Волгоградский областной суд в составе судьи К.Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.Е.А., с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области - Р.Ф.С., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административному иску Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А.; по административному иску ООО "ТЦ Орион", Б.И.П.; по административному иску ООО "Озон"; по административному иску Франгулян Володи Патвакановича, по административному иску ИП К.К.Ю., ИП К.К.Ю.; по административному иску Х.С.А. о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", установил:
постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (далее Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N "...", ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время действует в редакции постановления администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..."-п, с изменениями, внесенными решениями Волгоградского областного суда от 14 февраля 2018 г. по делу N "..." от 19 февраля 2018 г. по делу N "...", от 11 сентября 2018 г. по делу N "..." от 29 января 2019 г. по делу N "..." с учетом изменений внесенных определением Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г. по делу N "...".
26 февраля 2018 г. Администрацией Волгоградской области принято постановление N 89-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее Постановление N 89-п), которым в указанный выше Порядок внесены изменения.
Постановление было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N "... ", ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением N 89-п пункт 1.6 Порядка расчета дополнен абзацем одиннадцатым следующего содержания: "коэффициент минимальной доходности земельного участка - устанавливается нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 15 февраля текущего года и применяется с 01 января текущего года".
Также Постановлением N 89-п пункт 2.5 Порядка изложен в новой редакции: "Расчет арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка. Размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А=СКмдКказ, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости".
24 октября 2022 г. Администрацией Волгоградской области принято постановление N 624-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее Постановление N 624-п), которым в указанный выше Порядок внесены изменения.
Постановление было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N "...", ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением N 624-п в пункте 2.5 абзацы третий, пятый изложены в следующей редакции: "А=КСЗУКмдКказ, где: "КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка".
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов"(далее Постановление N 63-п) в указанный выше Порядок внесены изменения, а именно в абзаце одиннадцатом пункта 1.6 Порядка слова "15 февраля" заменены словами "01 марта", слова "01 января" заменены словами "01 апреля".
Постановление было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N "...", ДД.ММ.ГГГГ
Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. обратились в суд с административными исками о признании недействующим в части нормативного правового акта. С учетом уточненных исковых требований просили признать недействующим с 8 января 2022 г. абзац 11 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п) в части возможности изменения размера коэффициента минимальной доходности земельного участка в сторону увеличения чаще одного раза в три года.
В обоснование исковых требований истцами Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. указано, что каждый из них является арендатором земельных участков, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена. Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "...", N "..."; Е.Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "..."; ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "...". Размер арендной платы за пользование земельными участками исчисляется с применением оспариваемых положений нормативного правового акта о порядке определения коэффициента минимальной доходности земельного участка, которые, по мнению административных истцов, не соответствует принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в редакции Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2552 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", поскольку допускают возможность изменения указанного коэффициента в сторону увеличения чаще одного раза в три года, что нарушает права административных истцов как плательщиков арендных платежей.
ООО "Озон" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим в части нормативных правовых актов. С учетом уточнений просило признать недействующими: с 8 января 2022 г. по 14 декабря 2023 г. абзац 11 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п); пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 г. N 89-п и постановления Администрации Волгоградской области от 24 октября 2022 г. N 624-п) в части возможности изменения размера коэффициента минимальной доходности земельного участка в сторону увеличения чаще одного раза в три года.
А также им заявлены требования о признании недействующими приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки"; приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 16 февраля 2023 г. N 10н "Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки", которые выделены в отдельное производство.
Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. обратились в суд с административными исками о признании недействующим в части нормативного правового акта. С учетом уточненных исковых требований просили признать недействующими: с 8 января 2022 г. по 14 декабря 2023 г. абзац 11 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п); пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 г. N 89-п и постановления Администрации Волгоградской области от 24 октября 2022 г. N 624-п) в части возможности изменения размера коэффициента минимальной доходности земельного участка в сторону увеличения чаще одного раза в три года.
