Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 октября 2024 г. N 964-р
Регламент
межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент разработан в целях реализации пункта III межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 10 апреля 2023 г. N 3838п-П8, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, и регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях организации получения обучающимися/ абитуриентами/лицами из числа инвалидов молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству.
1.2. Участниками межведомственного взаимодействия являются:
1) исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
2) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия);
3) государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)";
4) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения;
5) базовые профессиональные образовательные организации Республики Саха (Якутия) (далее - БПОО);
6) ресурсный учебно-методический центр среднего профессионального образования (по согласованию) (далее - РУМЦ СПО).
2. Формы межведомственного взаимодействия
2.1. Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:
1) обмен документами и (или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, который осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях или в форме электронного документа на адрес электронной почты;
2) планирование и осуществление совместных действий (мероприятий) при реализации мероприятий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству;
3) оказание необходимой помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия;
4) заключение соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве) между участниками межведомственного взаимодействия в целях организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
2.2. Соглашениями (договорами) о взаимодействии (сотрудничестве) определяются организационно-технические условия межведомственного взаимодействия его участников.
2.3. В целях осуществления согласованных действий, оказания помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия, планирования совместной деятельности и обмена опытом создаются комиссии, советы и рабочие группы. Участники межведомственного взаимодействия направляют для участия в работе указанных органов своих представителей.
2.4. Участники межведомственного взаимодействия в рамках своей компетенции предоставляют информацию о реализованных/реализуемых мерах по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству конкретного инвалида молодого возраста и лица с ОВЗ по письменному запросу одного из участников межведомственного взаимодействия (далее - межведомственный запрос). В случае если межведомственный запрос о предоставлении информации не может быть выполнен запрашиваемым участником межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в течение трех рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием причины невыполнения запроса. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не должен превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия.
3. Виды деятельности, осуществляемые участниками межведомственного взаимодействия
3.1. С целью обеспечения синхронности деятельности всех участников межведомственного взаимодействия в вопросах содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ целесообразно создание координационных советов межведомственного и межуровневого взаимодействия.
3.2. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия):
инициирует создание (при отсутствии) и регламентацию детальности координационных советов межведомственного и межуровневого взаимодействия / комиссий (рабочих групп) по тематическим направлениям работы;
определяет порядок контроля за процессом создания доступной архитектурной образовательной среды для инвалидов молодого возраста в образовательных организациях;
осуществляет мониторинг образовательной потребности обучающихся образовательных организаций, имеющих инвалидность и ОВЗ;
формирует базу данных инвалидов, обучающихся в образовательных организациях, нуждающихся в получении профессионального образования; формирует базу данных инвалидов, получающих профессиональное образование в образовательных организациях;
проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам получения инвалидами и лицами с ОВЗ среднего профессионального образования;
разрабатывает и внедряет современное научно-методическое обеспечение организации профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
организует и участвует в комиссиях, рабочих совещаниях, координационных советах, круглых столах по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования и последующего трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
взаимодействует с БПОО, РУМЦ СПО по вопросам профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников из числа инвалидов, включая организацию сопровождения при содействии их занятости.
3.3. Органы местного самоуправления:
осуществляют координацию работы муниципального образования (городского округа) в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
обеспечивают реализацию мероприятий региональной программы (плана мероприятий) по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
3.4. Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)":
информирует и консультирует граждан, обратившихся в службу занятости населения, в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
осуществляет профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований Республики Саха (Якутия), в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей);
осуществляет подготовку и выдачу гражданину рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;
оказывает психологическую поддержку безработным гражданам;
направляет на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности.
3.5. Общеобразовательные организации (общеобразовательные организации, отдельные образовательные организации):
обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций;
проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
формируют у обучающихся мотивированный и информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние здоровья, личностные особенности и потребности региона в кадрах;
привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
реализуют дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей при профессиональном самоопределении;
используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы.
3.6. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:
осуществляют мониторинг готовности обучающихся последних курсов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему получению образования;
участвуют в организации профориентационных мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями;
взаимодействуют с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
осуществляют работу по профессиональной ориентации с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по следующим направлениям:
участвуют в разработке региональных программ профессиональной ориентации, содействия занятости инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
профессиональные образовательные организации организовывают работу по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс";
организовывают и проводят повышение квалификации для специалистов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ответственных за профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ;
организовывают прием инвалидов на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
формируют базу презентационных материалов о профессиях, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп;
проводят профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению;
проводят профориентационную работу со студентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к трудоустройству по полученной специальности (профессии);
консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного роста;
проводят профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, имеющими профессиональное образование, но желающими повысить квалификацию или пройти переподготовку, в том числе в связи с состоянием здоровья;
организовывают практики и стажировки студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на предприятиях и в организациях;
проводят совместно с работодателями мероприятия по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ ("Дни открытых дверей", "Ярмарки вакансий" и др.);
разрабатывают и реализуют научно-образовательные программы, доступные для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп.
3.7. Психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
оказывают помощь обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (в пределах компетенции);
содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
оказывают помощь педагогическим коллективам образовательных организаций в разработке программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.8. БПОО, обеспечивающие поддержку инклюзивного профессионального образования:
осуществляют поддержку профессиональных образовательных организаций по вопросам осуществления профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
проводят профориентационную деятельность, консультации инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения среднего профессионального образования;
разрабатывают адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения;
организуют сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;
реализуют программы повышения квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций;
принимают участие в вебинарах и конференциях по вопросам деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.9. РУМЦ СПО по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ:
осуществляет экспертно-консультационное сопровождение педагогических работников системы среднего профессионального образования по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
оказывает методическую и информационно-аналитическую поддержку деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.