Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением Губернатора
Белгородской области
от 08 октября 2024 г. N 152
Регламент
проведения мониторинга и комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Регламент проведения мониторинга и комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Белгородской области (далее соответственно - Регламент, мониторинг, комплексная оценка, ОМСУ, муниципальные образования области) определяет единые методические подходы к организации мониторинга работы ОМСУ в целом, оценке динамики изменения показателей работы ОМСУ, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципальных образований области, степень внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
1.2. Результаты мониторинга позволяют оценить текущее состояние значений показателей эффективности деятельности ОМСУ за отчетный год и их планируемых значений на 3-летний период (далее - показатели) и выявить причины достижения (недостижения) их целевых значений, определить зоны, требующие приоритетного внимания ОМСУ, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности, перечень мероприятий и управленческих решений по улучшению качества работы ОМСУ в текущем году, определить направления совершенствования системы стратегического управления организацией муниципальной власти в среднесрочном и долгосрочном периодах, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.
1.3. Регламент устанавливает порядок взаимодействия министерства цифрового развития Белгородской области - координатора и уполномоченного органа по организации проведения мониторинга и комплексной оценки (далее - уполномоченный орган), исполнительных органов Белгородской области, ответственных за согласование (сверку) с ОМСУ информации о достигнутых значениях показателей ОМСУ, перечень которых утвержден постановлением Губернатора Белгородской области, за отчетный год, экспертную оценку достижений ОМСУ, подготовку информации сводного доклада Белгородской области о результатах мониторинга эффективности деятельности ОМСУ за отчетный год (далее соответственно - ответственные исполнительные органы, Сводный доклад), ОМСУ (далее - участники мониторинга) при проведении комплексной оценки (сроки реализации работ, формы представления отчетной информации, средства передачи данных), порядок организации проведения мониторинга и комплексной оценки (состав и групповое деление муниципальных образований области, характеристику показателей, оцениваемые направления деятельности ОМСУ, порядок выявления победителей и их поощрения по итогам комплексной оценки), методику комплексной оценки.
2. Порядок взаимодействия участников мониторинга при проведении комплексной оценки
2.1. Главы администраций муниципальных образований области ежегодно:
- определяют должностных лиц, ответственных:
за подготовку и представление в уполномоченный орган в соответствии с едиными методическими рекомендациями по подготовке доклада главы администрации муниципального образования области о достигнутых значениях показателей и Сводного доклада (далее соответственно - единые методические рекомендации, доклад главы, глава) докладов глав, информации о достигнутых значениях показателей;
за внесение информации о достигнутых значениях показателей в отчетные формы закрытой части государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (gasu.gov.ru) (далее - ГАИС "Управление");
- в срок до 20 апреля года, следующего за отчетным, организуют представление в уполномоченный орган информации о достигнутых значениях показателей для проведения комплексной оценки. Передача информации осуществляется посредством региональной автоматизированной информационной системы "Мониторинг эффективности деятельности ОМСУ" (sedpbo.belregion.ru) (далее - АИС);
- в срок до 25 апреля года, следующего за отчетным, организуют в АИС согласование (сверку) информации о достигнутых значениях показателей за отчетный год с ответственными исполнительными органами;
- в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, организуют подготовку и передачу докладов глав в уполномоченный орган посредством отчетной формы АИС "Архив докладов", обеспечивающей электронную подпись глав;
- в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, обеспечивают:
размещение докладов глав на официальных сайтах ОМСУ в сети Интернет;
освещение информации о достигнутых значениях показателей в печатных изданиях муниципальных средств массовой информации;
- в срок до 5 октября года, следующего за отчетным, размещают в ГАИС "Управление" информацию о достигнутых значениях показателей;
- на постоянной основе проводят мониторинг и контроль за достижением значений показателей в целях повышения результативности и эффективности деятельности.
