Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2024 г. N 03-07-11/91838
Вопрос: НОЧУ СОШ осуществляет образовательную деятельность по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности (бессрочная). Доля доходов от оказания образовательных услуг по образовательным программам, указанным в лицензии, составляет 100%.
С 01 января 2021 года НОЧУ СОШ применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. Налогового кодекса РФ, в связи с чем с 2021 год не является налогоплательщиком НДС.
В редакции пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, вступающей в силу с 01 января 2025 года, указано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС если доход в рамках УСН за 2024 год не превысил 60 миллионов рублей.
Доход (выручка) от оказания образовательных услуг НОЧУ СОШ за 1 полугодие 2024 года составил 60 млн руб., планируемый доход за 2024 год составляет 120 млн руб., следовательно к НОЧУ СОШ в 2025 году не применимо освобождение от НДС. Таким образом, на НОЧУ СОШ с 2025 года возлагаются обязанности налогоплательщика по НДС: исчислению и уплате подлежит налог по операциям, подлежащим налогообложению НДС.
Единственным видом доходов НОЧУ СОШ является выручка от оказания образовательных услуг. Реализация образовательных услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании подпункта 14) пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, поэтому НОЧУ СОШ полагает, что в 2025 году не должно будет уплачивать НДС по операциям от оказания образовательных услуг.
Просим дать пояснения по вопросу налогообложения НДС образовательных услуг, оказываемых НОЧУ СОШ, в 2025 году.
Ответ: В связи с обращением об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, оказываемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В связи с этим, если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе в отношении оказываемых услуг в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Осуществляющая образовательную деятельность некоммерческая организация, применяющая с 2025 г. УСН, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, вправе в отношении оказываемых в сфере образования услуг применять освобождение от НДС в случае соблюдения предусмотренных НК РФ условий.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2024 г. N 03-07-11/91838
Опубликование:
бюллетень "Официальные документы в образовании", октябрь 2024 г. N 30