марий Эл;
реконструкция автомобильной дороги Одобеляк - Куженер - Параньга на участке км 4+879 - км 9+072 (остатки объемов работ) и содержание в рамках контракта жизненного цикла;
строительство подъездов к объектам сельхозпроизводства в с. Казанское Сернурского района Республики Марий Эл;
строительство автомобильной дороги Тамшинер - Полдыран Сернурского района Республики Марий Эл.
Планируется реализация объектов:
реконструкция моста через реку Ексейка на автомобильной дороге Оршанка - Пектубаево - Новый Торъял км 57+042 в Новоторъяльском муниципальном районе Республики Марий Эл;
реконструкция мостового перехода через р. Немда на автомобильной дороге Йошкар-Ола - Уржум;
реконструкция автомобильной дороги Йошкар-Ола Козьмодемьянск км 4+914 - км 10+414;
строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (II этап, от ул. Луначарского до ул. Строителей);
строительство автомобильной дороги Йошкар-Ола - Дорожный;
строительство автомобильной дороги к мусоросортировочному комплексу в пгт Сернур;
строительство автомобильной дороги Объездная пгт Морки - 3;
б) железнодорожная инфраструктура.
Железнодорожный транспорт в Республике Марий Эл представлен двумя линиями железных дорог, соединяющими Республику Марий Эл с соседними субъектами Российской Федерации. По территории Республики Марий Эл проходит тупиковая ветка Зеленый Дол (Татарстан) - Яранск (Кировская область), пересекающая Республику Марий Эл с юга на север через г. Йошкар-Олу (из 196 км дорожной линии около 150 км проходят по территории Республики Марий Эл), а также участок 4 км тупиковой ветки Зеленый Дол - Волжск длиной 14 км. Эксплуатационная длина путей по состоянию на 1 января 2023 г. составляет примерно 152 км. Железнодорожные линии Республики Марий Эл относятся к Казанскому региону обслуживания Горьковской железной дороги.
Центральной станцией Республики Марий Эл является станция Йошкар-Ола.
На территории Республики Марий Эл пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляет акционерное общество "Содружество". В 2023 году количество отправленных пассажиров составило 24 575 человек.
Количество среднесуточно курсирующих пассажирских поездов - 3,77.
Ежедневно из столицы Республики Марий Эл отправляется поезд в г. Москву, через день - в г. Санкт-Петербург.
В летний период 2023 года курсировал прямой поезд в направлении Йошкар-Ола - Адлер;
в) речной транспорт, речные порты.
Общая протяженность внутренних водных судоходных путей на территории Республики Марий Эл составляет 279 км.
В период навигации грузопассажирские перевозки осуществляются обществом с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания "Флагман" паромными переправами Козьмодемьянск - Коротни, Юрино - Сумки.
Республика Марий Эл стабильно демонстрирует рост туристского потока и является одним из популярных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, для посещения туристов.
В целях улучшения и развития транспортной инфраструктуры Республики Марий Эл и реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 927-р (далее - Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Марий Эл), в 2023 году завершено строительство пассажирского причала для речных судов с пешеходным переходом на р. Волге в районе г. Козьмодемьянска. Пассажирооборот причала составляет более 200 пассажиров в сутки.
Правительством Республики Марий Эл прорабатывается вопрос строительства причальных сооружений в пгт Юрино Юринского муниципального района Республики Марий Эл, г. Волжске, г. Звенигово иве. Кокшайске Звениговского муниципального района Республики Марий Эл;
г) воздушный транспорт.
Аэропорт г. Йошкар-Олы имеет статус аэропорта федерального значения и расположен в 7 км к северу от центра города Йошкар-Олы по автомобильной дороге "Вятка".
С 2019 года возобновлено регулярное авиасообщение по маршруту Йошкар-Ола - Москва.
С 2020 года добавилось направление Йошкар-Ола Санкт-Петербург.
С 2021 года аэропорт Йошкар-Ола обслуживает самолеты по трем направлениям. Авиасообщение с г. Сочи стало очередным этапом расширения географии полетов.
Пассажиропоток в аэропорту Йошкар-Ола за 2023 год составил более 19,7 тыс. человек.