2.2. Главы администраций муниципальных образований области при получении дотаций (грантов), направляемых из областного бюджета бюджетам соответствующих муниципальных образований области - победителей по итогам комплексной оценки (далее - гранты):
- разрабатывают и утверждают распорядительными актами администраций муниципальных образований области программу мероприятий, направленных на улучшение показателей (сфер деятельности), требующих приоритетного внимания по итогам комплексной оценки, финансируемых за счет средств гранта. Целевым использованием бюджетных средств может признаваться только реализация мероприятий, направленных на улучшение показателей (сфер деятельности), утвержденных настоящим постановлением;
информируют уполномоченный орган о целевом расходовании грантов в срок до 1 декабря года, следующего за отчетным, в формате ежемесячных отчетов об исполнении мероприятий, финансируемых за счет средств гранта (копии муниципальных правовых актов, договоров, расчетно-платежных документов), - в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
В случае выявления фактов нецелевого расходования средств гранта ОМСУ принимается решение о приостановлении (сокращении) предоставления средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая результаты комплексной оценки, ОМСУ могут предусматривать стимулирующие выплаты муниципальным служащим за счет собственных доходов при условии соблюдения норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание ОМСУ.
2.3. Ответственные исполнительные органы ежегодно:
- в срок до 25 апреля года, следующего за отчетным, осуществляют согласование (сверку) достигнутых значений показателей ОМСУ за отчетный год (в соответствии с актуальными данными Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, ведомственных статистик, финансовых и иных отчетностей, иных документов, содержащих сведения об исполнении показателей);
- в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, осуществляют посредством АИС экспертную оценку достижений ОМСУ;
- в срок до 15 августа года, следующего за отчетным, в соответствии с едиными методическими рекомендациями осуществляют подготовку информации в Сводный доклад и представляют в уполномоченный орган для подготовки итогового отчета.
2.4. Уполномоченный орган ежегодно:
- обеспечивает сбор, обработку, накопление и хранение информации о достигнутых значениях показателей ОМСУ, докладов глав;
- оказывает консультационную помощь ОМСУ, ответственным исполнительным органам при подготовке отчетной информации и работе с информационными системами;
- осуществляет мониторинг и изучение деятельности ОМСУ, проводит дополнительные исследования результативности управления муниципальными образованиями области в целом с привлечением специалистов ответственных исполнительных органов;
- организовывает посредством АИС осуществление согласования (сверки) информации о достигнутых значениях показателей ОМСУ за отчетный год с ответственными исполнительными органами, экспертной оценки достижений ОМСУ;
- в срок до 10 мая года, следующего за отчетным, осуществляет комплексную оценку, обеспечивает подготовку информации о ее результатах;
- в срок до 10 мая года, следующего за отчетным, представляет сводную информацию о результатах комплексной оценки на рассмотрение Правительства Белгородской области;
- в срок до 15 мая года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта распорядительного акта Правительства Белгородской области о победителях среди ОМСУ по итогам комплексной оценки;
- в срок до 15 сентября года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку Сводного доклада на основании сведений из докладов глав, информации ответственных исполнительных органов;
- направляет в министерство общественных коммуникаций Белгородской области:
информацию об итогах комплексной оценки в целях ее освещения в региональных средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области (belregion.ru) - в срок до 25 мая года, следующего за отчетным;
Сводный доклад в целях его размещения на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области (belregion.ru) - в срок до 20 сентября года, следующего за отчетным;
- в срок до 15 октября года, следующего за отчетным, обеспечивает размещение в ГАИС "Управление" Сводного доклада, а также информации о среднеобластных значениях показателей ОМСУ за отчетный год;
- выделяет в установленном законодательством порядке гранты победителям по итогам комплексной оценки в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей ОМСУ, требующих приоритетного внимания, осуществляет контроль целевого использования средств грантов;
- не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней после принятия решения о выделении грантов представляет информацию в Министерство экономического развития Российской Федерации о выделении грантов и их размерах.
2.5. Правительство Белгородской области ежегодно до 15 мая года, следующего за отчетным, рассматривает информацию о результатах мониторинга и комплексной оценки, принимает решение о награждении победителей.
2.6. Награждение победителей по результатам комплексной оценки проводится ежегодно на мероприятии с участием Губернатора и Правительства Белгородской области.
3. Порядок организации проведения мониторинга и комплексной оценки
3.1. При проведении мониторинга и комплексной оценки рассматриваются все муниципальные, городские округа и муниципальные районы Белгородской области (три городских округа, шесть муниципальных округов, тринадцать муниципальных районов). С учетом полномочий ОМСУ оценка проводится по четырем группам муниципальных образований:
- первая группа - городской округ "Город Белгород", Губкинский городской округ, Старооскольский городской округ;
- вторая группа - Белгородский муниципальный район, Алексеевский, Валуйский, Новооскольский, Шебекинский и Яковлевский муниципальные округа;
- третья группа - Волоконовский, Ивнянский, Корочанский, Красногвардейский, Прохоровский и Ракитянский районы;
- четвертая группа - Грайворонский муниципальный округ, Борисовский, Вейделевский, Красненский, Краснояружский, Ровеньский и Чернянский муниципальные районы.
