Минфин России направляет разъяснения по вопросу применения налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками, реализующими инвестиционные проекты в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее соответственно - НДС, инвестор, госпрограмма), и просит довести данные разъяснения до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
В рамках госпрограммы был создан механизм стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, который предусматривал создание в соответствующем субъекте Российской Федерации акционерного общества (далее - АО), имеющего право входить в уставный (складочный) капитал инвесторов.
Финансовые средства, которыми АО входило в уставный (складочный) капитал инвесторов, предоставлялись в соответствии с госпрограммой в виде имущественного взноса соответствующего субъекта Российской Федерации в АО для реализации инвестиционного проекта. При этом указанные средства предоставлялись инвесторам на условиях возвратности (в частности, посредством выкупа доли участия АО в уставном (складочном) капитале инвесторов) и платности (уплаты процентов от общего объема внесенных средств).
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, оплачиваются налогоплательщиком за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, принятие к вычету (возмещению) НДС, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного НДС, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
При этом следует отметить, что если средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование (возмещение) затрат по оплате приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, предоставляются налогоплательщику в соответствии с законодательством Российской Федерации на условиях возвратности, положения указанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, приобретаемых за счет таких средств, не применяются и, соответственно, суммы НДС принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, оплаченные инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных АО на условиях возвратности (в частности, посредством выкупа доли участия АО в уставном (складочном) капитале инвестора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимаются инвестором к вычету в общеустановленном порядке.
В случае, если инвестором обязательство по возврату указанных бюджетных средств не выполняется, ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса. Восстановление указанных сумм НДС производится инвестором в том налоговом периоде, в котором истекает срок по возврату бюджетных средств, установленный договором (соглашением) о предоставлении таких бюджетных средств, в том числе дополнительным соглашением к этому договору (соглашению), либо в налоговом периоде, в котором к договору (соглашению) о предоставлении бюджетных средств заключено дополнительное соглашение, предусматривающее отсутствие у инвестора обязанности по возврату бюджетных средств.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, нематериальным активам, оплаченные инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных АО на условиях возвратности (в частности, посредством выкупа доли участия АО в уставном (складочном) капитале инвестора) в соответствии с законодательством РФ, принимаются инвестором к вычету в общеустановленном порядке.
Если инвестор не выполнил обязательство по возврату указанных бюджетных средств, то ранее принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению. Указано, в каком налоговом периоде это нужно сделать.
Письмо Минфина России от 4 октября 2024 г. N 03-07-15/96417 "О применении налога на добавленную стоимость при получении бюджетных средств на условиях возвратности"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 22-28 октября 2024 г. N 40
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 11 ноября 2024 г. N 22