С 1 октября 2023 г. ГБУ Республики Марий Эл "Аэропорт г. Йошкар-Ола" приостановил полеты в связи с модернизацией аэропортового комплекса.
В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл с 2022 года ведется строительство нового пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы. Окончание работ - ноябрь 2024 г. Общий объем финансирования строительства терминала составляет около 1,5 млрд. рублей. В составе данного проекта запланированы терминал на 400 пассажиров, привокзальная площадь, подъездная дорога, периметровое ограждение, сети теплоснабжения, водоснабжения, бытовой канализации, ливневой канализации.
В 2023 году начаты мероприятия по реконструкции взлетно-посадочной полосы ГБУ Республики Марий Эл "Аэропорт г. Йошкар-Ола". Проведение строительно-монтажных работ запланировано на 2023 - 2027 годы.
Реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы позволит принимать магистральные воздушные суда вместимостью 80 - 200 человек, что, в свою очередь, предоставит возможность привлечь для осуществления перелетов более крупные авиакомпании по доступной ценовой категории.
14. Инженерная инфраструктура Республики Марий Эл:
а) инфраструктура электроэнергетического комплекса.
Энергетика Республики Марий Эл развивается в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечивает электрической энергией потребителей Республики Марий Эл и транзиты в соседние субъекты Российской Федерации.
Энергосистема Республики Марий Эл связана с энергосистемами Республики Чувашия, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Нижегородской и Кировской областей. Управление электроэнергетическим режимом работы энергосистемы Республики Марий Эл осуществляется филиалом акционерного общества "Системный оператор единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии".
В Республике Марий Эл осуществляют свою деятельность 7 электросетевых компаний. К наиболее крупным из них относятся:
филиал публичного акционерного общества "Россети" - Средне-Волжское предприятие магистральных электрических сетей;
филиал публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - "Мариэнерго";
акционерное общество "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1".
В эксплуатации филиала публичного акционерного общества "Россети" - Средне-Волжское предприятие магистральных электрических сетей на территории Республики Марий Эл находятся сети напряжением 500 - 220 кВ, в том числе одна ПС 500 кВ Помары, пять ПС 220 кВ, BJI500 кВ - 3 единицы протяженностью 74,21 км, BJI220 кВ - 11 единиц протяженностью 375,45 км по трассе и 384,25 км по цепям.
В эксплуатации филиала публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - "Мариэнерго" находятся сети напряжением 110 кВ, из них ПС 110 кВ - 48 единиц, ВЛПО кВ - 67 единиц протяженностью 1 457,49 км.
В собственности и эксплуатации акционерного общества "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" находятся сети напряжением 110 кВ, из них ПС 110 кВ - 5 единиц, ВЛПО кВ - 2 единицы протяженностью 2,35 км по трассе и 4,7 км по цепям.
На территории Республики Марий Эл осуществляет свою деятельность один гарантирующий поставщик - публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл".
Выработку электрической энергии на территории Республики Марий Эл осуществляют Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" публичного акционерного общества "Т Плюс", акционерное общество "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1", теплоэлектроцентраль акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат" суммарной установленной мощностью 252 МВт;
б) инфраструктура трубопроводного транспорта.
Газоснабжение Республики Марий Эл обеспечивается через сеть газопроводов дочерними обществами публичного акционерного общества "Газпром": обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", обществом с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Йошкар-Ола" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола".
В систему газоснабжения Республики Марий Эл входят:
магистральные газопроводы протяженностью 1 332 км;
3 компрессорные станции;
21 газораспределительная станция (ГРС);
газораспределительные сети протяженностью 7 059,24 км;
537 газораспределительных пунктов и установок;
в) площадки для реализации инвестиционных проектов в Республике Марий Эл.
Сведения об инвестиционных площадках и объектах размещаются на интерактивной инвестиционной карте Республики Марий Эл, представляющей собой двуязычную (на русском и английском языках) публичную карту Республики Марий Эл.
Инвестиционная карта, представленная на инвестиционном портале Республики Марий Эл, предназначена для формирования у инвестора общего представления о наличии земельных участков, а также дает возможность с использованием различных фильтров самостоятельно подобрать необходимый участок.