В обоснование исковых требований истцами ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. указано, что каждый из них является арендатором земельных участков, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена. ООО "Озон" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "... " Ф.В.П. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "... ", N "... "; ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "... "; Х.С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "... ". Размер арендной платы за пользование земельными участками начисляется с применением оспариваемого в части нормативного правового акта, который, по мнению административных истцов, не соответствует принципу предсказуемости расчета размера арендной платы и принципу запрета необоснованных предпочтений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и нарушает права административных истцов как плательщиков арендных платежей. Кроме того, указали, что абзац 11 пункта 1.6, пункт 2.5 оспариваемого нормативного правового акта противоречат пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Административные дела объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен номер 3а-180/2023 (3а-13/2024).
Административные истцы извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель административных истцов Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А, ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. - Г.С.В, представитель административных истцов ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. - Г.О.Н. уточненные административные исковые требования поддержали.
Представитель административных ответчиков Администрации Волгоградской области, комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Г.Т.В, представители заинтересованных лиц администрации Волгограда - В.А.Э, комитета экономической политики и развития Волгоградской области - К.С.Е. в удовлетворении административного иска просили отказать.
Представитель заинтересованного лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Б.И.А. в судебное заседании не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в письменных возражениях по делу выразила несогласие с административными исками, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО "ТЦ "Орион", извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области Р.Ф.С, полагавшую, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя право административных истцов на обращение с настоящими административными исками, суд установил, что административные истцы являются арендаторами земельных участков, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена.
А именно, Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "... ", N "... " Е.Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "... "; ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "... "; ООО "Озон" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "... "; Ф.В.П. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N "... ", N "... "; ИП Корольков К.Ю, ИП К.К.Ю. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N "... "; Х.С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N "... "
Размер арендной платы за пользование земельными участками начисляется истцам в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" с применением коэффициента минимальной доходности земельного участка, значение которого установлено приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 11 февраля 2022 г. N 5н в размере 0,0765; приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 16 февраля 2023 г. N 10н в размере 0,1006, что подтверждается материалами дела, в том числе ответом департамента муниципального имущества администрации Волгограда на запрос суда от 18 марта 2024 г. N 5739-ОРУПЗ.
С учетом изложенного, применительно к положениям части 1 статьи 218 КАС РФ, разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд приходит к выводу о том, что административные истцы являются лицами, в отношении которых применен нормативный правовой акт в оспариваемой части, они являются субъектами спорных правоотношений, полагающими, что этими актами нарушаются их права и законные интересы.
Следовательно, административные истцы вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании данного нормативного правового акта не действующим в части.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 2 Закона Волгоградской области от 7 февраля 2003 г. N 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией отнесено установление порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Согласно статье 4 Устава Волгоградской области, принятым Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г. Волгоградская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положений статьи 9 Закона Волгоградской области "О нормативных правовых актах Волгоградской области" от 9 декабря 2014 г. N 169-ОД (далее Закон Волгоградской области N 169-ОД) Администрация Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений. Постановления администрации Волгоградской области подписывает Губернатор Волгоградской области. Порядок подготовки нормативных правовых актов администрации Волгоградской области устанавливается Губернатором Волгоградской области.
Согласно части 4 статьи 30 Закона Волгоградской области N 169-ОД Нормативные правовые акты Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Порядок принятия постановлений установлен Регламентом администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 184 (далее - Регламент).
Согласно пунктов 4.1 Регламента решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения членов Администрации по решению председательствующего на заседании Администрации может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Администрации. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Волгоградской области N 169-ОД официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете "Волгоградская правда" или первое размещение (опубликование) в официальном сетевом издании "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Устав Волгоградской области и законы Волгоградской области направляются для официального опубликования Губернатором Волгоградской области.
В целях реализации своих полномочий Администрацией Волгоградской области 22 августа 2011 г. издано постановление N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
26 февраля 2018 г. в указанный нормативный правовой акт постановлением Администрации Волгоградской области N 89-п внесены приведенные выше изменения, оспариваемые истцами. Текст постановления администрации Волгоградской области N 89-п опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 марта 2018 г, а также 16 марта 2018 г. в газете "Волгоградская правда", N 29.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п в указанный Порядок внесены указанные выше изменения. Постановление было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N 23, 28 февраля 2020 г.
