Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовой паспорт
компетенций методиста (включая старшего) информационно-методического отдела муниципального (казенного) учреждения "Управление (отдел) образования исполнительного комитета муниципального района (городского округа) Республики Татарстан"
(утв. приказом Министерства образования и науки РТ от 29 марта 2022 г. N под-583/22 (в редакции приказа Министерства образования и науки РТ от 2 августа 2024 г. N под-1381/24)
I. Общие положения
1.1. Функциональные обязанности методиста (включая старшего) определяются на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан N под-8749/15 от 10.08.2015 "Об утверждении примерных критериев оценки деятельности руководителей и методистов, осуществляющих реализацию государственных полномочий по методическому и информационно-техническому обеспечению образовательной деятельности в Республике Татарстан" (далее - приказ МОиН РТ N под-8749/15 от 10.08.2015).
1.2. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности не менее 2 лет. Для старшего методиста - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 2 лет.
1.3. Методист назначается из числа наиболее опытных педагогических работников образовательных организаций.
1.4. Методист назначается и освобождается от должности начальником отдела муниципального (казенного) учреждения "Управление (отдел) образования Исполнительного комитета муниципального района (городского округа) Республики Татарстан в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.5. В своей деятельности методист руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", иным законодательством Российской Федерации, Законом Республики Татарстан "Об образовании", иным законодательством Республики Татарстан; Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Республики Татарстан; постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также локальными нормативными актами управления (отдела) образования муниципального района (городского округа), трудовым договором, коллективными договорами и иными нормативными актами.
II. Профессиональные компетенции методиста (включая старшего)
Наименование компетенции |
Характеристика компетенции |
Содержание компетенции |
Характеристика взаимосвязи данной компетенции с другими компетенциями/необходимость владения другими компетенциями для формирования данной компетенции |
Средства и технологии оценки |
|
Управление качеством образования |
Знание, умение, владение элементами управленческого цикла: постановка цели, выбор показателей, методов сбора и обработки информации, мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга, выработка адресных рекомендаций по результатам анализа, определение мер и организация мероприятий, принятие управленческих решений, анализ эффективности принятых мер |
1. Управление качеством образовательных результатов |
1.1. Оценка качества подготовки обучающихся. 1.2. Работа со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. 1.3. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. 1.4. Работа по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся |
Методологические Контрольно-оценочные Технологические Коммуникативные Компетенции цифровой грамотности Компетенции креативного мышления Компетенции критического мышления |
Кадровый аудит (оценка достижения планируемых показателей), тесты, кейс-тесты, задания сценарного типа |
2. Управление качеством образовательной деятельности |
2.1. Мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций. 2.2. Обеспечение профессионального развития педагогических работников. 2.3. Организация воспитания и социализации обучающихся. 2.4. Мониторинга качества дошкольного образования |
III. Обязанности методиста (включая старшего)
3.1. Стабильная, системная, адресная организационно-методическая работа с педагогами по курируемому направлению в соответствии с приоритетными национальными задачами и обеспечению повышения качества образования, прежде всего:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования по качеству общего образования;
обеспечение системы оценки качества образования;
сопровождение введения обновлённых ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования и ФООП;
сопровождение педагогов по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся;
повышение качества массового школьного образования, выравнивание результатов школ с низкими показателями качества образования.
3.2. Организация работы по выявленным профессиональным дефицитам педагогических работников по курируемому направлению.
3.3. Внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров по курируемому направлению программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования.
3.4. Совершенствование предметных и метапредметных компетенций педагогических работников по курируемому направлению, в том числе по двум новым предметам "Труд (Технология)" и "Основы безопасности и защиты Родины".
3.5. Построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров по курируемому направлению.
3.6. Вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения педагогов по курируемому направлению.
3.7. Поддержка молодых педагогов/реализация программ наставничества по курируемому направлению.
3.8. Организация сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) и руководителей образовательных организаций по курируемому направлению.
3.9. Анализ состояния и результатов деятельности методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов по курируемому направлению.
3.10. Методическая помощь школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях по курируемому направлению.
3.11. Сопровождение педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся по курируемому направлению.
3.12. Сопровождение педагогических работников по вопросам воспитательной работы, в том числе патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся, и обеспечения психологической безопасности образовательного пространства (по курируемому направлению).
3.13. Оказание методической помощи при составлении рабочих программ, календарно-тематического планирования в соответствии с ФООП, учебно-методических и программно-методических разработок по запросу учителей на предмет их соответствия предъявляемым требованиям по курируемым предметным областям.
3.14. Организация научно-практических конференций, практических семинаров, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства в целях обмена опытом и методического совершенствования педагогов.
3.15. Координация деятельности районных методических объединений по курируемым предметным областям.
3.16. Систематическое повышение своей квалификации, совершенствование профессионального мастерства.
3.17. Участие в деятельности методического совета, других формах методической работы.