15. Наличие на территории Республики Марий Эл преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности.
В 2019 году город Козьмодемьянск Республики Марий Эл включен в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р.
Государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" для российских моногородов предусмотрены меры поддержки в виде возвратного и безвозвратного финансирования.
На территории моногорода Козьмодемьянска утверждены нормативные правовые акты, предусматривающие преференции для субъектов инвестиционной деятельности, которые размещены на официальном портале администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл.
16. Соблюдение органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, государственными и муниципальными учреждениями в Республике Марий Эл в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности.
Глава Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл, государственные и муниципальные учреждения Республики Марий Эл в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации.
В Республике Марий Эл соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется соответствующими уполномоченными органами и организациями.
17. Планы по развитию приоритетных направлений и секторов экономики Республики Марий Эл, являющихся инвестиционными приоритетами, с их привязкой к конкретным территориям.
Промышленность традиционно является одной из основных отраслей экономики Республики Марий Эл.
В 2025 - 2026 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 103,5 - 104,0 процента в год, объем отгруженной продукции увеличится на 36,9 млрд. рублей и в 2026 году составит 329,7 млрд. рублей.
Акционерным обществом "Завод полупроводниковых приборов" и обществом с ограниченной ответственностью "Технотех" прорабатывается вопрос корректировки стратегических производственных планов и реализации инвестиционных проектов с учетом внебюджетных источников.
Акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов" в настоящее время расширяет производственные мощности для выпуска корпусов для интегральных микросхем, в рамках импортозамещения разрабатывается линейка сложно-функциональных металлокерамических корпусов и подложек. По итогам проведенных мероприятий завод планирует создать 500 рабочих мест.
Рост промышленного производства прогнозируется за счет диверсификации производства, повышения инвестиционной активности предприятий, в том числе посредством реализации программ Фонда развития промышленности Республики Марий Эл.
18. Новые инновационные отрасли экономики Республики Марий Эл.
Столица Республики Марий Эл - город Йошкар-Ола - родина десятков успешных высокотехнологичных проектов, известных как в России, так и за рубежом. Ведущие компании, расположенные в г. Йошкар-Оле, сотрудничают в области подготовки программистов мирового уровня и развития ИТ-экосистемы в целом. В г. Йошкар-Оле в 2015 году создана ассоциация разработчиков программного обеспечения "ПС Софт", в которую входят 7 компаний: общество с ограниченной ответственностью "Ричмедиа" (iSpring), общество с ограниченной ответственностью "ТРЭВЕЛ ЛАЙН ПРО" (TravelLine), общество с ограниченной ответственностью "Эй-Си-Ай Ворлдвайд Раша", группа компаний "1С-Рарус", общество с ограниченной ответственностью "Небанковская кредитная организация "Монета.ру", общество с ограниченной ответственностью "Омега-Софт" (Omega-R), общество с ограниченной ответственностью "Цитрониум" (Citronium). Всего на территории Республики Марий Эл осуществляют свою деятельность более 130 ИТ-компаний с общим количеством ИТ-специалистов более 3,5 тыс. человек. Самые известные программные продукты, разрабатываемые в Республике Марий Эл - это платформы для онлайн-обучения, гостиничного бизнеса и финансовых расчетов.
Общий объем продукции, производимой компаниями отрасли информационных технологий в Республике Марий Эл для внутреннего потребления и для экспорта, по оценке 2023 года, составил более 10,8 млрд. рублей.
Наряду с продажами на внутреннем рынке компании отрасли информационных технологий активно экспортируют свою продукцию. Ориентиром среднегодового темпа роста доходов отрасли информационных технологий является показатель 25 процентов.
В сегменте производства тиражного программного обеспечения присутствуют компании, зарегистрированные на территории Республики Марий Эл, успешно работающие на глобальных рынках.
Важным и растущим сегментом, имеющим отношение к отрасли информационных технологий, является обработка информации и предоставление сервисов на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая предоставление услуг по программированию, доступ к развлекательному контенту и оказание услуг в режиме реального времени.