3.2. При подведении итогов комплексной оценки ОМСУ определяется по одному победителю в первой, второй, третьей и четвертой группах муниципальных образований области.
3.3. Общая сумма грантов на поощрение победителей комплексной оценки, составляет 3000000 (три миллиона) рублей, в том числе:
- 900000 (девятьсот тысяч) рублей - победителю среди первой группы муниципальных образований области;
- 2100000 (два миллиона сто тысяч) рублей - победителям среди второй, третьей и четвертой групп муниципальных образований области (по 700000 (семьсот тысяч) рублей каждому).
3.4. Перечень показателей сформирован во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Внесение изменений в перечень, методики расчета показателей, их наименование и размерность допускается в случае изменения федерального законодательства.
3.5. Комплексная оценка осуществляется уполномоченным органом в соответствии с методикой, приведенной в разделе 4 Регламента.
4. Методика комплексной оценки
4.1. Степень эффективности деятельности ОМСУ определяется в разрезе четырех групп муниципальных образований области по совокупности всех показателей, включенных в утвержденный перечень показателей эффективности деятельности ОМСУ.
4.2. Итоги комплексной оценки ОМСУ за отчетный год формируются на основании результатов, полученных по трем этапам расчетных операций: оценка по показателям, оценка по сферам деятельности, формирование итогового рейтинга ОМСУ:
4.2.1. 1 этап - оценка по показателям.
Показатель оценивается по трем критериальным индексам с учетом весовых коэффициентов, при расчете которых определяются балльные оценки (баллы):
1) критериальный индекс достигнутого значения показателя (динамика роста/убыли абсолютного достигнутого значения показателя, сравнительная характеристика значения показателя за отчетный год с тремя предыдущими периодами (балл)) (далее - критерий 1), рассчитывается по формуле:
И П=0,6И ст+0,4
И со,
где:
И П - критерий 1;
И ст - индекс среднего темпа роста значения показателя;
И со - индекс среднего объема значения показателя;
0,4, 0,6 - весовые коэффициенты.
Индекс среднего темпа роста значения показателя (И ст) определяется:
а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
И ст=(Т-Т мин)/(Т макс-Т мин),
где:
Т - значение среднего темпа роста показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Т мин - минимальное значение среднего темпа роста показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Т макс - максимальное значение среднего темпа роста показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективность, - по формуле:
И ст=(Т макс-Т)/(Т макс-Т мин),
Индекс среднего объема значения показателя (И со) определяется:
а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
И со=(О-О мин)/(О макс-О мин),
где:
О - значение среднего объема показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
О мин - минимальное значение среднего объема показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
О макс - максимальное значение среднего объема показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективность, - по формуле:
И со=(О макс-О)/(О макс-О мин),
Средний темп роста значения показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
,
где:
Т i - средний темп роста значения показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
П j - значение показателя за отчетный период;
П j-1 - значение показателя за год, предшествующий отчетному;
П j-2 - значение показателя за год, предшествующий на 2 года отчетному;
П j-3 - значение показателя за год, предшествующий на 3 года отчетному.
Значение среднего объема показателя за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
;
2) критериальный индекс по степени достижения целевого (нормативного) значения показателя (сравнительная характеристика абсолютного достигнутого значения показателя за отчетный год с его плановым/ целевым значением, (балл)) (далее - критерий 2), рассчитывается по формуле:
И Пцел=(П j-П j(цел))/П j(цел),
где:
И Пцел - критерий 2;
П j(цел) - значение целевого (нормативного) показателя;
3) критериальный индекс по экспертной оценке значения показателя (балл)) (далее - критерий 3), рассчитывается по формуле:
И Пэо=О э/10,
где:
И Пэо - критерий 3;
О э - экспертная оценка работы ОМСУ.
В целях проведения ОМСУ углубленного анализа по показателю ранги определяются отдельно для каждого критериального индекса показателя.