24 октября 2022 г. Администрацией Волгоградской области принято Постановление N 624-п о внесении приведенных выше изменений в указанный Порядок. Постановление было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N 111, 4 ноября 2022 г.
Проверив процедуру, форму принятия, вступления в законную силу оспариваемого в части нормативного правового акта, судом установлено, что он принят уполномоченным органом с соблюдением требований Закона Волгоградской области N 169-ОД в соответствии с порядком, предусмотренным регламентом администрации Волгоградской области, подписан Губернатором Волгоградской области и официально опубликован в соответствующих средствах массовой информации.
Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Волгоградского областного суда, о чем имеются вступившие в законную силу решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу N "..." от ДД.ММ.ГГГГ по делу N "...", от ДД.ММ.ГГГГ по делу N "...", от ДД.ММ.ГГГГ по делу N "..." с учетом изменений внесенных определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N "...".
По процедуре принятия нормативного правового акта он не оспаривается истцами.
Давая правовую оценку нормативному содержанию оспариваемого абзаца 11 пункта 1.6 Порядка, суд приходит к следующему.
Постановлением от 26 февраля 2018 г. N 89-п и Постановлением от 17 февраля 2020 г. N 63-п абзац 11 пункта 1.6 Порядка изложен в редакции (оспариваемой истцами): "коэффициент минимальной доходности земельного участка - устанавливается нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 1 марта текущего года и применяется с 01 апреля текущего года".
Статья 606, пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают, что получение арендной платы по договору аренды является правом арендодателя, при этом, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2552), а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Именно в соответствии с указанными принципами в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, при которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Изменения таких показателей как кадастровая или рыночная стоимость земельного участка, уровень инфляции, прогнозируемы и в равной мере предсказуемы, например, в части периодичности их возникновения, для обеих сторон договора аренды земельного участка.
Вместе с тем изменение расчетных показателей (ставок, коэффициентов и т.п.), устанавливаемых уполномоченными органами власти, включая периодичность таких изменений, зависит исключительно от воли арендодателя и на законодательном уровне не регулируется.
В связи с чем, право уполномоченных органов власти на одностороннее изменение расчетных показателей арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, получило дополнительное урегулирование в целях соблюдения баланса интересов сторон, а также возможности обеспечения арендаторами своевременной защиты своих прав и законных интересов и минимизации возможных негативных последствий указанных изменений, путем ограничения периодичности изменения в большую сторону составных частей формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости).
Согласно письменным возражениям административных ответчиков, значение коэффициента Кмд, используемое в расчете арендной платы, рассчитывается исходя из среднего уровня доходности государственных облигаций долгосрочного займа.
Экономическое обоснование применения коэффициента Кмд при расчете размера арендной платы было предметом судебной проверки (решение Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. по делу N 3а-1/2019, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4 об отмене решения Волгоградского областного суда в части).
Как установлено в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4, за основу для расчета значения коэффициента в целях уменьшения влияния случайных факторов принят средний уровень доходности государственных облигаций долгосрочного займа за предшествующий год, рассчитанный как среднее арифметическое доходности государственных облигаций. Экономическое обоснование применения данного подхода для расчета коэффициента подготовлено заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Волгоградского государственного университета, доктором экономических наук, профессором ФИО1.
Согласно указанному обоснованию предлагаемая ставка, отражающая минимальную доходность, или "безрисковая ставка", по экономическому смыслу представляет собой абсолютную ренту. Дифференциация арендных платежей в связи с различием арендуемых участков и категорий арендаторов может производиться на основании иных параметров и введения дополнительных коэффициентов. Величина земельной ренты привязывается к ставке ссудного или банковского процента, как альтернатива использования капитала. Величина средней доходности государственных облигаций долгосрочного займа учитывает как общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке, так и текущий уровень инфляции.
Таким образом, коэффициент Кмд используемый в формуле при расчете арендной платы включает в себя не только показатель уровня инфляции, но и общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке.