Основными рынками сбыта этой категории компаний являются Российская Федерация и страны, входящие в Содружество Независимых Государств, а потребителями - конечные пользователи.
Интернет-сегмент в последние годы динамично растет и оказывает значительное влияние на сегмент тиражного программного обеспечения.
Необходимыми условиями увеличения вклада в общероссийский рынок и укрепления позиций Республики Марий Эл в области информационных технологий являются реализация системного подхода к улучшению условий для развития отрасли при сохранении возможностей ее свободного рыночного развития, продолжение информатизации всех отраслей экономики, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
Законом Республики Марий Эл от 27 июля 2022 г. N 28-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" установлены налоговые преференции и льготы до 31 декабря 2024 г. для организаций, осуществляющих деятельность в Республике Марий Эл в сфере информационных технологий.
В целях формирования единого системного подхода к развитию отрасли информационных технологий распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2022 г. N 1094-р утверждена Стратегия опережающего развития ИТ-отрасли в Республике Марий Эл на 2023 - 2030 годы, реализация которой позволит заложить основы дальнейшей деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и организаций в области комплексного развития ИТ-отрасли.
Кроме того, в Республике Марий Эл имеется высокий кадровый потенциал благодаря подготовке ИТ-специалистов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Поволжский государственный технологический университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Марийский государственный университет" и автономной некоммерческой организации высшего образования "Русский университет метатехнологий". Общее количество мест целевого приема по ИТ-направлениям составляет более 600 мест ежегодно.
19. Туризм в Республике Марий Эл.
Республика Марий Эл - субъект Российской Федерации с высоким туристским потенциалом, который славится живописной природой (более 600 рек и озер), богатством культуры и традиций (более 1 000 памятников истории и архитектуры), гостеприимством и уникальной марийской традиционной религией.
За 5 лет туристический поток и объем номерного фонда увеличились в 2 раза. В 2023 году Республику Марий Эл посетило более 1 млн. человек (по данным аналитической информации компании-разработчика "СберАналитика"). По официальным данным единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, составила 174,2 тыс. человек.
На 1 июня 2024 г. экскурсионные услуги оказывают 119 аттестованных экскурсоводов. Инфраструктура туризма включает 88 коллективных средств размещения, в том числе 6 санаторно-оздоровительных организаций с общим номерным фондом 3 205 номеров, количество мест - 9 205. В центрах притяжения туристов работает 75 точек общественного питания, ориентированных на прием туристических групп.
Стратегией развития туризма Республики Марий Эл на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2018 г. N 330-р, определены приоритетные виды туризма: этнографический, экологический, гастрономический, сельский и водно-круизный туризм.
В рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Республики Марий Эл реализуется 3 инвестиционных проекта по созданию модульных некапитальных средств размещения. Общая стоимость проектов - 163,8 млн. рублей, в том числе 78,3 млн. рублей - средства федерального бюджета.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 марта 2024 г. N 617-р бюджетам Российской Федерации на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" на 2024 год выделена единая субсидия из федерального бюджета. Объем финансирования для Республики Марий Эл составил 32,9 млн. рублей.
В рамках единой субсидии планируется проведение событийных мероприятий, реализация проектов по обустройству туристского центра на территории г. Йошкар-Олы и проектов, направленных на развитие национального туристического маршрута на территории Республики Марий Эл "Великий Волжский путь".
В 2023 году межрегиональный туристический маршрут "Великий Волжский путь", объединяющий Республику Татарстан, Республику Марий Эл и Чувашскую Республику, получил статус "национальный туристический маршрут".
Маршрут открывает туристам культурные природные достопримечательности, этнические традиции и кухни народов Поволжья, что позволяет производить взаимообмен прибывающих туристов.
20. Развитие традиционных отраслей экономики Республики Марий Эл:
а) планы по достижению качественных показателей развития региональных приоритетных отраслей экономики.
Приоритетом в экономической сфере Республики Марий Эл является развитие традиционных отраслей. Планы по развитию основных направлений - обрабатывающих производств (90 процентов промышленного производства) и сельского хозяйства - представлены в таблице 3.