Затем методом суммирования ранговых позиций по трем критериальным индексам определяется итоговый ранг ОМСУ по показателю. Ранжирование осуществляется по групповому составу муниципальных образований области с учетом их полномочий, а также формируется общий (областной) рейтинг ОМСУ по показателю.
Далее расчеты осуществляются по всем показателям.
Для проведения экспертного анализа результатов деятельности ОМСУ формируется экспертная группа, в состав которой включаются представители государственных и исполнительных органов Белгородской области, Белгородской областной Думы, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, Общественной палаты Белгородской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Белгородской области", а также представители подведомственных учреждений и организаций государственных и исполнительных органов Белгородской области. Состав экспертной группы утверждается распорядительным актом высшего должностного лица Белгородской области.
Эксперты оценивают работу ОМСУ с учетом их полномочий по четырем группам муниципальных образований области в разрезе подведомственных показателей эффективности, которым присуждается экспертная (балльная) оценка.
Экспертная оценка присуждается по всем показателям с учетом динамики роста/убыли абсолютных достигнутых значений показателей в отчетном году по отношению к трем предыдущим периодам, степени достижения ОМСУ целевых значений показателей, а также анализа запланированных ОМСУ значений показателей на 3-летний период.
Работа ОМСУ оценивается по десятибалльной шкале. Экспертная оценка от 1 до 3 баллов соответствует неудовлетворительной оценке деятельности ОМСУ. Экспертная оценка от 4 до 6 баллов соответствует удовлетворительной оценке деятельности ОМСУ. Экспертная оценка от 7 до 8 баллов соответствует положительной оценке деятельности ОМСУ. Экспертная оценка от 9 до 10 баллов соответствует высокой положительной оценке деятельности ОМСУ;
4.2.2. 2 этап - оценка по сферам деятельности.
Итоги комплексной оценки рассматриваются и формируются по десяти интегральным показателям - социально-экономическим сферам деятельности ОМСУ:
- по сфере "Экономическое развитие";
- по сфере "Дошкольное образование";
- по сфере "Общее и дополнительное образование";
- по сфере "Культура";
- по сфере "Физическая культура и спорт";
- по сфере "Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем";
- по сфере "Жилищно-коммунальное хозяйство";
- по сфере "Организация муниципального управления";
- по сфере "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";
- по сфере "Независимая оценка качества условий оказания услуг муниципальными организациями" (далее - интегральные показатели (сферы)).
По интегральному показателю (сфере) формируется групповое ранжирование ОМСУ по трем сводным индексам, рассчитанным с учетом весовых коэффициентов. Методом суммирования ранговых позиций сводных индексов определяется итоговый ранг ОМСУ по интегральному показателю (сфере). Итоги по интегральному показателю (сфере) рассчитываются по формуле:
Ранг ИП=Ранг И св (по критерию 1)0,4+Ранг И св (по критерию 2)
0,3+Ранг И св (по критерию 3)
0,3,
где:
Ранг ИП - ранг ОМСУ по интегральному показателю (сфере);
0,4, 0,3 - весовые коэффициенты;
- сводный индекс по критерию 1 (балл)). Определяется как среднее значение всех критериальных индексов по достигнутым значениям показателей (И П) по соответствующему интегральному показателю (сфере), рассчитывается по формуле:
,
И св (по критерию 2) - сводный индекс по критерию 2 (балл)). Определяется как среднее значение всех критериальных индексов по степени достижения целевых (нормативных) значений показателей (Ип цел) по соответствующему интегральному показателю (сфере), рассчитывается по формуле:
;
И св (по критерию 3) - сводный индекс по критерию 3 (балл)). Определяется как среднее значение всех критериальных индексов по экспертной оценке значений показателей (Ип эо) по соответствующему интегральному показателю (сфере), рассчитывается по формуле:
,
где:
n - количество показателей по интегральному показателю (сфере).
Далее расчеты осуществляются по каждому интегральному показателю (сфере);
4.2.3. 3 этап - формирование итогового рейтинга ОМСУ.
Результирующий рейтинг ОМСУ по итогам отчетного года определяется методом суммирования ранговых оценок, полученных в рамках десяти интегральных показателей (сфер). По результатам ранжирования муниципальных образований области выявляются четыре победителя комплексной оценки - по одному в каждой группе.
В случае отсутствия полномочий у ОМСУ по реализации некоторых показателей рейтингование муниципальных образований области по таким показателям не осуществляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.