3.18. Организация методического сопровождения и мониторинга реализации целевых программ и проектов в сфере образования в образовательных организациях района.
3.19. Выявление, изучение, обобщение инновационного педагогического опыта.
3.20. Осуществление взаимодействия и координация методической работы с учреждениями дополнительного профессионального (педагогического) образования.
3.21. Организация системной работы по обеспечению образовательных организаций необходимыми учебниками и учебно-методической литературой.
IV. Методист (включая старшего) должен знать
4.1. Основные документы:
Конституцию Российской Федерации,
Конституцию Республики Татарстан,
Трудовой кодекс Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",
Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ "Об образовании";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "Об национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями, внесёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2580-р);
распоряжение Минпросвещения России от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Минпросвещения России от 4 февраля 2021 г. "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Минпросвещения России от 27 августа 2021 г. N Р-201 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана";
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и внедрению региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с дополнениями, направленными письмом ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" от 6 июня 2021 г. N 2163;
федеральные государственные образовательные стандарты.
4.2. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Республики Татарстан; иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка.
4.3. Принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания; принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок разработки учебно-программной документации, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.
4.4. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы; принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений образования; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к интерактивным средствам обучения; теорию и методы управления образовательными системами.
4.5. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии.
4.6. Правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности; устав; должностную инструкцию и иные локальные нормативные акты управления (отдела) образования муниципального района (городского округа).
V. Права методиста (включая старшего)
5.1. Методист имеет право:
пользоваться информационными и методическими фондами отдела, услугами его учебных, методических и других подразделений, необходимым оборудованием;
вносить предложения по совершенствованию методической, учебно-методической работы отдела;
разрабатывать методы и средства обучения для педагогических работников с учетом положительного опыта применения авторских методик педагогических работников, педагогических коллективов, норм законодательства и методических рекомендаций органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования и науки.
VI. Ответственность методиста (включая старшего)
6.1. Методист несет ответственность за:
качество и своевременность выполнения обязанностей, а также поручений начальника отдела (управления) образования исполнительного комитета муниципального района (городского округа);
выполнение указов, постановлений, решений, распоряжений и указаний вышестоящих органов по вопросам, входящим в компетенцию отдела (управления) образования исполнительного комитета муниципального района (городского округа);
своевременность и достоверность отчетных данных, сведений и других материалов;
нарушение правил противопожарной безопасности охраны труда.
6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей, требований актов и указаний, перечисленных в настоящей должностной инструкции и требований законодательства, методист несет ответственность в соответствии с законодательством.
VII. Показатели эффективности и результативности деятельности методиста (включая старшего)
7.1. Методист должен осуществлять деятельность в соответствии с утвержденными муниципальным образованием критериями оценки эффективности деятельности руководителей и методистов, осуществляющих реализацию государственных полномочий по методическому и информационно-технологическому обеспечению образовательной деятельности с учетом приказа МОиН РТ N под-8749/15 от 10.08.2015.
7.2. Показатели эффективности деятельности методиста разрабатываются ежегодно отделом (управлением) образования исполнительного комитета муниципального района (городского округа).
Приложение
к Типовому паспорту компетенций
методиста (включая старшего)
информационно-методического отдела
муниципального (казенного) учреждения
"Управление (отдел) образования
исполнительного комитета муниципального
района (городского округа)
Республики Татарстан"
Типовые критерии
оценки эффективности деятельности методиста (включая старшего)
N п/п |
Критерий |
Показатели |
Максимальное количество баллов |
Подтверждение результатов |
1. |
Основы профессиональной деятельности методиста |
Соблюдение этических норм и правил поведения при выполнении профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан |
1 балл |
Отсутствие жалоб и обращений к администрации и вышестоящие органы управления образованием, информация руководителей структурных подразделений и администрации |
Качественное и своевременное оформление (наличие) документации в соответствии с Положением о системе единого ведения документации методиста |
1 балл |
Итоги контроля заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего методическую работу |
||
Наличие муниципальной цели и задач: |
|
документы: муниципальная программа, концепция, положение, модель, методология и т.п. |
||
1. по повышению качества управленческой деятельности |
1 балл |
|||
2. по формированию профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций |
1 балл |
|||
3. по обеспечению качества подготовки обучающихся |
1 балл |
|||
4. по формированию резерва управленческих кадров |
1 балл |
|||
2. |
Инновационная деятельность методиста |