Таблица 3
|
Социально-экономические показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2030 год |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||||||
1. |
Объем отгрузки по обрабатывающим производствам, млрд. рублей |
162,5 |
197,8 |
212,5 |
261,8 |
292,8 |
312,8 |
329,7 |
331,5 |
2. |
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей |
44,3 |
49,7 |
58,1 |
59,3 |
61,6 |
65,4 |
68,3 |
73,9; |
б) характеристика трудовых ресурсов Республики Марий Эл, задействованных в приоритетных отраслях экономики.
В Республике Марий Эл на 1 июня 2024 г. ситуация на рынке труда остается стабильной.
В январе - мае 2024 г. в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы обратились 3 093 человека. В числе обратившихся 2 788 человек (90,1 процента) - незанятые граждане. На регистрационный учет за указанный период поставлен 1 551 безработный гражданин.
На 1 июня 2024 г. численность безработных граждан составила 1219 человек, что на 2,9 процента ниже показателя на 1 января 2024 г. (1 255 человек). Уровень регистрируемой безработицы - 0,37 процента, что на 0,02 процента ниже показателя на 1 января 2024 г. (0,39 процента). Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, - 9 370 вакансий (на 1 января 2024 г. - 8 003 вакансии). Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда - 0,2 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию (на 1 января 2024 г. - 0,2 единицы).
По данным обследования населения по проблемам занятости, в феврале - апреле 2024 г. численность рабочей силы в Республике Марий Эл составила 337,9 тыс. человек, в том числе общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составила 8,6 тыс. человек, численность занятых - 329,3 тыс. человек. Значение уровня общей безработицы составляет 2,5 процента.
Суммарная численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, по данным единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", на 1 июня 2024 г. составила 228 человек, из них:
105 - работавших неполное рабочее время;
123 - находящихся в простое.
По состоянию на 1 июня 2024 г. фактически было уволено 224 человека. Из общего числа уволенных 124 человека было трудоустроено (55,4 процента). Услугами органов службы занятости воспользовались 60 человек, из них признаны безработными 33 человека. Численность работников, предполагаемых к увольнению, - 745 человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике по итогам 2023 года составляет 319,9 тыс. человек, или 88,9 процента от численности трудовых ресурсов. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
обрабатывающие производства - 22,3 процента;
оптовая и розничная торговля - 16,5 процента;
строительство - 9,6 процента;
образование - 9,5 процента;
транспортировка и хранение - 8,2 процента;
сельское хозяйство - 7,8 процента;
в) система среднего профессионального образования (далее - СПО) в Республике Марий Эл имеет развитую образовательную инфраструктуру, включающую 27 образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, в которых обучается более 17 тысяч студентов по 24 рабочим профессиям и 103 специальностям СПО.
В целях обеспечения территориальной доступности и закрепления молодежи в сельской местности сеть профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) охватывает 88 процентов муниципальных образований в Республике Марий Эл. Подготовку кадров для муниципальных рынков труда осуществляют 11 ПОО и 3 филиала ПОО.
Программы СПО реализуют структурные подразделения и филиалы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Поволжский государственный технологический университет" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Марийский государственный университет".
Структура подготовки в ПОО включает 6 основных отраслевых направлений: строительство (17,4 процента), промышленность (17,2 процента), ИТ-индустрия (6,9 процента), транспорт и дорожное хозяйство (13,6 процента), сельское хозяйство (6,8 процента), сфера услуг (5,0 процента).
По состоянию на 1 января 2024 г. общий контингент обучающихся в ПОО составил 14 705 человек, в том числе по программам СПО - 13 488 человек, по программам профессионального обучения - 1 217 человек. В 19 ПОО, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл, обучаются 11 837 человек.
В 2023 году выпуск рабочих и специалистов составил 3 547 человек. Принято на обучение в ПОО в 2023 - 2024 учебном году 4 611 студентов. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение по программам СПО, - 59,4 процента.
21. Планируемые к реализации в Республике Марий Эл инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат Республики Марий Эл, представлены в таблице 4.
