Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 729100-8 "О внесении изменений в статью 15 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу 1 октября 2024 года.
Законопроектом предлагается внести в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменения, направленные на совершенствование порядка выдачи сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (далее - сертификат) на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, который выдается на территории Российской Федерации либо за ее пределами организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В частности, законопроектом устанавливается, что указанные сертификаты будут выдаваться организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в установленный Правительством Российской Федерации перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - комплексный экзамен), иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.
Включение организаций в перечень будет осуществляться Правительством Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению комплексного экзамена и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.
Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, будут включаться в перечень на основании предложений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, согласованных с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Вместе с тем, устанавливается запрет на передачу третьим лицам прав и обязанностей по организации и проведению комплексного экзамена и (или) выдаче иностранным гражданам сертификата.
Согласно Пояснительной записке к законопроекту за период с 2021 года органами внутренних дел выявлено более 2,7 тысяч фактов незнания русского языка иностранными гражданами, имеющими сертификат.
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию - соисполнитель по законопроекту приводит информацию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2023 года, согласно которой на территории Российской Федерации и за ее пределами экзамен проводился в 1106 местах при участии более чем 250 посредников (преимущественно коммерческих организаций) в процедуре сдачи экзамена. По состоянию на начало апреля 2024 года на территории Российской Федерации экзамен проводился в 429 местах при участии 181 посредников в процедуре сдачи экзамена.
По мнению Комитета-соисполнителя Организация и проведение комплексного экзамена на базе посредников не позволяла осуществлять надлежащий контроль за процедурой его проведения, третьи лица не несли ответственность за качество проверки знаний иностранных граждан и не были заинтересованы в достижении основных целей экзамена, что привело к формированию системного подхода к экзамену, выражающегося в исключительной коммерциализации указанной деятельности в целях извлечения прибыли.
Предлагаемые законопроектом изменения будет способствовать решению актуальных проблем в сфере миграционной политики.
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации поддерживает законопроект. МИД России, Министерство юстиции, как и Министерство финансов в рамках своей компетенции замечаний не имеют. Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки поддерживают законопроект.
У Правового управления Государственной Думы замечаний концептуального характера на проект федерального закона не имеется.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета на его реализацию не потребуется.
Законопроект соответствует актам более высокой юридической силы, а также не содержит положения, противоречащие положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.