Разработка (экспертиза) образовательных и воспитательных программ, инновационных проектов, дорожных карт по их реализации |
3 балла |
Приказ об утверждении программ (направлении программ на конкурс) Наличие материалов экспертизы (рецензии, экспертные заключения) |
Внедрение и активное использование в работе информационных технологий и Интернет-ресурсов и социальных сетей |
2 баллов |
Документально зафиксированные результаты, ссылки на Интернет-ресурсы и др. |
||
Участие в проектной деятельности |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Документально зафиксированные итоги |
||
3. |
Профессиональная и общественная активность методиста |
Руководство работой общественных советов, творческих групп, экспертных комиссий |
2 балла |
Приказ соответствующего уровня |
Деятельность в составе экспертных и рабочих групп, комиссий, жюри; организация конкурсов, олимпиад |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Приказы, протоколы, грамоты, дипломы |
||
Обобщение, внедрение и транслирование практических результатов работы педагогических работников, освещение опыта в СМИ |
1 балл - на муниципальном уровне 2 балла - на региональном уровне |
Приказ соответствующего уровня, материалы СМИ |
||
Наличие личных публикаций методиста по профессиональной деятельности в педагогических изданиях |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Публикация |
||
Организация, проведение, активное участие в методических мероприятиях различного уровня (семинары, мастер-классы стажировочные площадки, форумы, педагогические чтения) |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Подтверждающие документы (приказ, программа, справка) |
||
Активное участие в работе по созданию и поддержке социально привлекательного имиджа учреждения, поддержка сайта учреждения |
2 балла |
Наличие и доступность информации, представление учреждения на различных уровнях |
||
Организация взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами |
1 балл - разовые мероприятия; 2 балла - систематическое взаимодействие в течение учебного года |
Подтверждающие документы (приказ, программа, справка) |
||
Использование в работе компьютерной техники, умение работать с компьютерными программами |
2 баллов |
Отсутствие замечаний, предписаний |
||
Наличие рекомендаций по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов работы |
1 балл |
Документально |
||
Проведение анализа эффективности проведенных мероприятий, принятых мер и управленческих решений |
1 балл |
Документ должен содержать результаты проведения мер/мероприятий, итогом проведения анализа эффективности принятых мер является определение проблемы |
||
4. |
Личные результаты в профессиональной деятельности |
Личное участие методиста в профессиональных конкурсах |
1 балл - на региональном; 2 балла - всероссийском |
Грамоты, дипломы, приказы, сертификаты |
Наличие поощрений за профессиональные достижения и общественное признание профессиональной деятельности |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Грамоты, благодарности, приказы, удостоверения, свидетельства, дипломы, отзывы |
||
5. |
Результаты по курируемым направлениям |
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию по направлению, курируемому методистом |
1 балла - до 50% 2 балла - свыше 50% |
Подтверждающие приказы |
Организация методического сопровождения педагогических работников по вопросам диагностики и устранения профессиональных дефицитов |
1 балл - разовые мероприятия 3 балла - системность реализации критерия в течение учебного года, взаимодействие с ЦОК и ЦНППМ + дополнительного профессионального образования |
Подтверждающие документы (приказ, программа, справка) |
||
Создание условий для профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений |
1 балл - разовые мероприятия 2 балла - системность реализации критерия |
Приказы, программы, сертификаты, грамоты, дипломы. |
||
Участие педагогических работников по направлению в проектной деятельности |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном уровне |
Документально зафиксированные итоги |
||
Подготовка педагогов-призеров профессиональных конкурсов (конкурсов образовательных и воспитательных программ, методических материалов) |
1 балл - на муниципальном уровне; 2 балла - на региональном и всероссийском уровне |
Документально зафиксированные итоги конкурсов (приказы, грамоты) |
||
Наличие призеров, победителей республиканских этапов и регионального и заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников |
1 балл - призер республиканской олимпиады и регионального этапа ВсОШ 2 балла - победитель республиканской олимпиады и регионального этапа ВсОШ 3 балла - призер заключительного этапа ВсОШ |
Документально зафиксированные итоги конкурсов (приказы, грамоты) |
||
Наличие победителей и призеров республиканских, всероссийских, международных конкурсов, научно-практических конференций для учащихся |
1 балл - призер республиканского уровня 2 балла - победитель республиканского уровня 3 балла - призер и победитель всероссийского уровня |
Документально зафиксированные итоги конкурсов (приказы, грамоты) |
||
Координация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в сети Интернет |
1 балл - в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан" 2 балла - в образовательных сообществах федерального и межрегионального уровня |
Наличие сетевых сообществ, курируемых методистом |
||
Проведение тематических изучений и посещение уроков и мероприятий |
1 балл - наличие выводов и рекомендаций общего характера 2 балла - наличие конкретных выводов и адресных рекомендаций |
Подтверждающие документы (приказ, справка) |
||
Координация деятельности и оказание методической помощи педагогическим работникам по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся |
1 балл - разовые мероприятия 2 балла - системность реализации критерия |
Подтверждающие документы (приказ, программа, справка) |
||
Формирование муниципального банка учебно-методических и контрольно-измерительных материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся |
2 балла - наличие |
Ссылки на электронные издания, печатные материалы |
||
Итого баллов |
60 |
|
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2024 г. N под-1381/24 "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.