Таблица 4
|
Наименование организации (наименование проекта) |
Год реализации |
Объем инвестиций, млн. рублей |
Количество рабочих мест |
Место реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат" (модернизация перерабатывающего производства) |
2024 |
1946,0 |
90 |
г. Йошкар-Ола |
2. |
Благотворительный фонд "Царёв Город" (строительство общеобразовательной школы с дополнительным обучением по IT-специальностям) |
2024 |
870,0 |
|
г. Йошкар-Ола |
3. |
Благотворительный фонд "Царёв Город" Институт (строительство спортивного комплекса института "iSpring") |
2024 |
677,8 |
|
г. Йошкар-Ола |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская" (строительство репродуктора II порядка для содержания родительского стада и выращивания ремонтного молодняка) |
2025 |
2622,1 |
6 |
дер. Карай Волжского района |
5. |
Акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (техническое перевооружение производства) |
2026 |
328,5 |
|
г. Волжск |
6. |
Закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский" (строительство животноводческих комплексов) |
2024 |
2566,1 |
58 |
с. Кузнецово Медведевского района |
7. |
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский" (создание животноводческой молочной фермы на 3 000 голов дойного стада беспривязного содержания) |
2024 |
860,2 |
58 |
дер. Шереганово Моркинского района |
8. |
Сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственная артель (колхоз) "Первое Мая" (строительство животноводческого комплекса) |
2024 |
680,0 |
57 |
дер. Чуксола Новоторъяльского района |
9. |
Закрытое акционерное общество "Сернурский сырзавод" (модернизация перерабатывающих производств) |
2024 |
653,7 |
110 |
пгт Сернур Сернурского района |
10. |
Общество с ограниченной ответственностью "Казанское" (развитие семеноводства, в том числе модернизация объектов семеноводства) |
2026 |
956,8 |
42 |
с. Казанское Сернурского района |
11. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" (строительство современного семеноводческого комплекса с замкнутым циклом производства) |
2024 |
343,7 |
45 |
пгт Советский Советского района |
12. |
Общество с ограниченной ответственностью "Мари-Куптинское" (развитие семеноводства, в том числе строительство и модернизация объектов семеноводства) |
2024 |
264,1 |
15 |
дер. Мари-Купта Мари-Турекского района |
13. |
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская" (реконструкция комбикормового завода, дополнительная линия по производству кормов для репродукторов 1 - 2 порядка) |
2024 |
464,0 |
6 |
пос. Приволжский Волжского района |
14. |
Общество с ограниченной ответственностью "Форест" (ОГРН 1151215006634) (создание туристско-рекреационного комплекса "Вудлэнд") |
2027 |
1342,0 |
|
Медведевский и Звениговский районы |
22. Планируемые к реализации в Республике Марий Эл значимые проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессии.
Таблица 5
|
Наименование соглашения, номер, дата заключения |
Объект соглашения, адрес |
Концессионер |
Период действия соглашения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения Волжского муниципального района, 20 августа 2020 г. |
объекты теплоснабжения |
муниципальное образование "Волжский муниципальный район" Республики Марий Эл |
до 31 декабря 2034 г. |
2. |
Концессионное соглашение "Строительство блочной модульной котельной пгт Краснооктябрьский", 24 июля 2019 г. |
Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт Краснооктябрьский, ул. Фабричная, д. 1а |
муниципальное образование "Городское поселение Краснооктябрьский" Медведевского муниципального района Республики Марий Эл |
до 1 июля 2024 г. |
3. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Кужмарского сельского поселения, 14 мая 2020 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Кужмарское сельское поселение" Звениговского муниципального района Республики Марий Эл |
до 14 мая 2028 г. |
4. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Исменецкого сельского поселения, 5 августа 2020 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Исменецкое сельское поселение" Звениговского муниципального района Республики Марий Эл |
до 31 декабря 2029 г. |
5. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Кокшамарского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, 5 декабря 2022 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Кокшамарское сельское поселение" Звениговского муниципального района Республики Марий Эл |
до 31 декабря 2032 г. |
6. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности городского поселения Красногорский Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, 24 мая 2022 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Городское поселение Красногорский" Звениговского муниципального района Республики Марий Эл |
ДО 27 июля 2032 г. |
7. |
Концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Моркинского муниципального района, 22 декабря 2023 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Моркинский муниципальный район Республики Марий Эл" |
до 31 декабря 2037 г |
8. |
Концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации основной общеобразовательной школы на 60 мест с дошкольной группой на 20 мест в дер. Большие Памъялы Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, 23 сентября 2021 г. |
основная общеобразовательная школа на 60 мест с дошкольной группой на 20 мест, дер. Большие Памъялы Килемарского муниципального района Республики Марий Эл |
общество с ограниченной ответственностью "Четвертая концессионная компания" |
до 23 сентября 2031 г. |
9. |
Концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации средней общеобразовательной школы на 825 учащихся, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701007:5230, 23 сентября 2021 г. |
средняя общеобразовательная школа по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, микрорайон Юбилейный |
ООО "Школа Синяя птица" |
до 23 сентября 2031 г. |
10. |
Концессионное соглашение "О финансировании, создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл", 27 декабря 2022 г. |
мусоросортировочный комплекс мощностью не более 100 тыс. тонн в год в г. Йошкар-Оле; Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, земельный участок с кадастровым номером 12:05:0401003:758 |
общество с ограниченной ответственностью "Мусоросортировочный комплекс - Йошкар-Ола" |
до 27 декабря 2032 г. |
11. |
Концессионное соглашение "О финансировании, создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса в пгт Сернур Сернурского района Республики Марий Эл", 27 декабря 2022 г. |
мусоросортировочный комплекс мощностью не более 20 тыс. тонн в год в пгт Сернур Сернурского района Республики Марий Эл; Республика Марий Эл, Сернурский район, пгт Сернур, земельный участок с кадастровым номером 12:10:0150101:219 |
общество с ограниченной ответственностью "Мусоросортировочный комплекс - Сернур" |
до 27 декабря 2032 г. |
IV. Ключевые инвестиционные обязательства Республики Марий Эл
23. Гарантии инвесторам и меры государственной поддержки.
В Республике Марий Эл действует Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений", который регулирует отношения в области инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Государственная поддержка в рамках указанного Закона Республики Марий Эл осуществляется в целях:
повышения инвестиционной активности и привлечения инвестиций в развитие экономики и социальной сферы Республики Марий Эл;
освоения новых видов конкурентоспособной продукции, работ и услуг, модернизации производства;
внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
повышения рентабельности действующих или вновь создаваемых производств;
осуществления природоохранных мероприятий;
совершенствования мер по улучшению условий безопасности труда;
опережающего развития наукоемких производств с использованием научного и технологического потенциала Республики Марий Эл;
создания новых рабочих мест;
создания инженерной инфраструктуры;
приобретения основных фондов.
Для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Республике Марий Эл, реализуется механизм государственной поддержки инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов по кредитам, привлеченным для их реализации в кредитных организациях, и субсидирования части лизинговых расходов в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Реализация данного механизма осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в Республике Марий Эл, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2017 г. N 373 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в Республике Марий Эл".
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" разработаны нормативные правовые акты Республики Марий Эл, в рамках которых инвестор может заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений с целью возмещения затрат, понесенных на создание (реконструкцию, модернизацию) объектов сопутствующей или обеспечивающей инфраструктуры, в том числе процентных ставок по кредитам на данные цели, а также получить стабилизацию регуляторных условий.
С инвесторами активно взаимодействуют представители инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организации "Агентство экспортного развития Республики Марий Эл", Микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл", Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, Фонда инвестиционного развития Республики Марий Эл, автономной некоммерческой организации "Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл", автономной некоммерческой организации "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Республике Марий Эл", а также пространство коллективной работы "Точка кипения - Йошкар-Ола".
Меры государственной поддержки и налогового стимулирования инвесторов приняты Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", которым предусмотрены льготы по налогам для организаций, финансирующих инвестиционные проекты на сумму более 100,0 млн. рублей.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Марий Эл, обеспечения информационной открытости, а также для связи с инвесторами и специализированными органами по привлечению инвестиций создан инвестиционный портал Республики Марий Эл.
