Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации МО "Инта"
от 23 октября 2024 года N 10/1811
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ муниципального округа "Инта" Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ муниципального округа "Инта" Республики Коми (далее - Методические рекомендации) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ муниципального округа "Инта" Республики Коми (далее - муниципальные программы) и подготовке отчетов о ходе их реализации.
1.2. Формирование муниципальных программ муниципального округа "Инта" Республики Коми (далее - МО "Инта") осуществляется исходя из принципов:
1) формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей, установленных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования, иных документов стратегического планирования, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Коми;
2) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета МО "Инта";
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей муниципальных программ;
5) определения органа местного самоуправления, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
6) наличия у ответственного исполнителя и соисполнителей реализации муниципальной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
7) проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
1.3. Для целей реализации настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
1) ответственный исполнитель муниципальной программы (далее - ответственный исполнитель) - администрация МО "Инта", отраслевой (функциональный) орган администрации МО "Инта", ответственный за реализацию муниципальной политики в конкретной сфере (сферах), обладающий полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета, обеспечивающий разработку и реализацию муниципальной программы совместно с соисполнителями и участниками муниципальной программы;
2) соисполнитель муниципальной программы МО "Инта", ответственный исполнитель подпрограммы муниципальной программы МО "Инта" - администрация МО "Инта", отраслевой (функциональный) орган администрации МО "Инта", являющийся главным распорядителем средств местного бюджета, обеспечивающий разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) муниципальной программы МО "Инта" (далее - соисполнитель);
3) подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - составная часть муниципальной программы, представляющая собой комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, направленных на решение отдельных задач в рамках муниципальной программы;
4) основное мероприятие - группа взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение одной из задач подпрограммы;
5) основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели, результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
6) цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития МО "Инта" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
7) задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных основных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
8) мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
9) конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития МО "Инта", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
10) непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации основного мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
11) показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатели могут быть качественные (фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства) или количественные (фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства);
12) потолки расходов - предельные объемы расходов по каждой муниципальной программе;
13) эффективность муниципальной программы (подпрограммы) - степень достижения показателей результата муниципальной программы (подпрограммы), соотношение результата с затратами на его достижение;
14) факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на ход реализации муниципальной программы (подпрограммы);
15) мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы;
16) сфера реализации муниципальной программы - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа;
17) участники муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы - государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, органы исполнительной власти Республики Коми и иные организации, участвующие в реализации мероприятий муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы. Необходимость включения информации об участниках муниципальной программы определяется ответственным исполнителем муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы и указывается в паспорте муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, а также по мере необходимости в приложениях к муниципальной программе.
Иные понятия и термины используются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации, Республики Коми, нормативными правовыми актами МО "Инта" и Порядком разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО "Инта" (далее - Порядок).
1.4. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень муниципальных программ МО "Инта" (далее - Перечень), утверждаемый постановлением администрации МО "Инта".
Разработка и реализация муниципальной программы осуществляется администрацией МО "Инта", отраслевыми (функциональными) органами администрации МО "Инта", определенными в Перечне в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы, совместно с соисполнителями муниципальной программы.
2. Разработка проекта муниципальной программы
2.1. Муниципальная программа должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию муниципальной программы.
2.2. Муниципальная программа может включать подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы, содержащие основные мероприятия.
Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
2.3. Муниципальные программы формируются в соответствии с разделом 2 Порядка.
2.4. Проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем на согласование в соответствии с Порядком.
2.5. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы на согласование, включает:
проект постановления администрации МО "Инта" об утверждении муниципальной программы;
пояснительную записку к проекту муниципальной программы, где приводятся дополнительные и обосновывающие материалы, а также отражаются замечания, поступившие по результатам общественного обсуждения проекта муниципальной программы.
3. Содержание муниципальной программы
3.1. Титульный лист муниципальной программы содержит следующую информацию:
1) наименование муниципальной программы;
2) наименование ответственного исполнителя;
3) дата составления муниципальной программы;
4) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
3.2. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению 1 к Порядку.
Объем финансирования на реализацию муниципальной программы указывается по годам реализации и по источникам финансирования в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой в пределах срока действия решения Совета МО "Инта" о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. За пределами срока действия решения Совета МО "Инта" о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объемы бюджетных ассигнований в паспорте муниципальной программы (подпрограммы), в приложениях к муниципальной программе (подпрограмме) не указываются.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) результатов.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации муниципальной программы.
