Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 12 октября 2024 г. N ЗСП-135/24
на проект федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 октября 2024 г. N 71К (1755))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
1. Законопроектом предлагается установить особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году.
1.1. Законопроектом предусматривается приостановить действие отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих определенные ограничения в рамках бюджетного процесса, в том числе:
до 1 января 2025 года - статьи 174.1, предусматривающей, что доходы бюджетов прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган, а также принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
с 1 января 2025 года до 1 января 2026 года - абзаца десятого пункта 5 статьи 219 в части возможности осуществления оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований в отношении федерального бюджета;
с 1 января 2025 года до 1 января 2028 года - пункта 2 статьи 179.4, а с 1 января 2028 года до 1 января 2031 года - в части положения о коэффициенте, применяемом при установлении базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
с 1 января 2027 года до 1 января 2031 года - абзаца восьмого пункта 2 статьи 56, предусматривающего зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу 88 процентов, и ряд других норм.
1.2. Законопроектом продлевается на 2025 год действие ряда норм, применявшихся в 2024 году в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году", предусматривающих:
право Правительства Российской Федерации принимать в 2025 году решения о предоставлении государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов;
установление видов финансовых активов, в которые могут размещаться в 2025 году средства Фонда национального благосостояния (с приостановлением действия соответствующих положений Бюджетного кодекса Российской Федерации);
значение коэффициента (0,36), применяемого в 2028 - 2030 годах при установлении базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в соответствии с пунктом 2 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ряда других норм.
2. Законопроектом предусматривается ряд иных положений.
2.1. Законопроектом предлагается установить дополнительное основание для внесения в 2025 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на цели, связанные с финансовым обеспечением реализации национальных проектов, в том числе с перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом, в совокупности в течение года в пределах 20 процентов общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующего национального проекта без увеличения общего объема бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
2.2. Законопроектом предлагается установить, что нарушение субъектом Российской Федерации в 2025 году условий предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов влечет увеличение в 2025 году размера платы за пользование указанным бюджетным кредитом в два раза.
2.3. Законопроектом предусматривается норма, в соответствии с которой после принятия в 2025 году Правительством Российской Федерации решения о передаче государственной корпорации (государственной компании) в качестве имущественного взноса Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ и иного имущества, поступивших в федеральную собственность (обращенных в доход государства) на основании судебных решений (далее - активы), государственной корпорацией (государственной компанией) обеспечивается перечисление в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 процентов рыночной стоимости переданного актива в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления актива в собственность государственной корпорации (государственной компании).
2.4. Законопроектом устанавливается, что с 1 февраля 2025 года до 1 января 2031 года акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, зачисляются по нормативу 31,5 процента в федеральный бюджет, по нормативу 68,5 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации (с приостановлением действия соответствующих положений Бюджетного кодекса Российской Федерации).
2.5. Законопроектом предусматривается, что государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении государственных (муниципальных) учреждений на 2025 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в связи с приостановлением (ограничением) в 2025 году деятельности указанных учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
2.6. Устанавливается возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции.
3. Законопроектом предлагается установить особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2025 году (по аналогии с нормами на 2024 год) в части сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и долговой политики, межбюджетных отношений, казначейского сопровождения, оперативного перераспределения бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
4. Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Указанные изменения в том числе предусматривают уточнение порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; продление на 2025 год переходного периода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен; корректировку условий применения отдельными категориями плательщиков страховых взносов единого пониженного тарифа страховых взносов; учет доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка; закрепление нормы об установлении величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, на 2026 год и последующие годы в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Замечаний и предложений по указанным положениям законопроекта не имеется.
Между тем статьей 12 законопроекта предлагается внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изменения, предусматривающие предоставление начиная с 1 января 2025 года межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, объем которого будет определяться в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета СФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, возмещения расходов в связи с зачетом в страховой стаж отдельных периодов, реализации прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий гражданам с учетом начисленных, но не уплаченных страховых взносов.
Вместе с тем законопроект не содержит положений о порядке расчета объема межбюджетного трансферта на пенсионное страхование.
Полагаем целесообразным уточнить данные положения законопроекта, определив порядок расчета объема межбюджетного трансферта на пенсионное страхование.
В связи с изложенным законопроект в указанной части требует доработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.