В ходе поведенческого надзора Банк России выявил в автокредитовании практики по предоставлению потребителю дополнительных платных услуг, которые могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его прав, предусмотренных законом.
По закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг (товаров, работ) в течение 30 дней после того, как он согласился на их приобретение (подписал заявление), и потребовать вернуть уплаченные за них деньги. Кредитор обязан уведомить заемщика о таком праве не позднее следующего дня, следующего за днем заключения договора потребительского кредита.
Чтобы минимизировать риски приобретения ненужных дополнительных платных услуг при автокредитовании, потребителю следует знать о гарантиях, предусмотренных Федеральным законом N 353-ФЗ, и руководствоваться следующим:
- необходимо ознакомиться с заявлением о выдаче кредита / о дополнительных услугах и самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг;
- если заемщик согласен на страхование при оформлении автокредита (например, каско, страхование жизни и здоровья и другое), он не обязан соглашаться на услуги страховщика, предложенного банком. Потребитель может оформить страхование рисков, соответствующих условиям сделки, в любой компании, которая отвечает критериям банка;
- в случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Недобросовестные практики
Продажи потребителю дополнительных платных услуг, при отказе от которых денежные средства не возвращаются/возвращаются частично
Отмечались случаи продажи дополнительных платных услуг (товаров, работ), процесс реализации которых направлен на обход установленного законом права потребителей на отказ от них в течение 30 дней и возврат денежных средств:
1) через заключение договоров, не предполагающих возврата денежных средств, если заемщик отказывается от услуги;
2) через составление договоров таким образом, что услуги или наиболее дорогостоящая их часть считались оказанными с момента их оформления, что исключает возможность вернуть деньги.
Примеры:
Независимая гарантия погашения кредита поставщиком услуги при наступлении предусмотренных гарантией событий (например, увольнение заемщика с работы по определенным основаниям) | ||
Потребителю предоставляется сертификат независимой гарантии. |
|
Услуга считается оказанной с момента предоставления сертификата, независимо от того что гарантия носит длящийся характер, деньги не возвращаются. |
Опционный договор, по которому заемщик получает право предъявить требование к третьему лицу о выкупе автомобиля по цене остатка задолженности по кредиту | ||
Поставщик услуги предоставляет потребителю право в случае возникновения просрочки обратиться с требованием о выкупе его автомобиля по цене задолженности вне зависимости от его рыночной стоимости. |
|
Действующее регулирование не обязывает возвращать плату, внесенную потребителем по опционному договору, даже если потребитель не воспользуется правом, предоставленным ему таким договором, и вне зависимости от того, что такое право носит длящийся характер. |
Опционный договор, который дает заемщику право подключиться к программе помощи на дороге (выезд аварийного комиссара на место ДТП, оказание помощи в составлении документов на месте ДТП, эвакуация транспортного средства с места ДТП и прочее) | ||
Поставщик услуги подключает потребителя к программе помощи на дороге. |
|
Опционный договор считается исполненным независимо от того, что программа помощи на дороге носит длящийся характер, деньги не возвращаются. |
Доступ к информационным материалам | ||
Поставщик услуги предоставляет потребителю логин и пароль к сайту, где хранятся информационные материалы (бланки европротокола, памятка по действиям в случае ДТП, контактные данные аварийного комиссара, форма искового заявления о возмещении вреда, причиненного ДТП, и так далее). |
|
Услуга считается оказанной с момента предоставления доступа к материалам, деньги не возвращаются, независимо от того, что доступ к сайту носит длящийся характер. |
Консультационные услуги по страхованию | ||
Поставщик предоставляет дорогостоящую (320 тыс. руб.) услугу по консультированию по таким вопросам, как виды страхования, страховые программы, порядок урегулирования споров. При этом консультирование потребителей при продаже страховых продуктов относительно их условий является обычной практикой и плата за него не взимается. Одновременно с заключением договора заемщик подписывает акт приема-передачи оказанных услуг. |
|
Услуга считается оказанной в момент подписания договора и акта приема-передачи, деньги не возвращаются.
|
Конструирование договоров таким образом, что потребитель может вернуть лишь малую часть уплаченных денежных средств | ||
Например, потребителю предлагается комплексная услуга за 170 тыс. руб., которая включает сервисное обслуживание и книгу на флешке. Отказаться можно только от сервисных услуг стоимостью 9 тыс. руб., а книга на флешке относится к невозвратным товарам в силу законодательства о защите прав потребителей. | ||
Дебетовая карта с бесплатным сервисом консультирования | ||
Потребитель платит якобы только за выпуск дебетовой карты, услуги по консультированию формально бесплатные. |
|
Как только карта выпущена, услуга считается оказанной, деньги не возвращаются. |
Невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита/заявление о дополнительных услугах
Для обхода гарантий, предусмотренных для потребителя Федеральным законом N 353-ФЗ, кредитор не включает информацию о дополнительных услугах (работах, товарах), которые заемщик приобретает в автосалоне за отдельную плату, в соответствующее заявление. Таким образом, заемщику препятствуют в реализации предоставленных законом гарантий, поскольку информирование о дополнительных платных услугах (работах, товарах) не осуществляется надлежащим образом.
Заемщику сообщают, что услуги (работы, товары) якобы оформляются отдельно от автокредита. При этом банки утверждают, что не имеют отношения к реализации указанных услуг.
В результате подобных действий кредиторов у потребителей возникают сложности с отказом от дополнительных услуг в период охлаждения и возвратом уплаченных денежных средств: банки отказывают, ссылаясь на то, что данная услуга была оказана не в процессе автокредитования. В свою очередь, третьи лица, предоставившие услугу, нередко игнорируют требования потребителя о возврате денежных средств.
Об участии кредитора в предложении дополнительных платных услуг могут свидетельствовать, в частности, такие обстоятельства, как:
- увеличение кредита ровно на сумму дополнительных услуг;
- включение платежных поручений об оплате таких услуг в состав кредитной документации;
- перевод платы за услуги день в день с оформлением кредита.
Предоставление скидки под условием покупки транспортного средства в кредит или приобретении дополнительных платных услуг (товаров, работ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ходе надзора ЦБ РФ выявил в автокредитовании практики по предоставлению потребителю дополнительных платных услуг, которые могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его законных прав. В числе таких практик:
- продажи потребителю дополнительных платных услуг, при отказе от которых деньги не возвращаются/возвращаются частично;
- предоставление скидки под условием покупки транспорта в кредит или приобретение дополнительных платных услуг (товаров, работ);
- предложение потребителям услуг с завышенной стоимостью по сравнению с сопоставимыми услугами.
Кредиторам и автодилерам рекомендовано отказаться от подобных практик. Для потребителей приведены разъяснения о способах минимизации рисков приобретения ненужных дополнительных платных услуг. В случае воспрепятствования праву на отказ от них и возврат денег потребитель может обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, к финансовому омбудсмену или в суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Информация Банка России от 21 октября 2024 г. "Обзор недобросовестных практик в автокредитовании"
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 21 октября 2024 г.