Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 12 октября 2024 г. N ЗСП-134/03-01
на проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 октября 2024 г. N 71К (1755))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить ряд мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, затрагивающих вопросы изменения ставок акцизов, размеров государственной пошлины, установления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и другие, направленных на обеспечение поступлений дополнительных доходов в федеральный бюджет.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Законопроектом предусматривается повышение ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18 процентов, сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленных на 2025 год, с последующей соответствующей индексацией, а также ставок акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей.
Изменение ставок акцизов на алкогольную продукцию позволит получить дополнительные доходы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2025 - 2027 годах в сумме порядка 180 млрд рублей, в том числе около 39 млрд рублей в федеральный бюджет, ставок акцизов на сигареты и папиросы - порядка 30 млрд рублей ежегодно.
Также предусматривается изменение ставок акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку. Дополнительные доходы в связи с указанным повышением в 2025 году составят 131 млрд рублей, в 2026 году - 167,6 млрд рублей, в 2027 году - 216,7 млрд рублей.
Кроме того, законопроектом повышаются размеры государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой
собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, ограничения данного права и обременения такого имущества или сделок с ним.
Помимо этого предусматривается увеличение размеров государственной пошлины в области оборота оружия, в отношении частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, которые не индексировались более 10 лет. Так, например, увеличивается государственная пошлина за выдачу лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и патронов к нему с 2 000 рублей до 5 000 рублей.
В результате увеличения размеров государственной пошлины пополнение доходной части федерального бюджета составит порядка 4,3 млрд рублей.
В части налога на добычу полезных ископаемых уточняются условия отмены применения нижнего порога налоговой ставки для участков недр, запасы которых впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года.
Также законопроектом с 15 до 20 процентов увеличивается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций. Указанные изменения позволят обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета: в 2025 году - в объеме порядка 128 млрд рублей, в 2026 году - 136 млрд рублей, в 2027 году - 145 млрд рублей.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в части порядка применения плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства, пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении выплат в пользу физического лица. Так, законопроектом предлагается сохранить меру по применению пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, скорректировав условия ее предоставления с 1 до 1,5 минимального размера оплаты труда.
Предлагаемые изменения в части страховых взносов приведут к увеличению доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: в 2025 году - на 182,5 млрд рублей, в 2026 году - на 201,7 млрд рублей, в 2027 году - на 218,6 млрд рублей.
Таким образом, общий объем дополнительных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации согласно сведениям, представленным в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, составит порядка 349 млрд рублей в 2025 году, из которых в федеральный бюджет поступит 299 млрд рублей.
Замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
Вместе с тем следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что увеличение размеров государственной пошлины в области оборота оружия и частной детективной (сыскной) и охранной деятельности оценивается в сумме 4,3 млрд рублей дополнительных поступлений, в то же время в приложении N 2 к пояснительной записке к проекту федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" доходы от проектируемого изменения оцениваются в 2,2 млрд рублей ежегодно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.