3.3. Текстовая часть муниципальной программы "Приоритеты, цели и задачи реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития" содержит описание приоритетов и целей муниципальной политики в соответствующей сфере реализации муниципальной программы.
Приоритеты реализуемой муниципальной политики определяются Стратегией социально-экономического развития муниципального образования.
3.4. Цель муниципальной программы должна соответствовать приоритетам муниципальной политики социально-экономического развития муниципального образования, отражать конечные результаты реализации муниципальной программы и обладать следующими свойствами:
1) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
2) конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
3) измеримость (достижение цели можно проверить);
4) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
5) релевантность (формулировки цели должны соответствовать ожидаемым результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
3.5. При постановке целей и задач муниципальных программ целесообразно учитывать цели и задачи государственных программ Республики Коми, в первую очередь по тем муниципальным программам, по которым планируется привлечение субсидий из республиканского бюджета Республики Коми.
3.6. Задача определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций муниципальных образований в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Муниципальная программа (подпрограмма) должна содержать не менее двух задач.
Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм.
Муниципальная программа может включать подпрограмму, направленную на обеспечение реализации муниципальной программы. Цель обеспечивающей подпрограммы не должна отражаться в качестве задач муниципальной программы.
Задачи подпрограмм не должны дублировать задачи муниципальной программы. Задачи подпрограмм должны включать в себя не менее двух действующих основных мероприятий, основное мероприятие должно включать не менее двух действующих мероприятий (за исключением подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы).
В случае формирования муниципальной программы без подпрограмм такая программа должна содержать не менее трех задач, включая задачу, направленную на обеспечение реализации муниципальной программы.
В муниципальной программе должна обеспечиваться взаимосвязь основных параметров согласно Схеме взаимосвязи муниципальных стратегических документов (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
3.7. Сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы приводятся в графе 7 "Связь с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы (подпрограммы)" приложения 4 к Порядку и должны соответствовать перечню и сведениям о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях, отраженных в приложении 3 к Порядку.
В данной графе должны найти отражение все целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и подпрограмм.
Систему целевых индикаторов и показателей следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче муниципальной программы (подпрограммы) был сформирован как минимум один целевой индикатор (показатель), характеризующий ее решение.
По каждому основному мероприятию должен быть указан целевой индикатор (показатель), отражающий достижение соответствующей задачи подпрограммы, в рамках которой оно реализуется.
Изменение значений целевого индикатора и показателя за прошедшие финансовые годы не допускается.
При внесении изменений в муниципальную программу в приложении 4 к Порядку отражаются все основные мероприятия с момента начала ее реализации. В случае их замены/исключения необходимо указать конечный срок реализации. В случае дополнения муниципальной программы новыми основными мероприятиями они указываются в новой строке со сроком фактического включения их в муниципальную программу.
3.8. Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей, а также:
1) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
2) иметь количественное значение;
3) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы.
В случае целесообразности целевые индикаторы и показатели могут иметь буквенные значения ("да", "нет").
Количество целевых индикаторов и показателей формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для отражения достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Целевые индикаторы и показатели должны быть взаимосвязаны с целями и задачами муниципальной программы.
Целевые индикаторы и показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения.
При внесении изменений в муниципальную программу в приложении 3 к Порядку отражаются все целевые индикаторы и показатели с момента начала ее реализации. В случае их замены/исключения следует исключить только их значения начиная с года, в котором планируется исключение данного целевого индикатора и показателя. В случае переименования/дополнения муниципальной программы новыми целевыми индикаторами и показателями они указываются в новой строке со значениями начиная с года включения данных целевых индикаторов и показателей в муниципальную программу.
3.9. Данные паспорта муниципальной программы, паспортов подпрограмм, финансовое обеспечение муниципальной программы за счет средств местного бюджета (с учетом средств межбюджетных трансфертов) (приложение 5 к Порядку), ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию основных мероприятий муниципальной программы (приложение 6 к Порядку) должны соответствовать объемам бюджетных ассигнований, утвержденным на соответствующие муниципальные программы решением Совета МО "Инта" о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы при необходимости подлежат уточнению и иные основные параметры муниципальной программы (в том числе целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и входящих в ее состав подпрограмм, ожидаемые результаты).
