Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2024 г. N 14-4/10/В-15321
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Корреспондирующие этой норме положения содержатся в пункте 3 статьи 17 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом "е" пункта 4 статьи 114" имеется в виду "пунктом е.4 части 1 статьи 114"
Согласно решению Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт "б" раздела 9 протокола от 27 октября 2023 г. N 2пр) с целью практической реализации федеральными органами исполнительной власти вышеуказанных положений законодательства направляем письмо координаторов сторон Комиссии с рекомендациями по организации взаимодействия с социальными партнерами.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
|
А.О. Котяков |
В соответствии с решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) о направлении в федеральные органы исполнительной власти разъяснений функций по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с социальными партнерами просим в ходе указанного взаимодействия учитывать следующие положения.
Статьей 75.1 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
В соответствии с подпунктом "е.4" статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Корреспондирующие положения содержатся в пункте 3 статьи 17 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23 ТК РФ).
Основными принципами социального партнерства являются (статья 24 ТК РФ):
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Участие федеральных органов исполнительной власти в реализации социального партнерства предполагает выполнение следующих функций:
содействие расширению членства работодателей в объединениях работодателей, в том числе за счет участия экономически значимых компаний;
участие в работе правительственной стороны РТК (состав утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2004 г. N 297);
обеспечение формирования и реализации обязательств Правительства Российской Федерации в рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (заключается на три года и устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне - статья 45 ТК РФ);
выполнение требований законодательства о направлении на рассмотрение в РТК проектов нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (статья 35.1 ТК РФ; пункты 7 и 8.1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее Закон об РТК), пункты 60(5) и 61 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260);
выполнение положений Закона об РТК о представлении информации о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, необходимой для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений (пункт 7 части 1 статьи 4 Закона об РТК);
содействие реализации социального партнерства на федеральном отраслевом уровне в установленной сфере деятельности (взаимодействие с отраслевыми общероссийскими профсоюзами и общероссийским отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, в том числе через их участие в работе постоянных и временных рабочих групп, комиссий при федеральных органах исполнительной власти, содействие заключению и реализации федеральных отраслевых соглашений в установленной сфере деятельности, заключение таких соглашений в случае, если федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении работодателей отрасли (статья 34 ТК РФ), урегулированию коллективных трудовых споров);
реализация социального партнерства в своих центральных аппаратах (взаимодействие с первичными профсоюзными организациями, заключение коллективных договоров).
Координатор стороны |
А.О. Котяков |
Координатор стороны |
А.Н. Шохин |
Координатор стороны |
М.В. Шмаков |
Даны разъяснения по вопросам взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с социальными партнерами:
- основные принципы социального партнерства;
- функции федеральных органов исполнительной власти в реализации социального партнерства.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2024 г. N 14-4/10/В-15321
Опубликование:
бюллетень "Официальные документы в образовании", ноябрь 2024 г. N 31