На инвестиционном портале Республики Марий Эл размещена актуальная информация об инвестиционном, инфраструктурном и ресурсном потенциале Республики Марий Эл, бизнес-событиях, новостная лента, нормативные правовые акты в области инвестиционной деятельности. В целях визуализации и удаленной демонстрации активны ресурсная карта и интерактивная инвестиционная карта Республики Марий Эл (ссылка: https://investkarta12.ru/).
Для субъектов инвестиционной деятельности на инвестиционной карте Российской Федерации о территориальном планировании субъектов Российской Федерации размещена информация по Республике Марий Эл: наличие инвестиционных площадок, инфраструктуры, полезных ископаемых, меры господдержки, налоговые преференции, а также тарифы (ссылка: https://invest.gov.ru/).
Регулярное наполнение и актуализацию инвестиционной карты Республики Марий Эл и инвестиционной карты Республики Марий Эл, размещенной на инвестиционной карте Российской Федерации, обеспечивает Фонд инвестиционного развития Республики Марий Эл.
Для информационного обеспечения инвесторов ежегодно выпускается справочник "Инвестиционные возможности Республики Марий Эл". Электронная версия справочника размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл (ссылка: https://investmari.ru/spravochnik-investitsionnye-vozmozhnosti-respubliki-mariy-el/).
В целях получения обратной связи на инвестиционном портале Республики Марий Эл размещено окно "Кабинет инвестора", в котором можно подать обращение для сопровождения инвестиционного проекта, а также предложения и жалобы.
24. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами.
Глава Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии со следующими принципами:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Марий Эл, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Марий Эл;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл;
стремление в рамках стимулирования инвестиционной деятельности обеспечить повышение уровня доходов населения Республики Марий Эл.
Соблюдение установленных принципов относится к региональным приоритетам и контролируется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл и государственными и муниципальными организациями в Республике Марий Эл.
V. Инвестиционная команда Республики Марий Эл
25. Состав инвестиционной команды Республики Марий Эл.
В целях улучшения инвестиционного климата, привлечения инвестиций в экономику Республики Марий Эл, содействия развитию конкуренции в Республике Марий Эл постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 марта 2013 г. N 72 образован Инвестиционный совет Республики Марий Эл, который возглавляет Глава Республики Марий Эл. В Инвестиционный совет Республики Марий Эл входят представители организаций и институтов развития бизнеса и содействия инвестиционной деятельности, в том числе:
руководители органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Марий Эл;
представители региональных и всероссийских деловых объединений (Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, региональные отделения общественных организаций "Опора России", "Деловая Россия");
представители кредитно-финансовых организаций Республики Марий Эл;
представитель Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл";
представители ресурсоснабжающих организаций.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2013 г. N 147 "Вопросы инвестиционной деятельности" утвержден состав Межведомственной комиссии по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл, являющейся экспертно-консультативным органом, созданным в целях содействия созданию благоприятных условий по привлечению и эффективному использованию инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты на территории Республики Марий Эл.
Инвестиционный совет Республики Марий Эл и Межведомственная комиссия по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл представляют собой инвестиционную команду Республики Марий Эл.
Информация об инвестиционной команде размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл (ссылка: https://investmari.ru/regionalnaya-komanda-kontakty/).
26. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Республики Марий Эл в части взаимодействия с инвесторами.
Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов со стороны инвестиционной команды Республики Марий Эл осуществляется на основе отработанных механизмов взаимодействия и решения поставленных задач с учетом мнений представителей деловых объединений в Республике Марий Эл и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл.
С целью установления порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Марий Эл, институтов развития, организаций инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Марий Эл и субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, реализующих или планирующих к реализации инвестиционные проекты на территории Республики Марий Эл, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 ноября 2013 г. N 344 утвержден единый регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Республики Марий Эл по принципу "одного окна". Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" осуществляется Фондом инвестиционного развития Республики Марий Эл.
Взаимодействие с членами инвестиционной команды Республики Марий Эл осуществляется в рамках компетенций, возложенных на представляемые ими организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.".
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Марий Эл от 7 октября 2024 г. N 205 "О внесении изменения в Указ Главы Республики Марий Эл от 10 марта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.