3.10. Система основных мероприятий и показателей муниципальной программы может корректироваться ежегодно в порядке, установленном для внесения изменений в муниципальную программу.
4. Содержание подпрограммы муниципальной программы
4.1. Подпрограмма должна формироваться с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
4.2. Требования к основным параметрам подпрограммы соответствуют требованиям к основным параметрам муниципальной программы.
4.3. Набор основных мероприятий и мероприятий подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер правового регулирования.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий, способствующих улучшению условий ведения бизнеса в сфере реализации муниципальной программы, и другие).
Основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной задачи подпрограммы муниципальной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
4.4. В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций, повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг в сфере реализации муниципальной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации муниципальной программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, могут включать:
внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации муниципальной программы (например, переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде);
разработку и внедрение единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями;
модернизацию технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм, и т. д.;
информационное обеспечение реализации муниципальной программы и мониторинг ее реализации.
Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
расходы на содержание органов местного самоуправления;
расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации муниципальной программы в целом;
расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, характеризуются количественными целевыми индикаторами и показателями, отвечающими требованиям, указанным в пункте 3.8 настоящих Методических рекомендаций.
4.5. При формировании набора основных мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (далее - контрольные события) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
5. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
5.1. Муниципальная программа является неотъемлемой частью постановления администрации МО "Инта" об утверждении муниципальной программы.
5.2. Дополнительные и обосновывающие материалы к муниципальной программе не входят в состав материалов, подлежащих утверждению постановлением администрации МО "Инта", а представляются с проектом муниципальной программы в качестве обосновывающих материалов к ней (пояснительная записка).
5.3. При формировании характеристики текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития МО "Инта" предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем и потенциал развития анализируемой сферы.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития МО "Инта" должен определять тенденции ее развития по итогам реализации муниципальной программы и включать описание основных мероприятий муниципальной программы (подпрограмм), оказывающих влияние на достижение целей и решение задач муниципальной программы (подпрограммы).
При обосновании необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется во взаимосвязи и с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок составления проекта бюджета МО "Инта".
Если в реализации муниципальной программы участвуют организации (в том числе муниципальные учреждения), а также предполагается использование средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета МО "Инта", оценка расходов за счет муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности и юридических лиц, участвующих в реализации муниципальной программы, и других источников, выделенных на реализацию целей муниципальной программы.
6. Проведение мониторинга реализации муниципальной программы
6.1. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного уровня и осуществляется ежеквартально согласно пунктам 6.8 и 6.9 раздела 6 Порядка.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем муниципальной программы.
Ответственный исполнитель координирует деятельность соисполнителей по заполнению форм мониторинга.
7. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы
7.1. Годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей муниципальной программы, и представляется в отдел экономики в сроки, установленные пунктом 6.10 Порядка. Ответственные исполнители, соисполнители муниципальной программы несут персональную ответственность за достоверность и полноту предоставляемой информации.
7.2. Годовой отчет имеет следующую структуру:
7.2.1. Титульный лист к годовому отчету:
1) наименование муниципальной программы;
2) наименование ответственного исполнителя муниципальной программы;
3) отчетный год;
4) дата составления отчета;
5) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
7.2.2. Сведения о достижении значений целевых индикаторов и показателей по форме согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
7.2.3. Сведения о степени выполнения основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий муниципальной программы по форме согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
7.2.4. Текстовая часть годового отчета - краткая и емкая информация об основных результатах реализации муниципальной программы (в разрезе подпрограмм), достигнутых в отчетном году, в объеме не более двух листов в целях включения ее в сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в текстовую часть годового отчета включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
7.3. На основании годовых отчетов ответственных исполнителей муниципальных программ отдел экономики ежегодно формирует сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, который имеет следующую структуру:
7.3.1. отчет о ходе реализации муниципальных программ МО "Инта" за отчетный год, в котором отражается информация о финансировании муниципальных программ и их подпрограмм в разрезе источников финансирования, в соответствии с пунктом 6.9 Порядка.
7.3.2. текстовая часть в соответствии с пунктом 7.2.4 настоящих Методических рекомендаций.
7.3.3. информация о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ за отчетный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.