Следовательно, коэффициент минимальной доходности, рассчитывается с использованием величина средней доходности государственных облигаций долгосрочного займа, учитывающей как общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке, так и текущий уровень инфляции, а не только уровень инфляции, как полагают представители административного ответчика.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы административного истца и полагает признать не действующим абзац 11 пункта 1.6 Порядка как не соответствующий принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемая редакция абзаца 11 пункта 1.6 Порядка на момент принятия не противоречила нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако вошла в противоречие с нормами права, имеющими большую юридическую силу со дня вступления в силу изменений, внесенных в Постановление N 582 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2552 - 8 января 2022 г.
При изложенных обстоятельствах абзац 11 пункта 1.6 Порядка подлежит признанию не действующим с 8 января 2022 г. в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области ежегодно до 1 марта текущего года, измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
Давая правовую оценку нормативному содержанию оспариваемого пункта 2.5 Порядка, суд приходит к следующему.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав).
Решением Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. по делу N 3а-1/2019, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4 проверена законность пункта 2.5 Порядка, которым отказано в признании его недействующим.
Между тем, поскольку административные истцы ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. просят проверить его на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу принятым после вступления в силу указанного решения суда, в том числе положениям Постановления Правительства РФ N 582 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2552, суд приходит к выводу о наличии права у административных истцов ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. на обращение в суд с административным иском об оспаривании приведенной выше нормы Порядка.
По мнению административных истцов ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. оспариваемый пункт 2.5 Порядка противоречит основным принципам определения арендной платы, а именно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы и принципу запрета необоснованных предпочтений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, а также пункту 3 статьи 614 ГК РФ, части 1 статьи 39.7 ЗК РФ, положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта допускают возможность изменения коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
Постановлением от 26 февраля 2018 г. N 89-п и постановлением от 24 октября 2022 г. N 624-п пункт 2.5 Порядка изложен в редакции (оспариваемой истцами): "Размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: "А=КСЗУКмдКказ, где: А - величина арендной платы; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости".
Проверив оспариваемые нормы на предмет их соответствия указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.5 Порядка не противоречит законодательству, имеющую большую юридическую силу, поскольку оспариваемой нормой устанавливается только математическая формула расчета арендной платы, составными частями (множителями) которой являются кадастровая стоимость участка, коэффициент минимальной доходности участка и коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости. Ни порядок определения кадастровой стоимости и указанных коэффициентов, ни органы утверждающие их значения этим пунктом не регулируются.
Следовательно, доводы административных истцов о том, что оспариваемый пункт 2.5 Порядка допускает возможность изменения коэффициента минимальной доходности земельного участка в большую сторону чаще одного раза в 3 года не состоятельны к признанию его недействующим.
Оспариваемые положения пункта 2.5 Порядка сами по себе не нарушают прав административный истцов на расчет арендных платежей за пользование земельными участками в соответствии с установленными законодательством принципами расчета арендной платы, в том числе предсказуемости и запрета необоснованных предпочтений, а также не приводят и не могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Признание недействующим абзаца 11 пункта 1.6 Порядка по мнению суда полностью восстановит нарушенные права административных истцов.
Таким образом, в удовлетворении требований ООО "Озон", Ф.В.П, ИП К.К.Ю, ИП К.К.Ю, Х.С.А. о признании недействующим пункта 2.5 Порядка следует отказать.
Руководствуясь статьями 175, 180 КАС РФ, суд, решил:
административные исковые требования Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", Е.Н.А., ООО "ТЦ Орион", Б.И.П. о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", удовлетворить.
Административные исковые требования ООО "Озон", Ф.В.П., ИП К.К.Ю., ИП К.К.Ю.; Х.С.А. о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", удовлетворить частично.
Признать недействующим с 8 января 2022 г. абзац 11 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. N 63-п) в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля текущего года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом ежегодно до 1 марта текущего года, измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Озон", Ф.В.П., ИП К.К.Ю., ИП К.К.Ю., Х.С.А. о признании недействующим пункта 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции постановлений Администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 г. N 89-п, от 24 октября 2022 г. N 624-п), отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья подпись |
Н.М.К. |
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 2 апреля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 26 марта 2024 г. N 3а-13/2024 "О признании недействующим абзаца 11 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (ред. от 17.02.2020)"
Опубликование:
-