Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 22 февраля 2024 г. N 46-р
Концепция
по созданию и оснащению в Чеченской Республике специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем
16 октября 2024 г.
1. Общие положения
1. Настоящая Концепция по созданию и оснащению в Чеченской Республике специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (далее соответственно - Концепция, специализированный класс (кружок), центр практической подготовки), определяет цели, порядок создания, финансовое обеспечение, требования к помещению и комплектованию специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки.
2. Концепция разработана в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (далее - проект).
3. Настоящая Концепция направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к созданию необходимых условий для массового доступа школьников и обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования к образовательным возможностям по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем (далее - БАС).
4. Образовательные организации, участвующие в проекте, будут обеспечены современной инфраструктурой массового доступа обучающихся к образовательным возможностям по разработке, производству и эксплуатации БАС, путем создания специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки.
5. В ходе реализации настоящей Концепции, к концу 2024 года в рамках федерального проекта в Чеченской Республике планируется создать 17 специализированных классов (кружков) и 1 центр практической подготовки.
6. Координация реализации настоящей Концепции осуществляется Министерством образования и науки Чеченской Республики (далее - Министерство, региональный координатор).
7. Для целей настоящей Концепции основные понятия используются в следующих значениях:
Специализированный класс (кружок) - структурное подразделение общеобразовательной организации, оснащенное современной материально-технической базой для обеспечения теоретической и практической подготовки обучающихся в целях получения компетенций в сфере БАС.
Центр практической подготовки - структурное подразделение образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, оснащенное современной материально-технической базой для обеспечения теоретической и практической подготовки обучающихся в целях получения компетенций в сфере БАС.
Компетенция - набор знаний, навыков и умений, необходимых для решения определенных, в том числе профессиональных, задач.
Инфраструктурный лист - перечень оборудования, инструментов, расходных материалов, необходимых для выполнения определенных, в том числе профессиональных, задач по определенной компетенции.
Рабочее место - место, оснащенное в соответствии с инфраструктурным листом, согласованным с Федеральным оператором для выполнения практических работ и заданий.
Федеральный оператор - уполномоченная Министерством просвещения Российской Федерации организация, осуществляющая экспертно-консультационное и аналитическое сопровождение создания специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки на базе колледжей в рамках федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы".
2. Обоснование потребности создания в Чеченской Республике специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки
8. Сфера беспилотных авиационных систем активно развивается в Российской Федерации и во всем мире. Важное значение имеет развитие данной сферы на уровне регионов страны.
Производство и эксплуатация БАС является на сегодняшний день наиболее динамично развивающимся направлением, пронизывающем практически все отрасли экономики региона. Применение беспилотной авиации в Чеченской Республике востребовано в строительстве, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте.
В целях развития данной сферы в Чеченской Республике проводится работа по созданию научно-производственного центра, на базе которого будут производиться комплектующие для беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Центр будет развиваться на базе строящегося в Чеченской Республике технопарка в сфере микроэлектроники "Альтаир".
Кроме того, в республике создана Федерация гонок дронов Чеченской Республики на базе ХайПарка ФГБОУ ВО "Грозненский государственный нефтяной технический университет" создаются технологические стартапы в сфере БАС, к разработкам которых проявляют интерес крупнейшие предприятия и организации страны, а спортивная команда по гонкам дронов регулярно занимает призовые места на федеральном уровне.
При этом, реализация стратегических направлений развития беспилотной авиации требует квалифицированных кадров в различных направлениях, включая разработку, производство, эксплуатацию и управление БПЛА. Особенности применения БПЛА в деятельности специалистов различных отраслей требует расширения компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций и проведения масштабной профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций.
Одним из приоритетов системы образования Чеченской Республики в современный период является развитие инженерно-технического направления.
Реализация региональных мероприятий по созданию и оснащению в Чеченской Республике специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС позволит обеспечивать дальнейшее развитие системы образования республики по всем ключевым направлениям, что безусловно даст синергетический эффект в развитии экономики региона, в том числе в сфере БАС.
Еще одним ключевым направлением в обосновании потребности в создании специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки является профессиональное обучение ветеранов специальной военной операции (далее - СВО), частично утративших способность к отдельным видам трудовой деятельности, освоение ими профессиональных компетенций в сфере управления, производства и ремонта БПЛА с последующим трудоустройством в аграрно-промышленный комплекс региона.
3. Обоснование выбора образовательных организаций, в которых планируется создание специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации БАС
9. Образовательные организации выбраны с учетом географическо-территориальной расположенности для более широкого охвата деятельностью создаваемых и оснащаемых в Чеченской Республике специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки.
10. Центр практической подготовки для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации БАС предлагается разместить на базе ГБПОУ "Грозненский государственный колледж информационных технологий" (далее - колледж).
Колледж соответствует требованиям к зонированию и техническому обеспечению центров практической подготовки, а также специализируется на подготовке специалистов информационных систем и технологий и, соответственно, обеспечен квалицированными педагогами в области информационно-коммуникационных технологий, программирования и т.д.
