Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.Е. Плотникова,
установил:
1. Гражданин И.Е. Плотников оспаривает конституционность части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которой, если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, заявитель, проходивший службу в органах прокуратуры Украины и по состоянию на 31 декабря 2014 года получавший назначенную в связи с прохождением данной службы пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 1 января 2015 года, а также ежемесячную выплату к пенсии, установленную Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, в размере 100 процентов от указанной пенсии, с 1 января 2015 года является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Поскольку при исчислении пенсии за выслугу лет ее размер не достиг размера той пенсии, которая выплачивалась заявителю по состоянию на 31 декабря 2014 года с учетом ежемесячной выплаты к ней, пенсия за выслугу лет была назначена ему в том же (более высоком) размере - 54 793,19 руб. - до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанный (сохраненный) размер пенсии не индексируется до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 7 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 февраля 2023 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года, отказано в удовлетворении требований И.Е. Плотникова к прокуратуре Республики Крым об обязании провести индексацию размера назначенной ему пенсии с 1 июля 2020 года и в дальнейшем проводить такую индексацию не реже одного раза в год. Суды исходили из того, что размер пенсии за выслугу лет, получаемой заявителем, значительно превышает размер пенсии, которую он мог бы получать в случае определения ее размера в соответствии с общими нормами российского законодательства (36 757,80 руб.). С учетом этого, ссылаясь в том числе на оспариваемое законоположение, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для индексации размера назначенной И.Е. Плотникову пенсии.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2024 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам этого суда.
По мнению И.Е. Плотникова, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 15 (часть 1), 55 (часть 3) и 75 (часть 6), поскольку лишает граждан, получающих пенсии за выслугу лет на территории Республики Крым в сохраненных, более высоких, размерах, права на индексацию этих пенсий не реже одного раза в год.
2. Конституция Российской Федерации, признавая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки пожилых граждан (статья 7), закрепляет в числе основ правового статуса личности право каждого на социальное обеспечение (статья 17, часть 1; статья 39, часть 1; статья 64).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом; в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (статья 39, часть 2; статья 75, часть 6).
В силу приведенных конституционных предписаний определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты, а также механизма их индексации относится к компетенции федерального законодателя, который вправе устанавливать - наряду с общими правилами - особенности реализации права на пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, включая порядок и условия индексации выплачиваемых им пенсий. При этом такого рода правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, в то же время не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если данная дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 1088-О, от 27 декабря 2022 года N 3459-О и др.).
3. При принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя в данных регионах действовал переходный период (с 18 марта 2014 года по 1 января 2015 года), в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в том числе в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая систему пенсионного обеспечения, с целью перехода к назначению пенсий, пособий и предоставлению мер социальной поддержки гражданам новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках такого рода интеграции и в целях обеспечения стабильности правового положения граждан, проживающих на соответствующих территориях, в сфере пенсионных отношений федеральный законодатель установил правила их пенсионного обеспечения, а также особенности осуществления их пенсионных прав, предусмотрев при этом ряд гарантий, позволяющих таким гражданам в том числе реализовать ранее приобретенные пенсионные права.
В частности, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11); при этом был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года (часть 3 статьи 11).
Более того, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 в дополнение к назначенной им пенсии была установлена ежемесячная выплата, размер которой изначально (с 1 апреля 2014 года) составлял 25 процентов от назначенной пенсии с его последующим постепенным повышением до 100 процентов от назначенной пенсии. Данная выплата к пенсии должна была производиться вплоть до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был установлен порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей, а также проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную или приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, но на 31 декабря 2014 года не являвшихся получателями соответствующих пенсий (статья 1).
Данный Федеральный закон в числе прочего установил, что при реализации указанными гражданами права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсии, предусмотренные этим Законом, подлежали назначению и выплате с 1 января 2015 года при обращении за назначением таких пенсий (часть 1 статьи 3).
При их назначении не подлежали пересмотру учтенные (в том числе на льготных условиях) по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, а также выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы (часть 1 статьи 4).
Если при назначении гражданину, являвшемуся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателем пенсии, назначенной ему в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигал размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, пенсия подлежала выплате в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежал ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 3).
Приведенное правовое регулирование обеспечивало возможность реализации гражданами, проживающими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней. Тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 33-П).
Более того, учитывая, что с 1 июля 2014 года ежемесячная выплата к их пенсиям, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, производилась в размере 100 процентов от назначенной пенсии и тем самым фактически удваивала ее размер (пункт 1), который и был сохранен при назначении им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, такое правовое регулирование не только гарантировало данной категории граждан стабильность их правового положения в сфере пенсионных отношений, но и установило для них фактически более благоприятные - по сравнению с предусмотренными названным Законом - условия пенсионного обеспечения, что согласуется также с конституционными предписаниями о социальном государстве (статья 7, часть 1; статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
При этом, предусматривая временное - до момента, когда сохраненный размер пенсии достигнет размера пенсии, исчисленного в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, - ограничение на ежегодное увеличение (индексацию) уже увеличенной (с учетом ежемесячной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192) пенсии, федеральный законодатель действовал в пределах своих дискреционных полномочий и учитывал различия в размерах пенсий, фактически получаемых указанными гражданами и другими проходившими военную и приравненную к ней службу гражданами, проживающими на территориях Республики Крым и города федерального назначения Севастополя, которым пенсии были назначены впервые после 1 января 2015 года, а также пенсионерами, проживающими в иных субъектах Российской Федерации и получающими пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Тем самым - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - данное правовое регулирование направлено на достижение сопоставимого уровня пенсионного обеспечения лиц, к числу которых относится, в частности, И.Е. Плотников, и иных граждан из числа проходивших службу в органах прокуратуры, на которых распространяется действие названного Закона, а также согласуется с конституционным требованием о поддержании эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения (статья 75, статья 6, Конституции Российской Федерации).
В силу этого оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плотникова Игоря Ефимовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Гражданам, которые жили на территории Крыма до его принятия в состав России и оформили военные пенсии до января 2015 г., были сохранены размеры пенсий. Их еще увеличили на сумму ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ. Эти пенсии не индексировали до момента, пока они сравняются с пенсиями, исчисленными по российскому законодательству.
Конституционный Суд РФ не усомнился в правильности этого подхода. Временное ограничение на индексацию не нарушает конституционных прав пенсионеров, так как направлено на соблюдение принципа равенства.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2024 г. N 2054-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плотникова Игоря Ефимовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)