Колледж обладает необходимыми для проведения аудиторных и практических занятий помещениями общей площадью 161,7 кв. м, а также имеется возможность выделения зоны для полетов на открытом пространстве во дворе колледжа на земельном участке с плотным наземным покрытием площадью от 1755 кв. м.
11. Для создания специализированных классов (кружков) отобраны следующие общеобразовательные организации:
1) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9 г. Аргун";
2) МБОУ "Веденская средняя общеобразовательная школа N 1";
3) МБОУ "Майртупская средняя школа N 2 имени первого президента Чеченской Республики, героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова";
4) МБОУ "Илсхан-юртовская средняя школа имени Аймани Несиевны Кадыровой";
5) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 11 г. Урус-Мартан";
6) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 с. Ножай-Юрт";
Подпункт 7 изменен. - Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 16 октября 2024 г. N 344-р
7) МБОУ "Гребенская средняя общеобразовательная школа N 1";
8) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Садовое" им. героя России Ахмат-Хаджи Кадырова";
9) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа села Дачу-Борзой";
10) ГБНОУ "Республиканский комплекс общего и дополнительного образования "Квант" Лицей "Квант";
11) МБОУ "Гимназия N 10 с.п. Знаменское";
12) МБОУ "Калиновская средняя общеобразовательная школа";
13) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 11 г. Шали Шалинского муниципального района";
14) МБОУ "Президентский лицей" г. Грозного;
15) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" города Грозного;
Подпункт 16 изменен. - Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 16 октября 2024 г. N 344-р
16) МБОУ "Гудермесская средняя школа N 12 имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова";
17) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 с. Серноводское" Серноводского муниципального района.
12. Указанные общеобразовательные организации соответствуют требованиям к зонированию и техническому обеспечению специализированных классов (кружков) и обеспечены высококвалифицированными педагогическими работниками, которые готовы заниматься реализацией образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, а также пройти необходимые курсы повышения квалификации в области производства и эксплуатации БАС.
Оснащение общеобразовательных организаций позволяет реализовать основные образовательные программы на профильном уровне, обеспечивает высокий уровень информационно-математической и технологической подготовки выпускников и организацию ранней профилизации учащихся.
Все общеобразовательные организации, на базе которых планируется создать специализированные классы (кружки), укомплектованы педагогами по предметам физика, математика, информатика, технология.
Общеобразовательные организации имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, располагают свободными площадями для размещения и использования БПЛА и соответствующими условиями для проведения тренировочных занятий. В помещениях, предназначенных для оборудования специализированных классов (кружков), обеспечено наличие сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с.
4. Порядок создания специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки
13. Специализированные классы (кружки) и центры практической подготовки создаются в качестве структурных подразделений на базе общеобразовательных организаций и образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования соответственно, без образования юридического лица.
14. В рамках создания специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта Правительство Чеченской Республики определяет Министерство образования и науки Чеченской Республики в качестве органа исполнительной власти, ответственного за реализацию мероприятий по созданию специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки на территории Чеченской Республики.
15. Министерство не позднее дня, следующего за днем открытия специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки соответственно обеспечивает размещение на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании специализированных классов (кружков) или центров практической подготовки, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании специализированных классов (кружков) или центров практической подготовки, графике загрузки и планируемых мероприятиях на базе созданных специализированных классов (кружков) или центров практической подготовки соответственно.
16. Разделы официальных сайтов образовательных организаций, содержащие информацию о созданных специализированных классах (кружках) или центров практической подготовки соответственно также должны содержать информацию о национальном проекте "Беспилотные авиационные системы", адрес сайта и официальную символику Министерства просвещения Российской Федерации.
5. Требования к помещениям, комплектованию оборудованием, мебелью, средствами обучения для создания и функционирования специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки
17. Комплектование помещений специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки осуществляется в соответствии с инфраструктурным листом, определяемым Федеральным оператором и включающим рекомендованный перечень оборудования, мебели, средств обучения для создания и функционирования специализированных классов (кружков) или центров практической подготовки, с указанием минимально необходимых технических требований, а также минимального количества.
18. Образовательные организации, на базе которых создаются и функционируют специализированные классы (кружки) или центры практической подготовки, должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам.
19. Исходя из общих требований компетенций БАС помещения образовательных организаций, выбранных к созданию специализированных классов (кружков) или центров практической подготовки, должны соответствовать требованиям к техническому обеспечению классов (центров) и зонированию.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1. Требования к помещениям специализированных классов (кружков)
5.1.1. Специализированные классы (кружки) создаются на базе общеобразовательных организаций (школ).
5.1.2. Количество рабочих мест для создания специализированного класса (кружка) - не менее 12 рабочих мест для обучающихся.
5.1.3. Для создания специализированных классов (кружков) необходимо предусмотреть помещения для проведения аудиторных, практических занятий и организации полетных зон:
Помещение для проведения аудиторных и практических занятий, которое включает в себя следующие зоны, в соответствии с количеством рабочих мест:
рабочая зона со столами, оборудованная в том числе персональными компьютерами;
ремонтная станция и зона 3Д-печати;
рабочее место преподавателя;
малая полетная зона.
Для проведения аудиторных, практических занятий и организации малой полетной зоны необходимо обеспечить помещение площадью не менее 100-120 м 2 и высотой потолка не менее 3 м.
Основная полетная зона - оборудованная площадка для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов. Для организации основной полетной зоны необходимо обеспечить помещение общей площадью не менее 100 м 2 и высотой потолка не менее 3 м;
5.1.4. Во всех помещениях необходимо обеспечить освещение в соответствии с действующими требованиями (ГОСТ и СНиП) к внутреннему освещению рабочих мест.
5.1.5. Во всех помещениях необходимо обеспечить наличие сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с.
5.1.6. При организации полетных зон необходимо обеспечить наличие демпфирующего покрытия пола. Поверхность должна быть матовой и иметь неоднородный рисунок. Допустимо использование напечатанных баннеров.
5.1.7. При организации рабочих мест, учащихся для практических работ необходимо обеспечить функциональные системы вентиляции и отопления, позволяющие производить практические занятия, а также наличие контура заземления для электропитания и сети слаботочных подключений с опто-развязкой и внутренним сопротивлением согласно требованиям (ГОСТ и СНиП) к Электропитанию и Слаботочным сетям.
5.1.8. Необходимо обеспечить создание условий для обеспечения сохранности дорогостоящего оборудования (Складское помещение для хранения, наличие инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения).
5.1.8. Обязательно: требование по пожаробезопасности - наличие поверенного огнетушителя, а также наличие огнеупорных сейфов или сумок для хранения аккумуляторов.
5.2. Требования к зонированию и техническому обеспечению специализированных классов (кружков)
N п/п |
Зонирование |
Технические требования |
1. |
Помещения для проведения аудиторных и практических занятий |
1. Вентилируемое помещение общей площадью не менее 100-120 м 2 2. Проводной интернет, скоростью не менее 100 Мбит/c |
1.1 |
Рабочая зона со столами, оборудованная персональными компьютерами |
1. Площадь рабочего места на одного учащегося не менее 6 м 2 2. Электричество на каждое рабочее место - 220 Вольт (не менее 2 кВт) 3. Проводной интернет со скоростью не менее 100 Мбит/c |
1.2 |
Ремонтная станция и зона 3Д-печати |
1. Площадь не менее 10 м2 2. Электричество - 220 Вольт (не менее 2 кВт) 3. Проводной интернет, скоростью не менее 100 Мбит/c |
1.3 |
Рабочее место преподавателя |
1. Площадь не менее 6 м 2 2. Электричество - 220 Вольт (не менее 2 кВт) 3. Проводной интернет со скоростью не менее 100 Мбит/c |
1.4 |
Малая полетная зона |
1. Каркасно-сетчатый куб 3х3х3 м с демпфирующим покрытием/Частично огороженное сеткой пространство 10-30 м 2 с демпфирующим покрытием |
2. |
Основная полетная зона |
1. Общая площадь 100-300 м с демпфирующим покрытием. Высота потолка не менее 3-4 м. Между полетной зоной и проходом - барьерная зона не менее 1 м |
5.3. Требования к помещениям центров практической подготовки
5.3.1. Центры практической подготовки создаются на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
5.3.2. Количество рабочих мест для создания центров практической подготовки - не менее 12 рабочих мест.
5.3.3. Для создания центров практической подготовки необходимо предусмотреть помещения для проведения аудиторных, практических занятий и организации полетных зон:
1) Помещение для проведения аудиторных и практических занятий, которое включает в себя следующие зоны, в соответствии с количеством рабочих мест:
- Рабочая зона со столами, оборудованная в том числе ПК;
- Ремонтная станция и зона 3Д-печати;
- Рабочее место преподавателя;
- Малая полетная зона.
Для проведения аудиторных, практических занятий и организации малой полетной зоны рекомендовано обеспечить помещение площадью не менее 150 м2 и высотой потолка не менее 3 м;
2) Основная полетная зона - оборудованная площадка для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов. Для организации основной полетной зоны рекомендовано л обеспечить помещение общей площадью не менее 100 м и высотой потолка не менее 3 м;
3) Полетная зона на открытом пространстве - оборудованная площадка для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов на открытом воздухе (или предоставления обязательства по ее созданию):
необходимо предусмотреть площадку с общей площадью не менее 150 м2 на открытом воздухе с плотным наземным покрытием (твердый грунт, газонная трава);
необходимо предусмотреть отапливаемое (в соответствии с действующими требованиями (ГОСТ и СНиП) помещение в непосредственной близости от полетной зоны с возможностью проведения брифинга и инструктажа в рамках проведения практики (наличие столов и стульев, электричества, обеспечения питьевого режима, требований охраны труда и техники безопасности);
при организации полетов на открытых пространствах следует учитывать положения, указанные в проектах нормативных актов о реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", направленным высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минтранс РФ от 5 октября 2023 года N ИЧ-Д1-24/23750.
5.3.4. Во всех помещениях необходимо обеспечить
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.